ПОСТАНОВЛЕНИЕ Думы Приморского края от 14.07.1998 № 132
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ГРАНИЦЫ ПРИМОРЬЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Думы Приморского края", № 11, 23 июля 1998 года
Вступил в силу с 14 июля 1998 года (пункт 3 данного документа).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДУМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 1998 г. № 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ГРАНИЦЫ ПРИМОРЬЯ"
В соответствии с Законом Приморского края "О Думе Приморского края", постановлением губернатора края от 15.11.96 № 585 "Об утверждении подпрограммы "Казачий хутор" и в целях создания демонстрационной зоны опытного внедрения организации крестьянских хозяйств и малых предпринимательских структур в приграничных районах Приморского края Дума Приморского края постановляет:
1. Утвердить программу "Границы Приморья" (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитеты Думы Приморского края по экономической политике и собственности (Рыбалкин) и по социальной политике и защите прав граждан (Журавский).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы
С.ДУДНИК
Приложение
к постановлению
Думы Приморского края
от 14.07.1998 № 132
ПРОГРАММА
"ГРАНИЦЫ ПРИМОРЬЯ"
1. Описание программы
Настоящая Программа предусматривает начальный этап организации заселения приграничных территорий Приморского края путем строительства приграничных хуторов и дисперсной усадебной застройки с одновременным созданием для владельцев усадеб крестьянских хозяйств и малых предпринимательских структур.
Программа охватывает вопросы формирования хуторских общин и производственных коллективов через совместный труд в ходе строительства усадеб, кооперирования личных специализированных хозяйств, взаимного поручительства при кредитовании строительства и совместного исполнения государственных обязанностей.
Экономические аспекты занятости переселяющегося населения в программе решаются за счет производства работ по освоению новых территорий края, организации сельскохозяйственных и малых перерабатывающих производств, строительства и производства строительных материалов и конструкций из местного сырья.
Настоящей Программой предусмотрено участие переселяющегося населения в работе Федеральной пограничной службы и территориальных аварийно-спасательных формирований на невойсковых, внештатных и общественных началах, концептуально оговариваются вопросы размещения хуторов и усадеб и социального обслуживания населения.
Особую сложность в организации строительства представляют вопросы кооперирования и организации ипотечного кредитования ввиду отсутствия рынка земли.
Программой представлены источники финансирования и пути решения вопросов финансового обеспечения, организационный механизм внедрения Программы.
2. Цели и задачи
Вопросы застройки приграничных территорий края, преимущественно в необжитых и мало заселенных местах, зачастую на значительном отдалении от крупных населенных пунктов, ставят немало проблем, которые в ходе застройки необходимо решать.
Поскольку освоить территорию, построить усадьбу, окупить ее невозможно силами одной семьи, то главной целью настоящей Программы является формирование коллектива, способного решать задачи строительства и его окупаемости. Для этого в Программе предусмотрена отработка методики организации крестьянских хозяйств, малых предпринимательских структур, форм и способов их кооперирования, кредитования и поручительства, методов взаимных расчетов.
Кроме того, в ходе внедрения Программы решается проблема привлечения владельцев усадеб и членов их семей к различным формам исполнения государственных обязанностей в реформируемой Федеральной пограничной службе и в территориальных внештатных и общественных аварийно-спасательных формированиях.
3. Формирование общин
Условия жизни на хуторе и усадьбе требуют, чтобы ее владелец мог стать во главе частного хозяйства или производства. Для этого он должен иметь специальное образование и профессиональные навыки. При несении государственной службы на внештатной и общественной основе он должен иметь определенную квалификацию. Необходимым условием формирования общин является психологическая совместимость в коллективе, без которой невозможно взаимное поручительство при кредитовании.
В ходе внедрения Программы каждый член коллектива должен пройти следующие этапы подготовки:
активное участие в работе различных общественных структур и исполнение обязанностей, в том числе на общественных началах;
обучение и профессиональная аттестация на право ведения своего хозяйства и исполнения государственной службы;
участие в качестве наемного работника в процессе строительства и создания личного взноса в залоговый фонд для последующего кредитования;
строительство собственной усадьбы;
возмещение кредитов, полученных на создание хозяйства под гарантию общины.
Община на первых этапах своей деятельности должна формироваться из специалистов высокого профессионального уровня различных областей деятельности, способных на основе своих знаний и опыта создавать хозяйства и управлять ими, а также решать вопросы в органах государственного управления.
4. Экономика хозяйства
Период внедрения Программы может осложниться отсутствием средств у населения, невозможностью кредитования под залог земли и имущества, отсутствием средств на финансирование в бюджетах всех уровней.
В связи с этим необходимо максимально сконцентрировать денежные средства всех источников финансирования и крайне ограничить движение наличных денег.
Программа предусматривает создание собственного внутреннего рынка труда и минимальное привлечение субподрядчиков в строительство и создание хозяйств и производств. Коллективы товариществ-исполнителей строительства комплектуются специалистами по всей технологии строительства и организации производства, которые, обладая достаточным образованием и опытом работы, еще имеют и различные рабочие квалификации.
В течение 1998 года создаются малые частные предпринимательские структуры в составе товарищества "Дальпос" - исполнителя внедрения Программы, выполняющие функции:
организация работы по геодезии;
решение вопросов землепользования, лесопользования и водопользования;
юридическое обеспечение;
централизованная бухгалтерия и аудит;
обеспечение генерального планирования и проектирования;
технологический бизнес-инкубатор по направлениям производственной деятельности;
создание совместного с Приморским краевым фондом поддержки малого предпринимательства страхового депозитного фонда для кредитования участников строительства;
организация подрядчиков строительства в городах и районах края;
создание участка материально-технического обеспечения строительства.
Товарищества-подрядчики строительства решают вопросы организации малых предприятий:
производства агротехнических и мелиоративных работ, лесозаготовок и переработки леса;
производства столярных изделий;
производства работ по инженерному обустройству территорий;
сельскохозяйственного производства;
ремонта техники.
В 1998 году разрабатывается проект и начинается строительство демонстрационной зоны экспериментального строительства казачьих хозяйств с одновременным созданием крестьянских хозяйств и малых предпринимательских структур в соответствии с постановлением губернатора Приморского края от 15.11.96 № 585 "Об утверждении подпрограммы "Казачий хутор" для последующего включения ее в федеральную целевую программу "Свой Дом".
Малые частные хозяйства и предприятия имеют специализацию и создаются с учетом их кооперирования. С целью сокращения первоначальных единовременных затрат сельскохозяйственные и строительные производства создаются преимущественно на базе существующих крестьянских хозяйств, имеющих необходимый комплект техники.
5. Государственная служба
Одновременно с созданием экономических основ деятельности решаются вопросы организации условий для исполнения владельцами усадеб государственной службы. Наиболее приемлемым является участие в реформируемой Федеральной пограничной службе и территориальном аварийно-спасательном формировании.
Настоящей Программой предусмотрена разработка нормативной базы организации внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, создание общей для двух направлений учебно-тренировочной базы и организация связи.
Создание нормативной базы определяет правовые и экономические аспекты участия людей в работе Федеральной пограничной службы и территориальном аварийно-спасательном формировании. Учебно-тренировочная база составит основу для создания невойсковой пограничной стражи, внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований. Обязательным условием для функционирования пограничной стражи, аварийно-спасательных формирований и самой жизни в условиях отдаления от населенных пунктов является организация мобильной связи.
6. Вопросы размещения и строительства
хуторов и усадеб
На начальном этапе внедрения Программы с помощью муниципальных образований края товариществом-исполнителем внедрения Программы подбираются специалисты, способные создать и возглавить товарищества-подрядчики внедрения и желающих построить собственные усадьбы, оформляются акты выбора и отвода участков под строительство, разрабатываются технико-экономические обоснования и программа строительства базового хутора района.
Дальнейшее развитие строительства будет осуществляться за счет продолжения застройки базовых районных хуторов, строительства новых хуторов и усадеб, перенесения опыта застройки и освоения на более отдаленные от крупных населенных пунктов края места, в первую очередь в приграничные территории, охранные зоны заповедников.
Товарищества, участвующие во внедрении Программы, комплектуются специалистами, прошедшими предварительный отбор по совместной общественной работе и желающими сами построить себе усадьбу.
Участники строительства, будущие владельцы собственных хозяйств и производств, проходят курс теоретической подготовки в организованном бизнес-инкубаторе и получают навыки практической работы в ходе совместного строительства.
Проектирование и строительство хозяйства происходит при их непосредственном участии с учетом выбранной ими специализации хозяйства и кооперации в общем деле.
В проектировании жилых домов предпочтение отдается конструкциям из древесины. В технологиях строительных материалов и конструкций решаются возможные варианты использования обработанного камня, деревянных клееных конструкций, утеплителей из местного перлита и вермикулита, неснимаемых опалубок, отделочных и кровельных материалов местного изготовления.
7. Решение вопросов социального
обслуживания населения
Решение вопросов социального обслуживания населения хуторов и отдельных усадеб планируется осуществлять за счет имеющейся социальной инфраструктуры крупных близлежащих населенных пунктов. В ходе внедрения Программы разрабатывается социально-экономическое обоснование организации кадетского класса в г. Арсеньеве в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 09.04.97 № 118-П, для организации которого впоследствии может быть разработана отдельная программа.
Решение вопросов социального обслуживания населения возможно при удовлетворительном устройстве дорог и организации мобильной связи.
Инженерное обустройство хозяйств хуторов и усадеб носит преимущественно децентрализованный и автономный характер.
8. Организационный механизм финансирования
и кредитования
Администрацией края и участниками разработки и внедрения Программы создается страховой депозитный фонд для обеспечения кредитования граждан по федеральной целевой программе "Свой дом" в соответствии с "Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации предусмотренных в федеральном бюджете средств на возвратной, платной и срочной основе для строительства жилья при реализации федеральной целевой программы от 27.01.97 № 7-07-01-65 "Свой дом". В этот же фонд поступают кредитные средства, выделяемые из федерального бюджета по именным спискам участников строительства. Кроме перечисленных средств в фонд в виде залогового имущества передаются земельные участки и незавершенное строительство, имущество участников строительства, техника, переданные в пользование по лизингу, имущество и средства поручителей.
Все участники строительства усадеб получают право на кредитование под поручительство других участников внедрения Программы. Депозитные счета фонда открываются на строительство каждого отдельного хутора для предотвращения образования пирамидальности финансовой структуры и возможности ее разрушения.
Средства за выполненные объемы строительства жилья и за инженерное обустройство из фонда через заказчика строительства выплачиваются подрядчику, поставщикам строительных материалов и конструкций. Поскольку строительство и обеспечение материалами осуществляются преимущественно самими владельцами усадеб, значительно сокращается наличный денежный оборот, снижается стоимость строительства, гарантируются платность, срочность и возвратность кредита.
Земельный участок, имущество, передаваемое в лизинг, завершенное и незавершенное строительство не передаются участнику строительства до полного погашения кредита и находятся в залоге в фонде. В таком виде возможно ипотечное кредитование, так как в случае невозвращения кредитных средств все имущество может быть передано другому участнику, при условии специального занижения залоговой стоимости строительства.
В ходе опытного внедрения настоящей Программы предстоит практически отработать методику взаимных расчетов участников строительства и принципы кооперирования хозяйств.
9. Стоимость программных мероприятий
Стоимость программных мероприятий включает в себя стоимость строительства жилья и создания усадеб, инженерного обустройства территории, затрат на создание условий для несения государственной службы, решения вопросов соцкультбыта, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развития товариществ заказчика и подрядчиков строительства.
тыс. руб.
---------------------------------T--------T------T-------T-------¬
¦ Виды затрат ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ Всего¦
+--------------------------------+--------+------+-------+-------+
¦1. Создание усадеб и производств¦ 350 5380 9400 15130¦
¦ ¦ ¦
¦2. Организация демонстрационной ¦ ¦
¦ зоны ¦ По отдельной программе ¦
¦ ¦ ¦
¦3. Инженерное обустройство ¦ ¦
¦ территорий и строительство ¦ ¦
¦ объектов соцкультбыта ¦ 600 1200 2400 4200¦
¦ ¦ ¦
¦4. Организация государственной ¦ ¦
¦ службы ¦ По отдельной программе ¦
¦ ¦ ¦
¦5. Организация страхового ¦ ¦
¦ депозитного фонда ¦ 800 1600 3200 5600¦
¦ ¦ ¦
¦6. Развитие строительных ¦ ¦
¦ организаций ¦ 200 1000 2000 3200¦
¦ ¦ ¦
¦7. Прочие затраты 10% ¦ 200 1000 1200 2400¦
¦ ¦ ¦
¦8. Научно-исследовательская ¦ ¦
¦ и научно-конструкторская ¦ ¦
¦ работа 2% ¦ 50 200 260 510¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ Итого: ¦ 2200 10380 18460 31040¦
L--------------------------------+--------------------------------
Стоимость работ в тысячах рублей приведена из расчета строительства в 1998 году 60 усадеб общей площадью застройки 4800 кв. метров при норме 20 кв. метров на человека и средней численности семьи из 4 человек. В 1999 году - 80 усадеб общей площадью 6400 кв. метров. В 2000 году - 160 усадеб общей площадью 12800 кв. метров.
Средняя стоимость 1 кв. метра жилья состоит из нормы, предусмотренной федеральной целевой программой "Свой дом" и условий кредитования 70 процентов от стоимости жилья.
10. Источники финансирования
Одной из основных целей настоящей Программы является освоение всех возможных путей получения средств на обустройство приграничных территорий Приморского края из федеральных источников.
Одним из главных источников финансирования приграничного строительства могут быть ассигнования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 № 885 "О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членов казачьих обществ". Согласно этому постановлению переселяемой семье выплачивается субсидия в размере до 70 процентов стоимости жилья и сумма в размере 500 минимальных окладов на обзаведение хозяйством. Не менее значительный объем могут составить возвратные ссуды согласно федеральной целевой программы "Свой дом".
При привлечении к строительству вынужденных переселенцев и переселенцев из районов Крайнего Севера можно освоить средства Федеральной миграционной службы и Госкомсевера Российской Федерации. Создание новых рабочих мест должно оплачиваться Федеральным Центром занятости населения.
В случае значительных затрат на инженерное обустройство сельских территорий приграничья с одновременным участием в организации невойсковой пограничной стражи возможно включение расходов в сумму трансферта из федерального бюджета.
Средства краевого бюджета составят 20 - 25 процентов от суммы затрат на внедрение Программы. Они будут состоять из:
средств на инженерное обустройство сельских территорий согласно Закону Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
средств на создание страхового депозитного фонда для кредитования застройщиков в соответствии с постановлением губернатора Приморского края от 15.11.96 № 585 "Об утверждении подпрограммы "Казачий хутор" для последующего включения ее в федеральную целевую программу "Свой дом".
Собственные вложения владельцев усадеб составят не менее 30 процентов стоимости жилых домов и будут в основном оцениваться личным участием в строительстве.
В ходе внедрения Программы необходимо кредитование по линии акционерного коммерческого банка "СБС-АГРО" (далее по тексту АКБ СБС-АГРО) в соответствии с "Положением о конкурсе инвестиционных проектов предприятий строительного комплекса в рамках государственной комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации".
11. Финансовый план (тыс. рублей)
---------------------------------T--------T------T-------T-------¬
¦ Источники финансирования ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ Всего¦
+--------------------------------+--------+------+-------+-------+
¦I. Средства на начало года 10100 18800 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦II. Приход всего: 12300 19600 38300 70200¦
¦ в том числе: ¦
¦ ¦
¦Из средств федерального бюджета: ¦
¦ ¦
¦1. Возвратных сумм согласно ¦
¦ федеральной целевой программе ¦
¦ "Свой дом" под 1/4 ставки ¦
¦ рефинансирования сроком до 20 8100 10800 21600 40500¦
¦ лет ¦
¦ ¦
¦2. Ассигнования из средств ¦
¦ федерального бюджета согласно ¦
¦ постановлению Правительства По результатам освоения ¦
¦ Российской Федерации от 17.07.96 средств в 1998 году ¦
¦ № 885 "О размерах безвозмездной ¦
¦ финансовой помощи и на ¦
¦ строительство (покупку) ¦
¦ индивидуальных жилых домов и ¦
¦ выплат на первоначальное ¦
¦ обзаведение хозяйством членов ¦
¦ казачьих обществ" ¦
¦ ¦
¦3. Из средств Федерального центра По результатам освоения ¦
¦ занятости населения средств в 1998 году ¦
¦ ¦
¦4. Из средств Федеральной По результатам освоения ¦
¦ миграционной службы средств в 1998 году ¦
¦ ¦
¦5. Из средств Госкомсевера По результатам освоения ¦
¦ Российской Федерации средств в 1998 году ¦
¦ ¦
¦6. Трансферт из федерального бюджета По результатам освоения ¦
¦ на инженерное обустройство средств в 1998 году ¦
¦ территорий приграничья ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Итого: 8100 10800 21600 40500¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Из средств краевого бюджета: ¦
¦ ¦
¦1. Компенсация за выполненные работы ¦
¦ по инженерному обустройству ¦
¦ сельских территорий 600 1200 2400 4200¦
¦ ¦
¦2. Средства согласно постановлению ¦
¦ губернатора Приморского края ¦
¦ от 15.11.96 № 585 "Об утверждении ¦
¦ подпрограммы "Казачий хутор" для ¦
¦ последующего включения ее в ¦
¦ федеральную целевую программу ¦
¦ "Свой дом" 1200 2400 4800 8400¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Итого: 1800 3600 7200 12600¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Кредиты банков и собственные ¦
¦средства участников строительства: ¦
¦ ¦
¦1. Кредиты по линии АКБ СБС АГРО ¦
¦ под 1/2 ставки рефинансирования ¦
¦ на 3 года 2000 3000 5000¦
¦ ¦
¦2. Собственные средства участников, 2400 3200 6500 12100¦
¦ в том числе незавершенное ¦
¦ строительство и личное имущество 2000 2000 4000 8000¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Итого: 2400 5200 9500 17100¦
+----------------------------------------------------------------+
¦III. Расход всего: 2200 10900 20500 33600¦
¦ в том числе: ¦
¦ ¦
¦1. Плата за кредит из средств ¦
¦ Федерального бюджета 520 1740 2260¦
¦ ¦
¦2. Возврат кредитов банка 300 300¦
¦ ¦
¦3. Освоение средств 2200 10380 18460 31040¦
+----------------------------------------------------------------+
¦IV. Остаток страхового ¦
¦ депозитного фонда 10100 18800 36600 36600¦
L-----------------------------------------------------------------
12. Ресурсное обеспечение
Приморский край располагает всеми необходимыми материальными ресурсами для строительства жилья и создания усадеб. Основными материалами для строительства должна стать древесина, материалы и конструкции из нее с применением огнеингибиторов. Сложность в обеспечении материалами представляют минеральные утеплители, несмотря на наличие значительных запасов местных перлитов и вермикулитов, кровельные материалы. Ограничен выпуск кирпича надлежащего качества.
Трудовыми ресурсами Программа будет обеспечиваться из числа лиц, желающих построить свое хозяйство, поэтому на начальном этапе внедрения требуется тщательный отбор специалистов.
В результате реализации программных мероприятий будет достигнут социальный и экономический эффект как федерального так и регионального уровня.
Социально-экономическая эффективность федерального уровня заключается в экономии затрат и сокращении потерь в результате переселения людей, включающих в себя:
экономию затрат на социальную инфраструктуру;
снижение потерь от стихийной миграции;
экономию на разнице в прожиточном минимуме переселенцев;
уменьшение стоимости содержания Федеральной пограничной службы;
снижение затрат на профессиональную подготовку.
Экономический эффект регионального уровня включает в себя:
создание 300 крестьянских хозяйств и малых предпринимательских структур;
организацию не менее 1000 рабочих мест;
привлечение к несению государственной службы на нештатной и общественной основе не менее 300 человек;
увеличение налогооблагаемой базы экономики края.
14. Управление Программой
Для организации управления настоящей Программой создается фонд и открываются в банках депозитные и целевые счета, на которые поступают средства его участников, вклады участников строительства. В фонд поступает также залоговое имущество участников.
Фонд управляется попечительским советом и назначенным директором.
Контроль за реализацией Программы осуществляет управление труда, занятости населения и демографической политики администрации Приморского края.
15. Заключение
Настоящая Программа по мере внедрения, развития законодательной базы на федеральном и региональном уровне нуждается в постоянном уточнении и разработке программ по отдельным видам деятельности.
В ходе внедрения в первую очередь необходима разработка проекта демонстрационной зоны экспериментальной застройки казачьих хозяйств, разработка организационно-финансовой структуры организации внедрения, концепции организации невойсковой пограничной стражи и внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований.
Конечной целью работы 1998 года является защита бюджетных заявок для организации финансирования Программы из федеральных источников и получение кредитов по линии АКБ СБС-АГРО.