О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В целях оптимизации структуры краевой собственности, повышения эффективности использования государственного имущества, в том числе в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, создания устойчивых предпосылок для экономического роста в Приморском крае, увеличения доходов краевого бюджета постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Приморского края.
2. Отраслевым органам исполнительной власти края организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом Приморского края.
И. о. губернатора края
В.С.ДУБИНИН
ОДОБРЕНА
постановлением
губернатора края
от 13.07.2000 № 506
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Введение
Концепция управления государственным имуществом Приморского края (далее - Концепция) определяет основные цели и принципы государственной политики Приморского края в области управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений с участием государственного имущества, составляющего казну края, государственного имущества, закрепленного на вещных правах за краевыми государственными унитарными предприятиями, краевыми государственными учреждениями, а также имущественных прав Приморского края, вытекающих из его участия в иных коммерческих и некоммерческих организациях.
Не являются предметом рассмотрения Концепции земля, недра, леса, объекты интеллектуальной собственности Российской Федерации.
Концепция устанавливает цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
В Концепции используются термины, имеющие следующее значение:
государственное имущество - имущество, находящееся в собственности Приморского края;
организация - хозяйственное общество и товарищество, некоммерческая организация (кроме учреждений и государственных органов), в которых Приморский край является участником (акционером);
унитарное предприятие - государственное унитарное предприятие, относящееся к собственности Приморского края;
учреждение - государственное учреждение, относящееся к собственности Приморского края;
управляющие - руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
I. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики Приморского края.
Возникла объективная потребность создания стройной, экономически и логически выверенной системы критериев отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и создания жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственности.
Реализация государственной политики на территории Приморского края, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
оптимизация структуры краевой государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста в Приморском крае;
использование государственного имущества в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Приморского края;
увеличение доходов краевого бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности Приморского края;
повышение конкурентоспособности унитарных предприятий, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности.
Для реализации обозначенных целей отраслевым органам исполнительной власти края необходимо решить следующие задачи:
анализ и оценка состояния и результатов деятельности унитарных предприятий;
полная инвентаризация государственного имущества и выработка мер по повышению эффективности его использования;
построение системы учета объектов государственного имущества, разграничение и оформление прав на них в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, формирование и актуализация реестра государственного имущества;
повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов менеджмента и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
классификация объектов государственной собственности края по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
определение целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав Приморского края как участника (акционера) в организациях;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
получение дополнительных доходов в краевой бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Задачи реализации Концепции являются приоритетными для всех отраслевых органов исполнительной власти края.
В рамках Концепции администрацией края будут разработаны меры ответственности отраслевых органов исполнительной власти края за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом края.
Идеология настоящей Концепции основана на следующих основных принципах управления государственным имуществом, вне реализации которых невозможно достижение указанных целей и задач:
1. Предметное и однозначное определение цели управления
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть осознана и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.
Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими нормативными правовыми актами либо учредительными документами унитарного предприятия или юридического лица, созданного с использованием государственного имущества.
2. Выработка способов достижения цели
Способ достижения цели по отраслям, унитарным предприятиям либо отдельным объектам вырабатывается уполномоченными отраслевыми органами исполнительной власти края либо управляющими.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски Приморского края при недостижении запланированного качественного результата управления.
3. Построение системы управления
Важнейшим принципом при построении системы управления является обеспечение неразрывного единства следующих элементов:
создание условий, обеспечивающих достижение цели;
регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами Приморского края;
регламентация порядка выбора управляющих, мотивации управляющих;
контроль за объектами управления и деятельностью управляющих;
отчетность государственных органов Приморского края и управляющих;
формирование и использование системы оценки эффективности управления;
принятие управленческих решений по результатам контроля и отчетности;
ответственность за результаты управления;
постоянное поступление, обработка и анализ информации о состоянии дел управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления, порядок взаимодействия
государственных органов Приморского края в системе управления
должны быть детально регламентированы нормативными правовыми актами Приморского края.
4. Обеспечение эффективности управления
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления, которая выражается в определенном качественном результате деятельности или состоянии объекта управления, оцениваемых по комплексу финансово - хозяйственных и технико - экономических показателей. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов Приморского края и управляющих по управлению государственным имуществом.
5. Профессионализм управления
Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией применительно к таким объектам управления, как:
унитарные предприятия;
учреждения;
пакеты акций, находящиеся в собственности края, доли Приморского края в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, а также права, вытекающие из участия Приморского края в некоммерческих организациях;
недвижимое имущество, находящееся в собственности края, -
в следующей логической последовательности:
1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между органами государственной власти и управления, положение дел и основные
выводы);
2. Постановка целей и задач управления;
3. Предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать и принять или изменить для реализации механизма управления);
4. Контроль эффективности управления.
II. УПРАВЛЕНИЕ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Общая оценка состояния унитарных предприятий
и сложившейся системы управления ими
По состоянию на 1 января 2000 года в собственности Приморского края находится 75 унитарных предприятий. Из них осуществляют деятельность в области:
дорожного хозяйства - 29;
строительства - 8;
сельского хозяйства - 11;
жилищно - коммунального хозяйства - 7;
полиграфии - 13;
в иных областях - 8.
За унитарными предприятиями закреплено 1125 объектов недвижимости.
Функции по управлению унитарными предприятиями разделены между комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края и отраслевыми органами исполнительной власти края.
Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края:
утверждает уставы унитарных предприятий, выступает их учредителем;
наделяет унитарные предприятия имуществом, находящимся в собственности края, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;
ведет реестр унитарных предприятий;
проводит реорганизацию, ликвидацию унитарных предприятий;
согласовывает заключение, изменение и расторжение контрактов с руководителями унитарных предприятий.
Отраслевые органы исполнительной власти края осуществляют:
общее руководство и контроль за деятельностью подведомственных унитарных предприятий;
подготовку проектов уставов унитарных предприятий и представление их на утверждение в комитет по управлению государственным имуществом Приморского края;
подбор кандидатур и заключение контрактов с руководителями унитарных предприятий по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края.
Необходимо отметить, что координация и взаимодействие комитета по управлению государственным имуществом Приморского края с отраслевыми органами исполнительной власти края по обмену необходимой информацией в процессе принятия управленческих решений требует высокой оперативности, которой невозможно добиться вне регламентированного механизма взаимодействия государственных органов.
Недоработки и проблемы
С большинством руководителей унитарных предприятий контракты отраслевыми органами исполнительной власти края не заключены, а имеющиеся - не предусматривают ответственности руководителей за результаты их деятельности.
В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Полномочия отраслевых органов исполнительной власти края, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в ряде случаев не дают им возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности унитарных предприятий и даже определять эти показатели.
Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий должным образом не регламентирован.
Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого существенно затруднен контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью.
Некоторые унитарные предприятия, созданные до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, функционируют в организационно - правовой форме, не предусмотренной действующим законодательством.
Отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие цели и задачи создания унитарных предприятий, а также детализирующие порядок их функционирования. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово - хозяйственной деятельности.
Имеют место случаи, когда руководители унитарных предприятий отказываются от выполнения обоснованных требований государственных органов, например, требований о регулярном предоставлении отчетов о финансово - экономических результатах деятельности унитарных предприятий.
Растет количество неплатежеспособных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и бесконтрольностью со стороны государства.
Основные выводы:
существующая система управления унитарными предприятиями недостаточно эффективна и требует реформирования;
отсутствует система оценки эффективности деятельности унитарных предприятий;
имеющееся количество унитарных предприятий не соответствует экономическим интересам Приморского края;
отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования организаций в форме унитарных предприятий;
низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в краевой бюджет.
Цели и задачи управления унитарными предприятиями
Цели и задачи управления унитарными предприятиями заключаются в:
повышении эффективности деятельности унитарных предприятий, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
оптимизации количества унитарных предприятий;
создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий;
погашении имеющейся у унитарных предприятий кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и, как следствие, увеличении поступлений в краевой бюджет от использования федерального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Механизм управления унитарными предприятиями
Достижение поставленных целей, решение задач управления унитарными предприятиями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах Приморского края - собственника имущества, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут применяться следующие процедуры:
принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации унитарных предприятий в соответствии с установленным порядком;
определение предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Приморского края, устанавливаемым в рамках настоящей Концепции;
приватизация государственного имущества;
согласование предложений по распоряжению имуществом унитарных предприятий;
осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;
иные действия в соответствии с полномочиями собственника Приморского края, определенными законодательством Российской Федерации и Приморского края.
Любые решения уполномоченного органа государственной власти края в отношении государственного унитарного предприятия, в том числе создание, реорганизация, ликвидация, приватизация и применение процедуры банкротства осуществляется по согласованию с соответствующим отраслевым органом исполнительной власти края.
Реализация механизма управления унитарными предприятиями предполагает:
1. Определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для обеспечения государственных нужд
Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы создание юридических лиц в форме унитарного предприятия осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно - правовых форм, а также в целях ограничения монопольной деятельности (создания конкурентной среды в определенных сферах деятельности).
Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий, исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы обосновано исключительно в случаях:
использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности и стратегических интересов Российской Федерации, а также Приморского края;
осуществления деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения прибыльности унитарных предприятий;
производства отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте;
осуществления деятельности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края исключительно для унитарных предприятий;
осуществления отдельных дотируемых видов деятельности, ведения убыточных производств;
осуществления деятельности, связанной с жизнеобеспечением и безопасностью граждан.
В случае принятия решения о несоответствии деятельности унитарных предприятий определенным задачам осуществляется:
преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
реорганизация унитарных предприятий, включая, при необходимости, реализацию интеграционных механизмов;
передача унитарных предприятий в муниципальную собственность;
ликвидация унитарных предприятий.
2. Определение цели и способов ее достижения применительно к каждому унитарному предприятию, которое состоит в следующем:
установление цели деятельности унитарного предприятия при его создании и отражение ее в уставе унитарного предприятия;
определение подведомственности унитарных предприятий;
установление требований к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка их оценки;
установление обязательных требований, представления руководителями унитарных предприятий предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово - экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий;
утверждение программы деятельности предприятия (плана, бизнес - плана);
установление обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений, правил и порядка их оценки;
проведение в установленном порядке аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом совещательного голоса представители муниципальных образований Приморского края, на территории которых находятся соответствующие унитарные предприятия;
установление порядка применения мер ответственности к руководителям унитарных предприятий за непредставление указанных выше предложений (программы), несоответствие результатов деятельности унитарных предприятий утвержденным экономическим показателям или их негативную оценку, вплоть до расторжения контракта.
3. Установление порядка периодической отчетности руководителей унитарных предприятий о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана).
Установление требований к форме, полноте отчетов, порядка их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана).
4. Установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели Приморского края, невыполнении программы (плана, бизнес - плана).
В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана), могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес - плана).
В противном случае применяются меры ответственности к руководителю унитарного предприятия.
Назначение руководителя должно производиться, как правило, на конкурсной основе.
5. Ужесточение контроля за деятельностью унитарных предприятий и их руководителей, для чего необходимо:
провести проверку уставов унитарных предприятий и привести их в соответствие с законодательством Российской Федерации и Приморского края;
заключить контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края;
установить, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей наиболее крупных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение в сфере экономики и национальной безопасности, осуществляется в порядке, установленном губернатором Приморского края;
создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово - экономическом состоянии унитарных предприятий;
устанавливать основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
проводить периодический анализ финансово - хозяйственной деятельности унитарных предприятий, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;
проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края.
На этапе утверждения и согласования уставов унитарных предприятий и контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежат анализу:
соответствие устава унитарного предприятия законодательству Российской Федерации и Приморского края, в том числе в части порядка владения, пользования и распоряжения имуществом унитарного предприятия;
соответствие контракта с руководителем унитарного предприятия законодательству Российской Федерации и Приморского края, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово - хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта;
наличие имущества, закрепленного за ранее созданным унитарным предприятием, в реестре краевой собственности.
В случае несоответствия устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем законодательству Российской Федерации и Приморского края по указанным показателям комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края может быть отказано в утверждении устава и согласовании контракта.
В случае утверждения комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края устава унитарного предприятия и согласования контракта с его руководителем соответствующие данные заносятся в реестр объектов краевой собственности.
6. Установление принципов и подходов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в краевой бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.
Практическая реализация данного вопроса предполагает создание соответствующей правовой основы и надлежащего экономического обоснования.
7. Использование процедур банкротства в целях финансового оздоровления предприятий.
Процедуры банкротства должны также рассматриваться в рамках системы управления государственным имуществом.
Взыскание с предприятия всего объема задолженности может означать исчезновение бизнеса как такового. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, т. е. на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства предприятий в Приморском крае. В то же время, грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что создаст условия в дальнейшем для стабильного отчисления налогов, нормального функционирования производства, увеличения числа рабочих мест.
Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно - имущественный, нежели фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства.
Исходя из изложенного, участие Приморского края как кредитора в процедурах банкротства должно быть ориентировано на следующее:
осуществление реструктуризации предприятий;
долгосрочные перспективы в ущерб фискальным краткосрочным интересам;
привлечение эффективных собственников.
Это возможно осуществить путем:
капитализации долга государству;
конвертации этого долга в акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ и товариществ, и реализация акций (долей) для решения обозначенных выше задач.
Контроль эффективности управления унитарными
предприятиями
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:
поступлению дополнительных доходов в краевой бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий, а также вследствие получения части прибыли унитарных предприятий;
снижению цен на определенные виды товаров и услуг;
снижению издержек производства, улучшению финансово - экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий;
сокращению количества унитарных предприятий.
III. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Общая оценка состояния учреждений и сложившейся
системы управления ими
По состоянию на 1 января 2000 года в собственности Приморского края находится 107 учреждений. Из них:
учреждений здравоохранения - 21;
образовательных учреждений - 14;
учреждений культуры - 17;
учреждений социальной защиты - 11;
спортивных учреждений - 4;
иных учреждений - 40.
За учреждениями закреплено 534 объекта недвижимости.
В настоящее время функции по управлению учреждениями разделены между комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края и отраслевыми органами исполнительной власти Приморского края следующим образом:
Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края:
утверждает уставы учреждений, выступает их учредителем или соучредителем;
наделяет учреждения имуществом, находящимся в собственности края, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества учреждений;
изымает из оперативного управления учреждений излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
ведет реестр учреждений;
осуществляет необходимые юридические действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией учреждений.
Отраслевые органы исполнительной власти края осуществляют:
общее руководство и контроль за деятельностью подведомственных учреждений;
подготовку проектов уставов учреждений и представление их на утверждение в комитет по управлению государственным имуществом Приморского края;
подбор кандидатур руководителей учреждений;
формирование смет расходов на содержание подведомственных учреждений и контроль за их исполнением.
В настоящее время отсутствует регламентированная система контроля за осуществлением учреждениями разрешенной предпринимательской деятельности. В то же время Приморский край несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности как за счет предпринимательской деятельности, так и за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что может привести к нанесению прямого ущерба Приморскому краю. Кроме того, на практике нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества, в том числе закрепленного за ними на праве оперативного управления.
В частности, анализ данных, получаемых в результате проводимой инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем сдачи в аренду). При этом в ряде случаев доходы от использования краевого имущества, закрепленного за учреждениями, не перечисляются в краевой бюджет и не учитываются в краевом бюджете. Отсутствует единый порядок использования средств от сдачи в аренду имущества учреждений, в том числе как бюджетного источника их финансирования.
Отраслевые органы исполнительной власти края, в ведении которых находятся учреждения, не владеют полной информацией об использовании закрепленной за учреждениями недвижимости и иного имущества и не проводят мероприятия по повышению эффективности такого использования. В то же время комитет по управлению государственным имуществом Приморского края лишен возможности реализации указанных функций в связи с наличием отраслевых особенностей использования учреждениями имущества.
Цели и задачи управления учреждениями
Цели и задачи управления учреждениями заключаются в:
создании благоприятных условий для наиболее полной реализации учреждениями социальных, культурных и иных некоммерческих функций в соответствии с их уставами;
обеспечении рационального использования закрепленного за учреждениями имущества;
оптимизации количества учреждений;
снижении расходов краевого бюджета на содержание учреждений.
Механизм управления учреждениями
Достижение вышеуказанных целей связано с повышением координирующей роли отраслевых органов исполнительной власти края, ответственности руководителей учреждений за их состояние и результаты деятельности, улучшением их финансового обеспечения за счет как краевого бюджета, так и внебюджетных источников. Управление учреждениями осуществляется путем:
принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации учреждений в соответствии с установленным порядком, определения предмета и целей их деятельности, соответствующих потребностям Приморского края;
закрепления государственного имущества за учреждениями на праве оперативного управления;
контроля за сохранностью и использованием государственного имущества в соответствии с целями учреждений, заданиями собственника и назначением имущества;
контроля за осуществлением учреждениями приносящей доходы деятельности (если право осуществлять такую деятельность предусмотрено их уставами), а также за использованием полученных доходов и имущества, приобретенного за счет этих доходов;
изъятия излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества и распоряжения им;
иных решений в соответствии с полномочиями собственника Приморского края, определенными законодательством Российской Федерации и Приморского края.
Реализация механизма управления учреждениями предполагает:
1. Определение круга и количества учреждений, необходимых для осуществления управленческих, социально - культурных и иных функций некоммерческого характера.
Для оптимизации количества учреждений необходимо, чтобы их создание осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели, ради которых оно создается, не могут быть достигнуты другими способами.
Необходимо провести оценку содержания деятельности всех учреждений, исходя из того, что их деятельность необходима в случаях:
осуществления не приносящей материальной выгоды деятельности в сфере образования, науки, культуры, иных сферах, необходимых для жизнеобеспечения граждан;
осуществления научной и научно - технической деятельности;
оказания услуг социального характера, обеспечения прав и свобод граждан, вытекающих из признания социальной роли государства;
обеспечения нормального функционирования государственных органов;
в иных случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Приморского края.
В случае отсутствия необходимости в дальнейшей деятельности учреждений по выполнению ими функций некоммерческого характера, имеющих государственное значение, осуществляется:
реорганизация учреждений;
передача учреждений в муниципальную собственность;
ликвидация учреждений.
2. Создание эффективной системы контроля за деятельностью учреждений и их руководителей.
С этой целью необходимо:
1) систематически анализировать финансово - экономическое состояние учреждений, обеспеченность бюджетными и внебюджетными источниками финансирования;
2) установить порядок аттестации руководителей учреждений;
3) провести ревизию уставов учреждений и привести их в соответствие с законодательством Российской Федерации и Приморского края;
4) разработать и установить основные качественные показатели работы учреждений в целях оценки результатов их деятельности и целесообразности дальнейшего развития;
5) систематически анализировать соответствие использования имущества, закрепленного за учреждениями, возложенным на них функциям;
6) изымать у учреждений излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им наиболее рациональными способами, включая:
передачу в оперативное управление другим учреждениям (уже
существующим или вновь создаваемым);
передачу в хозяйственное ведение унитарным предприятиям;
сдачу в аренду;
приватизацию.
Контроль эффективности управления
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:
улучшению качественных показателей деятельности учреждений по выполнению возложенных на них задач;
повышению эффективности использования закрепленного за учреждениями имущества;
поступлению дополнительных доходов в краевой бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате изъятия государственного имущества из оперативного управления учреждений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Приморского края, а также в случае их ликвидации;
оптимизации количества учреждений, снижению расходов краевого бюджета на их содержание.
IV. УПРАВЛЕНИЕ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ, ДОЛЯМИ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ И
ТОВАРИЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ КАК УЧАСТНИКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(КРОМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ)
Оценка состояния управления пакетами акций
(долями, паями), находящимися в собственности
Приморского края
Кроме унитарных предприятий и учреждений, на территории Приморского края осуществляют свою деятельность юридические лица, в которых Приморский край является участником (учредителем, акционером), в том числе:
акционерные общества, созданные в процессе приватизации, акции которых, подлежащие продаже, полностью не проданы;
акционерные общества, созданные в процессе приватизации, часть акций которых в соответствии с принятыми решениями закреплена в государственной собственности края и не подлежит отчуждению до принятия решения об их продаже;
иные коммерческие и некоммерческие организации, созданные с участием Приморского края, за исключением унитарных предприятий, учреждений, органов государственной власти.
В зависимости от организационно - правовой формы, можно выделить следующие группы организаций, участником которых выступает Приморский край: открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации (кроме учреждений и государственных органов).
В соответствии с действующими нормативными актами в процессе управления акциями, находящимися в краевой собственности, а также осуществления прав участника в хозяйственных обществах и товариществах от имени Приморского края принимают участие: губернатор края, комитет по управлению государственным имуществом Приморского края, фонд имущества Приморского края, отраслевые органы исполнительной власти края.
Губернатор края принимает решения об участии Приморского края в хозяйственных товариществах и обществах, утверждает кандидатуры представителей Приморского края в органах их управления, акции.
Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края принимает решения о продаже пакетов акций, от имени Приморского края осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает письменные директивы представителям Приморского края на голосование по вопросам повестки дня собраний (заседаний) органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Приморского края в акционерных обществах, организует учет пакетов акций, находящихся в краевой собственности, и ведение соответствующего реестра.
Фонд имущества Приморского края от имени Приморского края владеет переданными ему на продажу акциями, до момента их реализации, в том числе осуществляет полномочия Приморского края как акционера (участника) в хозяйственных обществах, ведет контроль за исполнением покупателями обязательств, определенных договорами купли - продажи акций (долей, паев).
Отраслевые органы исполнительной власти края представляют в комитет по управлению государственным имуществом Приморского края кандидатуры для назначения их представителями государства в органы управления хозяйственных обществ, акции (доли, паи) которых находятся в краевой собственности, а также представляют предложения по голосованию представителей Приморского края по вопросам повестки дня собраний (заседаний) органов управления этих хозяйственных обществ.
Приморский край управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах, некоммерческих организациях через институт своих представителей, назначенных решениями губернатора края. Институт представителей государства в основном состоит из государственных служащих.
С учетом количества организаций, в которых Приморский край является участником (учредителем, акционером), их значимости для экономики края, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов, нельзя признать эффективной применяемую в большинстве случаев систему управления посредством института представителей, состоящих практически исключительно из государственных служащих.
Существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства.
В крае отсутствует система отбора, подготовки и оценки доверительных управляющих, утверждения предложений о способе достижения цели государства, преследуемой в деятельности соответствующих хозяйственных товариществ и обществ, обоснованные подходы к определению их полномочий.
Не налажена упорядоченная практика получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в организациях, в которых Приморский край является акционером (учредителем, участником).
Не выработан и не применяется порядок передачи акций, принадлежащих Приморскому краю, в доверительное управление.
Цели участия Приморского края в хозяйственных
обществах и управления пакетами акций (долями),
находящимися в собственности Приморского края
Целями участия Приморского края в хозяйственных товариществах и обществах являются:
привлечение инвестиций в развитие социально и экономически значимых отраслей и территорий;
государственная поддержка и участие в реализации конкретных коммерческих проектов на территории Приморского края;
получение дополнительных доходов в краевой бюджет в виде дивидендов, а также налоговых поступлений.
Целями управления пакетами акций (долями) являются:
реализация и защита интересов Приморского края при выполнении хозяйственными обществами и товариществами своих функций, а также при определении стратегических направлений их развития;
стимулирование развития производства, создание дополнительных рабочих мест, улучшение общих финансово - экономических показателей деятельности хозяйственных обществ и товариществ, привлечение инвестиций;
оптимизация управленческих затрат (создание условий управляемости, сокращение расходов, связанных с управлением);
осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание интегрированных структур);
повышение доходности и ликвидности находящихся в собственности Приморского края акций (долей).
Цели использования прав Приморского края
как участника некоммерческих организаций
(кроме учреждений и государственных органов)
Цели использования прав Приморского края как участника некоммерческих организаций (кроме учреждений и государственных органов) вытекают из организационно - правовой формы такой некоммерческой организации и видов деятельности, целей, для которых такая некоммерческая организация создается Приморским краем, либо в которой Приморский край принимает участие.
Такие некоммерческие организации могут создаваться Приморским краем, либо Приморский край может участвовать в таких некоммерческих организациях для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
При создании некоммерческой организации, либо участии в ней, администрация Приморского края не может преследовать цель - извлечение прибыли, поэтому, создавая некоммерческую организацию, либо принимая решение об участии в ней, администрация Приморского края должна предполагать возможность финансирования деятельности такой некоммерческой организации. Таким образом, цели и задачи управления, возникающие перед Приморским краем как участником некоммерческих организаций, во многом аналогичны целям и задачам управления унитарными предприятиями и учреждениями.
Механизм управления акциями (долями),
находящимися в собственности Приморского края
Во многом принципы и подходы к управлению акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, находящимися в краевой собственности, к реализации прав Приморского края как участника некоммерческих организаций аналогичны механизму, описанному настоящей Концепцией применительно к унитарным предприятиям и учреждениям.
Применительно к каждому случаю участия Приморского края в организациях должна быть осознана и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих.
Осуществление государственных функций при управлении пакетами акций, закрепленными в краевой собственности, предполагает выполнение следующих условий и мероприятий:
координация работы отраслевых органов исполнительной власти края в процессе управления пакетами акций;
установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными обществами и товариществами;
назначение представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Приморского края, из числа государственных служащих;
введение института профессиональных доверительных управляющих;
выдача письменных предписаний представителям государства для голосования в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Приморского края;
установление порядка использования пакетов акций для выдачи гарантий от имени Приморского края с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами краевого бюджета;
приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих акционерных обществах, если это необходимо для выполнения задач Приморского края и для этого есть необходимые ресурсы;
установление механизма сохранения пакета акций (доли участия Приморского края в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий;
принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов Приморского края;
направление не менее 10 процентов от поступивших в краевой бюджет дивидендов по акциям, находящимся в краевой собственности, на цели финансирования расходов, связанных с их управлением.
В целях увеличения неналоговых доходов от управления находящимися в собственности Приморского края акциями (паями, долями), повышения их ликвидности, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики возможно проведение следующих мероприятий:
купля - продажа акций для целей формирования пакетов акций, которые могут быть проданы наиболее эффективно с точки зрения доходной части бюджета;
приватизация пакетов акций в соответствии с уже определенными механизмами (аукцион, специализированный аукцион, коммерческий конкурс с инвестиционными условиями) с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей;
привлечение эффективного собственника, приобретающего пакет акций в процессе приватизации под условия инвестирования в предприятие;
использование пакетов акций, находящихся в краевой собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале;
приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа или передача в доверительное управление;
в отношении обществ с ограниченной ответственностью и товариществ - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации.
Контроль эффективности управления акциями (долями),
находящимися в собственности Приморского края
Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой:
динамики увеличения доходов от управления находящимися в краевой собственности пакетами акций (долей);
оптимизации количества закрепленных в краевой собственности пакетов акций;
функционирования механизма учета и контроля организаций, в которых Приморский край участвует, а также отчетности и контроля управляющих;
сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций в краевой собственности.
Контроль эффективности управления акциями (долями), находящимися в собственности Приморского края, осуществляет комитет по управлению государственным имуществом Приморского края путем сбора и обработки отчетной информации и ведения реестра показателей экономической эффективности деятельности хозяйственных товариществ и обществ с с участием Приморского края.
V. УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ, НАХОДЯЩЕЙСЯ
В СОБСТВЕННОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Оценка состояния
В собственности Приморского края находится 1673 объекта недвижимости общей площадью 5928878,3 кв. м. Из них закреплено на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями 1125 объектов, на праве оперативного управления за учреждениями - 516 объектов, на иных правах - 32 объекта.
В 1998 - 1999 годах проведена инвентаризация объектов недвижимости, разработан и введен в действие более гибкий и совершенный механизм сдачи в аренду объектов недвижимости Приморского края, оформлены договоры пользования юридическими лицами государственным недвижимым имуществом, осуществляется контроль за его использованием.
Вместе с тем, в существующей системе управления недвижимостью в Приморском крае имеется ряд нерешенных проблем:
не сформирован в полном объеме реестр государственной недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и, как следствие, влечет невозможность контроля реальных денежных потоков, проведения достоверного анализа эффективности использования недвижимости, прогноза поступления средств в краевой бюджет;
не отработана система рыночной оценки объектов и прав пользования недвижимостью, что в отдельных случаях приводит (особенно в условиях инфляции) к занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей;
права юридических лиц по пользованию объектами недвижимости не до конца оформлены в установленном законодательством Российской Федерации и Приморского края порядке;
слабо используется многовариантный (фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы к использованию недвижимости;
незавершенные строительством объекты не вовлечены в оборот и утрачивают инвестиционную привлекательность, отсутствует в полном объеме информация об их количестве, стоимости, возможности реализации, продолжении строительства;
распоряжение краевыми землями осуществляют органы местного самоуправления, пользователю краевой недвижимостью приходится заключать два не связанных между собой договора;
земельное законодательство отстает в темпах и качестве развития от иных отраслей, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект недвижимости;
не создана единая система формирования и учета объектов недвижимости Приморского края.
Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.
Цели и задачи управления недвижимостью
Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
создание благоприятных условий для выполнения государственными органами и учреждениями своих социальных функций в процессе использования недвижимости Приморского края;
максимально возможное повышение доходности объектов краевой недвижимости;
стимулирование развития реального сектора экономики за счет эффективного управления недвижимостью, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;
вовлечение в хозяйственный оборот незавершенных строительством объектов.
Для достижения указанных целей необходимо:
а) сформировать полный реестр недвижимости Приморского края (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий реестр незавершенных строительством объектов;
б) четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов, участвующих в процессе управления недвижимостью;
в) завершить оформление и регистрацию юридическими лицами прав пользования государственным недвижимым имуществом;
г) определить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки.
При этом коммерческим организациям земельные участки должны предоставляться исключительно в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов краевого бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков.
Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из краевого бюджета, и гражданам для использования в некоммерческих целях;
д) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости. Выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование недвижимости Приморского края, со ставками, сложившимися на рынке;
е) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать при распоряжении краевым имуществом различные правовые конструкции (залог, доверительное управление, внесение прав пользования и уставный капитал и т. д.), ориентируясь на максимальную эффективность и обоснованность в каждом конкретном случае;
ж) создать условия привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе предоставление на максимально льготных условиях инвесторам незавершенных строительством объектов;
з) урегулировать вопросы приобретения государством недвижимости, в том числе четко определив цели, ради достижения которых могут быть произведены такие действия;
и) обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление государственной недвижимостью;
к) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Провести изъятие и перераспределение указанного имущества. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий, например, в случае неправомерного распоряжения недвижимым имуществом;
л) использовать механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско - правовому, поскольку государство при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками, а не как властный субъект. Должна быть определена фиксированная пропорция средств, остающихся у комитета по управлению государственным имуществом Приморского края, для осуществления эффективного управления недвижимостью.
Механизм управления объектами недвижимости
Достижение целей, указанных в предыдущем разделе, возможно при сосредоточении функций распоряжения объектами недвижимости, в одном ведомстве - комитете по управлению государственным имуществом Приморского края.
Основным объектом управления становится отдельный объект недвижимости, состоящий из земельного участка (или его роли) и всех прочно связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).
Основой в такой системе управления является сплошная инвентаризация объектов недвижимости, в том числе незавершенных строительством объектов, результатом которой станет получение информации, позволяющей провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости.
Одновременно с наполнением реестра краевой собственности государство должно зарегистрировать свои права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.
Следующим шагом в системе управления недвижимостью должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны включать в себя в обязательном порядке следующие принципы:
безусловный приоритет возмездного вида пользования, с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
высокодоходная недвижимость должна использоваться в коммерческих целях;
запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня цен, сложившихся в крае и установленных губернатором края;
максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;
максимальная прозрачность процедур предоставления в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии двух и более заявителей обязателен способ предоставления объектов путем проведения торгов;
максимальное упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращения ее сроков;
незавершенные строительством объекты, объекты, требующие реконструкции, должны предоставляться в пользование либо продаваться на инвестиционных условиях, исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, должны предоставляться в пользование инвесторам безвозмездно либо передаваться им в собственность под соответствующий интересам Приморского края инвестиционный проект.
Все изложенные выше принципы должны быть реализованы в нормативно - правовых актах, принимаемых органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.
Контроль эффективности управления недвижимостью
Организация текущего контроля за достижением целей, указанных в данном разделе Концепции, и оценка действенности предпринимаемых для этого мер могут осуществляться по следующим параметрам:
увеличение в доходной части краевого бюджета имущественной составляющей;
своевременное составление и фактическое вступление в силу соответствующих правовых актов;
сближение рыночных ставок арендной платы и ставок за аренду государственного имущества;
полнота реестра объектов недвижимого имущества.
VI. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Для реализации поставленных в настоящей Концепции целей и задач необходимо:
Нормативно - правовое обеспечение Концепции
Вопросы управления государственным имуществом регулируются несколькими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Федеральный закон "Об акционерных обществах";
Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью";
Федеральный закон "О некоммерческих организациях",
а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Стратегия государства в проведении политики по управлению государственным имуществом определена в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024.
В настоящее время в Приморском крае действует ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления государственной собственностью края:
Устав Приморского края;
Закон Приморского края "Об инвестиционной деятельности в Приморском крае";
Закон Приморского края "О Залоговом фонде Приморского края";
Закон Приморского края "Об охране памятников истории и культуры";
а также ряд нормативных правовых актов губернатора Приморского края.
В целях:
повышения эффективности управления государственным имуществом;
совершенствования системы управления предприятиями и учреждениями;
формирования реестра показателей эффективности деятельности предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Приморскому краю;
усиления ответственности руководителей предприятий и представителей государства в хозяйственных обществах, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Приморскому краю;
установления порядка аттестации руководителей и заключения с ними договоров (контрактов);
организации процедуры взаимодействия между отраслевыми органами исполнительной власти края по вышеуказанным вопросам;
в пределах компетенции законодательной и исполнительной власти Приморского края необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:
Закона Приморского края "Об управлении государственной собственностью Приморского края";
постановлений губернатора края, определяющих порядок:
участия Приморского края в коммерческих и некоммерческих организациях;
контроля за деятельностью предприятий и учреждений;
назначения, аттестации и отчетности руководителей;
формирования перечня основных финансово - экономических показателей деятельности предприятий и их оценки;
ведения информационного реестра экономической эффективности деятельности предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Приморскому краю;
проведения аудиторских проверок унитарных предприятий.
Предлагаемый перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим и может дополняться и корректироваться по мере реализации основных положений настоящей Концепции.
Организационно - административные мероприятия
В порядке реализации настоящей Концепции, с учетом вышеизложенного, необходимо в первоочередном порядке:
1. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и отраслевых органов исполнительной власти края при принятии управленческих решений в отношении государственного имущества, комплексного и объективного рассмотрения вопросов, связанных с управлением унитарными предприятиями и учреждениями, осуществления прав Приморского края, вытекающих из участия в организациях, создать межведомственную комиссию по контролю за эффективностью управления государственным имуществом в Приморском крае (далее - Комиссия).
Установить, что возглавляет Комиссию Губернатор Приморского края, а в качестве постоянных членов в нее входят руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и отраслевых органов исполнительной власти края, сфера деятельности которых связана с вопросами управления государственным имуществом и контроля за его использованием. К работе Комиссии при рассмотрении соответствующего вопроса привлекаются представители иных органов государственной власти и управления, а также структурных подразделений администрации края, уполномоченных принимать решения в области управления подведомственных им унитарными предприятиями, учреждениями, осуществлять права Приморского края как участника организаций.
В функции Комиссии входит:
осуществление контроля за эффективностью управления государственным имуществом;
рассмотрение предложений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и администрации Приморского края и формирование мероприятий по реализации основных положений настоящей Концепции, осуществление контроля за их реализацией;
анализ результатов финансово - хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также использования закрепленного за ними государственного имущества, выработка предложений по повышению эффективности их деятельности, ликвидации и реорганизации;
выработка рекомендаций в отношении руководителей унитарных предприятий и учреждений для их последующей аттестации;
анализ соответствия уставов унитарных предприятий и учреждений, а также заключенных с их руководителями контрактов действующему законодательству Российской Федерации и Приморского края;
рассмотрение вопросов взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и отраслевых органов исполнительной власти Приморского края в части выполнения решений Комиссии и реализации настоящей Концепции;
предварительное рассмотрение проектов законов и других нормативных правовых актов, подготовленных отраслевыми органами исполнительной власти края, во исполнение настоящей Концепции;
согласование перечня основных финансово - экономических показателей, устанавливаемых для унитарных предприятий, а также порядка их отчетности.
2. Отраслевым органам исполнительной власти Приморского края организовать работу по:
анализу соответствия уставов унитарных предприятий и учреждений законодательству Российской Федерации и Приморского края - совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края;
определению целей деятельности, постановке отраслевых и экономических, социальных задач в отношении всех подведомственных унитарных предприятий и учреждений;
анализу финансово - экономических результатов деятельности подведомственных унитарных предприятий и учреждений;
выработке предложений по повышению эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений и повышению эффективности использования их имущества;
проверке оснований полномочий руководителей унитарных предприятий и учреждений и проведению их аттестации;
проведению аудиторских проверок унитарных предприятий.
3. Комитету экономики и планирования администрации края совместно с отраслевыми органами исполнительной власти края определить перечень основных финансово - экономических показателей, утверждаемых унитарным предприятиям, порядка их оценки и отчетности.
4. Комитету по управлению государственным имуществом Приморского края:
провести работу по закреплению государственного имущества за унитарными предприятиями и учреждениями с внесением его в реестр государственной собственности и выдачей соответствующего свидетельства;
на основе решений Комиссии осуществить мероприятия в отношении унитарных предприятий и учреждений по их реорганизации, включая преобразование в акционерные общества, ликвидации, применению процедур банкротства, продаже предприятий как имущественных комплексов, передаче в муниципальную собственность;
сформировать информационный реестр экономической эффективности деятельности унитарных предприятий;
по результатам инвентаризации и контрольных проверок осуществить мероприятия по изъятию, перераспределению и вовлечению в гражданский оборот государственного имущества в целях повышения его доходности.
5. Управлению по делам о несостоятельности (банкротству) администрации края проанализировать результаты деятельности унитарных предприятий и подготовить предложения по их финансовому оздоровлению.
6. Финансовому управлению администрации края определить порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду имущества учреждений, в качестве источника их бюджетного финансирования в зависимости от значимости и состояния этих учреждений.
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение Концепции заключается в определении стратегии в осуществлении Приморским краем полномочий собственника государственного имущества и субъекта имущественных прав в целях повышения эффективности использования имущества, увеличения доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в Приморском крае и осуществления важнейшей функции государства - развивающей и стимулирующей - в отношении экономики Приморского края.
Полная инвентаризация государственного имущества в крае, вовлечение его в гражданский оборот позволит сформировать баланс имущества Приморского края, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью.
Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы Приморского края, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника.
Успешная реализация Концепции возможна лишь в результате планомерной и регулярной работы как в нормотворческой, так и в административно - организационной сфере, проводимой всеми без исключения органами государственной власти и управления Приморского края с участием органов местного самоуправления края.