ПИСЬМО Крайкомзема Приморского края от 08.02.1999 № 18/073(03-03)
"ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЙКОМЗЕМА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 8 февраля 1999 г. № 18/073(03-03)
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМОРСКОГО
КРАЙКОМЗЕМА
Председателю Госкомзема России
Варенову Б. С.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края (крайкомзем), во исполнение приказа Государственного Земельного Комитета Российской Федерации № 12 от 30.12.98 г. "О проведении расширенного заседания Коллегии Госкомзема России" направляет обобщенный материал о деятельности крайкомзема в 1998 году.
Крайкомзем, руководствуясь Земельным кодексом, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, приказами, распоряжениями, инструкциями Госкомзема в 1998 году продолжил свою деятельность по организации и ведению государственного земельного кадастра, сбору и систематизации сведений о землях по районам и городам края. Проводилась работа по инвентаризации и межеванию земель, велся учет количества и качества земель и их оценка, проводились работы по автоматизации ведения государственного земельного кадастра, осуществлялся государственный контроль за охраной и использованием земель. Экспертной комиссией крайкомзема выполнялись работы по лицензированию изысканий, связанных с использованием земель на территории Приморья. Крайкомзем в течение 1998 года принимал участие в работах комиссий по лицензированию на право пользования недрами на территории края и по лицензированию земель рекреационного назначения.
1. Во исполнение Указа Президента "О плате за землю" и постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.96 г. № 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю", крайкомзем, взаимодействуя с администрациями городов и районов края, продолжил работу по совершенствованию земельных отношений, составлению списков налогоплательщиков. Совместно с ГНИ Приморского края краевой комитет по земельным ресурсам и землеустройству выявляет новые территории, подлежащие налогообложению.
В 1998 году районными и городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству составлены и ежеквартально уточняются списки плательщиков земельного налога и арендной платы за землю.
2. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству края проводит работу по подготовке нормативных актов в области земельных отношений (постановлений, распоряжение и т. д.). За 1998 год крайкомземом самостоятельно и совместно с другими комитетами и краевой администрацией подготовлен ряд нормативных актов в области земельных отношений, в том числе постановления губернатора края "О нормативной цене земли на 1998 г.", "О мерах по реализации Закона Приморского края "О казачестве в Приморском крае", распоряжения администрации края "Об утверждении отчета о наличии земель и распределения их по категориям, угодьям и пользователям по состоянию на 01.01.99 г." и другие.
Крайкомзем принял участие в подготовке Положения о расходовании средств, подготовленного в соответствии с Законом Приморского края "О целевом территориальном фонде финансирования мероприятий агропромышленного комплекса Приморского края".
Предоставлена информация по выполнению постановлений губернатора края № 310 от 19.06.98 г. "Об участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и других лесофондодержателей", № 341 от 03.07.98 г. "О проведении первоочередных подготовительных мероприятий к Всесоюзной переписи населения 1999 года", Указа Президента РФ № 727 от 27.06.98 г. "О придорожных полосах общего пользования" и постановления губернатора Приморского края № 415 от 20.08.98 г. "О придорожных полосах общего пользования государственной краевой собственности".
Количество нормативных актов в области земельных отношений, принятых районными органами местного самоуправления в 1998 году, составило более 300.
Совместно с Приморском краевым центром по регистрации прав на недвижимое имущество разработано Временное положение по порядку взаимодействия между филиалами Центра и рай(гор)комземами.
3. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1 993 г. № 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" крайкомзем в 1998 году продолжил проведение работ по созданию государственной автоматизированной системы земельного кадастра Приморского края. По состоянию на 01.01.99 г. на техническое оснащение, разработку, внедрение и эксплуатацию систем автоматизированного ведения земельного кадастра израсходовано 558.0 тыс. руб.
Плановые показатели реализации целевой программы на 1998 год составляли 4462.4 тыс. руб. Фактически из местных бюджетов выделено и освоено 1861.9 тыс. руб.
В течение 1998 года продолжались работы по инвентаризации, межеванию земель и созданию (обновлению) картографических материалов. Работы выполнялись в основном за счет средств заказчиков - землепользователей и местных бюджетов с выдачей правоустанавливающих документов юридическим физическим лицам. Работы по состоянию на 01.01.99 г. выполнены на площади 499 га (в основном земли населенных пунктов). Израсходовано на эти цели 1320.2 тыс. руб.
Продолжались работы по внедрению программного обеспечения для автоматизации ведения государственного земельного кадастра в райгоркомземах. В 1998 году в 3 районах установлено соответствующее программное обеспечение. В результате на сегодняшний день в 31 из 36 районах и городах края установлены автоматизированные системы ведения земельного кадастра.
В 1998 году крайкомземом были разработаны проект постановления губернатора края и Программа создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Приморского края на период до 2000 года, в котором была обоснована необходимость проведения этих работ в 1998 году с финансированием на сумму 25 млн. рублей, в том числе из средств краевого бюджета - 8.0 млн. рублей. Проекты не прошли согласование с финансовым управлением администрации края с мотивировкой "отсутствие средств от платы за землю в краевом бюджете на эти цели".
4. В целях усиления контроля за поступлениями и целевым расходованием средств от платы за землю и во исполнение постановления губернатора Приморского края от 10.12.97 г. № 516 "О контроле за поступлением и расходованием средств от платы за землю" краевой комитет по земельным ресурсам и землеустройству подготовил и направил главам администраций районов и городов письмо с предложением проинформировать комитет о целевом использовании средств от платежей за землю.
4.1. По информации Государственной налоговой инспекции по Приморскому краю по состоянию на 01.01.99 г. всего поступило средств от платы за землю 108289 тыс. руб., в том числе в краевой бюджет - 7113 тыс. руб., в местный бюджет - 68362 тыс. руб. Недоимки по плате за землю по состоянию на 01.01.99 г. составили 101213 тыс. руб., в том числе в местные бюджеты - 77633 тыс. руб., в краевой - 8905 тыс. руб.
По справкам, полученным в финансовых управлениях муниципальных образований по состоянию на 01.01.99 г. общая сумма налоговых и арендных платежей за землю без учета сумм взаимозачетов в целом по краю составила 45543.0 тыс. руб.
Сумма платежей по взаимозачетам составила 6601.1 тыс. руб. Наибольшая сумма взаимозачета - 4746 руб. по муниципальному образованию "г. Уссурийск и Уссурийский район".
4.2. В 1998 году между частными лицами зарегистрировано 2236 сделок по купле - продаже, в том числе между владельцами дачных участков - 740, личных подсобных хозяйств - 398 и владельцами участков для жилищного строительства - 864 сделки. Цена земельных участков колебалась в пределах от 0.04 руб. за 1 кв. м в сельской местности до 132.00 руб. за кв. м (для юридических лиц) в городах. Наибольшим спросом пользуются земельные участки под дачное и жилищное строительство, для садоводства и огородничества.
Администрации районов и городов края в 1998 году передали за плату в собственность 148 участков на общей площади 432.2 га. Из них приватизированным предприятиям - 32 участка. Цены на земельные участки составили: для жилищного строительства, садоводчества, личного подсобного хозяйства - от 0.73 до 13.59 руб. за кв. метр, а приватизированным предприятиям - от 0.97 до 12.40 руб. за кв. метр.
В крае практикуется аренда земель, как такая форма предоставления земельных участков частным лицам и предприятиям. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором в соответствии с Законом "О плате за землю". Всего по краю в 1998 году было оформлено 20581 договор на аренду земельных участков. Общая площадь переданных в аренду земель составила 60.409 тыс. га. Наибольшее количество договоров аренды заключено с частными лицами (85.6%). Размер арендной платы составил: для промышленности, транспорта, строительства - от 0.01 до 1.50 руб. за 1 кв. метр; для торговли и общественного питания - от 0.18 до 41.68 руб. за 1 кв. метр.
4.3. Распределение средств от налоговых и арендных платежей в целом по краю следующее:
Профинансировано мероприятий
(тыс. рублей) всего: - 45543.0 100%
в том числе:
а) предусмотренных Федеральным - 26892.6 59.0%
законом "О плате за землю" и
постановлением губернатора края
№ 516 от 10.12.97 г., в т. ч.:
- землеустройство - 2332.2 5.5%
- ведение земельного кадастра - 1132.4 2.5%
- ведение мониторинга земель - 403.5 0.9%
- охрана земель и повышение их
плодородия - 9207.0 20.2%
- освоение новых земель - 0 0%
- компенсация собственных - 1063.1 2.3%
затрат землепользователей
по охране и повышению
плодородия земель
- инженерное и социальное - 12048.7 26.5%
обустройство территории
- составление списков плательщиков - 68.3 0.1%
земельного налога и арендной
платы
- развитие материально-технической - 437.6 1.0%
базы комитетов по земельным
ресурсам и землеустройству
б) не предусмотренных Федеральным - 18650.4 41.0%
законом "О плате за землю" и
постановлением губернатора края
№ 516 от 10.12.97 г.
Анализ собранной информации по целевому использованию налоговых и арендных платежей за землю позволяет сделать вывод, что распределение средств и финансирование мероприятий администрациями большинства муниципальных образований произведено с явной диспропорцией.
Так на финансирование мероприятий по инженерному и социальному обустройству территорий в 1998 году было выделено 26.5% от всех поступивших налоговых и арендных платежей за землю, в то время как на проведение работ по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторингу земель, составлению списков плательщиков земельного налога выделено в общей сложности 8.9%.
Вместе с тем, именно эти мероприятия позволяют в полной мере провести работы по натурной инвентаризации земель и объектов собственности землевладельцев, арендаторов, землепользователей, наиболее полно выявить фактические площади, подлежащие налогообложению, выявить неплательщиков земельного налога, провести все работы по созданию единого государственного реестра земель, созданию муниципальной базы данных (геоинформационной системы), необходимой для обеспечения эффективного управления развитием территории, решения на этой основе хозяйственных задач, экономического, социального, промышленного и административного развития. Это в свою очередь дает возможность пополнить доходную часть бюджета района, города и позволит администрациям реально управлять процессом земельных отношений.
При формировании бюджетов на 1998 год объемы финансирования мероприятий, предусмотренных постановлением губернатора, не согласовывались с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в большинстве муниципальных образований края.
По информациям (справкам) финансовых управлений Дальнегорского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Надеждинского, Ханкайского, Чугуевского районов на финансирование вышеуказанных мероприятий в 1998 году средства от налоговых и арендных платежей за землю вообще не выделялись.
Наибольшая доля нецелевого использования средств от налоговых и арендных платежей приходится на финансирование социальной сферы (Надеждинский район - 988.6 тыс. руб., Спасский район - 699.3 тыс. руб.), ремонт объектов жилищно - коммунального хозяйства - 226 тыс. руб. (Михайловский район), ликвидация последствий стихийных бедствий - 221 тыс. руб. (Михайловский район), выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, в т. ч. районным управлениям сельского хозяйства, отделам народного образования (Анучинский, Михайловский, Хасанский, Хорольский районы) на общую сумму 93.2 тыс. руб., строительство завода по производству органических удобрений - 307.0 тыс. руб. (Анучинский район), выплата детской компенсации за 1996 - 1997 гг., покупка продуктов питания РОНО - 676.0 тыс. руб. (Хорольский район), оплата работ институту конъюнктуры и прогнозирования - 60.0 тыс. руб. (Хорольский район).
Главами вышеперечисленных муниципальных образований не выполнено постановление губернатора Приморского края от 10.12.97 г. "О контроле за поступлением и расходованием средств от платы за землю" в части планирования и направления средств от налоговых и арендных платежей за землю исключительно на мероприятия, указанные в этом пункте и в статье 24 Федерального Закона "О плате за землю".
Вместе с тем, финансовые управления Михайловского, Надеждинского, Ольгинского, Пожарского, Ханкайского, Хасанского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского, г. Артем, г. Дальнереченск, г. Партизанск предоставили справки, содержащие явно заниженные величины поступлений в 1998 году налоговых и арендных платежей за землю. Эти величины в два, три раза меньше величин поступлений предыдущего года, хотя ставки земельных налогов всех категорий земли оставались на прежнем уровне.
4.4. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края в краевую администрацию внес предложение продлить контроль выполнения постановления губернатора от 10.12.97 г. № 516 "О контроле за поступлением и расходованием средств от платы за землю" на 1999 год и законодательно установить фиксированные доли направления средств от налоговых и арендных платежей за землю на финансирование вышеуказанных мероприятий, разделив их на две группы.
При этом доля средств, направляемых для проведения работ по охране земель, повышению плодородия, освоению новых земель, инженерно - социальному обустройству территорий, компенсацию собственных затрат землепользователей по повышению плодородия почв, должна составлять 70%; доля средств, направляемых для проведения работ по землеустройству, межеванию, инвентаризации земель, ведения земельного кадастра, мониторинга, составления списков плательщиков земельного налога и арендной платы, развития материально - технической базы органов, ведущих государственный земельный кадастр - 30%.
В 1998 году из федерального бюджета на зарплату комитета по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края и его структурных подразделений фактически поступило 2.574 млн. руб. при плане 2.857 млн. руб. На оплату проектно - изыскательских работ в 1998 году из федерального и краевого бюджетов перечислений не было.
5. В соответствии с Законом Российской Федерации "О геодезии и картографии" и постановлениями Правительства Российской Федерации № 1578 от 27.12.96 г. "О внесении изменений в Положение о лицензировании проектно - изыскательских работ, связанных с использованием земель" экспертная комиссия крайкомзема по лицензированию проектно - изыскательских работ, связанных с использованием земель, продолжила свою деятельность по вопросам лицензирования указанных изысканий. За 1998 год получили лицензии на право производства указанных видов работ 3 организации. За 1998 год по результатам лицензирования в бюджет края поступило 8.21 тыс. рублей.
В течение 1998 года были выписаны 3 предписания о приостановлении действия лицензий организациям и учреждениям, нарушившим условия лицензионной деятельности. В течение года проводились проверки предприятий, организаций и частных предпринимателей по соблюдению требований, регламентирующих проектно - изыскательские работы, связанные с использованием земель. Проведено 9 проверок, 7 из которых - с выездом в поле. По всем проверкам составлены акты. В основном все выявленные в ходе проверок недостатки устранены.
6. За 1998 год крайкомземом подготовлено и принято распоряжениями администрации Приморского края 42 землеустроительных дела "Об изъятии земельных участков у землепользователей, землевладельцев, собственников земли и отводе их предприятиям различных форм собственности для строительств и других надобностей". Подготовлено и отправлено на рассмотрение для принятия распоряжений Правительства Российской Федерации 13 землеустроительных дел.
Проведен сбор информации о ходе приватизации земельных участков под приватизированными предприятиями Приморского края.
Крайкомзем принял непосредственное участие в работе комиссий по упорядочению административных границ между ЗАТО г. Фокино и г. Находка, между Партизанским районом и г. Находка. Работа завершена в связи с разногласиями между администрациями Партизанского района и г. Находка.
Комитет по земельных ресурсам и землеустройству Приморского края принял участие в разработке Положения "О краевом координационном совете по экологии и природопользованию при губернаторе края" и непосредственное участие в работе по формированию целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ.
7. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края, осуществляя государственный контроль в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 г. № 1362 Положением по этому вопросу провел в 1998 году следующие мероприятия и комплексные проверки:
комплексную проверку использования земель сельскохозяйственного назначения по всем категориям землепользователей;
проверку использования земель, находящихся в ведении городских, поселковых, сельских администраций;
проверку использования земельных долей;
наблюдение за административными правонарушениями в сфере экономики;
в составе комиссий администрации края проверку исполнения законодательства РФ.
Проверками обследовано во всех категориях хозяйств 688.8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 370.8 тыс. га пашни.
Из общей площади обследованных земель не использовались в 1998 году 159.5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 98.9 тыс. га пашни или 23.0% и 26.6% соответственно. Выявлено 489 случаев нарушения земельного законодательства, абсолютное большинство которых относится к неиспользуемым землям.
В основном не используются земли сельскохозяйственных предприятий и организаций (85% сельхозугодий и 94% пашни) и часть земель крестьянских хозяйств по причине недостатка средств на их обработку. В ходе проверки 71 тыс. га неиспользуемых земель переданы в фонд перераспределения районов и городов.
Обследовано 47.7 тыс. га земель, находящихся в ведении городских, поселковых и сельских администраций. Выявлено 315 случаев нарушения земельного законодательства. Эти нарушения в основном связаны с самовольным занятием земель и использованием земельных участков без отвода их в натуре, без получения правоустанавливающих документов. В дополнение к комплексным проверкам, комитетом проводились выборочные проверки соблюдения земельного законодательства на отдельных объектах землепользования.
Снижение в 1998 году объемов обследования земель и проверок исполнения земельного законодательства объясняется полным отсутствием финансирования затрат на эти цели из федерального, краевого и местных бюджетов.
Специалисты краевого комитета совместно со специалистами края приняли участие в восьми комплексных проверках работы администраций муниципальных образований в части исполнения земельного законодательства.
Проверки проведены в городах Уссурийске, Партизанске, Большом Камне, Шкотовском, Надеждинском и других районах.
В ходе проверок приостановлено действие 5 неправомерных решений администраций муниципальных образований и 12 постановлений глав администраций сельских и поселковых советов.
Всего в 1998 году проведено 2573 проверки соблюдения земельного законодательства на площади 484 тысячи гектаров.
При этом выявлено 1283 нарушения земельного законодательства, по которым госинспекторами вынесено 999 указаний (предписаний).
Материалы по выявленным нарушениям рассмотрены госземинспекторами по 417 нарушениям, комиссиями комземресурсов - по 396 нарушениям.
Привлечено к административной ответственности 399 нарушителей.
Наложено штрафов в сумме 424.46 тысяч рублей. Взыскано штрафов в сумме 186.83 тысячи рублей.
Устранено 873 нарушения земельного законодательства.
Из общего количества нарушений земельного законодательства большой удельный вес имеют следующие виды нарушений:
самовольное занятие земельных участков - 518 шт.;
нерациональное использование земельных участков - 311 шт.;
другие нарушения - 265 шт.;
уклонение от исполнения и несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль, по вопросам устранения земельного законодательства - 113 шт.
Остальные виды нарушений занимают в общем количестве нарушений незначительное место.
Как видно из вышеизложенного, основными нарушениями, выявленными при проверке, являются:
самовольное занятие земельных участков, как юридическими лицами под строительство объектов, так и гражданами при установке металлических гаражей, занятие земель, прилегающих к домовладениям, а также самовольное занятие земель под огороды, садово - огородные участки;
нерациональное использование земельных участков. В этот вид нарушений включены и нарушения, связанные с неиспользованием сельскохозяйственных земель всеми категориями землепользователей.
Ежегодно госземинспекторами выписываются указания по вовлечению в оборот неиспользуемых земель, устанавливаются сроки их вовлечения.
Изъятие неиспользуемых земель и их перераспределение затруднено в связи с выдачей пайщикам свидетельств на право собственности на земельную долю, отсутствием законодательных актов по этому вопросу, а также невостребованностью изъятых земель юридическими лицами и гражданами.
За 1998 год инспекторами краевого комитета рассмотрено 41 заявление и жалобы граждан, и 47 заявлений юридических лиц по нарушению прав на земельные участки, комиссией краевого комитета рассмотрено 8 ходатайств граждан и юридических лиц по обжалованию постановлений районных и городских комиссий по наложению на них штрафов за нарушение земельного законодательства.
Завершена работа по реорганизации совхозов и колхозов, закрепление земель за новыми юридическими лицами в частную, коллективную и коллективно - долевую собственность.
8. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 337 от 07.03.96 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю" крайкомземом в 1998 году проведена проверка использования земельных долей их собственниками.
Данные проверок систематизировались. О ходе реализации данного Указа составлялась ежеквартальная отчетность в Госкомзем Российской Федерации, в т. ч. сведения по выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей, сведения по распоряжению земельными долями, выкупа земельных долей органами местного самоуправления, населения земельными участками, передачи в собственность несельскохозяйственных угодий, использование невостребованных земельных долей.
На 01.01.99 г. число собственников земельных долей на территории Приморского края составляет 82581, подготовлено документов (свидетельств) для выдачи - 64777, что составляет 78.4% к собственникам земельных долей; выдано свидетельств - 54993; заключено договоров аренды - 19125.
Выдано государственных актов и свидетельств сельскохозяйственным предприятиям - 382 шт., несельскохозяйственным - 7696 шт., крестьянским хозяйствам - 2375 шт., личным подсобным хозяйствам - 48053 шт., садоводам - 138753 шт., индивидуальное жилищное строительство - 41730 шт.
Информация о ходе осуществления земельной реформы по собственникам земельных долей (паев) производится в установленном порядке с заполнением отчетных таблиц по видам землепользования, наличия и использования фонда перераспределения земель районов и городов, о ходе выдачи госактов и свидетельств.
Не смотря на проводимую комитетом работу с дольщиками по разъяснению положений Указа Президента Российской Федерации от 07.03.96 г. № 337, 33.4% пайщиков не получили подготовленные комитетом свидетельства на право собственности на земельную долю. Основными причинами этого являются:
с получением свидетельства собственник земельной доли обязан уплачивать земельный налог;
отказ руководителей коммерческих сельскохозяйственных предприятий заключать договоры на аренду, право пользования земельных долей с собственниками земельных долей, не работающими на данном предприятии;
из - за отсутствия средств, необходимых для обработки земли, не востребованы земельные доли на получение земельных участков в натуре для организации крестьянского и личного подсобного хозяйства.
Общий вывод
В целом, ухудшение состояния и использования земель в крае в значительной мере объясняется серьезными пробелами в современном земельном законодательстве, отсутствием нового Земельного Кодекса, Закона "О земельном кадастре" и ряда других законов, несовершенством принятых законов Российской Федерации, в частности, Закона РФ "О плате за землю", неконкретность которого в распределении средств от платы за землю способствует не целевому их расходованию.