РЕШЕНИЕ Приморского краевого суда от 19.04.2001
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ И НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ЧАСТЬ 1 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 09.08.2000 "О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЗБИРАЕМОГО ИЗ СОСТАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ">
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2001 года
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Горбенко Т. Н.
с участием прокурора Ковалева С. А.
при секретаре Курбатовой О. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании недействительной и не подлежащей применению ч. 1 ст. 2 Закона Приморского края от 09.08.2000 г. "О выборах главы муниципального образования, избираемого из состава представительного органа местного самоуправления в Приморском крае", установил:
Прокурор обратился в суд с указанным требованием по тем основаниям, что предусмотренный в ч. 1 ст. 2 Закона "О выборах главы муниципального образования, избираемого из состава представительного органа местного самоуправления в Приморском крае" порядок определения срока полномочий главы муниципального образования, при котором полномочия начинаются с момента определения результатов выборов и истекают в момент прекращения его полномочий как депутата представительного органа местного самоуправления, из состава которого он избран, противоречит положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку в части 3 ст. 18 этого Закона установлено, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
Представитель Думы Приморского края не согласился с заявленным требованием и в обоснование своих возражений сослался на то, что, по их мнению, полномочия главы муниципального образования, избираемого из состава представительного органа местного самоуправления, производны от его полномочий депутата представительного органа, что глава муниципального образования имеет особый статус по сравнению с иными выборными должностными лицами местного самоуправления, а, кроме того, различен и статус главы муниципального образования в зависимости от способа его избрания. Представитель Думы Приморского края пояснил, что продление срока полномочий главы муниципального образования, избранного из состава представительного органа, сверх срока полномочий самого представительного органа является, по их мнению, нарушением конституционного принципа народовластия.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из ч. 8 п. 1 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом определено понятие выборного должностного лица местного самоуправления как должностного лица, избранного населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенного согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Аналогичное определение понятия выборного должностного лица местного самоуправления содержится в ч. 9 п. 1 ст. 1 закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае".
В указанных нормах федерального и краевого законодательства не предусмотрено каких-либо отличий в статусе и полномочиях выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе главы муниципального образования, в зависимости от порядка их избрания.
Статья 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляет субъекту РФ право устанавливать порядок избрания главы муниципального образования, а статус выборного должностного лица местного самоуправления установлен в ст. 18 этого Закона для всех таких лиц и при этом определен единый порядок перехода полномочий, при котором начало полномочий обусловлено днем вступления в должность, а прекращение полномочий днем вступления в должность вновь избранного должностного лица.
Таким же образом с учетом принципа преемственности власти разрешен вопрос о порядке перехода полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Законах Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" и "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае".
С учетом изложенного, суд считает, что ч. 1 ст. 2 Закона Приморского края "О выборах главы муниципального образования, избираемого из состава представительного органа местного самоуправления в Приморском крае", в котором установлен иной порядок перехода полномочий главы муниципального образования и предусмотрено, что полномочия начинаются с момента определения результатов выборов и истекают в момент прекращения его полномочий как депутата представительного органа местного самоуправления, из состава которого он избран, противоречит положениям Федерального закона, а кроме того, не соответствует положениям других законов края, регулирующих этот вопрос.
Доводы Думы Приморского края о том, что глава муниципального образования, избранный на эту должность из состава представительного органа, должен иметь особый статус и его полномочия выборного должностного лица производны от депутатских полномочий, суд считает не основанными на законе. По мнению суда, в связи с избранием на выборную должность главы муниципального образования, депутат представительного органа приобретает новый статус выборного должностного лица местного самоуправления и вопросы его пребывания в этой должности должны разрешаться по общим нормам законодательства о местном самоуправлении.
Ссылки Думы Приморского края на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.1997 г. "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Тамбовской области" неубедительны, поскольку в п. 7 этого постановления разрешен вопрос о полномочиях председателя Думы, т. е. депутата представительного органа, не имеющего иного статуса.
Что касается принципа народовластия, то суд не может согласиться с доводом Думы Приморского края о его нарушении в связи с продолжением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, избранного из состава представительного органа после прекращения полномочий этого представительного органа, так как указанный принцип реализуется на этапе избрания депутата на должность главы муниципального образования.
Суд считает, что предусмотренный оспариваемой нормой закона порядок перехода полномочий главы муниципального образования, при котором возможен временной разрыв между деятельностью выборных должностных лиц и вследствие этого осуществление полномочий выборного должностного лица иными лицами, что не отрицал представитель Думы Приморского края, является, в свою очередь, нарушением конституционного принципа народовластия.
На основании изложенного и руководствуясь п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 191 - 197 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу часть 1 статьи 2 Закона Приморского края от 09.08.2000 г. "О выборах главы муниципального образования, избираемого из состава представительного органа местного самоуправления в Приморском крае".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Ведомостях Думы Приморского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение 10 дней.