РЕШЕНИЕ Приморского краевого суда от 20.03.2001
<О ПРИМЕНЕНИИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 11 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" ОТ 11 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА И СТАТЬИ 1 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ П. П. 1, 2, 3, 4, 5, 8 П. 1 СТАТЬИ 3 И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИМ ПУНКТОВ ПРИЛОЖЕНИЯ 1 К ЗАКОНУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" ОТ 29 НОЯБРЯ 2000 Г.>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2001 года
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ельницкой Н. Н.
с участием прокурора Нужденко Т. П.
адвоката Белянковой М. Г.
при секретаре Ямщиковой И. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кобзарь Михаила Александровича к Думе Приморского края о признании незаконным (недействующим) и не подлежащим применению в части Закона Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае", установил:
Кобзарь Михаил Александрович обратился в суд с заявлением о признании незаконным (недействующим) и не подлежащим применению п. 2 ст. 11 Закона Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае" от 24 ноября 1999 года и ст. 1 Закона Приморского края "О введении в действие пп. 1, 2, 3, 4, 5, 8 п. 1 статьи 3 и соответствующих им пунктов Положения 1 к Закону Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае" от 29 ноября 2000 г., ссылаясь на то, что с 1 июля 1999 г. на территории Приморского края введен закон Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае". Статьей 3 названного закона определен круг плательщиков единого налога, которыми являются лица, осуществляющие розничную торговлю через магазин, с численностью работающих до 30 человек (пп. 6 п. 1 ст. 3 Закона), предприниматели и организации, осуществляющие розничную торговлю с лотков, тележек, корзин), также на рынке через киоски, ларьки, палатки, торговые автоматы, автолавки, спецавтомагазины, автоцистерны и другие организации торговли, не имеющие стационарной площади (пп. 7, 8 п. 1 ст. 3 Закона).
Однако, п. 2 ст. 11 названного Закона предусмотрено, что пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13 статьи 3 и соответствующие им пункты Приложения 1 к Закону вводятся в действие отдельными законами Приморского края 29 ноября 2000 г. Думой Приморского края был принят Закон Приморского края № 118-КЗ, которым введены в действие с 1 января 2001 г. пп. 1, 2, 3, 4, 5, 8 п. 1 ст. 3 и соответствующие им пункты Приложения 1 к Закону.
Заявитель считает, что п. 2 ст. 11 Закона Приморского края от 24 ноября 1999 г. и ст. 1 Закона Приморского края от 29 ноября не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом, он обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
При этом нормативно - правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ определяются сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 ФЗ.
Введя в действие отдельные подпункты п. 1 ст. 3 Закона, Думой нарушены п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 3, пп. 2, 3, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно - правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Нормативно - правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу, если такой акт ограничивает право налогоплательщиков, изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иным образом, противоречит общим налогам, предусмотренным НК РФ.
Он является предпринимателем, осуществляющим розничную торговлю, и введение пп. 6, 7 п. 1 ст. 3 Закона Приморского края ставит его в неравное положение с организациями, которые осуществляют такой же вид деятельности, так как он вынужден помимо подоходного налога уплачивать налог с продаж, все сборы во внебюджетные фонды со своего дохода, а также с фонда оплаты труда наемным работником.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 8 ФЗ РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", закон субъекта РФ вступает в силу после официального опубликования, законы и иные нормативно - правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования, обжалуемые положения Закона Приморского края противоречат названному закону.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо, Дума Приморского края, заявление Кобзарь М. А. не признала, ссылаясь на необоснованность требований. Пояснив, что единый налог является региональным налогом и регулирование федеральными законами этого налога носит рамочный характер.
Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопрос о введении на своей территории данного налога, конкретизировать общие правовые положения, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты, правил предоставления льгот и т. д.
В пределах своей компетенции Дума Приморского края вправе была решить вопрос о разновременном введении в действие подпунктов пункта 1 статьи 3 Закона Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае".
Права заявителя как налогоплательщика нарушены не были.
Проверив материалы дела, обсудив доводы лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Кобзарь М. А.
Заявитель оспаривает п. 2 ст. 11 Закона Приморского края № 88-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае", которым предусмотрено введение в действие подпунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 , 13, 14 п. 1 ст. 3 и соответствующие им пункты Приложения № 1 отдельными законами Приморского края.
Заявителем также оспаривается ст. 1 Закона Приморского края № 118-КЗ от 29 ноября 2000 г. "О введении в действие подпунктов 1, 2, 3, 4, 5, 8 пункта 1 статьи 3 и соответствующих им пунктов Приложения 1 к Закону Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае".
До настоящего времени на территории Приморского края не введен в действие п. 6 ст. 3 спорного Закона, которым определено, что плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Приморского края в розничной торговле, осуществляемой через магазины, с численностью до 30 человек, торговые павильоны и другие стационарные точки, п. 13 - деятельность по сбору металлолома; п. 14 - оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования.
Суд приходит к выводу, что требование Кобзарь М. А. носит необоснованный характер.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации - налоги и сборы субъектов РФ устанавливаются, изменяются или отменяются, соответственно, законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности является региональным налогом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 г., единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 настоящего Федерального закона, размер вмененного дохода и иные составляющие формы расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" носит рамочный характер, т. е. устанавливает основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, предоставляя право их детализации законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
Таким правом обоснованно воспользовался законодательный (представительный) орган Приморского края, определив разновременное введение в действие подпунктов п. 1 ст. 3 Закона Приморского края № 88-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае".
Дума Приморского края приняла правильное решение о постепенном распространении единого налога на те виды деятельности, которые определила как требуемые к переводу на обложение единым налогом на территории Приморского края.
По изложенным основаниям суд считает несостоятельным довод заявителя о несоответствии оспариваемых законов ст. 1 ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Суд находит, что доводы заявителя о противоречии названных законов Приморского края - п. 4 ст. 1, п. 6 ст. 3, ст. 5, п. 1 ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г., носят надуманный характер.
Названные статьи Налогового кодекса носят общий характер и определяют основные принципы Налогового законодательства.
Данные принципы были соблюдены законодателем при принятии указанных законов Приморского края.
Думой Приморского края в полной мере был соблюден принцип соразмерности налогов, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения.
Никакого ограничения прав налогоплательщиков, изменения определенного Налоговым кодексом содержания обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оспариваемые законы Приморского края не содержат.
Кроме того, формулировка оспариваемых законов - "не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа первого очередного квартала" - соответствует п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Фактически, требование заявителя состоит в необходимости уплачивать им единый налог, как предпринимателю, осуществляющему розничную торговлю через магазин, с численностью работающих до 30 человек.
Однако, суд обязать это сделать Думу Приморского края не вправе.
Суд полагает, что оспариваемые заявителем законы Приморского края не противоречат федеральному законодательству, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
По изложенному и руководствуясь ст. ст. 14, 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований Кобзарь М. А. о признании незаконным и не подлежащим применению п. 2 ст. 11 Закона Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае" от 11 апреля 2000 года и ст. 1 Закона Приморского края "О введении в действие п. п. 1, 2, 3, 4, 5, 8 п. 1 статьи 3 и соответствующих им пунктов Приложения 1 к Закону Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае" от 29 ноября 2000 г. - отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Приморский краевой суд.