МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ДЗА Приморского края от 18.08.1999 № 36/2417
"О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО И ЛЬГОТНОГО ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПО РЕЦЕПТАМ ВРАЧЕЙ ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 18 августа 1999 г. № 36/2417
О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО И ЛЬГОТНОГО ОТПУСКА
ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПО РЕЦЕПТАМ ВРАЧЕЙ
ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Департамент здравоохранения администрации края в связи с большим числом обращений, поступающих от населения городов и районов края по вопросу бесплатного и льготного отпуска лекарственных препаратов направляет подробную информацию о нормативной базе, определяющей порядок деятельности аптечных и лечебных учреждений в части бесплатного и льготного отпуска лекарств по рецептам врачей при амбулаторном лечении. Основные льготы в части лекарственного обеспечения населения Российской Федерации предусмотрены постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Федеральным законом от 16.12.1994 г. "О ветеранах". В то время, когда были приняты вышеуказанные документы, бюджеты всех уровней в состоянии были обеспечить предусмотренные льготы в полном объеме. Однако, как известно, резкое обострение экономической ситуации в целом по стране сделало практически невозможным выполнение социальных гарантий по всем направлениям, включая и лекарственное обеспечение. Реально сложившаяся ситуация потребовала внесения определенных корректив в существующие нормативные документы. На уровне Правительства РФ было принято постановление от 08.04.99 г. № 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами". Это постановление предусматривает конкретный механизм реализации ранее принятых законов в части лекарственного обеспечения в сложившихся условиях. С учетом недостатка финансирования и с целью рационального подхода к расходованию имеющихся средств оно предлагает определенное упорядочение льготного обеспечения граждан лекарственными средствами. В соответствии с этим документом на территории Приморского края действует постановление губернатора Приморского края от 31.05.1999 г. № 227 "Об утверждении Программы государственных гарантий по обеспечению населения Приморского края бесплатной медицинской помощью на 1999 год", которое предусматривает использование ассигнований на эти цели из бюджетов 3 уровней: территориального фонда медицинского страхования Приморского края, краевого бюджета, муниципальных бюджетов городов и районов края. Кроме того, на территории края действует постановление губернатора края от 21.08.98 г. № 422 "Об обеспечении льгот по оплате лекарственных средств и зубопротезированию населению Приморского края в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и в соответствии с ним изданный приказ департамента здравоохранения администрации края от 12.02.99 г. № 121 "Об организации обеспечения льготных категорий населения лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой". Эти документы предусматривают принцип организации обеспечения населения по бесплатным и льготным рецептам, предусмотренный вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 8.04.99 г. № 393.
Оплата лекарственных средств, отпущенных по бесплатным и льготным рецептам ветеранам ВОВ и лицам, приравненным к ним по льготам, проживающим на территории края, производится из средств краевого бюджета. Из средств местных бюджетов производится оплата лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам для всех категорий граждан, льготы которым предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890.
Вышеуказанным приказом ДЗАПК от 12.02.99 г. № 121 утвержден минимальный Перечень лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. В качестве основной составной части его предусмотрен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный приказом от 23.01.98 г. № 17 "О совершенствовании лекарственного обеспечения населения Российской Федерации". Это тот минимальный перечень, которым должна располагать аптека для обеспечения льготных категорий. Однако, этот перечень не ограничивает возможность назначения при необходимости, в соответствии с диагнозом, любого лекарственного препарата, не входящего в него. Вопросы таких назначений, а также продолжительность курса лечения решает клинико - экспертная комиссия лечебного учреждения, в которое обратился больной (приказ ДЗАПК от 12.02.99 г. № 121). Поскольку распределение денежных средств, предусмотренных краевым бюджетом на эти цели для аптек края производится ежемесячно, в приказ внесен пункт 1.1, относящийся к Перечню, о том, что в одном месяце больному может быть назначен лекарственный препарат в количестве, необходимом для лечения в течение месяца. Если лечение этим препаратом необходимо продолжить в последующие месяцы, то назначение производится и в каждом последующем месяце. В случае отсутствия в момент обращения в аптеку указанного в рецепте лекарственного препарата, обратившийся ставится на очередь, а администрация аптеки принимает меры по скорейшему обеспечению его необходимым лекарством или же, по согласованию с врачом, производится замена синонимом или аналогом по действию указанного препарата (Приказ МЗ РФ от 20.10.95 г. № 290 "О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ от 10.07.95 г. № 685 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 30.07.94 г. № 890 и постановления Правительства РФ от 17.07.95 г. № 710 "О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах").
Вышеуказанный перечень включает лекарственные препараты, отпускаемые только по рецепту врача. Согласно приложению № 1 приказа МЗ РФ от 10.11.97 г. № 326 "О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске" право выдавать больным рецепты при наличии соответствующих показаний принадлежит только врачам лечебно - профилактических учреждений, зубным врачам, фельдшерам, акушерам, частнопрактикующим врачам по лицензии, полученной в установленном порядке (в пределах своей компетенции), т. е. лицам, имеющим высшее или среднее медицинское образование. Следовательно, больной, находящийся на приеме у врача по поводу определенного заболевания, не вправе требовать назначения того или иного лекарственного препарата, если врач считает такое назначение нецелесообразным. В связи с вышеизложенным, Перечень лекарственных препаратов, утвержденный приказом ДЗАПК от 12.02.99 г. № 121 для отпуска по бесплатным и льготным рецептам, является документом, предназначенным сугубо для специалистов и не может быть опубликован для широкого круга населения. Вместе с тем, в обязанности врача входит разъяснение больному порядка получения лекарств по оформленным им рецептам, а в обязанности фармацевта, производящего отпуск лекарства по рецепту, входит принятие мер по обеспечению обратившегося в аптеку назначенным ему лекарством и разъяснение порядка приема этого лекарственного препарата.
Как указано выше, в соответствии с приказом ДЗАПК от 12.02.99 г. № 121, выписывание рецептов на лекарственные препараты, не вошедшие в Перечень, производится только по решению клинико - экспертных комиссий лечебно - профилактических учреждений, на которые возложены функции контроля за назначением и обеспечением определенных категорий населения на льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Деятельность указанной комиссии должна осуществляться в соответствии с приложением к приказу МЗ РФ и Федерального фонда ОМС от 11.12.98 г. № 361/99 "О порядке осуществления контроля за назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской Федерации на льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Приказом предусмотрено 3 вида контроля: ведомственный, вневедомственный и совместный, которые в зависимости от случая классифицируются на постоянные и периодические.
Ведомственный контроль осуществляется на 5 уровнях должностными лицами ЛПУ и органами управления здравоохранением всех уровней в пределах своей компетенции от заведующего отделением и заместителя главного врача по клинико - экспертной работе (КЭР) до главных штатных и внештатных специалистов Управления организации медицинской помощи населению и Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России. Ведомственному постоянному контролю подлежат все случаи назначения гражданам лекарств:
входящих в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.98 г. № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ", и в списки № 1 и № 2 Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России;
не входящих в Перечень, утвержденный приказом ДЗАПК от 12.02.99 г. № 121;
стоимость которых превышает четыре минимальных размера оплаты труда, а также при одновременном назначении одним врачом пяти и более лекарственных препаратов.
Вневедомственный и совместный контроль осуществляется экспертами страховых медицинских организаций или специалистами территориальных фондов ОМС, выполняющих функцию страховщика, в случаях использования средств медицинского страхования для оплаты лекарств, получаемых гражданами при амбулаторном лечении на льготных условиях. Периодические ведомственные, вневедомственные и совместные экспертизы проводятся по плану.
Результаты проведения периодических плановых ведомственных, вневедомственных и совместных экспертиз обоснованности назначения гражданам лекарств на льготных условиях оформляются в виде акта. Плановые и целевые проверки осуществляются на первом уровне контроля не реже 1 раза в 3 месяца. Экспертизе подвергается не менее 15% амбулаторных карт пациентов, получающих постоянное поддерживающее лечение, и не менее 25% амбулаторных карт пациентов, получающих курсовое лечение.
Проверки второго уровня проводятся не реже одного раза в полгода. Экспертизе подвергается не менее 5% амбулаторных карт граждан, получивших льготные рецепты.
Проверки на третьем уровне проводятся не реже одного раза в год.
На четвертом уровне - не реже одного раза в 2 года.
На пятом - при проведении комплексных проверок деятельности органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Уровни ведомственного контроля:
1. Заведующий отделением ЛПУ или заместитель главного врача по КЭР и (или) по поликлинической службе;
2. КЭК ЛПУ;
3. КЭК, главные штатные и внештатные специалисты органа управления здравоохранением административно - территориального образования, входящего в состав субъекта РФ;
4. КЭК, главные штатные и внештатные специалисты органа управления здравоохранением субъекта РФ;
5. Главные штатные и внештатные специалисты Управления организации медицинской помощи населению и Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России.