ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Приморского края от 30.03.2001 № 245
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов администрации Приморского
края", № 4, 30 марта 2001 года
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2001 г. № 245
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
НА 2001 - 2005 ГОДЫ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" и в целях повышения профессионального уровня кадров агропромышленного комплекса края, удовлетворения потребности в высококвалифицированных специалистах, формирования резерва руководителей и их закрепления в сельскохозяйственном производстве постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Приморского края на 2001 - 2005 годы (далее - Программа).
2. Финансовому управлению администрации края (Савченко), департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации края (Морочек) обеспечить приоритетное финансирование мероприятий, связанных с выполнением Программы.
3. Рабочей группе по разработке региональной целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства Приморского края на период до 2010 года" (Кадышева) в своей деятельности руководствоваться Программой кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Приморского края на 2001 - 2005 гг.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И. о. губернатора края
В.С.ДУБИНИН
Утверждено
постановлением
губернатора края
от 30.03.2001 № 245
ПРОГРАММА
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Паспорт Программы
Наименование Программы - "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Приморского края на 2001 - 2005 годы" (далее - Программа).
Основание для принятия Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса".
Государственный заказчик Программы - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
Основные разработчики Программы - отдел кадров и правовой работы департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края, Приморская государственная сельскохозяйственная академия.
Цель и задачи Программы - формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса (далее - АПК), укомплектование сельскохозяйственных предприятий руководителями и специалистами с высоким уровнем компетентности, способных обеспечить эффективную работу отрасли в новых рыночных условиях. Обеспечение адекватности кадрового сопровождения основным направлениям развития АПК.
Основные мероприятия Программы - управление кадровым формированием, отбор перспективных специалистов и формирование кадрового резерва руководителей, их переподготовка, мероприятия по работе с руководящими кадрами и специалистами АПК, их подготовка и повышение квалификации, аттестация руководителей государственных предприятий АПК, развитие информационно - консультационной службы, обобщение и распространение передового опыта.
Исполнители и соисполнители - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края, управления (отделы) сельского хозяйства муниципальных образований края, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, аграрный техникум "Уссурийский", Дальневосточный гидромелиоративный техникум.
Объемы и источники финансирования - развитие и содержание учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования финансируется федеральным бюджетом, целевая подготовка кадров и повышение их квалификации - краевым, муниципальными бюджетами, средствами предприятий АПК.
Ожидаемые конечные результаты - обеспечение агропромышленного комплекса края квалифицированными кадрами, совершенствование кадрового потенциала предприятии АПК. Расширение перечня образовательных и консультационных услуг учебными заведениями, готовящими кадры для АПК; значительное повышение качества подготовки кадров, их конкурентной способности на рынке труда; соответствие механизма подготовки кадров АПК условиям функционирования рынка труда.
Система организации контроля и исполнения - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края ежегодно собирает сведения о численности и должностном передвижении руководителей, специалистов и рабочих кадров, уровне их профессионального образования, о подготовке молодых специалистов и их трудоустройстве. Оказывает образовательным учреждениям правовую, техническую и финансовую помощь в организации и проведении целевого набора студентов из выпускников сельских школ. Способствует своевременному проведению аттестации учебных заведений, готовящих кадры для АПК. Принимает участие в оценке качества подготовки кадров. Принимает отчетность от учебных заведений и проводит проверки целевого использования выделенных из краевого бюджета денежных средств.
1. Анализ обеспеченности кадрами АПК Приморского края
В крае проведена определенная работа по разработке и осуществлению государственной политики кадрового обеспечения АПК применительно к условиям формирующихся рыночных отношений. В агропромышленном комплексе края функционирует система непрерывного аграрного образования, включающая в себя Приморскую государственную сельскохозяйственную академию (ПГСХА), входящий в нее Институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, аграрный техникум "Уссурийский", Дальневосточный гидромелиоративный техникум.
В ПГСХА ведется подготовка по 22 специальностям, за последние 3 года введены новые дисциплины, в том числе по менеджменту, маркетингу, коммерции, налогообложению, финансовому менеджменту, переработке сельскохозяйственной продукции и др.
В техникумах ведется подготовка по 14 специальностям, в том числе новым:
коммерция, страховое дело, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и др.
Ежегодно учреждения аграрного образования выпускают более 600 специалистов с высшим и до 800 со средним профессиональным образованием, институт повышения квалификации осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации около 700 специалистов.
В сельской местности края всего проживает 476.5 тыс. человек, из них трудоспособное сельское население составляет 283.9 тыс. человек. В сельскохозяйственных организациях в должности руководителей и специалистов работают 3217 человек, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности - соответственно 1697; из них 220 непосредственно руководителями сельскохозяйственных предприятий и 113 руководителями предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Анализ качественного состава представлен в таблицах 1, 2, 3.
Кадровый потенциал формируется в крае в сложной социально - демографической обстановке, при этом доля трудоспособного населения и молодежи в сельской местности снижается (источник данных - статистический бюллетень "Население Приморского края в 1999 году", Владивосток, 2000 г.).
В сельской местности проживает 21.7 процента жителей края, при этом 59.6 процента из них относится к категории трудоспособного населения. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся в последнее время социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения. В настоящее время жители пенсионного возраста на селе составляют около 20 процентов, и этот процесс (по прогнозу) в ближайшие годы будет прогрессировать. Ускоряются темпы естественной убыли сельского населения. За последние 10 лет численность работающих в АПК уменьшилась на 36.2 тысячи человек.
Таблица 1
Динамика сельского населения Приморского края
---------------T---------T------------------------------¬
¦ Годы ¦ Всего ¦ в том числе в возрасте ¦
¦ ¦тыс. чел.+--------------T---------------+
¦ ¦ ¦ 0-15 лет ¦Трудоспособном ¦
¦ ¦ +---------T----+---------T-----+
¦ ¦ ¦тыс. чел.¦% ¦тыс. чел.¦ % ¦
+--------------+---------+---------+----+---------+-----+
¦1999 (ст. от.)¦ 476.5 ¦ 116.3 ¦24.4¦ 283.9 ¦59.6 ¦
¦2000 (прогн.) ¦ 472.1 ¦ 111 ¦23.3¦ 281.4 ¦60.5 ¦
¦2003 (прогн.) ¦ 467.7 ¦ 96.4 ¦20.7¦ 283 ¦60.4 ¦
¦2005 (прогн.) ¦ 459.7 ¦ 87.1 ¦19.3¦ 282 ¦60.2 ¦
L--------------+---------+---------+----+---------+------
Таблица 2
Состав руководящих работников и специалистов
сельскохозяйственных предприятий по состоянию
на 1 января 2000 г.
Непосредственно в сельскохозяйственном производстве по состоянию на 1 января 2000 года работало 281.4 тыс. человек, или 12.9 процента ко всему населению края. По причине обострившихся социальных проблем, низкого уровня заработной платы в последние годы росли темпы выбытия и сменяемости руководителей и специалистов, ухудшился их качественный состав. В сельхозпредприятиях на эту дату насчитывалось 350 вакантных мест, из них 18 руководителей и 117 главных специалистов. Обострилась проблема закрепления на селе молодых специалистов. В настоящее время численность специалистов в возрасте до 30 лет в сельских предприятиях составляет 10 процентов от их общего числа.
Несмотря на спад производства не снижается острота проблемы обеспеченности производственных подразделений хозяйств кадрами массовых профессий. На закреплении работников в аграрном секторе края крайне отрицательно сказывается отсутствие в большинстве хозяйств жилья и других объектов социальной сферы.
Не осуществляется строительство и реконструкция производственных помещений, дорог, катастрофически мало приобретается новой техники и оборудования. Комплексная механизация животноводческих помещений, к примеру, составляет на сегодняшний день лишь 23 процента.
Основным дестабилизирующим фактором является социально - экономическая нестабильность в стране, острейший финансовый дефицит. Практически за последние 5 лет не выделялись средства на кадровое обеспечение, заработная плата работникам в хозяйствах выплачивается на 65 процентов в виде натуроплаты. Выделяемые бюджетные средства на образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля не обеспечивают затрат на содержание зданий и сооружений, оплату коммунальных услуг. Не выделяются средства на укрепление материально - технической базы, создание нормальных условий для проведения учебного процесса, организацию производственной практики. В сложившихся условиях департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края предпринял ряд мер, направленных на ликвидацию части негативных тенденций в решении кадровых проблем. Проведены мероприятия по целевой подготовке специалистов в ПГСХА, решены вопросы их финансирования, намечена работа с резервом кадров, с помощью преподавателей ПГСХА ведется работа по созданию информационно - консультационной службы для сельхозтоваропроизводителей. Однако совокупность нерешенных проблем и факторов пока еще не позволяет обеспечить стабильный приток в аграрный сектор профессионально подготовленных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу. Импульсом для проведения более целенаправленной работы явилось постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", в котором в качестве приоритетных определены программные методы регулирования кадровых вопросов.
2. Кадровая политика
Развитие агропромышленного комплекса Приморского края имеет свои региональные особенности и сложности. Одним из факторов, определяющих успех или падение сельскохозяйственного производства, является кадровый потенциал. В условиях многообразия форм собственности меняется структура кадров, роль и значение отдельных категорий работников. Руководители и специалисты различного профиля создают основу социально - экономического развития села, вместе с тем новые социально - экономические реалии предъявляют иные требования к работнику, его квалификации. Поэтому проведение государственной кадровой политики нуждается в новых подходах.
Основными направлениями ее реализации являются:
формирование и совершенствование единого образовательного комплекса АПК, обеспечивающего универсальное, непрерывное образование с учетом преемственности, гибкости всех форм обучения, сбалансированного с социальной потребностью;
формирование и реализация социального заказа АПК края на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
активизация организаторской работы, обеспечивающая соответствующий этому заказу контингент абитуриентов, направленных для обучения по целевому набору;
улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направлению их на учебу в аграрные образовательные учреждения;
создание условий для значительного повышения качества подготовки кадров, обеспечение их конкурентной способности на рынке труда;
создание постоянно действующей школы резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий АПК;
подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации;
создание условий для корпоративных связей научных, учебных, производственных коллективов аграрного сектора;
организация переподготовки и повышения квалификации руководителей предприятий АПК;
развитие системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих массовых профессий;
проведение социально - экономических мероприятий по сдерживанию роста безработицы.
3. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы являются обеспечение сельскохозяйственной отрасли агропромышленного комплекса края управленческими кадрами и специалистами, уровень которых соответствует современным требованиям, предъявляемым к производству.
Задачи Программы:
дальнейшее совершенствование и развитие целевой, контрактной подготовки специалистов сельского хозяйства высшей и средней квалификации из числа сельской молодежи;
развитие дополнительного образования, совершенствование системы непрерывного профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации сельских товаропроизводителей и работников перерабатывающих отраслей в течение всей трудовой деятельности;
продолжение работы по созданию краевого резерва высококвалифицированных профессионалов, способных возглавить сельхозпредприятия, и их подготовке;
завершение организации и развитие информационно - консультационной службы АПК (региональной и районных);
повышение уровня мотивации труда работников АПК, формирование у них высокого уровня профессиональной компетентности, инновационного мышления, управленческой культуры, технологической устойчивости для работы в новых условиях.
Помимо основных задач Программа направлена на достижение вспомогательных целей. К ним относятся:
дальнейшее совершенствование оценки кадрового потенциала АПК;
создание более эффективной системы отбора специалистов, перспективных с точки зрения дальнейшей работы руководителями сельскохозяйственных предприятий;
развитие учебной, научной, методической и материальной базы всех учебных заведений АПК края и информационно - консультационных центров;
создание социальных условий для закрепления руководителей и специалистов в сельскохозяйственном производстве;
разработка и реализация комплекса мер по повышению статуса служб управления персоналом и расширению их функций.
Основные мероприятия
департамента сельского хозяйства и продовольствия
администрации Приморского края в рамках Программы
По имеющимся в структурных подразделениях данным и на основе тенденций развития производства АПК составлены таблицы, в которых отражены сведения о требуемом количестве кадров.
Требуется к замещению
работников сельскохозяйственных предприятий
В настоящее время подготовку специалистов по специальностям для сельскохозяйственных предприятий осуществляют Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Аграрный техникум "Уссурийский", Дальневосточный гидромелиоративный техникум. Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности недостающие специалисты пополняются из числа выпускников Дальневосточного государственного рыбохозяйственного университета, Дальневосточной академии экономики и управления, Благовещенского техникума пищевой промышленности.
ВЫСШЕЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Прием абитуриентов и выпуск специалистов в ПГСХА
в 1995 - 1999 гг.
------------------------------------------T-------T---------------¬
¦ Показатели ¦1999 г.¦ Прогноз ¦
¦ ¦факт +-------T-------+
¦ ¦ ¦2000 г.¦2005 г.¦
+-----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Студентов - всего, чел. ¦1633 ¦ 1536 ¦ 1540 ¦
¦В т. ч.: очного обучения ¦1240 ¦ 1160 ¦ 1160 ¦
¦Затраты (потребные) на 1 студента, руб. ¦2000 ¦16000 ¦21000 ¦
¦Общий объем затрат (потребный), тыс. руб.¦6080 ¦24576 ¦32340 ¦
L-----------------------------------------+-------+-------+--------
Дальневосточный гидромелиоративный техникум
Прогнозируемые показатели выпуска специалистов
Дальневосточного гидромелиоративного техникума
-----------------------------------------------T----------------¬
¦ ¦ 2001 - 2005 гг.¦
¦ +-------T--------+
¦ Группа специальностей ¦ всего ¦в т. ч. ¦
¦ ¦ ¦очное ¦
¦ ¦ ¦обучение¦
+----------------------------------------------+-------+--------+
¦1705 ТОРА ¦ 170 ¦ 170 ¦
¦3106 Механизация с/х ¦ 316 ¦ 230 ¦
¦2902 Строительство и эксплуатация зданий ¦ ¦ ¦
¦ и сооружений ¦ 170 ¦ 110 ¦
¦3202 Мелиорация и охрана земель ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦0601 Экономика, бухгалтерский учет и контроль ¦ 725 ¦ 450 ¦
¦0602 Менеджмент ¦ 150 ¦ 150 ¦
¦0201 Правоведение ¦ 458 ¦ 340 ¦
+----------------------------------------------+-------+--------+
¦Всего ¦ 2089 ¦ 1550 ¦
¦В том числе вновь открываемые ¦ - ¦ - ¦
L----------------------------------------------+-------+---------
Сводный расчет потребности средств
на реализацию "Программы кадрового обеспечения
агропромышленного комплекса Приморского края
на 2001 - 2005 годы" (в тыс. руб.)