ПИСЬМО комитета по защите прав потребителей администрации края от 31.01.2000 № 17/67-26
"ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ КОМИТЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ И ОТДЕЛОВ (СПЕЦИАЛИСТОВ) ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 1999 ГОДУ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПИСЬМО
от 31 января 2000 г. № 17/67-26
Главам муниципальных
образований края
Отделам (специалистам)
по защите прав потребителей
Комитет по защите прав потребителей администрации края направляет для сведения и практического применения информацию о работе комитета по защите прав потребителей администрации края и отделов (специалистов) по защите прав потребителей муниципальных образований края по реализации Закона РФ "О защите прав потребителей" на территории Приморского края в 1999 году (Приложение).
Председатель комитета
С.С.ПОПОВА
Приложение
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ КОМИТЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ И ОТДЕЛОВ
(СПЕЦИАЛИСТОВ) ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" НА
ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 1999 ГОДУ
В своей деятельности комитет по защите прав потребителей администрации края и отделы (специалисты) по защите прав потребителей муниципальных образований края в 1999 году, как и в предыдущие годы, исходили из того, что осуществление региональной потребительской политики остается одним из приоритетных направлений в деятельности администрации Приморского края и муниципальных образований края при разрешении социально - экономических проблем, снятии напряженности в обществе.
Комитет по защите прав потребителей и отделы (специалисты) по защите прав потребителей муниципальных образований края в 1999 году работали по следующим направлениям:
рассмотрение обращений и жалоб потребителей, принятие мер к хозяйствующим субъектам всех форм собственности, нарушившим права потребителей, в пределах действующего законодательства и полномочий;
предъявление исков в суды по собственной инициативе, по поручению потребителя (группы потребителей) и представление их интересов в суде, а также в интересах неопределенного круга потребителей;
работа по формированию списков вкладчиков, пострадавших от деятельности нелицензированных финансовых компаний, и осуществлению компенсационных выплат;
осуществление контрольно - аналитической работы за предприятиями всех форм собственности, реализующих товары или предоставляющих населению различные виды платных услуг и работ, по соблюдению ими законодательства о защите прав потребителей, действующих правил и норм, в т. ч. нормативных актов губернатора Приморского края, законов Думы Приморского края, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей, и принятия мер в соответствии с действующим законодательством;
взаимодействие с территориальными контролирующими органами - проведение совместных мероприятий и принятие предупредительных мер по стабилизации ситуации на потребительском рынке, взаимное информационное обеспечение;
разработка и реализация краевой Программы защиты прав потребителей в Приморском крае на 1999 - 2000 годы и других нормативных актов, направленных на защиту прав, интересов потребителей и содействие наполнению потребительского рынка безопасными для жизни, здоровья и имущества граждан товарами, работами, услугами;
организация информационно - просветительской работы для населения и предпринимательского корпуса, направленной на пропаганду законодательства о защите прав потребителей и повышение потребительской культуры населения;
взаимодействие с общественными объединениями потребителей - оказание методической, консультативной и организационной помощи, проведение совместных проверок, мероприятий в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей и Всемирного дня качества и другие.
В отчетном году губернатором Приморского края утверждена Программа защиты прав потребителей в Приморском крае на 1999 - 2000 годы (основные направления реализации потребительской политики), основным разработчиком которой явился комитет по защите прав потребителей (постановление от 03.09.1999 г. № 402).
Указанная Программа, включающая основные направления развития потребительской политики, принята в целях повышения эффективности реализации на территории края Закона РФ "О защите прав потребителей", усиления контроля и надзора за безопасностью и качеством продукции и услуг, оказываемых населению, координации действий на потребительском рынке структурных подразделений администрации края, муниципальных образований края, территориальных контролирующих органов, совершенствование форм и методов просвещения населения в области защиты прав потребителей и пропаганды потребительского законодательства.
Рассмотрение жалоб и обращений граждан, оказание помощи в составлении претензий, исковых заявлений в суд, сопровождение дел в судах, организация проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей по обращениям граждан являются составляющими одного из основных направлений в деятельности специалистов по защите прав потребителей краевого и муниципального уровней. Социальная значимость этой работы все более усиливается, особенно в последнее время, когда в крае активизировалась работа с одной из наиболее пострадавших категорий потребителей - вкладчиками нелицензированных финансовых компаний.
Основные показатели работы комитета и служб по защите прав потребителей муниципальных образований края по обращениям граждан характеризуются следующими данными:
----------------------------------T-------T-------T-------------¬
¦ ¦1999 г.¦1998 г.¦ Справочно ¦
¦ ¦ ¦ ¦в % к 1998 г.¦
+---------------------------------+-------+-------+-------------+
¦Всего поступило жалоб и обращений¦ ¦ ¦ ¦
¦граждан: ¦22435 ¦25796 ¦ 87.0 ¦
¦в т. ч. устные консультации ¦12579 ¦ 8703 ¦ 144.5 ¦
¦ письменные ¦ 9856 ¦17093 ¦ 57.7 ¦
¦Рассмотрение без оформления ¦ ¦ ¦ ¦
¦искового заявления, ¦ 9532 ¦16687 ¦ 57.1 ¦
¦что составляет в % ¦ 96.7¦ 97.6¦ ¦
¦Предъявлено исков в суды всего: ¦ 273 ¦ 361 ¦ 75.6 ¦
¦в т. ч. по торговле ¦ 75 ¦ 40 ¦ 187.5 ¦
¦ по услугам ¦ 145 ¦ 89 ¦ 162.9 ¦
¦в сумме (тыс. руб.) ¦ 2236.3¦ 1431.2¦ ¦
¦Рассмотрено судами в пользу ¦ ¦ ¦ ¦
¦истцов всего: ¦ 155 ¦ 73 ¦ 212.3 ¦
¦в сумме (тыс. руб.) ¦ 1115.5¦ 331.0¦ ¦
¦в т. ч. моральный вред ¦ ¦ ¦ ¦
¦(тыс. руб.) ¦ 121.4¦ 124.2¦ ¦
L---------------------------------+-------+-------+--------------
Наибольшее количество обращений потребителей поступило в муниципальные образования городов Арсеньев (937), Владивосток (1890), Находка (1999), Спасск - Дальний (1313), Уссурийск (1969). Непосредственно в комитет по защите прав потребителей за отчетный период обратилось 6231 потребитель, что превышает показатель аналогичного периода 1998 года почти в 4 раза. Столь значительное увеличение обращений связано с работой комитета по составлению реестра вкладчиков, пострадавших от деятельности финансовых компаний и организации компенсационных выплат.
Количество личных обращений граждан в службы по защите прав потребителей в 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличилось в 1.4 раза, что объясняется ростом числа обращений потребителей - вкладчиков, пострадавших от деятельности нелицензированных финансовых компаний.
Снижение количества письменных обращений в 1999 году на 43.3% не является характерным показателем, т. к. число данных обращений, поступивших в 1998 году (17093) было завышено за счет показателя по г. Владивостоку, включающего количество претензий потребителей к предприятиям теплоэнергетики, собранных у населения по инициативе бывшего руководства мэрии г. Владивостока.
Уровень досудебной защиты прав и интересов потребителей остается стабильно высоким и составляет 96.7%.
Структура обращений потребителей в разрезе статей Закона РФ "О защите прав потребителей" характеризуется следующими показателями (%):
--------------T-------------------------------T-------T---------¬
¦ ¦ ¦ ¦Справочно¦
¦ ¦ ¦1999 г.¦ 1998 г. ¦
+-------------+-------------------------------+-------+---------+
¦ст. ст. 4, 7 ¦качество и безопасность товара ¦ ¦ ¦
¦ ¦(работы, услуги) ¦ 27.9¦ 55.7 ¦
¦ст. ст. 8-10 ¦право потребителя на информацию¦ 9.4¦ 5.5 ¦
¦ст. ст. 18-25¦защита прав потребителей ¦ ¦ ¦
¦ ¦при продаже товаров ¦ 31.3¦ 22.9 ¦
¦ст. ст. 27-37¦защита прав потребителей при ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполнении работ и оказании ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг ¦ 26.4¦ 13.5 ¦
L-------------+-------------------------------+-------+----------
Приведенные показатели свидетельствуют, что права потребителей в 1999 году нарушались как в отношении качества и безопасности товаров (работ. услуг) - 27.9%, так и при продаже товаров - 31.3% и выполнении работ, услуг - 26.4%.
В структуре нарушений прав потребителей по группам товаров и видам услуг значительных изменений в 1999 году по сравнению с аналогичным периодом 1998 года не произошло (%):
--------------------------------T-------T----------¬
¦ ¦ ¦Справочно:¦
¦ ¦1999 г.¦ 1998 г. ¦
+-------------------------------+-------+----------+
¦Товары - всего ¦ 100.0¦ 100.0 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Продовольственные товары ¦ 31.4¦ 30.7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Непродовольственные товары, ¦ 68.6¦ 69.3 ¦
¦из них: ¦ ¦ ¦
¦телерадиоаппаратура ¦ 10.0¦ 18.4 ¦
¦бытовая техника и холодильники ¦ 11.3¦ 18.8 ¦
¦обувь и одежда ¦ 31.0¦ 40.3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Услуги - всего ¦ 100.0¦ 100.0 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦жилищно - коммунальные услуги ¦ 16.0¦ 42.8 ¦
¦бытовые услуги ¦ 15.7¦ 7.7 ¦
¦прочие услуги ¦ 68.3¦ 49.5 ¦
L-------------------------------+-------+-----------
Число обращений и жалоб потребителей по промышленной группе товаров превышает в 2 раза обращения по продовольственной группе. Однако, это не является свидетельством того, что на потребительском рынке уменьшилась реализация некачественных продовольственных товаров. Данную ситуацию можно объяснить тем, что в службы по защите прав потребителей граждане обращаются по проблемам, связанным с приобретением некачественных дорогостоящих товаров, а это, как правило, товары промышленной группы. Возникающие проблемы при приобретении товаров продовольственной группы потребители все больше разрешают сами, предварительно получив соответствующую консультацию в службах по защите прав потребителей.
По-прежнему, как и в предыдущий год, количество жалоб при продаже одежды и обуви составляет 1/3 от общего количества жалоб по промышленной группе товаров. Это связано с тем, что значительная часть этих товаров приобретается населением на вещевых рынках (где более низкие цены), а не в стационарной торговле, что затрудняет предъявление претензий продавцу, хотя в соответствии с постановлением губернатора края от 16.08.96 г. № 455 "О временных правилах организации торговли на вещевых рынках Приморского края" и изменениях к нему, согласно постановлению губернатора края от 20.02.98 г. № 85, администрация рынка несет ответственность за сделки, заключенные на вещевом рынке между продавцом и покупателем в вопросах соблюдения Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55 и от 20.10.98 г. № 1222. Практика работы показывает, что знаниями в этой области не владеют как потребители, так и администрации рынков.
В 1999 году наблюдается снижение количества обращений, связанных с продажей телерадиоаппаратуры, бытовой техники и холодильников, это связано с низкой покупательской способностью населения, направляющего денежные средства в первую очередь на приобретение продуктов питания, товаров первой необходимости. Товары вышеуказанной группы для многих социальных групп населения по-прежнему остаются товарами отложенного спроса.
В структуре обращений потребителей, связанных со сферой услуг, 2/3 обращений приходится на прочие услуги, включающие прежде всего обращения пострадавших вкладчиков. Сохраняется высокий уровень обращений, связанных со сферой услуг жилищно - коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.
Анализ ситуации, сложившейся в сфере оказания населению жилищно - коммунальных услуг, указывает на ряд проблем, решение которых требует законодательного урегулирования. Остро стоит вопрос о правовом урегулировании отношений по предоставлению коммунальных услуг, а также услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и устройств для оказания коммунальных услуг гражданам, занимающим жилые помещения по договору найма. Это связано с нечетким определением в законодательстве договорных связей между гражданами и организациями, участвующими в оказании коммунальных услуг: между нанимателями и наймодателями, и также наймодателями и энерго -, тепло -, водо - и газоснабжающими организациями.
Несмотря на требования законодательства, договоры социального найма с гражданами в письменном виде, как правило, не заключаются.
Это послужило основанием предъявления комитетом по защите прав потребителей в Ленинский районный суд г. Владивостока иска в защиту неопределенного круга потребителей о признании противоправным бездействия администрации г. Владивостока по заключению договоров найма жилого помещения с гражданами - нанимателями. Суд обязал администрацию г. Владивостока заключить с гражданами - нанимателями жилых помещений договоры найма.
Несмотря на высокий уровень до судебной защиты потребители все же вынуждены обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы. В целом по краю с участием специалистов по защите прав потребителей рассмотрено судами в пользу потребителей 155 исков с возмещением материального ущерба на сумму 1115.5 тыс. руб., в т. ч. с возмещением морального ущерба - 121.4 тыс. руб.
Непосредственно комитетом оказана помощь 19 потребителям при рассмотрении их исков судебными органами. Основная часть претензий связана с нарушением прав потребителей при оказании услуг: телефонной связи, туристских, риэлтерских.
За указанный период рассмотрено в пользу потребителей 15 исков. По ним вынесены решения на общую сумму 158.8 тыс. руб., в т. ч. в счет компенсации морального вреда 17.2 тыс. руб. Четырем потребителям отказано в удовлетворении исковых требований, один иск находится на рассмотрении.
Судебные иски к туристским фирмам составили 26% от общего числа рассмотренных при участии комитета исков. Они связаны с возмещением материальных убытков и компенсаций морального вреда, причиненных в результате оказания некачественных туристских услуг.
При рассмотрении судами этой категории исков возникли трудности, связанные с удовлетворением требований потребителей о расторжении договоров и полном возмещении убытков, поскольку срок действия договора по истечению сроков путешествия заканчивается, а потребитель фактически использовал туристские услуги, поэтому суды не взыскивают полную стоимость туристских путевок, а только часть. А в случае заявления потребителем требования о соответствующем уменьшении цены оказанной некачественной услуги сложно определить, насколько должна быть уменьшена цена, исходя из соотношения объемов и качества услуги, предусмотренной договором, и фактически предоставленной.
Определенные трудности возникли при защите прав потребителей - абонентов ОАО "Новая телефонная компания" (НТК). Предоставление НТК недостоверной информации об оказываемых услугах повлекло установку телефонов на условиях, ущемляющих права потребителей. Несоблюдение НТК законодательства о защите прав потребителей и Правил оказания услуг телефонной связи побудили потребителей обратиться с исковыми заявлениями в суд. В судебном заседании комитет по защите прав потребителей дал заключение по делу и поддержал исковые требования. Суд вынес решение о расторжении договоров и возмещении материальных убытков в размере 20992 руб. каждому, в т. ч. 3000 руб. в счет компенсации морального вреда. На кассационную жалобу НТК комитет подал возражение в коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда, решение было оставлено в силе.
В отчетном году комитетом по защите прав потребителей администрации края подготовлен обзор судебной практики за 1997 - 1999 гг., который был направлен отделам (специалистами) по защите прав потребителей муниципальных образований края и общественным объединения потребителей для практического использования в работе, а также в порядке информации в МАП России, Приморское территориальное управление МАП России, Приморский краевой суд и прокуратуру Приморского края.
Анализ судебных исков и их прохождение в судах, проводимый комитетом, позволяет выработать единые подходы к решению наиболее сложных вопросов, возникающих на практике, обеспечить единство применения законодательства о защите прав потребителей. Следует отметить, что суды уделяют все большее внимание разрешению данной категории дел и в основном обеспечивают защиту имущественных прав и охраняемых законом интересов потребителей, в т. ч. и по возмещению морального вреда. Однако, проблемы остаются, и в первую очередь это связано со сроками рассмотрения дел и исполнения вынесенных решений.
В 1999 году комитетом по защите прав потребителей администрации края во взаимодействии с администрациями муниципальных образований края была продолжена работа по формированию списков вкладчиков, пострадавших от деятельности финансовых компаний, и организации компенсационных выплат по линии Федерального общественно - государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ).
Для этого был заключен соответствующий Договор поручения между Администрацией Приморского края и ФОГФом. В течение года были произведены компенсационные выплаты 204 вкладчикам на сумму 151.4 тыс. руб., пострадавшим от деятельности финансовых компаний АОЗТ "Русская недвижимость", АОЗТ "Русский дом селенга", СТ "Хопер - инвест" - инвалидам ВОВ I, II, III групп, инвалидам I группы, достигшим возраста 65 лет и старше, инвалидам I и II групп, получившим инвалидность вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, заболевания, полученного в период прохождения воинской службы.
Одновременно проводилась регистрация очередных льготных категорий вкладчиков, всего в списки и программу "Регистратура" было включено 3416 человек. Оформленные в установленном порядке, они направлены в ФОГФ.
По результатам этой работы в декабре 1999 г. в администрацию края поступили ведомости на производство компенсационных выплат инвалидам II группы и участникам Великой Отечественной войны, имеющим инвалидность, и вдовам инвалидов - всего 1030 человек. Первые выплаты по данным группам комитетом по защите прав потребителей администрации края будут проведены в I квартале 2000 года.
Во исполнение постановления губернатора края от 02.09.98 г. № 449 комитет по защите прав потребителей обеспечивал работу комиссии при администрации края по защите прав вкладчиков, пострадавших от деятельности финансовых компаний.
В целях предупреждения правонарушений на потребительском рынке, контроля за реализацией Закона РФ "О защите прав потребителей", действующих норм и правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ и губернатора Приморского края, комитетом по защите прав потребителей администрации края и отделами (специалистами) по защите прав потребителей муниципальных образований края проверено 13883 предприятий всех форм собственности (в 1998 г. - 11969), в т. ч. с другими контролирующими органами - 7897 (56.7%).
В результате проверок в 10347 предприятиях выявлены различные нарушения действующего законодательства. Удельный вес предприятий, нарушивших права потребителей, составил 74.5%.
Проверками в 1999 году были охвачены следующие сферы потребительского рынка:
-----------------------------------T---------------------T-------¬
¦ ¦ Количество проверок ¦ В % ¦
¦ +-----------T---------+1999 г.¦
¦ ¦ 1999 г. ¦ 1998 г. ¦1998 г.¦
+----------------------------------+-----------+---------+-------+
¦Всего проверено ¦ 13883 ¦ 11969 ¦ 116.0 ¦
¦в т. ч.: ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий торговли ¦ 10439 ¦ 9256 ¦ 112.8 ¦
¦предприятий общественного питания ¦ 741 ¦ 487 ¦ 152.2 ¦
¦предприятий бытового обслуживания ¦ 491 ¦ 487 ¦ 100.8 ¦
¦предприятий ЖКХ ¦ 230 ¦ 234 ¦ 98.3 ¦
¦предприятий, оказывающих населению¦ 1982 ¦ 1505 ¦ 131.7 ¦
¦услуги (медицинские, ветеринарные,¦ ¦ ¦ ¦
¦туристские, гостиничные, ремонт ¦ ¦ ¦ ¦
¦автотранспорта, услуги автостоянок¦ ¦ ¦ ¦
¦пассажирского транспорта, почтовой¦ ¦ ¦ ¦
¦телеграфной, связи, ремонтно - ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительные работы и др. ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего с нарушениями: ¦ 10347 ¦ 8501 ¦ 121.7 ¦
L----------------------------------+-----------+---------+--------
В целом количество проведенных проверок увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16.0%, при этом количество предприятий, в которых выявлены различные правонарушения, возросло на 21.7%.
Увеличение числа проведенных проверок отмечается по предприятиям торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятиям, оказывающим различные виды услуг населению.
Динамика нарушений статей Закона РФ "О защите прав потребителей" в сфере услуг и торговле (в %% к общему числу нарушений) составила:
-------------T----------------------------------T-------T-------¬
¦ ¦ ¦1999 г.¦1998 г.¦
+------------+----------------------------------+-------+-------+
¦ст. 4 ¦реализация товаров, выполнение ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ, оказание услуг, качество ¦ ¦ ¦
¦ ¦которых не соответствует договору,¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартам ¦ 19.5 ¦ 19.0 ¦
¦ст. 7 ¦отсутствие сертификатов ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствия на реализуемый товар ¦ ¦ ¦
¦ ¦(работу, услугу), подлежащий ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательной сертификации в ¦ ¦ ¦
¦ ¦установленном порядке, наличие ¦ ¦ ¦
¦ ¦поддельных сертификатов ¦ 26.9 ¦ 24.4 ¦
¦ст. ст. 8-11¦отсутствие необходимой и ¦ ¦ ¦
¦ ¦достоверной информации об ¦ ¦ ¦
¦ ¦изготовителе (продавце, ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнителе), режиме его работы, о¦ ¦ ¦
¦ ¦потребительских свойствах товара ¦ ¦ ¦
¦ ¦(работе, услуге), о правилах ¦ ¦ ¦
¦ ¦продажи товаров (выполнения работ,¦ ¦ ¦
¦ ¦оказания услуг) ¦ 38.4 ¦ 40.7 ¦
¦ст.ст. 18-25¦нарушение прав потребителей при ¦ ¦ ¦
¦ ¦обнаружении недостатков в товаре, ¦ ¦ ¦
¦ ¦расторжении договора купли - ¦ ¦ ¦
¦ ¦продажи ¦ 9.9 ¦ 12.1 ¦
L------------+----------------------------------+-------+--------
Наибольшее количество нарушений в отчетном периоде связано с непредоставлением потребителю надлежащей информации об изготовителе, исполнителе, продавце и товарах, работах, услугах. Высокий уровень нарушений ст. ст. 8 - 11 Закона был допущен предприятиями, оказывающими услуги пассажирского транспорта (58.7%), общественного питания (47.0%), гостиничные (42.9%), в торговле (37.3%).
На рынке предоставления услуг населению наибольший процент нарушений выявлен в предприятиях, осуществляющих: пассажирские перевозки населения - 91.7%, гостиничные услуги - 85.0%, услуги по хранению автомототранспорта на автостоянках - 91.2%, туристские услуги - 73.5%, услуги по перевозке багажа и грузов - 75.0%, ремонтно - строительные работы - 83.5%, жилищно - коммунальные услуги - 71.7%.
Учитывая характер обращений потребителей, результаты контрольно - аналитической работы, были проведены тематические проверки по соблюдению предприятиями и предпринимателями действующего законодательства при:
реализации семян, саженцев, садово - огородного инвентаря и средств малой механизации (совместно с государственной семенной инспекцией по Приморскому краю);
реализации пиротехнических изделий развлекательного характера (совместно с МОБ ППР и противопожарной службой УВД края, Госторгинспекцией);
реализации товаров легкой промышленности, обуви, швейных и трикотажных изделий, подлежащих обязательной сертификации, согласно постановления Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1013 (совместно с Госторгинспекцией);
на соответствие информации, наносимой на упаковку пищевой продукции местными товаропроизводителями, требованиям Закона РФ "О защите прав потребителей" и ГОСТа Р 510-74-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителей";
реализация биологически активных добавок - БАДов (совместно с Центром госсанэпиднадзора в Приморском крае);
оказании услуг местными телефонными компаниями;
оказании услуг проводного и эфирного радиовещания;
выполнении почтовыми отделениями связи Правил распространения периодических печатных изданий по подписке;
оказании ремонтно - строительных работ, в частности изготовление и установка пластиковых окон, в связи с многочисленными жалобами потребителей (совместно с инспекцией Госархстройнадзора комитета по архитектуре и капитальному строительству администрации края, Приморским краевым фондом защиты потребителей);
оказании ритуальных услуг населению;
оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;
оказании услуг медицинской направленности парикмахерскими и косметологическими салонами;
оказании услуг коммерческими банками в части соблюдения ими Законов РФ "О защите прав потребителей" и "О банках и банковской деятельности" (совместно с Приморским территориальным управлением МАП России);
предоставлении населению услуг по пассажирским перевозкам на коммерческой основе в части соблюдения перевозчиками постановления губернатора края от 25.09.98 г. № 480 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с пассажирами автомобилей - такси индивидуального пользования, маршрутных такси городского, пригородного и международного сообщения на территории Приморского края" (совместно с ПКО Российской транспортной инспекции).
К нарушителям потребительского законодательства в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и Законом РФ "О защите прав потребителей" применялись меры административного воздействия:
Анализ приведенных данных показывает, что меры административного воздействия имеют свои положительные результаты. Снизилось по сравнению с прошлым годом количество предприятий, у которых за грубейшие нарушения потребительского законодательства были аннулированы разрешения и лицензии на торговую деятельность. Уровень фактического взыскания штрафов в 1999 году возрос в 1.7 раза по сравнению с 1998 годом, а средний размер одного наложенного штрафа возрос на 0.1 тыс. руб. При этом в разрезе муниципальных образований низкий уровень взысканного штрафа отмечен в муниципальных образованиях в г. г. Находка - 40.2%, Спасск - Дальний - 49.0%, районов - Пограничный - 24.1%, Кировский - 36.8%, Ольгинский - 29.8%, Дальнереченский - 46.8%, Чугуевский - 59.5%, Яковлевский - 60.8%, Первомайский район г. Владивостока - 50.6%.
Непосредственно комитетом по защите прав потребителей самостоятельно и во взаимодействии с территориальными контролирующими органами проведены проверки 278 предприятий различных форм собственности (торговли и оказывающих платные услуги населению), при этом уровень выявленных правонарушений составил 92.1%.
Высокий уровень нарушений, выявленных комитетом, отмечается: в предприятиях торговли - 91.6%, общественного питания - 83.3%, а также оказывающих услуги населению - платные медицинские услуги - 100.0%, ремонт и техническое обслуживание автомототранспорта - 71.4%, пассажирские перевозки автотранспортом - 100.0%, услуги почтовой связи (по подписке) - 100.0%, ремонтно - строительные работы - 100.0%, услуги телефонной связи - 77.8%.
При проведении проверок комитет активно сотрудничал с Приморским территориальным управлением Госторгинспекции, Приморским ЦСМ, Центром госсанэпиднадзора в Приморском крае, межрайонным отделом по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке УВД Приморского края и другими территориальными контролирующими органами, а также при тесном взаимодействии со структурными подразделениями администрации края - лицензионной палатой административного департамента, комитетом по ценообразованию и контролю за ценами, комитетом по торговле и бытовому обслуживанию населения, жилищной инспекцией департамента по ЖКХ и топливным ресурсам, ветеринарной инспекцией департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края, департаментом здравоохранения.
По-прежнему, при проведении контрольно - аналитической работы комитет особое внимание уделяет проверкам предприятий торговли, реализующих алкогольную продукцию (выполнение Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 07.01.99 г. № 18-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 19.08.96 г. № 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" и от 13.10.99 г. № 1150 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 19.08.96 г. № 987"). В целом за 1999 год проверено 96 предприятий, из них 7, осуществляющих оптовую торговлю. По результатам проверок, в которых принимали участие специалисты комитета, Приморским территориальным управлением Госторгинспекции и комитетом по ценообразованию и контролю за ценами администрации края наложено в административном порядке штрафов на сумму 132.6 тыс. руб.
В 1999 году была продолжена практика обмена информацией с Приморским ЦСМ, Центром Госсанэпиднадзора в Приморском крае. ОС Приморской торгово - промышленной палаты в части оперативного доведения до населения через СМИ информации об отказе в выдаче сертификатов соответствия на алкогольную и другую продукцию, а также приостановлении их действий по результатам инспекционного контроля.
По результатам проверок соответствующие материалы были направлены в управление Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю, УВД Приморского края, Приморский ЦСМ, Приморское территориальное управление МАП России для принятия мер в соответствии с предоставленными полномочиями.
Отдельные проблемы, существующие на потребительском рынке, для более широкого обсуждения и принятия определенных рекомендации для их устранения в 1999 году выносились на рассмотрение краевого совета по делам потребителей при администрации края (производства и установки пластиковых окон, перевозки пассажиров автотранспортом, технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, состояния качества и безопасности тары и упаковочных материалов и ряд других).
Так, к примеру, в связи с многочисленными обращениями граждан, комитетом совместно с Приморским краевым фондом защиты прав потребителей была рассмотрена ситуация по производству и установке пластиковых окон. В результате проведенных проверок были вскрыты многочисленные нарушения предприятиями и предпринимателями, оказывающими данный вид услуг, Законов РФ "О защите прав потребителей", "О рекламе", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О сертификации продукции и услуг", а также обозначена проблема ненадлежащего контроля за их деятельностью.
Информация о результатах проверок и предложениях комитета была направлена в Приморское территориальное управление МАП России, комитет по архитектуре и строительству администрации края, Дальневосточный научно - исследовательский проектно - конструкторский институт по строительству (ДальНИИС).
Это позволило вышеуказанным структурам рассмотреть обозначенные проблемы более конкретно и принять соответствующие меры в пределах полномочий. Так, усилен контроль за рекламой пластиковых окон в СМИ, оформлением лицензий в установленном порядке, комитетом по защите прав потребителей администрации края во взаимодействии с комитетом по архитектуре и капитальному строительству администрации края разработан проект Договора бытового подряда, который далее будет предложен предприятиям, оказывающим строительные услуги населению.
Однако, проблемы остаются и связано это с несовершенством действующего законодательства в части административной ответственности за правонарушения в сфере строительства, т. к. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Закон РФ "Об административной ответственности предприятий и учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства (в редакции ФЗ от 16.11.97 г. № 144-ФЗ) не предусматривают меры административного воздействия для индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению ремонтно - строительные услуги. Позиция комитета по этому вопросу изложена в письме, направленном в адрес комитета по архитектуре и строительству администрации края.
Другой пример. Комитетом в III квартале 1999 года была проведена проверка ряда парикмахерских и косметологических салонов г. Владивостока, предоставляющих населению платные косметологические и физиотерапевтические услуги, по соблюдению ими требований Закона РФ "О защите прав потребителей", Правил предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденных Правительством РФ, а также постановления губернатора края от 25.08.95 г. № 440 "О соблюдении на территории края законодательства о защите прав потребителей при оказании медицинских услуг". В результате проверок уровень выявленных нарушений составил 100.0%, помимо вышеуказанных нормативных актов были выявлены нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, о сертификации продукции и услуг. Более того, результаты проверок выявили иную проблему - различный отраслевой подход специалистов медицины и бытового обслуживания населения к медицинским услугам, оказываемым в условиях парикмахерских и косметологических салонов. Учитывая вышеизложенное, Приморским ЦСМ направлен запрос в Госстандарт России об уточнении отнесения услуг, связанных с воздействием ультрафиолетовых лучей, к бытовым или медицинским. Вопрос находится на контроле комитета.
Следует отметить, что при участии комитета по защите прав потребителей и содействии муниципальных образований края, отраслевых комитетов администрации края и Приморского ЦСМ в 1999 году в Приморском крае второй раз проведен конкурс в рамках всероссийской Программы "100 лучших товаров России". Согласно условий конкурса, определенных постановлением губернатора края от 01.04.99 № 137 "О проведении краевого конкурса в рамках всероссийской Программы "100 лучших товаров России" в 1999 году" участие в конкурсе приняло 31 предприятие с заявками на 54 вида продукции. По итогам всероссийской Программы - конкурса 3 предприятия стали лауреатами и включены в каталог "100 лучших товаров России", 8 предприятий получили дипломы финалистов, 20 предприятий получили свидетельства участников всероссийской Программы - конкурса.
Реализуя ст. 3 Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющую право потребителей на просвещение и информацию об их правах и необходимых действиях при защите этих прав, комитетом по защите прав потребителей и отделами (специалистами) по защите прав потребителей муниципальных образований края в течение 1999 года проводилась широкая информационно - просветительская работа, целью которой является формирование у населения устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке, а у предпринимателей - правил и обычаев делового оборота на базе потребительского законодательства.
Особенно активно эта работа велась при проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей (февраль - март) и Всемирному дню качества (октябрь - ноябрь).
Наиболее значимыми направлениями в данной работе являются:
взаимодействие со средствами массовой информации по размещению статей, заметок по конкретным потребительским ситуациям, в т. ч. по вкладчикам, пострадавшим от нелицензированных финансовых компаний, результатам проверок на потребительском рынке, информации о некачественных товарах (работах, услугах) и недобросовестных продавцах (исполнителях, изготовителях);
использование телевидения и радио для освещения актуальных проблем потребительского рынка и защиты прав потребителей (специальные программы, сообщения в информационных выпусках и др.);
проведение "круглых столов" с участием территориальных контролирующих органов, специалистов по защите прав потребителей, представителей предпринимательского корпуса и широкой общественности, встреч, лекций в трудовых коллективах, предприятиях, организациях, анкетирование населения по вопросам потребительской политики, семинаров - тренингов по вопросам качества, безопасности;
использование библиотечной сети краевого и местного уровней для организации встреч с населением, занятий в "Школе потребителя" и др.;
участие в проводимых на краевом и муниципальном уровнях смотрах - конкурсах, выставках - продажах товаров, выпускаемых местными товаропроизводителями, а также выставках - показах недоброкачественных товаров, изъятых из торговых организаций, не прошедших сертификацию и представляющих опасность для жизни и здоровья населения;
проведение семинаров - совещаний по вопросам защиты прав потребителей и действующим законодательно - нормативным актам в этой области с представителями предприятий, организаций и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере услуг и торговле.
В 1999 г. по инициативе администрации Приморского края и Приморского территориального управления МАП России проведена IV Дальневосточная региональная конференция "Защита прав потребителей: правовые вопросы регулирования рынка товаров и услуг", по итогам которой приняты Рекомендации, реализация которых осуществляется по отдельному плану мероприятий.
Комитетом по защите прав потребителей администрации края проведен краевой семинар - совещание со специалистами по защите прав потребителей муниципальных образований края и общественных объединений потребителей.
Обеспечение эффективной потребительской политики в крае зависит от взаимодействия всех структур, осуществляющих защиту прав потребителей. Наряду с комитетом по защите прав потребителей администрации края и отделами (специалистами) по защите прав потребителей муниципальных образований края защиту прав потребителей в 1999 году осуществляли уполномоченные по защите прав потребителей при сельских и поселковых администрациях и общественные объединения потребителей.
По состоянию на 01.01.2000 г. самостоятельные структуры по защите прав потребителей сформированы в 15 муниципальных образованиях края. В 24 муниципальных образованиях края специалисты по защите прав потребителей находятся в штате отделов торговли, потребительского рынка и предпринимательства, экономики и планирования и др.
Согласно уточненных данных муниципальных образований края число уполномоченных по защите прав потребителей при сельских и поселковых администрациях на 01.01.2000 г. составило 201 человек.
Итоги проведенного в октябре 1999 г. комитетом по защите прав потребителей при содействии администрации муниципального образования Дальнереченский район кустового семинара с уполномоченными по защите прав потребителей при сельских и поселковых администрациях показали, что данное направление защиты прав потребителей в крае должно развиваться. Уполномоченные, как наиболее приближенные к населению, особенно это актуально для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, при профессиональном подходе, обладая определенными познаниями в области защиты прав потребителей, способны на месте разрешить ту или иную конфликтную потребительскую ситуацию, реально оценить уровень правонарушений на потребительском рынке и в целом способствовать своими действиями реализации эффективной защиты прав потребителей на территории данного муниципального образования.
В целом по краю сформировано 78 общественных объединений потребителей, из них зарегистрировано в установленном порядке управлением юстиции администрации края 25. Наиболее активно в 1999 году работали следующие общественные объединения:
Приморский краевой фонд защиты потребителей;
Приморская общественная организация экспертов по защите прав потребителей;
Артемовское городское общество потребителей;
Лесозаводская общественная организация защиты прав потребителей;
общественная организация защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района:
Партизанское городское общество потребителей;
фонд по защите прав вкладчиков и акционеров муниципального образования г. Артем.
Так, к примеру, Лесозаводской общественной организацией защиты прав потребителей проведено 97 проверок, рассмотрено 495 жалоб потребителей, подано 6 исков в защиту прав потребителей: Приморским краевым фондом защиты потребителей проведено 30 проверок, рассмотрено 380 жалоб потребителей, подано 7 исков и 1 кассационная жалоба в суды; Артемовским городским обществом потребителей рассмотрено 49 жалоб потребителей, подано 10 исков; Партизанским городским обществом потребителей проведено 45 проверок и рассмотрено 17 жалоб потребителей.
Несмотря на количественный рост общественных объединений не все из них пока реально влияют на эффективность реализации потребительской политики в крае. Изменению данной ситуации в перспективе должна способствовать новая норма ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", предоставляющая право общественным объединениям потребителей составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти (изменения и дополнения согласно ФЗ от 17.12.99 г. № 212-ФЗ).
К информации прилагаются формы 1, 2, 2а, 3 и таблицы 1, 2.
Председатель комитета
С.С.ПОПОВА
Форма 1
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРОК ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНА РФ
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" ОТДЕЛАМИ (СЛУЖБАМИ) ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА 1999 Г. ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
* - Органами (службами) по защите прав потребителей согласно ст. 44 Закона РФ
** - Администрацией города (района) за неоднократные нарушения аннулировано
*** - Предъявлено в суд по результатам проверок
14 - приостановлена продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг)
15 - прекращена продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг)
16 - разрешений на торговую деятельность
17 - лицензий на право торговли алкогольными, табачными изделиями
18 - по инициативе отделов, служб по ЗПП
19 - по инициативе других контролирующих органов
20 - с наложением штрафов
21 - без наложения штрафа
22 - сумма наложенного штрафа (тыс. руб.)
23 - сумма взысканного штрафа (тыс. руб.)
Председатель комитета
по защите прав потребителей
администрации края
С.С.ПОПОВА
Форма 2
ИНФОРМАЦИЯ
О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ ПО ЖАЛОБАМ И ЗАЯВЛЕНИЯМ,
ПОСТУПИВШИМ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА 1999 ГОД
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
К - количество
С - сумма, тыс. руб.
9 - в том числе моральный вред (тыс. руб)
12 - причина отказа
14 - с какого периода времени
15 - Осталось нерассмотренных заявлений (жалоб) на конец отчетного периода в службе (отделе) по защите прав потребителей
Председатель комитета
по защите прав потребителей
администрации края
С.С.ПОПОВА
Форма 3
СВЕДЕНИЯ
О СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 01.01.2000
---T--------------------------------------------------T----------¬
¦№ ¦ ¦Количество¦
¦пп¦ ¦ ¦
+--+--------------------------------------------------+----------+
¦1 ¦ Количество органов местного самоуправления (в ¦ ¦
¦ ¦районах, городах, городских районах) ¦ 39 ¦
¦2 ¦ Количество самостоятельных структурных ¦ ¦
¦ ¦подразделений по ЗПП в органах местного ¦ ¦
¦ ¦самоуправления ¦ 15 ¦
¦3 ¦ Введены работники в состав торгового и других ¦ ¦
¦ ¦подразделений органов местного самоуправления ¦ 24 ¦
¦4 ¦ Количество органов местного самоуправления в ¦ ¦
¦ ¦поселках и селах ¦ 259 ¦
¦5 ¦ Количество уполномоченных по ЗПП в поселковых и ¦ ¦
¦ ¦сельских органах местного самоуправления ¦ 201 ¦
¦6 ¦ Количество обращений потребителей, рассмотренных ¦ ¦
¦ ¦органами местного самоуправления и комитетом по ¦ ¦
¦ ¦защите прав потребителей администрации края ¦ 22435 ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦
¦ ¦возбуждено дел в судах ¦ 273 ¦
¦7 ¦ Количество общественных объединений потребителей ¦ ¦
¦ ¦всего по краю: ¦ 78 ¦
¦ ¦в т. ч. ¦ ¦
¦ ¦областного, краевого, республиканского уровней ¦ 5 ¦
¦ ¦городского, районного уровней ¦ 73 ¦
¦8 ¦ Количество обращений потребителей, рассмотренных ¦ ¦
¦ ¦общественными объединениями потребителей, всего ¦ 969 ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦
¦ ¦возбуждено дел в судах ¦ 24 ¦
¦9 ¦ Наличие программы по защите прав потребителей в ¦ ¦
¦ ¦субъекте Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦(да, нет, разрабатывается) ¦ да ¦
¦10¦ Наличие структурного подразделения по ЗПП в ¦ ¦
¦ ¦органе исполнительной власти субъекта Российской ¦ да ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦
¦11¦ Наличие межведомственного координационного совета¦ ¦
¦ ¦на уровне субъекта Российской Федерации ¦ да ¦
L--+--------------------------------------------------+-----------
Председатель комитета
по защите прав потребителей
администрации края
С.С.ПОПОВА
Таблица 1
ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ ОТДЕЛОВ (СЛУЖБ) ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ ЗА 1999 ГОД
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
3 - Количество проверенных предприятий, всего
4 - проведенные службами по ЗПП
5 - совместно с другими контролирующими органами
6 - Количество выявленных нарушений
7 - Удельный вес предприятий - нарушителей %%
8 - приостановлена продажа товаров (работ, услуг)
9 - прекращена продажа товаров (работ, услуг)
10 - аннулировано разрешений на торговую деятельность
11 - аннулировано лицензий на право торговли алкогольными, табачными изделиями
* - Предъявлен иск в суд
12 - по инициативе ОЗПП
13 - по инициативе других контролирующих органов
16 - Количество нарушений с наложением штрафа
17 - Количество нарушений без наложения штрафа
18 - Средняя сумма штрафа (тыс. руб.)
19 - Поступило жалоб по почте и лично
20 - Рассмотрено жалоб (без исков)
21 - Уровень взысканного штрафа %% (15:14)
Председатель комитета
по защите прав потребителей
администрации края
С.С.ПОПОВА
Таблица 2
нАЛИЧИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ГОРОДСКИХ, РАЙОННЫХ, ПОСЕЛКОВЫХ И СЕЛЬСКИХ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ пРИМОРСКОГО КРАЯ
ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.2000