ПИСЬМО Приморского территориального управления МАП России от 13.06.2000 № 604/11
<О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРОК ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И
ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
ПРИМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Информация направлена руководителем управления председателю комитета по защите прав потребителей администрации Приморского края для подготовки материалов к заседанию краевого совета по делам потребителей, состоявшемуся 27.06.2000 г., и включена в информационный банк на основании письма комитета по защите прав потребителей от 02.11.2000 г. № 17/610-30.
Приморское территориальное управление МАП России в соответствии с планом работы краевого совета по делам потребителей при администрации Приморского края на 2000 год представляет справку о результатах проведенных проверок по соблюдению потребительского законодательства при оказании платных образовательных услуг в учебных заведениях.
Приморское территориальное управление МАП России направляло информацию в управления профессионального образования и науки, народного образования администрации Приморского края и информацию для публикации в СМИ.
Предлагаю принять меры в соответствии с полномочиями, определенными п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании", управлениям народного образования и по профессиональному образованию и науки администрации Приморского края, по усилению контроля за соблюдением условий лицензионной деятельности образовательными учреждениями в части соблюдения требований ст. ст. 8, 9, 10, 16, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. ст. 310, 782 ГК РФ при оказании платных образовательных услуг, а также ст. ст. 13, 16 Закона РФ "Об образовании", обратив внимание на отсутствие на вывеске юридического адреса, режима работы, на соответствие положений Устава требованиям законодательства Российской Федерации об образовании.
Приложение: Справка о результатах проверок на 3 листах.
Руководитель управления
В.И.ТАЛАНЦЕВ
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРОК УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УСЛУГИ, ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В соответствии с Комплексом скоординированных первоочередных мер по защите прав потребителей на 1998 - 1999 годы, разработанным в исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 26 марта 1998 года № 13, были запланированы и проведены в октябре - ноябре 1998 года территориальными управлениями ГАК России (МАП России) и органами управления образованием субъектов Российской Федерации совместные проверки образовательных учреждений по вопросу соблюдения ими законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг.
В ходе обследования образовательных учреждений на соблюдение законодательства о защите прав потребителей при оказании платных услуг проверке подлежало:
соблюдение прав потребителей на надлежащую информацию об исполнителях услуг - образовательных учреждениях и образовательных услугах, предоставляемую при заключении договора на оказание платных образовательных услуг;
качество образовательных услуг;
наличие в договорах, заключаемых образовательными учреждениями, условий, ущемляющих права потребителей.
При проверках рекомендовалось провести также анализ соответствия законодательства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об образовании законодательству Российской Федерации об образовании и о защите прав потребителей.
По результатам проведенных проверок материалы были обобщены и заслушаны в тот период. В Приморском крае такие обследования были направлены в МАП России, в налоговую инспекцию города Владивостока, в управление народного образования администрации Приморского края и управление внутренних дел Приморского края.
По результатам обследований, проведенных во всех регионах России, Министерством была подготовлена обобщающая справка о состоянии качества платных образовательных услуг и заслушана на коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 24.11.99 г. Решением коллегии было поручено территориальным управлениям Министерства продолжить такие проверки в IV квартале 1999 года и в I квартале 2000 года.
Приморское территориальное управление МАП России во исполнение решения коллегии МАП России от 24.11.99 г. продолжило обследование учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, по соблюдению Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О защите прав потребителей", Закона РФ "Об образовании".
Проверками выявлялись идентичные нарушения вышеназванных законов практически во всех проверенных учреждениях.
Нарушения ст. ст. 310, 782 Гражданского кодекса РФ выразились в том, что условия договора на услуги содержали: запрет расторжения договора в одностороннем порядке без уважительных причин, невозврат предоплаты в случае расторжения договора по инициативе потребителя. Нарушения ст. ст. 8, 9, 10, 11, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" выразились в непредоставлении полной и достоверной информации на вывеске - режима работы, юридического адреса. Отсутствовала доступная информация об учебном заведении и об исполнителе, информация об основных и дополнительных платных образовательных услугах. В договорах на оказание платных образовательных услуг имели место условия, противоречащие требованиям законодательства. Нарушения ст. ст. 9, 12, 41 Закона РФ "Об образовании" выразились в непредоставлении информации о программах обучения, о типовых положениях об образовательном учреждении, об учредительных документах, об аккредитации учреждения, об образцах выдаваемого документа по окончании образовательного учреждения, о тарифах и порядке оплаты за образовательные услуги.
За период 1999 - 2000 гг. проверено 18 учреждений, в том числе:
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. Установлены нарушения ст. ст. 8, 9 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены добровольно;
НОУ детский сад-школа № 180 "Искорка". Установлены нарушения ст. ст. 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей". Возбуждено дело. Нарушения устранены и ходе подготовки к рассмотрению дела;
НОУ "Тихоокеанский менеджмент-центр", установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены добровольно;
НОУ "Раннее начало", установлены нарушения ст. ст. 8, 9 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены добровольно в установленные сроки;
НОУ "Азиатско-Тихоокеанская школа", установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены в ходе проверки;
НОУ "Автошкола Седан-В", установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10, 11 Закона РФ "О защите прав потребителей", нарушения устранены добровольно частично в ходе проверки, частично - в согласованные сроки;
НОУ "Автошкола - АНИК", установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10, 33 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ст. ст. 9, 12 Закона РФ "Об образовании", было выдано единовременное предписание о прекращении нарушений прав потребителей, которое было исполнено в установленный срок, что подтверждено повторной проверкой;
НОУ лечебно-профилактическое учреждение "Школа СЕОЛ". Установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10, 16, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей", нарушения устранены добровольно в оговоренный срок;
Евро-Азиатский колледж Дальневосточного государственного технического университета, установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании". Нарушения устранены в срок, установленный в предписании;
Колледж Дальневосточного государственного университета, установлены нарушения ст. 782 Гражданского Кодекса РФ, ст. ст. 8. 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 33 Закона РФ "Об образовании", нарушения устранены частично в добровольном порядке, за исключением отдельной части, которая требует серьезных материальных затрат и дополнительного времени, сроки на это согласованы;
Владивостокский морской колледж рыбной промышленности, установлены нарушения ст. ст. 310, 782 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 8, 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены добровольно в согласованный срок;
Приморский промышленно-экономический техникум, г. Лесозаводск, установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые были устранены добровольно, часть - во время проверки, часть - в ходе проверки, часть - в согласованные сроки;
Лицей Владивостокского государственного университет экономики и сервиса, установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", нарушения устранены добровольно, часть - в ходе проверки и часть - в согласованные сроки;
Профессиональное училище № 5 г. Владивостока, установлены нарушения ст. ст. 310, 782 Гражданского кодекса РФ и ст. ст. 8, 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены добровольно в согласованные сроки;
Профессиональное училище № 7 г. Владивостока, установлены нарушения ст. ст. 310, 782 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 8, 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены добровольно в согласованные сроки;
Дальневосточный филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. ст. 310, 782 ГК РФ. Возбуждено дело № 3 от 14.03.2000 г.;
Филиал Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии государственного института менеджмента и финансов, установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены в добровольном порядке в согласованные сроки;
Владивостокский филиал современного гуманитарного института. Установлены нарушения ст. ст. 310, 782 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 8, 9, 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", которые устранены в добровольном порядке в согласованные сроки.
Учреждения, оказывающие платные образовательные услуги без лицензии или свидетельства о государственной аккредитации и регистрации, проверками не установлены.
Проверки показали, что руководители учебных заведений, оказывая платные образовательные услуги, считали, что полную информацию об исполнителе и об образовательных услугах достаточно предоставлять только в период работы приемной комиссии, что свидетельствует о недостаточном знании Закона РФ "О защите прав потребителей" руководством учреждений и соответствующем отношении к его изучению в учебном заведении.
В ходе проверок проводилась большая разъяснительная работа и нарушения по мере возможности устранялись добровольно во время проверки. Те нарушения, которые требовали материальных затрат и времени - изготовление вывески, доработка условий договора - устранялись добровольно в согласованные сроки.