ИНФОРМАЦИЯ комитета по защите прав потребителей администрации края от 05.04.2001
"ОБ ИТОГАХ ВЫПОЛНЕНИЯ "ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1999 - 2000 ГГ." И ПОДГОТОВКЕ "ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 2001 - 2003 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
от 5 апреля 2001 г.
ОБ ИТОГАХ ВЫПОЛНЕНИЯ "ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1999 - 2000 ГГ."
И ПОДГОТОВКЕ "ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 2001 - 2003 ГГ."
Информация представлена зам. председателя к заседанию краевого совета по делам потребителей, состоявшемуся 05.04.2001 г., и включена в информационный банк на основании письма комитета по защите прав потребителей от 19 апреля 2001 г. № 17/252-25
В 1999 - 2000 гг. в Приморском крае проводилась работа по реализации мероприятий Программы защиты прав потребителей (основные направления реализации потребительской политики), утвержденной постановлением губернатора края от 03.09.99 № 402. В выполнении мероприятий Программы участвовали 19 территориальных управлений и инспекций федеральных органов исполнительной власти, 20 департаментов, комитетов, управлений и отделов администрации края, 39 муниципальных образований края и общественные объединения потребителей.
Реализация Программы защиты прав потребителей осуществлялась по следующим основным направлениям:
совершенствование действующей системы защиты прав потребителей;
совершенствование правозащитной деятельности;
совершенствование деятельности по защите прав потребителей от некачественных и опасных товаров (работ, услуг);
принятие мер экономической защиты интересов и прав потребителей;
совершенствование пропагандистской деятельности в области защиты прав потребителей;
совершенствование условий для реализации прав потребителей на обучение и образование;
формирование информационной системы о нарушении законодательства о защите прав потребителей.
Анализ выполнения мероприятий Программы показывает, что реализация потребительской политики в различных ее аспектах все более органично встраивается в деятельность территориальных управлений и инспекций федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделениях администрации края, администраций муниципальных образований края и общественных объединений потребителей, при этом:
достигается комплексный подход при реализации потребительской политики на территории края;
повышается взаимная заинтересованность всех структур общекраевой системы защиты прав потребителей в более тесном взаимодействии, дополнении друг друга при решении актуальных проблем защиты прав потребителей;
совершенствуется система оперативного обмена информацией между заинтересованными структурами об опасных и некачественных товарах, работах, услугах в целях предупреждения населения об этих фактах;
комплексная контрольно - аналитическая работа в проблемных секторах потребительского рынка позволяет более эффективно строить работу по пресечению и предотвращению нарушений прав потребителей;
возросла эффективность судебной защиты прав потребителей;
отрабатывается система работы с предпринимательским корпусом, что позволяет добиваться восстановления нарушенных прав потребителей в добровольном (досудебном) порядке;
в крае сложилась определенная практика информирования и просвещения населения через средства массовой информации, применение образовательных программ в учебных заведениях, нетрадиционных методов обучения и т. д.;
позитивно меняется общественное потребительское движение в крае.
Вся эта работа позволяет гражданам Приморского края знать о своих потребительских правах и отстаивать их самостоятельно или с помощью специалистов по защите прав потребителей краевого и муниципального уровней.
Положительным результатом в реализации мероприятий 1 раздела Программы "Совершенствование действующей системы защиты прав потребителей" является сохранение сложившейся в крае системы защиты прав потребителей на муниципальном уровне, т. к. практика прежних лет показывает, что нередко в результате перемен в руководстве муниципальных образований, прошедших в связи с выборами глав, создается ситуация реального сокращения или ликвидации подразделений по защите прав потребителей.
В настоящее время такие структуры есть во всех муниципальных образованиях края - в 15 это самостоятельные подразделения по защите прав потребителей, в 24 они входят в состав управлений, отделов экономики, торговли, потребительского рынка и др.
Комитетом по защите прав потребителей администрации края при выполнении мероприятий этого раздела Программы проводилась совместно с Приморским территориальным управлением МАП России большая разъяснительная работа о роли и задачах муниципальной ветви системы защиты прав потребителей, необходимости дальнейшего развития в крае института уполномоченных по защите прав потребителей в сельских и поселковых населенных пунктах, общественных объединений потребителей.
В настоящее время на территории 23 муниципальных образований края осуществляют деятельность 204 уполномоченных по защите прав потребителей, для которых в период выполнения программы проведено 3 курсовых семинара - совещания (в городах Дальнереченске, Спасске - Дальнем, Ольгинском районе). Кроме этого, оказано определенное содействие специалистам по защите прав потребителей муниципальных образований края по организации работы на местах в части реализации Закона РФ "О защите прав потребителей", в т. ч. проведены краевые и кустовые семинары, по вопросам защиты прав потребителей с руководителями (специалистами) отделов по защите прав потребителей муниципальных образований края и общественных объединений потребителей, стажировки специалистов, а также оказана методическая помощь.
По состоянию на 01.01.01 в муниципальных образованиях края действует 38 общественных объединений потребителей, при этом 24 общественных объединения прошли предусмотренную законодательством регистрацию в управлении Министерства юстиции РФ по Приморскому краю, среди них 5 имеют статус краевого уровня.
Позитивным моментом в развитии и становлении общественного потребительского движения является создание и регистрация в августе 2000 г. управлением Министерства юстиции РФ по Приморскому краю общественной организации "Ассоциация общественных объединений потребителей Приморского края".
Однако, анализ деятельности ряда общественных объединений потребителей свидетельствует, что изначально их учредители и члены неверно понимают принципы, формы и методы работы по защите прав потребителей на общественных началах, не полностью реализуют возможности, предоставленные общественным объединениям ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", в том числе и по развертыванию в крае широкой информационно - просветительской работы с населением, о чем неоднократно приходилось подправлять ряд общественных организаций. Поэтому данное направление должно дальше развиваться и реализоваться.
Реализация мероприятий раздела 2 Программы "Совершенствование правозащитной деятельности" позволила повысить эффективность досудебной и судебной защиты прав потребителей. Основное количество заявлений и претензий потребителей рассматривается и удовлетворяется в досудебном порядке (1999 г. - 96,7%, 2000 г. - 96,2%), что не исключает судебной защиты прав потребителей, при этом отмечается рост числа обращений потребителей в суды (к примеру, рост в 2000 г. на 28,0% к уровню 1999 г.). Это объясняется не только повышением осведомленности потребителей о своих правах, но и помощью, которая оказывается им органами по защите прав потребителей на всех этапах судебного разбирательства, составления кассационных жалоб, что немаловажно для слоев населения с невысокими доходами, не имеющего финансовых возможностей оплаты услуг адвоката.
По сравнению с предыдущими годами наметилось улучшение ситуации по вынесению судами решений о компенсации морального вреда в случае нарушения прав потребителей и причинения им нравственных и физических страданий. К примеру, практически по всем удовлетворенным в 2000 г. искам потребителей суды приняли решения об удовлетворении компенсации морального вреда.
В рамках реализации мероприятий данного раздела Программы Приморским территориальным управлением МАП России, комитетом по защите прав потребителей обобщается судебная практика по защите прав потребителей, которая в обязательном порядке направляется в МАП России, муниципальные образования края, Приморский краевой суд, с которым налажено взаимодействие по участию в краевых семинарах по вопросам защиты прав потребителей, предоставлению информации, рассмотрению вопросов судебной практики на краевом совете по делам потребителей при администрации края.
Одной из составляющих реализации данного раздела Программы является повышение роли административной ответственности юридических лиц и предпринимателей при совершенствовании нарушений действующего законодательства, регулирующего правоотношения на потребительском рынке, в частности активизации работы административных комиссий при муниципальных образованиях края. Итоги выполнения Программы за 1999 - 2000 годы свидетельствуют, что ситуация не меняется - средний уровень наложенного штрафа соответственно составил 0,8 и 0,6 тыс. рублей (снижение), уровень фактического взыскания штрафов - 63,2% и 63,1% (без роста), приостановление или прекращение продажи товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей" - 4509 случаев и 3490 случаев (снижение), т. е. органами местного самоуправления не до конца используется механизм административной ответственности при наведении порядка на потребительском рынке.
В то же время, использование действующего механизма лицензирования и аккредитации отдельных сфер деятельности (туристские, ремонтно - строительные, ветеринарные, транспортные услуги, поставка алкогольной продукции и др.) на сегодняшний день остается действенной мерой по недопущению проникновения на потребительский рынок недобросовестных предпринимателей и защиты прав потребителей.
Мероприятия раздела 3 Программы "Совершенствование деятельности защиты прав потребителей от некачественных товаров (работ, услуг)" были направлены прежде всего на координацию действий в сфере обеспечения контроля качества, в т. ч. безопасности товаров, работ и услуг, совершенствования работы по сертификации товаров, работ, услуг, а также систем качества на производствах, координации деятельности органов по сертификации.
В информации, представленной территориальными органами государственного надзора и контроля - исполнителями - Программы, отражена их деятельность, направленная на пресечение и предупреждение поступления на потребительский рынок края опасных и некачественных товаров, работ, услуг, отражены схема и направления их взаимодействия, результаты эффективности системы оперативного обмена информацией между заинтересованными структурами об опасных и некачественных товарах, работах, услугах, о недобросовестных хозяйствующих субъектах и мерах, принятых к ним согласно действующего законодательства.
Следует отметить, что в данном направлении еще многое не сделано, к примеру, на территории края, особенно в г. Владивостоке, нарушения Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", других нормативных правовых актов в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов носят массовый характер. В ходе контрольно - аналитической работы на потребительском рынке выявляется значительное количество некачественных и опасных товаров, без документов, подтверждающих качество и безопасность, происхождение товара, реализация с нарушением санитарных норм и правил и др. Аналогичная ситуация по качеству и безопасности складывается и в сфере оказания отдельных видов услуг (туристские, медицинские, транспортные и др.).
В итоговых материалах выполнения Программы по разделу 4 "Меры экономической защиты интересов и прав потребителей" исполнителями Программы отражена информация по реализации социально - экономических вопросов. Это прежде всего информация о выполнении мероприятий экономической направленности, влияющих на стабилизацию ситуации на потребительском рынке товаров, работ, услуг, а также социальной направленности, реально влияющих на улучшение положения граждан, особенно социально - незащищенных слоев населения.
Конкретные меры и действия, принятые отраслевыми департаментами, комитетами, управлениями и отделами администрации края и муниципальными образованиями края были направлены на поддержку местных товаропроизводителей, предпринимателей, насыщение потребительского рынка качественными и конкурентоспособными товарами местного производства и их продвижение на рынки других регионов России (смотры - конкурсы, ярмарки, выставки и т. д.), формирование современной инфраструктуры торговли, поддержку предприятий и предпринимателей, оказывающих различные услуги в сфере бытового обслуживания, а также в сферах потребительского рынка наиболее значимых для жизнеобеспечения граждан - жилищно - коммунальных услуг, услуг транспорта и медицины, на совершенствование социальной помощи различным слоям населения и др.
В разделе приведена информация о ходе работы на территории края по формированию списков и производству компенсационных выплат вкладчикам, пострадавшим от деятельности нелицензированных финансовых компаний по линии Федерального общественно - государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ, г. Москва).
За период 1998 - 2000 гг. на территории края комитетом по защите прав потребителей, во взаимодействии с муниципальными образованиями края было зарегистрировано 4378 пострадавших вкладчиков, списки по которым были направлены в ФОГФ, произведены компенсационные выплаты 1901 вкладчику на общую сумму свыше 1,3 млн. рублей,
В настоящее время комитетом осуществляется производство компенсационных выплат очередным льготным категориям вкладчиков по ведомостям, поступившим из ФОГФа (2206 вкладчиков, общая сумма компенсации более 1,5 млн. рублей).
Одновременно проводится постоянная работа по регистрации и формированию дополнительных списков пострадавших вкладчиков для направления их в ФОГФ, а также работа по подготовке материалов для Попечительского Совета ФОГФа о рассмотрении возможности включения в реестр финансовых компаний, по которым производятся выплаты, других региональных компаний, не выполнивших своих обязательств перед вкладчиками.
Построение правового государства и построение цивилизованных правоотношений на потребительском рынке требуют не только формирования соответствующей законодательной базы, реализации мер экономической направленности, но и обеспечения адекватного поведения граждан, что, в свою очередь, предполагает знание населением и предпринимательским корпусом своих законных прав и обязанностей, поэтому информационно - просветительская работа становится одним их наиболее важных элементов проводимой государственной потребительской политики на территории края.
Информация, представленная исполнителями Программы, по выполнению раздела 5 "Совершенствование пропагандистской деятельности в области защиты прав потребителей" и раздела 6 "Совершенствование условий для реализации прав потребителей на обучение и образование" отражает конкретные результаты проведенной работы по реализации ст. 3 Закона РФ "О защите прав потребителей", определяющей права потребителей в области просвещения и образования.
Следует отметить, что в целом в крае сформировалась система информирования и просвещения населения, распространения знаний о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, включающая:
пропаганду правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации (печатные, телевидение, радио), выпуск специальных изданий, например, газеты "Спрос" в Приморье", а также через применение образовательных программ в учебных заведениях всех уровней, нетрадиционных методов обучения (занятия в "Школе потребителя", проведение "круглых столов", встречи в трудовых коллективах, месту жительства или учебы граждан). Учитывая социальную направленность работы по защите прав потребителей, особое внимание в ходе информационно - просветительской деятельности уделялось просвещению социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и сельской местности потребителей.
При выполнении мероприятий вышеуказанных разделов Программы также следует отметить согласованность действий и единство понятия значимости данного направления у всех ответственных исполнителей, как на краевом, так и на муниципальном уровнях.
В крае постепенно складывается система обучения детей и молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.
Немаловажное значение в повышении потребительской культуры населения имеют те мероприятия Программы, которые были направлены на обучение предпринимательского корпуса с целью формирования определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, способствующих добровольному разрешению возникающих потребительских конфликтов в досудебном порядке - проведение для них семинаров, встречи в трудовых коллективах, участие в работе совещаний, семинаров, проводимых отраслевыми ассоциациями и объединениями предпринимателей и др.
Реализация мероприятий 7 раздела Программы "Создание информационной системы о нарушениях законодательства о защите прав потребителей" была направлена прежде всего на создание соответствующего информационного обеспечения проводимой в крае государственной потребительской политики,
Поскольку существует взаимная заинтересованность всех участников (органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственного надзора и контроля, предпринимателей, потребителей, общественных объединений потребителей) в постоянном информационном обеспечении, особенно в сфере обеспечения оперативного контроля и предупреждения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, недобросовестных предпринимателей исполнителями этого раздела Программы проделана определенная работа, направленная на придание информационному обеспечению не спонтанного, а регулярного, системного характера с формированием определенных банков данных, в частности:
о реализации на территории края государственной политики по защите прав потребителей на основе работы с обращениями граждан органов по защите прав потребителей краевого и муниципального уровней и проводимой ими контрольно - аналитической работе по пресечению и предупреждению правонарушений на потребительском рынке;
на продукцию, по которой принято решение об отказе в выдаче, приостановлении действия или аннулировании сертификата соответствия, такая работа проводится и по продукции, получившей гигиенический или экологический сертификат, ветеринарное заключение;
оперативный обмен информацией о выявленных случаях проникновения на потребительский рынок опасных, поддельных товаров или возможности проникновения такой продукции и др.
Однако, следует отметить, что меры, принимаемые в этом направлении, еще недостаточны, межведомственный обмен все же не носит системный, постоянный характер, отсутствует проработанный всеми заинтересованными структурами механизм формирования и использования совокупности информационных ресурсов в этом направлении, недостаточное финансирование системы информации и отсутствие должной технической базы также не позволяет в полной мере решить эту проблему.
Представляется, что данное направление должно получить дальнейшее развитие в ходе реализации на территории края Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и нормативных правовых актов, принятых Правительством РФ в его развитие, в частности от 22.11.2000 № 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" и др.
Комитетом по защите прав потребителей администрации края, как ответственным за подведение итогов выполнения Программы, подготовлена:
сводная информация по итогам за 1999 г. (письмо от 25.02.2000 № 17/125-25);
сводная информация по итогам за 1 полугодие 2000 г. (письмо от 15.08.2000 № 17/539-25);
сводная информация по итогам за 2000 год (письмо от 12.02.2000 № 17/85-25).
Исходя из анализа выполнения мероприятий Программы за 1999 - 2000 годы и учитывая опыт двухлетней совместной работы всех ответственных исполнителей Программы, а также актуальность ее основных направлений было принято решение о целесообразности продолжения выполнения мероприятий в 2001 году до принятия новой Программы защиты прав потребителей в Приморском крае на 2001 - 2003 годы. Продолжать совместную скоординированную работу обязывают также и ряд нормативных правовых актов федерального и краевого уровней, направленных на дальнейшую стабилизацию в сфере производства и оборота товаров и услуг, усиление государственных гарантий защиты прав и интересов потребителей.
Для поддержания достигнутых успехов в реализации потребительской политики в Приморском крае следующая Программа по защите прав потребителей должна содержать прежде всего такие наиболее значимые направления, такие как:
совершенствование правозащитной деятельности;
защита прав потребителей от некачественных и опасных товаров (работ, услуг);
реализация мер экономической защиты прав потребителей;
создание современного информационного обеспечения.
Указанные направления могут быть дополнены, уточнены с учетом разработанных Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства приоритетных направлениях государственной потребительской политики на 2001 - 2010 годы.
Исходя из изложенного и в целях повышения эффективности работы над проектом новой краевой Программы защиты прав потребителей, комитет по защите прав потребителей администрации края предлагает:
1. Создать рабочую группу по подготовке проекта Программы в составе представителей:
комитета по защите прав потребителей администрации края;
Приморского территориального управления МАП России;
Приморского территориального управления Госторгинспекции;
Приморского ЦСМ;
Центра госсанэпиднадзора в Приморском крае;
Приморского краевого фонда защиты потребителей;
Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края.
2. Членам краевого совета по делам потребителей при администрации края в пределах компетенции структуры, которую они представляют, определиться по вопросам. направлениям и мероприятиям, для включения в проект Программы и представить в рабочую группу.
Председатель комитета по защите прав
потребителей администрации края
С.С.ПОПОВА