ИНФОРМАЦИЯ Приморского территориального управления МАП России от 20.03.2000 № 420/11
"ИНФОРМАЦИЯ О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ОПЫТ ПРИМОРСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАП РОССИИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И
ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(МАП РОССИИ)
ПРИМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИНФОРМАЦИЯ
от 20 марта 2000 г. № 420/11
ИНФОРМАЦИЯ О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ. СУДЕБНАЯ
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ОПЫТ ПРИМОРСКОГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАП РОССИИ
Информация направлена руководителем Территориального управления МАП России В. И. Таланцевым председателю комитета по защите прав потребителей администрации Приморского края Поповой С. С. для подготовки материалов к заседанию Краевого совета по делам потребителей при администрации края, состоявшегося 30.03.2000 г., и включена в информационный банк на основании письма комитета по защите прав потребителей от 11.04.2000 г. № 17/217-30.
Статьей 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрена защита потребителей в судебном порядке. Являясь самостоятельными субъектами рыночных товарно - денежных отношений, предприниматели и потребители не состоят друг с другом в административной или иной подчиненности, поэтому их конфликты могут разрешаться, кроме случаев, предусмотренных в Законе, только независимой от них судебной властью. Судебная защита прав потребителей является одной из наиболее важных гарантий охраны их прав, так как обеспечивает гласность прав и объективность разрешения возникающих конфликтов, строгое соблюдение норм материального и процессуального права. Наибольшее количество обращений граждан связано с просьбой оказать помощь в составлении исковых заявлений на жилищно - коммунальные услуги и некачественное предоставление других услуг.
Только за 1999 г. специалистами управления оказана помощь 22 гражданам в составлении претензий и исковых заявлений в суд в отношении собственника жилищного фонда - администрации г. Владивостока, хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги сферы ЖКХ. Специалисты управления приняли участие в 9 процессах (10 судебных заседаниях) в защиту прав потребителей по предоставлению жилищно - коммунальных услуг, не соответствующих установленным нормам и стандартам. Удовлетворены судебные иски 6 граждан. Компенсирован материальный и моральный вред в сумме 32.6 тыс. рублей, в т. ч. моральный вред - 4.2 тыс. руб.
В адрес Приморского антимонопольного управления неоднократно обращались жители г. Владивостока по вопросу нарушений требований ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" при рассмотрении и принятии к производству судами г. Владивостока исков граждан о нарушении законодательства о защите прав потребителей. При этом, судами нарушались права граждан, определенные указанной статьей, на альтернативную подсудность и освобождение их от взимания госпошлины. В связи с этим, управление обратилось в Приморский краевой суд об имеющих место нарушениях прав истцов - потребителей. Руководство Краевого суда по данному обращению направило в адрес районных судов г. Владивостока письмо по проверке данных обстоятельств и устранению допущенных нарушений законодательства РФ, о чем уведомило антимонопольное управление.
В последнее время участились обращения граждан в Приморское территориальное управление МАП России на затягивание исполнения судебных решений по искам о защите гражданских и потребительских прав и интересов последних, низкую исполнительскую дисциплину судебных приставов служб судебных приставов городов и районов Приморского края. Приморским антимонопольным управлением такие обращения направлялись в службу судебных приставов Приморского края с просьбой рассмотреть вопрос по исполнительской дисциплине службы судебных приставов в соответствии с полномочиями, определенными ст. 9 Федерального закона "О судебных приставах" № 118-ФЗ от 21.07.1997 г.
Проанализировать исполнение судебных решений с участием службы судебных приставов не представилось возможным, т. к. данная служба не проводит систематизации дел по категориям. Соответственно, и группировки дел по защите прав потребителей нет, а работа с общей массой дел для выделения из них дел о защите прав потребителей не эффективна из-за огромного количества всех дел. Также нет никаких статистических данных по данной категории. Необходимо отметить, что вопросы неисполнения судебных решений вызваны, в основном, отсутствием финансовых средств на счетах должников, что в свою очередь ведет к многократным обращениям граждан в суды.
Кроме того, Приморским антимонопольным управлением был проведен анализ судебной практики по вопросам защиты прав потребителей в судах г. Владивостока, а также в Краевом суде Приморского края. В судах были проанализированы "Отчеты о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел", а также выборочно - отдельные дела. В связи с тем, что в судах не проводится систематизация по отдельным категориям дел, а только по хронологии, провести глубокий и полный анализ всей судебной практики не представляется возможным.
Остро стоят вопросы, присущие всей судебной системе: длительность рассмотрения дел, переносы судебных заседаний, нарушение сроков выдачи судебных решений, сложности с проведением экспертиз. Трудно разрешимой проблемой остается исполнение судебных решений.
Начальник отдела по контролю за соблюдением
законодательства о защите прав потребителей
Приморского территориального управления МАП России
Л.А.СЛЕСАРЕВА
Специалист первой категории отдела
по контролю за соблюдением законодательства
о защите прав потребителей Приморского
территориального управления МАП России
Е.С.ДОРИНА