ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Приморского края от 12.05.1998 № 223
"О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1998 - 2000 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных актов адм. Приморского края", № 5, 1998 г.
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 1998 г. № 223
О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ
КРАЕ НА 1998 - 2000 ГОДЫ
В целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в крае, организации инвестиционной политики во всех сферах экономики на повышение безопасности труда, сокращения расходов на социальные и экономические последствия занятости работников во вредных или опасных условиях труда и во исполнение п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. И 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу улучшения условий и охраны труда в Приморском крае на 1998 - 2000 годы (далее именуется - программа).
2. Установить, что заказчиком программы является управление труда, занятости населения и демографической политики администрации края.
3. Финансовому управлению администрации края (Австерова) по согласованию с комитетом экономики и планирования администрации края (Паринова) и управлением труда, занятости населения и демографической политики администрации края (Хохлов) предусмотреть в краевом бюджете на 1998 год и последующие годы ассигнования для финансирования соответствующих мероприятий программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице - губернатора края Гартмана А. В.
Губернатор края
Е.НАЗДРАТЕНКО
Утверждено
постановлением
губернатора края
от 12.05.1998 № 223
ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В
ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1998 - 2000 ГОДЫ
Паспорт
программы улучшения условий и охраны труда
в Приморском крае на 1998 - 2000 годы
Наименование Программы - Программа улучшения условий и охраны
труда в Приморском крае на 1998 -
2000 годы.
Документы о принятии - Постановление Правительства
решения о разработке Российской Федерации от 26 августа
Программы 1995 г. № 843 "О мерах по улучшению
условий и охраны труда",
распоряжение губернатора края от 29
апреля 1996 г. № 436-р "О разработке
территориальных программ по
улучшению условий и охраны труда на
1998 - 2000 годы".
Заказчик Программы - Управление труда, занятости
населения и демографической политики
администрации края.
Разработчики Программы - Краевая комиссия по разработке
программы, городские и районные
комиссии по разработке
территориальных программ.
Исполнители и - Управления, комитеты, департаменты и
соисполнители Программы отделы администрации края,
администрации муниципальных
образований края.
Сроки реализации - 1998 - 2000 гг.
Программы
Основные мероприятия - Техническое и организационное
Программы обеспечение охраны труда,
санитарно - гигиенические, социально
- бытовые, профилактические,
оздоровительные, лечебные,
медицинские и трудовые
реабилитационные мероприятия.
Обучение работников, подготовка
специалистов.
Нормативно - правовое,
информационное и научно -
методическое обеспечение охраны
труда.
Межотраслевое, межрегиональное и
международное сотрудничество и обмен
опытом работы в области условий и
охраны труда.
Формирование единой региональной
государственной системы управления
улучшением условий и охраны труда.
Контроль за - Управление труда, занятости
реализацией Программы населения и демографической политики
администрации края,
комитет экономики и планирования
администрации края,
финансовое управление администрации
края,
краевой и территориальные фонды
охраны труда,
региональное отделение фонда
государственного социального
страхования Российской Федерации.
Ожидаемые конечные - Сокращение производственного
результаты реализации травматизма, профессиональной
мероприятий Программы заболеваемости, снижение
неблагоприятных социальных,
экономических и экологических
последствий и потерь, рост
производительности труда и
эффективности производства,
повышение работоспособности,
укрепление здоровья и увеличение
продолжительности жизни работников.
1. Аналитическая часть
1.1. Введение
На современном этапе развития Приморского края проблема улучшения условий и охраны труда приобретает все большую научную и практическую актуальность. И это закономерно, поскольку главной частью успешного реформирования экономики и социальной сферы является проведение кардинальных преобразований в организации труда.
Вместе с тем анализ имеющихся данных показывает, что к внедрению рыночных механизмов регулирования производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и организации, расположенные на территории края, не подготовились. Вследствие этого на многих из них работа по улучшению условий и охраны труда приостановлена. Наряду со сложившимися ранее несоответствиями в сфере труда появились новые, и ситуация в целом ухудшилась.
В условиях спада производства, ослабления и разрыва производственного и финансового взаимодействия предприятий различных форм собственности и возрастания социальной напряженности, начался процесс расформирования и распада единой государственно - общественной системы управления охраной труда.
Органы исполнительной власти еще не в полной мере выполняют эту работу, не предусмотрены функции управления условиями и охраной труда на подведомственных предприятиях.
В городах и районах Приморского края на большинстве предприятий полностью ликвидированы или сокращены до минимума подразделения по охране труда, не проводятся замеры наличия на рабочих местах вредных или опасных производственных факторов, только около 10 процентов предприятий провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Не проводятся профосмотры работников, занятых во вредных или опасных условиях труда, и их диспансеризация, не оказывается оздоровительная, лечебная, медицинская и трудовая реабилитационная помощь лицам, получившим на производстве трудовые увечья и профзаболевания.
Вместе с тем, на начало 1997 года в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи 57.9 тыс. работников трудились в неблагоприятных санитарно - гигиенических условиях, 15.6 тыс. человек в процессе труда контактировали с ядовитыми и токсичными веществами I и II классов опасности, 13.0 тыс. человек выполняли тяжелую физическую работу, 7.9 тыс. - трудились со значительными психо - физиологическими нагрузками, более одной тысячи человек эксплуатировали машины и оборудование, не отвечающие требованиям безопасности.
На предприятиях судоремонта, автотранспорта, энергетики, строительства, сельского хозяйства, угольной, горнорудной, лесозаготовительной и других отраслей экономики и социальной сферы от 30 до 70 процентов работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, подвержены риску развития профессиональных заболеваний.
С каждым годом увеличиваются неблагоприятные социальные, экономические и экологические последствия и потери, обусловленные воздействием на работников и окружающую природную среду вредных или опасных производственных факторов.
В 1996 году 184 работника стали инвалидами вследствие впервые выявленного профессионального заболевания и трудового увечья, полученного на производстве, 2617 человек пострадало на производстве из-за несчастных случаев, в том числе 169 погибли.
По неполным данным, в 1995 году расходы предприятий и государства на предоставление льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, оплату дней нетрудоспособности из-за травм на производстве, трудовые увечья, профзаболевания, пенсии за потерю кормильца и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты составили более 1.2 триллиона рублей, что в 10 раз превысило расходы на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Назрела острая необходимость в кардинальном совершенствовании государственного управления охраной труда. При этом в Приморском крае имеются реальные возможности для приведения охраны труда и здоровья работников в полное соответствие требованиям законодательных норм Российской Федерации. Для того, чтобы их реализовать, разработана настоящая Программа, которая состоит из аналитической и программной частей.
В аналитической части дан комплексный анализ и оценка состояния условий и охраны труда, выявлены социальные, экономические и экологические последствия и потери, обусловленные применением опасной техники, технологий, сырья и материалов, дана оценка объективной необходимости и возможностей кардинального улучшения условий и охраны труда работников, занятых на предприятиях всех форм собственности.
В программной части выделены основные направления улучшения условий и охраны труда работников, сформулирована концепция, цель и задачи исполнительных органов государственной власти края и мероприятия по управлению охраной труда.
1.2. Комплексный анализ и оценка состояния условий и охраны труда работников, занятых на предприятиях края
В ходе анализа и оценки состояния условий и охраны труда работников, занятых на предприятиях всех форм собственности Приморского края, рассмотрены следующие аспекты этой проблемы:
характер и специфика развития вещественных элементов производительных сил с точки зрения требований, предъявляемых к количественному и качественному составу работников;
внутрикраевые возможности удовлетворения потребности в кадрах предприятий всех отраслей материального производства и социальной сферы;
общая характеристика техники, технологий, используемого сырья, материалов и организации производства со стороны их воздействия на работника в процессе труда, охрану его трудоспособности и здоровья;
уровень сбалансированности технологических, производственных, демографических и природно - климатических процессов.
Такой способ анализа обусловлен тем, что в создании благоприятных условий, охраны труда и здоровья работников, первостепенное значение имеет вопрос о гармонично - сбалансированном течении производственно - технических, экономических, социальных, демографических и природно - климатических процессов.
В 1961 - 1985 годы преимущественное значение в СССР было отведено наращиванию производственных мощностей в цветной металлургии, рыбной, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, химической, приборостроительной и металлообрабатывающей промышленности, а также на морском транспорте. Все эти отрасли занимают значительный удельный вес в экономике и представляют Приморский край в общероссийском общественном разделении труда.
В результате строительства новых, расширения и реконструкции действовавших предприятий в различных отраслях производственной и непроизводственной сфер увеличилось общее количество рабочих мест. Соответственно возросла потребность общественного хозяйства в кадрах. Данные, приведенные в таблице 1.1, свидетельствуют о том, какие имелись возможности их замещения за счет трудоспособного населения Приморского края.
Сопоставляя общее количество прироста рабочих мест с темпами прироста населения трудоспособного возраста, можно легко заметить, что в целом по краю за рассматриваемый период имелись возможности для замещения вновь созданных рабочих мест примерно на 78 процентов, в том числе по городской местности таких возможностей имелось лишь на 54 процента, а по сельским поселениям, наоборот, прирост населения трудоспособного возраста более чем в 3 раза превысил прирост рабочих мест и, соответственно, прирост потребности в кадрах.
В этих условиях потребовалось решать сложные задачи по распределению и перераспределению трудоспособного населения из трудоизбыточных сел в города, привлечения работников в край из-за его пределов.
Выявлено, что во второй половине 80-х годов несбалансированность рабочей силы и рабочих мест приобрела новые черты и поэтому перешла в качественно новое состояние. В частности, в процессе реформирования экономики и социальной сферы все более сокращается общее количество рабочих мест. Только за 1985 - 1990 годы общее количество рабочих мест уменьшилось на 26 тысяч.
Одновременно начался процесс сокращения числа занятых работников. За указанный период их высвобождено 22 тыс. человек.
12 тыс. работников из-за опасения оказаться безработными перешли трудиться на рабочие места, которые в 1985 - 1987 годах еще оставались вакантными.
Как видим, повышение уровня сбалансированности рабочей силы и рабочих мест достигнуто социально и экономически беззащитными гражданами. Такая тенденция замещения рабочих мест привела к тому, что работники ослабляли свои требования к условиям труда, предусмотренные законодательными нормами Российской Федерации. Это имеет место и в настоящее время, а тенденция оценивается как негативная и общественно опасная. Ведь по сути в крае преждевременно прекратилось экстенсивное развитие экономики и социальной сферы с точки зрения увеличения количества и улучшения качества рабочих мест. В то же время человеческий фактор, то есть вступление молодежи в трудоспособный возраст продолжается и превышает количество населения, переходящего в нетрудоспособный пенсионный возраст.
В целом реформирование экономики и социальной сферы увеличило и обострило прежде всего количественную несбалансированность производственных и демографических процессов в крае.
Проведенный анализ показал, что стремительное развитие производительных сил края было неравномерным. Создавались рабочие места с благоприятными, комфортными, опасными или вредными условиями труда. Только в промышленности, на транспорте, в строительстве и связи в крае 72 процента работников были заняты на рабочих местах с благоприятными условиями труда, а 28 процентов соответственно - во вредных или опасных условиях.
В результате этого, например, на промышленных предприятиях Владивостока и других городов, а также в сельском хозяйстве края свыше 20 тыс. работников в процессе труда контактируют с токсичными и ядовитыми веществами I и II классов опасности, 28.1 тыс. работников промышленности, транспорта, строительства и связи работают в условиях повышенного уровня шума, ультра- и инфразвука, 21.3 тыс. человек работают в условиях повышенной запыленности воздуха рабочей зоны и так далее. При этом на предприятиях ряда отраслей в процессе трудовой деятельности работники находятся под воздействием двух и более вредных и опасных производственных факторов, в том числе в машиностроении и металлообработке таких работников 13 процентов, в электроэнергетике - 26, в угольной и горнорудной - 30, на транспорте - 23, в том числе на морском - 31 процент.
На предприятиях и в организациях судоремонта, автотранспорта, энергетики, строительства, сельского хозяйства, угольной, горнорудной и других отраслей экономики и социальной сферы от 30 до 70 процентов работников, находящихся под воздействием вредных или опасных производственных факторов, неизбежно развитие профессиональных заболеваний.
Все это свидетельствует о том, что применяемая в отраслях техника, технология, сырье, материалы и вещества в значительной мере являются факторами, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм работника. При этом, как показали исследования, наличие этих факторов обусловлено тем, что реализация научных достижений сдерживается недостаточным развитием мощностей по производству соответствующей техники и средств защиты,
В 1993 - 1995 годах на предприятиях промышленности, транспорта, строительства и связи произошло снижение числа работников, занятых во вредных или опасных условиях труда (таблица 1.2).
Приведенные в таблице 1.2 данные свидетельствуют о том, что в целом по указанным отраслям хозяйства края количество занятых работников сократилось на 79.9 тыс. чел. или на 20 процентов (в 1995 г. по сравнению с 1993 г.).
Уменьшение занятости работников во вредных или опасных условиях произошло не вследствие того, что условия и охрана труда на них доведены до требований законодательных норм, а потому, что произведен вывод из эксплуатации мощностей и соответствующих рабочих мест, оставшихся без загрузки в связи с сокращением объема производства в натуральной форме и понижением коэффициента сменности (до 0.2 - 0.5).
Сокращение занятости работников во вредных или опасных условиях труда наблюдается не повсеместно. В 1995 г. по сравнению с 1993 г. занятость работников промышленности в нормальных условиях труда снизилась на 35.7 тыс. человек или на 22 процента, а во вредных и опасных условиях соответственно на 10.3 тыс. человек или на 15 процентов. Занятость работников именно в таких условиях в цветной металлургии, рыбной, пищевой промышленности и на предприятиях связи увеличилась (таблица 1.3).
Относительно территорий выявлено, что в г. Фокино занятость работников во вредных или опасных условиях труда в 1995 г. осталась на уровне 1993 г., а в г. Дальнереченске и в 10 районах края (Анучинский, Кавалеровский, Кировский, Лазовский и другие, см. таблицу 1.3), за указанный период этот показатель возрос на 3.2 тыс. человек или на 68 процентов.
Таким образом, в целом по общественному хозяйству края работа по преодолению вредного и опасного воздействия производственных факторов на организм работника и доведению условий и охраны труда до полного их соответствия требованиям законодательных норм приостановлена. Ее последствия и потери могут быть катастрофическими, а процесс исправления очень трудным.
Существенную роль на условия труда на предприятиях края оказывает уровень загрязнения окружающей природной среды (таблица 1.4).
Всего за 1990 - 1994 годы выброшено в природную среду 217.6 млн. тонн вредных веществ, из них утилизировано лишь 1.7 процента.
В 1992 - 1994 годах в воду сброшено более 8.7 млн. тонн сульфидов и хлоридов, 10.7 тыс. тонн общего и аммонийного азота, 5.1 тыс. тонн жиров, масел и нефтепродуктов, 4.8 тыс. тонн нитратов, 18.2 тонн свинца, пестицидов и фенола.
Эти усредненные данные отчетливо вырисовывают уровень несбалансированности производственных, демографических и природно - климатических процессов, а также проявляют характер и облик надвигающейся на человека и природу беды. Эта беда уже постоянно присутствует на значительной части рабочих мест и одолевает людей своей вредностью и опасностью в процессе трудовой деятельности.
Однако, и после рабочего дня многие работники попадают дома не в благоприятные, комфортные условия в результате нарушения санитарно - защитных зон предприятий. Для примера взяты соответствующие данные по предприятиям г. Владивостока (таблица 1.5). Однако, такие факты присущи и для других городов и районов края.
Приведенные в таблице 1.5 данные свидетельствуют о том, что у всех перечисленных предприятий санитарно - защитные зоны относительно размещения мест постоянного жительства людей сокращены.
На 62 процентах предприятий санитарно - защитные зоны соответствуют нормативным требованиям лишь от 4 до 25 процентов, в том числе санитарно - защитные зоны завода Дальхимпром - на 4, бутощебеночного завода - на 5 - 10, КПД-35 - на 5, теплоцентрали "Снеговая" - на 8, Дальзавода - на 10 - 17 процентов.
Следовательно, вредные и опасные производственные факторы воздействуют на работника не только в процессе трудовой деятельности, но и тогда, когда они выброшены в окружающую природную среду не утилизированными. Но в этом случае их опасное воздействие распространяется на всех людей, проживающих в этих зонах.
Основными выводами, полученными в результате комплексного анализа и оценки состояния условий и охраны труда на предприятиях всех форм собственности края, являются:
1. Развитие вещественных элементов производительных сил и создание рабочих мест в общественном хозяйстве края происходило неравномерно. Было стремительным в 1961 - 1975 годах, скачкообразным в 1975 - 1985 годах и падающим в 1987 - 1991 годах;
2. В 1961 - 1991 годах в целом по краю производственный процесс в своем развитии и создании рабочих мест опережал развитие демографического процесса в части прироста населения трудоспособного возраста за счет местных возможностей;
3. В городах тенденция опережения процесса прироста рабочих мест над приростом населения трудоспособного возраста была подобна общекраевой тенденции, но по размерам была больше в 2.9 раза;
4. В сельских населенных пунктах ситуация была противоположной общекраевой и городской тенденциям. В селах Приморского края за рассматриваемый период прирост населения трудоспособного возраста в 3 раза превысил прирост рабочих мест;
5. С 1987 года развитие вещественных элементов производительных сил края приостановилось, начался процесс сокращения общего количества рабочих мест, тогда как демографический процесс в части прироста населения трудоспособного возраста продолжается до настоящего времени, то есть развивается экстенсивно;
6. Сформировалась противоположная направленность течения производственного процесса (в части наличия рабочих мест началось их сокращение) и демографического процесса в части продолжающегося прироста населения трудоспособного возраста. Такая направленность течения производственного и демографического процессов привела к образованию резервной армии труда (безработных) и к относительному перенаселению края;
7. Развитие вещественных элементов производительных сил и создание рабочих мест в 1961 - 1991 годах носило неравномерный характер с точки зрения условий труда. Вводились в эксплуатацию рабочие места как с благоприятными, так и с вредными и опасными для работников производственными факторами;
8. Выявлено, что в 15 отраслях промышленности, четырех видах
транспорта, в строительстве и на предприятиях связи 11 вредных и опасных производственных факторов имели место в 85 процентах случаев;
9. Замещение рабочих мест в общественном хозяйстве края сложилось так, что 72 процента работников трудятся в нормальных условиях, а 28 процентов - заняты на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда;
10. Самостоятельное трудоустройство работников, прибывавших в города из сел, в значительной мере сопровождалось тем, что они давали согласие на замещение рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, лишь бы "зацепиться" в городе;
11. На предприятиях и в организациях судоремонта, автотранспорта, энергетики, строительства, сельского хозяйства, угольной, горнорудной и других отраслей от 30 до 70 процентов работников, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, находятся под воздействием производственных факторов, обуславливающих развитие профессиональных заболеваний;
12. В 1993 - 1995 годах на предприятиях различных форм собственности Приморского края приостановлена планомерная работа по улучшению условий и охраны труда;
13. Уменьшение количества работников, находящихся в процессе труда под воздействием вредных и опасных производственных факторов, происходит не вследствие доведения условий и охраны труда до требований законодательных норм, а в связи с выводом из эксплуатации мощностей и рабочих мест, снижением сменности из-за отсутствия заказов;
14. В цветной металлургии, рыбной, пищевой промышленности и на предприятиях связи занятость работников во вредных или опасных условиях труда увеличилась. Такой же процесс наблюдался в городе Дальнереченске, а также в 10 сельских районах (таблица 1.5).
Воздействие вредных и опасных факторов на работников наблюдалось во многих местах постоянного проживания из-за выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и недостаточного обустройства зон санитарно - гигиенической защиты.
В целом по Приморскому краю в процессе освоения его богатств сложилась несбалансированность производственно - технических, социальных, экономических, демографических и природно - климатических процессов.
1.3. Социальная, экономическая и экологическая необходимость и возможности улучшения условий и охраны труда работников Приморского края в 1998 - 2000 годах
Анализ неблагоприятных последствий и потерь произведен на примере данных о социальных последствиях воздействия на работника и окружающую природную среду вредной и опасной техники, технологии, сырья, материалов и веществ, используемых на предприятиях в процессе производственно - хозяйственной деятельности (таблица 1.6).
Данные свидетельствуют прежде всего о том, что для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, сформированы специфичные производственные отношения, т. е. отношения по использованию их физических и профессионально - квалификационных способностей во вредных или опасных условиях труда. Все они объединены в шесть укрупненных групп и получили название: "льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда". Среди них - сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатная выдача лечебно - профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов, повышенные тарифные ставки и выход на пенсию на 5 - 10 лет раньше, чем предусмотрено для работников, занятых в нормальных условиях труда.
Как свидетельствуют данные таблицы 1.6, во всех отраслях применяются повышенные тарифные ставки за работу во вредных или опасных условиях труда. На 9 - 11 процентов меньше применяются бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и на 52 процента реже предоставляется лечебно - профилактическое питание. Результативной частью производственных отношений, подводящей итог занятости работников во вредных или опасных условиях труда, является выход на пенсию на льготных условиях. Оно сформировано практически во всех отраслях хозяйства края.
Действующая система льгот и компенсаций не позволяет полностью нейтрализовать последствия воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников. Этот вывод можно подтвердить данными о продолжительности их жизни, влиянии занятости во вредных и опасных условиях на здоровье детей и последующих поколений. Однако и в этой части рассматриваемой проблемы учет не налажен, а организовать его весьма необходимо.
Расширить и углубить анализ последствий занятости работников в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов позволяют данные о наличии на предприятиях несчастных случаев на производстве, следствием которых являются временная утрата трудоспособности, трудовые увечья и даже смерть работников. За 1994 - 1996 годы в результате несчастных случаев на производстве пострадали 10198 человек, в том числе 464 работника погибли.
Только вследствие этого утрата временной трудоспособности пострадавшими составила более 300 тыс. чел. /дней, а 2631 человек остались без кормильца, вдовами, иждивенцами у государства.
Данные, приведенные в таблице 1.7, о видах несчастных случаев в разрезе отраслей промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, на железнодорожном, автомобильном и морском транспорте свидетельствуют, что в 1995 году 18.3 процента несчастных случаев произошло в результате разрушительного воздействия на работников движущихся, вращающихся и разлетающихся предметов и деталей, 17.8 процента - обрушением, обвалом материалов, земли, предметов и других средств, 12.5 - из-за падения работников с высоты, 5.3 процента - из-за дорожно - транспортных происшествий и другие виды. При этом, например, из 134 несчастных случаев у работников в дорожно - транспортных происшествиях лишь 16 процентов приходится на все виды транспорта Приморского края (железнодорожный, автомобильный и морской), а 84 процента - на соответствующие транспортные подразделения предприятий других отраслей экономики края. Это происходит в значительной мере потому, что руководители предприятий, уделяя внимание безопасности труда в основном технологическом процессе, почти не занимаются этой проблемой во вспомогательных подразделениях.
Приведенный выше анализ размеров и видов производственного травматизма, как социального последствия занятости работников в неблагоприятных условиях труда, следует дополнить анализом причин этого явления. Данные об этом приведены в таблице 1.8. Они свидетельствуют о том, что 6.3 процента несчастных случаев на производстве являются следствием нарушения работниками трудовой и производственной дисциплины, 7 процентов - недостаточного обучения работников правилам безопасного выполнения работ, 8.5 процента - нарушения работниками правил безопасной эксплуатации транспортных средств, 9.9 процента - неудовлетворительной организации производства и труда, а 11.6 процента - нарушения работниками опасного технологического процесса.
Частота и тяжесть несчастных случаев на предприятиях частной и коллективной форм собственности в 2 раза выше, чем на государственных.
Следующей важной частью анализа является рассмотрение и оценка экономических последствий и потерь из-за занятости работников во вредных или опасных условиях труда. Данные об этом свидетельствуют о том, что в 1995 году расходы предприятий и государства на нейтрализацию воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов достигли более триллиона рублей, в том числе на предоставление льгот и компенсаций - более 617 млрд. рублей, выплату пенсий за работу во вредных или опасных условиях труда - 196.9, выплату пенсий в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием и потерей кормильца - 42.3, оплату дней нетрудоспособности из-за несчастных случаев на производстве - 5.4 и 53.6 млрд. рублей израсходовано на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Из-за временной нетрудоспособности работников в связи с несчастными случаями на производстве предприятиями недодано продукции на 18 млрд. рублей.
Для того, чтобы уменьшить и вовсе ликвидировать неблагоприятные социальные и экономические последствия и потери в крае необходима единая государственная политика улучшения условий и охраны труда работников. Фактом признания этой необходимости являются принятые законодательные акты Российской Федерации. В них в качестве важного шага в этом направлении отмечена необходимость разработки программ улучшения условий и охраны труда работников на уровне края, города, района и предприятий.
Таблица 1.1
Данные о приросте рабочих мест
и приросте населения трудоспособного возраста
в Приморском крае в 1961 - 1991 годах
----T------T---------T--------------T-------------T-------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ Прирост ¦ Прирост ¦ Отклонения ¦
¦ ¦ ¦ ¦рабочих мест в¦ населения ¦ прироста ¦
¦ № ¦ Годы ¦ Типы ¦ общественном ¦трудоспособн.¦рабочих мест ¦
¦п/п¦ ¦поселений¦ хозяйстве ¦ возраста ¦ от прироста ¦
¦ ¦ ¦ ¦ края ¦ за счет ¦трудоспособн.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молодежи ¦ населения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ края ¦ края ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------+---------+--------------+-------------+-------------+
¦ 1 ¦1961 - Всего 206.0 79.0 + 127.0 ¦
¦ ¦ 1965 город 187.0 49.0 + 138.0 ¦
¦ ¦ село 19.0 30.0 - 11.0 ¦
¦ ¦ ¦
¦ 2 ¦1966 - Всего 149.0 90.0 + 59.0 ¦
¦ ¦ 1970 город 143.0 49.0 + 94.0 ¦
¦ ¦ село 6.0 41.0 - 35.0 ¦
¦ ¦ ¦
¦ 3 ¦1971 - Всего 123.0 102.0 + 21.0 ¦
¦ ¦ 1975 город 107.0 64.0 + 43.0 ¦
¦ ¦ село 16.0 38.0 - 22.0 ¦
¦ ¦ ¦
¦ 4 ¦1976 - Всего 72.0 71.0 + 1.0 ¦
¦ ¦ 1980 город 65.0 55.0 + 10.0 ¦
¦ ¦ село 7.0 16.0 - 9.0 ¦
¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦1981 - Всего 51.0 43.0 + 8.0 ¦
¦ ¦ 1985 город 44.0 27.0 + 17.0 ¦
¦ ¦ село 7.0 16.0 - 9.0 ¦
¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦1986 - Всего 29.0 105.0 - 76.0 ¦
¦ ¦ 1991 город 25.0 66.0 - 41.0 ¦
¦ ¦ село 4.0 39.0 - 35.0 ¦
¦ ¦ ¦
¦ 7 ¦Всего Всего 630.0 490.0 + 140.0 ¦
¦ ¦за 1961 город 571.0 310.0 + 261.0 ¦
¦ ¦- 1991 село 59.0 180.0 - 121.0 ¦
L---+------------------------------------------------------------
Таблица 1.2
Данные о занятости
работников промышленности, транспорта, строительства
и связи Приморского края в нормальных, вредных или
опасных условиях труда за 1993 - 1995 годы
Примечание. В пункте 2 изменение занятости работников во вредных или опасных условиях труда за 1994 и 1995 годы показано к уровню 1993 года, который принят за 100 процентов.
Таблица 1.3
Данные о занятости работников
промышленности, транспорта, строительства и связи
Приморского края во вредных или опасных условиях
труда в 1993 - 1995 годах
----T---------------------------T--------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Численность работников, занятых¦
¦ № ¦ ¦ во вредных или опасных условиях¦
¦п/п¦ Отрасль хозяйства ¦ труда, всего / чел. ¦
¦ ¦ +----------T-----------T---------+
¦ ¦ ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦ 1995 г.¦
+---+---------------------------+----------+-----------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+---------------------------+----------+-----------+---------+
¦ Промышленность, транспорт,¦ ¦
¦ строительство и связь, ¦ ¦
¦ всего ¦117383 94510 79875 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦1. Промышленность, всего ¦ 69321 63328 58962 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦1.1 Электроэнергетика ¦ 6554 7482 7505 ¦
¦1.2 Угольная ¦ 11002 8370 7872 ¦
¦1.3 Цветная металлургия ¦ 3629 4122 3648 ¦
¦1.4 Химическая ¦ 3582 3163 3023 ¦
¦1.5 Машиностроение и ¦ ¦
¦ металлообработка ¦ 21398 15895 13509 ¦
¦1.6 Лесозаготовительная ¦ 2972 2772 2752 ¦
¦1.7 Деревообрабатывающая ¦ 2237 1856 1894 ¦
¦1.8 Стройматериалов ¦ 4292 4647 4287 ¦
¦1.9 Стекольная и ¦ ¦
¦ фарфоро - фаянсовая ¦ 413 408 114 ¦
¦1.10 Легкая ¦ 618 560 206 ¦
¦1.11 Рыбная и пищевая ¦ 11475 13553 13518 ¦
¦1.12 Полиграфическая ¦ 175 92 79875 ¦
¦1.13 Микробиологическая ¦ 454 220 33 ¦
¦1.14 Медицинская ¦ 194 167 55 ¦
¦1.15 Черная металлургия ¦ 23 21 20 ¦
¦ ¦ ¦
¦2. Транспорт, всего ¦ 39256 23354 15663 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦2.1 Железнодорожный ¦ 18897 7684 1758 ¦
¦2.2 Автомобильный ¦ 3295 2671 2572 ¦
¦2.3 Морской ¦ 16385 11735 9506 ¦
¦2.4 Авиационный ¦ 637 504 ¦
¦ ¦ ¦
¦3. Строительство, всего ¦ 8374 7119 4542 ¦
¦ ¦ ¦
¦4. Связь, всего ¦ 432 709 708 ¦
L-------------------------------+---------------------------------
Продолжение таблицы 1.3
Данные о занятости работников
промышленности, транспорта, строительства
и связи Приморского края во вредных и опасных
условиях труда в 1993 - 1995 годах
Сведения о социальных последствиях
занятости работников во вредных или опасных
условиях в отраслях народного хозяйства
Приморского края в 1995 году
1.
-------------------T-------T---------------------------------------------¬
¦ ¦Наличие¦в том числе по видам социальных последствий ¦
¦ № п/п ¦социал.+-------T-------T----------T---------T--------+
¦ и ¦послед-¦Допол- ¦Сокращ.¦Бесплатное¦Бесплатн.¦Повышен.¦
¦ Отрасль ¦ствий ¦нитель-¦рабоч. ¦лечебно - ¦выдача ¦тарифные¦
¦ народного ¦по ¦ный ¦ день ¦профилакт.¦молока и ¦ставки и¦
¦ хозяйства ¦колич. ¦отпуск ¦ ¦ питание ¦других ¦доплаты ¦
¦ ¦случаев¦ ¦ ¦ ¦продуктов¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-------+-------+-------+----------+---------+--------+
¦ 1, 2 ¦ 3, 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+------------------+-------+-------+-------+----------+---------+--------+
¦ 1.1. ¦ ¦
¦ Промышленность ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦ 1 Энергетика ¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦ 2 Угольная ¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦ 3 Цветная ¦ ¦
¦ металлургия ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 4 Химическая ¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦ 5 Машиностроение ¦ ¦
¦ и металло - ¦ ¦
¦ обработка ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 6 Лесозагото- ¦ ¦
¦ вительная ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 7 Дерево - ¦ ¦
¦ обрабатывающая ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 8 Стройматериалов¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 9 Фарфоро - ¦ ¦
¦ фаянсовая ¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦10 Легкая ¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦11 Рыбная и ¦ ¦
¦ пищевая ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦12 Другие ¦ ¦
¦ (медицинская, ¦ ¦
¦ микро- ¦ ¦
¦ биологическая, ¦ ¦
¦ полиграфическая¦ ¦
¦ черная ¦ ¦
¦ металлургия) ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 1.2. ¦ ¦
¦ Транспорт, всего ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 1 Железнодорожный¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦ 2 Автомобильный ¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦ 3 Морской ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 4 Авиационный ¦есть есть есть нет есть есть ¦
¦ 3 Строительство ¦есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 4 Связь ¦есть есть есть нет есть есть ¦
L------------------+------------------------------------------------------
2.
-------------------T-------------------------------------------------¬
¦ ¦ в том числе по видам социальных последствий ¦
¦ № п/п +------T-------T-------T-------T----------T-------+
¦ и ¦Выход ¦Постра-¦Нетру- ¦Получа-¦Получающие¦Выбросы¦
¦ Отрасль ¦на ¦давшие ¦доспос-¦ющие ¦пенсию в ¦вредных¦
¦ народного ¦пенсию¦со ¦обность¦пенсию ¦связи с ¦и ¦
¦ хозяйства ¦на ¦смерт. ¦в один ¦в связи¦потерей ¦опасных¦
¦ ¦льгот.¦исходом¦и более¦с труд.¦кормильца ¦веществ¦
¦ ¦услов.¦ ¦дней ¦увечьем¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и проф.¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦заболе-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванием ¦ ¦ ¦
+------------------+------+-------+-------+-------+----------+-------+
¦ 1, 2 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦
+------------------+------+-------+-------+-------+----------+-------+
¦ 1.1. ¦ ¦
¦ Промышленность ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦
¦ 1 Энергетика ¦ нет есть есть есть есть есть ¦
¦ 2 Угольная ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 3 Цветная ¦ ¦
¦ металлургия ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 4 Химическая ¦ есть нет есть есть нет есть ¦
¦ 5 Машиностроение ¦ ¦
¦ и металло - ¦ ¦
¦ обработка ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 6 Лесозагото- ¦ ¦
¦ вительная ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 7 Дерево - ¦ ¦
¦ обрабатывающая ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 8 Стройматериалов¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 9 Фарфоро - ¦ ¦
¦ фаянсовая ¦ есть нет есть есть нет есть ¦
¦10 Легкая ¦ есть нет есть есть нет есть ¦
¦11 Рыбная и ¦ ¦
¦ пищевая ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦12 Другие ¦ ¦
¦ (медицинская, ¦ ¦
¦ микро- ¦ ¦
¦ биологическая, ¦ ¦
¦ полиграфическая¦ ¦
¦ черная ¦ ¦
¦ металлургия) ¦ есть нет есть нет нет есть ¦
¦ 1.2. ¦ ¦
¦ Транспорт, всего ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 1 Железнодорожный¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 2 Автомобильный ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 3 Морской ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 4 Авиационный ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 3 Строительство ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
¦ 4 Связь ¦ есть есть есть есть есть есть ¦
L------------------+--------------------------------------------------
Таблица 1.7
Данные о видах несчастных случаев
на производстве по выборочному кругу
отраслей народного хозяйства
Приморского края в 1995 г.
Направления, концепция, цель и
задачи деятельности исполнительных
органов государственной власти Приморского
края по улучшению условий и охраны
труда в 1998 - 2000 годах
На современном этапе общественной жизни в число вопросов, требующих обоснованных управленческих решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, стала проблема улучшения условий и охраны труда работников, занятых на предприятиях всех форм собственности.
Применительно к условиям и охране труда работников, занятых на предприятиях всех форм собственности Приморского края, концепция представляет собой научно - обоснованный документ, в котором в концентрированном виде:
дан анализ фактов, явлений и процессов, выявлены тенденции, имеющие место в области охраны труда, дана им объективная оценка, выявлены и объединены в группы все "узкие места";
определены основные направления доведения условий и охраны труда на каждом рабочем месте до полного соответствия требованиям законодательных норм;
определена цель и поставлены задачи, которые следует решить в процессе производственно - хозяйственной и финансовой деятельности предприятий всех форм собственности для коренного улучшения условий и охраны труда;
рассчитаны возможные варианты решения поставленных задач и определены мероприятия по доведению условий и охраны труда работников, занятых на предприятиях всех форм собственности, до полного соответствия требованиям законодательных норм.
Учитывая народнохозяйственную значимость такого документа и необходимость его незамедлительной выработки применительно к экономической и социальной специфике края, при его разработке использованы результаты комплексного анализа этой проблемы, выявлены неблагоприятные последствия и "узкие места", сложившиеся в сфере труда. Необходимость их преодоления и обусловила выбор направлений и концептуальных подходов, определяющих характер управленческих решений органов государственной власти и предприятий края. Они приведены ниже.
1. На современном этапе функционирования экономики и социальной сферы Приморского края на подавляющем большинстве предприятий различных форм собственности работа по улучшению условий и охраны труда приостановлена.
2. Вредные и опасные производственные факторы, воздействующие на работника и окружающую природную среду, снижают производительность труда и эффективность производства, подрывают физические и интеллектуальные способности и здоровье людей, нарушают и в значительной мере разрушают сложившуюся природную среду.
3. Система льгот и компенсаций стала деформированным и уродливым способом расходования физических и интеллектуальных сил работников, укорачивающей жизнь десяткам тысяч жителей края.
4. Надстроечные государственные, отраслевые и общественные регуляторы условий и охраны труда лишь зародились, еще не развиты и слабы.
5. Принципы хозяйствования не принимают в расчет то обстоятельство, что замена вредной и опасной техники, технологии, сырья, материалов и веществ на безвредные и безопасные, является фактором, повышающим производительность труда, эффективность производства и подтверждающим, что хозрасчет является весьма ценным способом ведения хозяйства.
6. Наличие и использование в процессе производственной, хозяйственной и финансовой деятельности вредной и опасной техники, технологии, сырья, материалов и веществ обуславливают все возрастающие неблагоприятные социальные, экономические, демографические и природно - климатические последствия и потери.
7. Приведение условий и охраны труда до полного соответствия требованиям законодательных норм в настоящее время является настоятельной общественной социально - экономической необходимостью.
8. В качестве направлений деятельности органов исполнительной власти края в области улучшения условий и охраны труда следует принять:
8.1. Снижение и в дальнейшем ликвидацию несчастных случаев на производстве;
8.2. Снижение доли тяжелого физического труда;
8.3. Уменьшение психо - физиологических нагрузок на работников в процессе трудовой деятельности;
8.4. Осуществление реконструкции, модернизации и создание эффективных систем вентиляции, отопления, водоснабжения и водоотведения, исключающих вредное и опасное воздействие на работников загазованности, запыленности, температуры, влажности, потока воздуха, водопользования и недопущение загрязнения окружающей природной среды;
8.5. Внедрение в организациях новой техники, исключающей воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов;
8.6. Разработку и внедрение безотходных технологий, исключающих воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов и не допускающих загрязнение окружающей природной среды;
8.7. Организацию надлежащего санитарно - бытового обслуживания работников. Реконструкцию и строительство новых современных гардеробных, душевых, комнат личной гигиены женщин, психологической и стрессовой разгрузки, приема пищи, туалетов и других санитарно - бытовых помещений на предприятиях;
8.8. Выполнение реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
8.9. Создание, материально - техническое оснащение и организация работы пунктов и центров передвижного санитарно - гигиенического, профилактического, оздоровительного обслуживания работников и населения, занятых и постоянно проживающих в отдаленных районах края;
8.10. Организацию полного учета граждан, получивших увечье или профессиональное заболевание на производстве, определение сроков, места, способов и порядка их оздоровления, медицинской и трудовой реабилитации и трудоустройства;
8.11. Организацию систематического профосмотра работников, занятых во вредных или опасных условиях труда;
8.12. Разработку предложений и контроль за их реализацией в направлении совершенствования налоговой, финансовой, кредитной, инвестиционной и платежной систем с целью повышения эффективности их взаимодействия с предприятиями и гражданами в части улучшения условий, охраны труда и здоровья людей.
Мероприятия
программы улучшения условий и охраны труда
работников, занятых на рабочих местах с вредными
и опасными условиями на предприятиях
Приморского края в 1998 - 2000 годах