Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Приморского краевого суда от 20.04.2001
<О ПРИЗНАНИИ В ЧАСТИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 14 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫХ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИЗБИРАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЕМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ", И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 14 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2001 года

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Горбенко Т. Н.
с участием прокурора Самойловой В. Г.
при секретаре Ямщиковой И. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействующим и не подлежащими применению п. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением в Приморском крае", и п. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае", установил:

Прокурор обратился в суд с указанными требованиями по тем основаниям, что в п. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением в Приморском крае" от 5.09.2000 года, и в п. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае" от 19.08.1999 г., в редакции от 21.09.2000 г., предусмотрен отличный от положений п. 2 ст. 23 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок формирования представительными органами местного самоуправления избирательных комиссий муниципального образования и участковых избирательных комиссий.
Оспариваемыми законами на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность назначить в состав указанных избирательных комиссий представителей от каждого из избирательных объединений, блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Приморского края и представительном органе местного самоуправления. Это, по мнению прокурора, противоречит положениям федерального закона, в котором установлена обязанность представительных органов местного самоуправления назначить не менее одной трети состава избирательных комиссий на основе предложений, поступивших от перечисленных избирательных блоков.
Представители Думы Приморского края заявленные требования не признали и пояснили, что конституционное требование о соответствии законов субъекта РФ, принятых по вопросам совместного ведения, федеральному законодательству не означает их полное совпадение. По мнению Думы Приморского края, оспариваемые правовые нормы не противоречат федеральному закону, они приняты на основании ч. 3 ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как дополнительные гарантии таких прав, они более полно учитывают общественные интересы и создают условия для большей объективности в работе избирательных комиссий. При этом в каждом конкретном случае представительный орган местного самоуправления имеет возможность определить количественный состав избирательной комиссии с учетом необходимости назначения представителей от каждого избирательного объединения и блока.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора.
Как установлено по делу и не оспаривается Думой Приморского края, частично содержание ч. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением в Приморском крае" и ч. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае", которыми регулируется порядок формирования представительными органами местного самоуправления избирательных комиссий муниципального образования и участковых избирательных комиссий, не соответствует положениям п. 2 ст. 23 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку этими нормами на представительный орган местного самоуправления возлагается обязанность назначить в состав избирательных комиссий представителей от каждого избирательного объединения и избирательного блока, имеющих фракции в Государственной Думе, Думе Приморского края и представительном органе местного самоуправления, а не установленное федеральным законом количество таких представителей не менее одной трети состава избирательных комиссий.
Оспариваемые нормы, кроме того, ограничивают право представительного органа местного самоуправления самостоятельно определить численный состав избирательных комиссий муниципального образования и участковых избирательных комиссий, вытекающее из положений ст. 23 вышеназванного федерального закона и закрепленное в статьях 13 оспариваемых краевых законах, поскольку минимальное количество членов избирательной комиссии фактически становится фиксированным.
Указанные несоответствия суд расценивает как противоречие закона субъекта РФ федеральному законодательству, вследствие которого оспариваемые положения законов Приморского края следует признать недействующими и не подлежащими применению.
Доводы Думы Приморского края о том, что оспариваемые положения законов Приморского края приняты на основании п. 3 ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд находит неубедительными, поскольку в этой правовой норме предусмотрено право законами субъекта РФ устанавливать дополнительные гарантии избирательных прав граждан, а не других субъектов избирательного процесса.
Заслуживают внимания доводы Избирательной комиссии Приморского края о том, что практическое применение оспариваемых положений нарушает предусмотренные законом права собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы на участие в формировании состава избирательных комиссий.
Кроме того, из положений ст. 22, 23 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что федеральным законом определен общий принцип участия представителей избирательных объединений и избирательных блоков в деятельности избирательных комиссий по усмотрению представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

По изложенному и руководствуясь п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 191 - 197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать в части недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу п. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением в Приморском крае", и п. 2 ст. 14 Закона Приморского края "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае", исключив из этих норм слова "от каждого".
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в "Ведомостях Думы Приморского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение 10 дней.

Судья
Т.Н.ГОРБЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru