Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Приморского краевого суда от 22.03.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПУНКТОВ 2, 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 21.07.1994 Г. № 358 "О ПОРЯДКЕ КОРРЕКТИРОВКИ, ПОНИЖЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ИЛИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕ ПОРОЖДАЮЩИМИ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СО ДНЯ ЕГО ИЗДАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2001 года

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Степановой Е. В.
с участием прокурора Сазоновой Т. В.
при секретаре Ямщиковой И. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края в защиту государственных и общественных интересов к администрации Приморского края о признании недействительными п. п. 2, 3 постановления администрации Приморского края от 21.07.1994 г. № 358 "О порядке корректировки, понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее природопользователей на территории Приморского края", установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании пунктов 2 и 3 постановления администрации Приморского края от 21.07.1994 г. № 358 "О порядке корректировки, понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее природопользователей на территории Приморского края", противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий, ссылаясь на то, что положения пунктов 2 и 3 указанного постановления противоречат требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (в ред. постановления Правительства РФ от 27.12.1994 г. № 1428) в части передачи права по осуществлению полномочий администрации Приморского края Приморскому краевому комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов, а также порядка рассмотрения обращений по вопросам корректировки, понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее.
В судебном заседании заявление поддержала Сазонова Т. В.
Представитель администрации Приморского края Бурлакова Е. В. заявление прокурора не признала, пояснив, что требование о передаче полномочий выполнено, так как проект постановления был согласован с Приморским краевым комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, обжалуемое постановление не расширило перечень организаций, которым может быть установлен пониженный размер оплаты или которые от оплаты могут быть освобождены.
Представитель заинтересованного лица - комитета по природным ресурсам администрации Приморского края Стоматюк Е. С., дал аналогичные пояснения, указав, что утвержденный администрацией края "Порядок" касается рассмотрения обращений по вопросам корректировки и понижения размеров оплаты, право на обращение имеет любой природопользователь.
Представитель заинтересованного лица - комитета природных ресурсов по Приморскому краю Министерства природных ресурсов России в судебное заседание не явился, о дне суда извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы сторон и лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, суд пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, обжалуемый пункт 2 постановления администрации Приморского края от 21.07.1994 г. № 358 гласит, что Приморскому краевому комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов передано право осуществлять полномочия администрации края по утверждению планируемых объемов корректировки размеров платежей природопользователей за загрязнение окружающей природной среды.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", деятельность органа государственной власти субъекта РФ осуществляется по принципу самостоятельного осуществления принадлежащих ему полномочий.
Пунктом 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации, пунктом 6 статьи 1 указанного закона предусмотрена передача Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ друг другу осуществления части своих полномочий по взаимному соглашению, т. к. в силу пункта 2 статьи 77 Конституции РФ, указанные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Ввиду отсутствия такого соглашения между администрацией Приморского края и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов доводы прокурора о том, что факт передачи полномочий по предмету спора документально не подтвержден, заслуживают внимания.
Представленный же администрацией Приморского края лист согласования проекта указанного постановления с руководителями комитетов и отделов, в том числе председателем Приморского краевого комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов - территориального органа Министерства окружающей среды и природных ресурсов, согласно Положению о комитете, утвержденному 18.11.1993 г. (п. 1.1, 1.2) таковым соглашением не является.
Как установлено в судебном заседании, обжалуемый пункт 3 постановления утверждает Порядок рассмотрения обращений по вопросам корректировки, понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее отдельных природопользователей.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции РФ, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Являясь субъектом Российской Федерации, Приморский край, согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ, обязан издавать акты, не противоречащие действующему федеральному законодательству, каковым, в частности, является постановление Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред. постановления Правительства РФ от 27.12.1994 г. № 1428).
Подпунктом "б" пункта 4 данного постановления предусмотрена необходимость согласования органами исполнительной власти с территориальными органами Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды либо освобождения от нее отдельных организаций социальной и культурной сферы, а также финансируемых из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ.
То есть, установлен как порядок обращения, так и перечень организаций.
Постановлением администрации Приморского края от 21.07.1994 г. № 358 - пунктом 3 - данный "Порядок" не соблюден, т. к. необходимость согласования с указанными органами вообще не предусмотрена для данных организаций.
Доводы представителя администрации об отсутствии необходимости включения указанного согласования в утвержденный ими "Порядок" при наличии "Порядка", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, суд находит несостоятельными, так как спорный "Порядок" регулирует процедуру рассмотрения обращений по вопросам корректировки и понижения размеров платы на территории края с момента обращения до принятия решения.
Пунктом 3 постановления администрации Приморского края от 21.07.1994 г. № 358 утвержден Порядок рассмотрения обращений по вопросам корректировки размеров платежей природопользователей.
Следует согласиться с доводами представителя администрации и заинтересованного лица, что обращение по вопросам корректировки является неотъемлемым правом каждого природопользователя.
Согласно пункту 1.3 "Порядка" предусмотрено, что он действует для всех предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц независимо от формы собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих любые виды деятельности на территории края, связанные с природопользованием.
Данные положения не противоречат и пункту 1 "Порядка", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, в том числе и в редакции от 27.12.1994 г.
Поэтому нельзя признать состоятельными доводы заявителя, что установленный пунктом 1.3 "Порядка" перечень организаций предусматривает возможность предоставления льгот не только для организаций социальной и культурной сферы, а также финансируемых из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.
Из пояснений представителя администрации, заинтересованного лица следует, что при предоставлении льгот руководствуются как постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, так и Инструктивно - методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 г. № 77).
Вместе с тем, учитывая, что обжалуемые пункты постановления администрации Приморского края противоречат федеральному законодательству, то как пункт 2, так и пункт 3 следует признать недействительными, согласившись с заявлением прокурора.
Учитывая, что постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, пунктом 4 и первоначально было предусмотрено согласование с территориальными органами Госкомитета санитарно - эпидемиологического надзора, противоречие пунктов 2, 3 постановления администрации края Конституции РФ, то согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 27 апреля 1993 года следует признать указанные пункты постановления недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 14, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора удовлетворить.
Признать п. п. 2, 3 постановления администрации Приморского края от 21.07.1994 г. № 358 "О порядке корректировки, понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее природопользователей на территории Приморского края" недействительными и не порождающими правовых последствий со дня его издания.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Приморский краевой суд.
Решение изготовлено судом 28 марта 2001 года.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Определением Верховного суда РФ от 5 июня 2001 года Решение суда оставлено в силе.
   ------------------------------------------------------------------


Председательствующий
Е.В.СТЕПАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru