Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РАЗЪЯСНЕНИЕ ГНИ по Приморскому краю от 12.03.1998 № 16-07
<О НОВОМ ЗАКОНЕ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ">

Официальная публикация в СМИ:
"Налоги и пошлины", № 2, февраль - март 1998 года






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 12 марта 1998 г. № 16-07

Государственная налоговая инспекция по Приморскому краю в связи с поступающими запросами по вопросам налогообложения разъясняет следующее.

Вопрос: С 1 марта вступает в силу новый Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Какие изменения внес вновь принятый Закон?

Ответ: С принятием нового Закона расширен круг объектов, в отношении которых может быть возбуждено производство по делу о банкротстве. С 1 марта 1998 г. несостоятельными (банкротами) могут признаваться как юридические лица - предприятия, учреждения, организации, так и граждане. К кредитным учреждениям данный Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Если ранее действовавшее законодательство рассматривало налоговые органы в качестве одного из кредиторов должника, то в новом Законе налоговые органы выделены в качестве самостоятельного заявителя по делу о признании должника банкротом. Таким образом, налоговые органы выступают в качестве кредиторов с особым статусом, как представители государства по удовлетворению требований бюджета. Причем в настоящее время они правомочны подавать заявление в арбитражный суд лишь в случае принятия предусмотренных законодательством мер к получению задолженности по обязательным платежам.
Говоря об особенностях нового закона, соприкасающихся со сферой налоговых правоотношений, необходимо отметить те особенности процесса рассмотрения дел о банкротстве предприятий - должников, которые произошли в порядке арбитражного судопроизводства. Данный процесс был дополнен новой процедурой - наблюдением за предприятием - должником. Наблюдение вводится Арбитражным судом при принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). С этого момента все имущественные требования к должнику предъявляются только с соблюдением порядка, установленного законом о банкротстве.
При введении наблюдения аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению принадлежащего ему имущества могут производиться исключительно в рамках процесса банкротства.
Новый Закон, помимо ранее применяемых понятий арбитражного (внешнего) и конкурсного управляющего, вводит новое лицо - временный управляющий, под наблюдением которого осуществляется производственная деятельность предприятий. Временный управляющий может обратиться в Арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности в период процедур наблюдения. Введение наблюдения не отстраняет руководителя от должности. Следовательно, в период наблюдения руководитель выполняет все функции по руководству и ведению дел предприятия - должника. В случае отстранения его от должности данные обязанности возлагаются на временного управляющего. Временный управляющий продолжает исполнять обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.
Вторую процедуру, направленную на оздоровление деятельности, восстановление финансовой платежеспособности предприятия - должника, законодатель определяет как внешнее управление. Это не новая стадия процесса банкротства.
Ранее согласно ст. 12 старого Закона внешнее управление имуществом должника назначалось арбитражным судом по ходатайству должника, собственника предприятия - должника, кредиторов. В настоящий момент таким правом обладает только собрание кредиторов, на котором с правом голоса присутствуют лишь конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы. Таким образом, должник лишается права заявить в арбитражный суд ходатайство о введении внешнего управления на предприятии. Он может лишь оспорить в арбитражном суде решение собрания кредиторов, доказав неправомерность принятого собранием решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо представив доказательства реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.
При создании нового Закона законодатель отказался от термина "санация". В настоящее время меры, применяемые в процессе санации предприятия, предусмотрены в процедуре внешнего управления.
Третьей стадией (процедурой) банкротства является конкурсное производство. По новому Закону арбитражный суд может назначить не одного, как раньше, а несколько конкурсных управляющих. Согласно ст. 100 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" опубликование сведений о признании должника банкротом осуществляется конкурсным управляющим за счет средств должника, т. е. конкурсный управляющий самостоятельно должен изыскать средства. Это происходит не с депозитного счета арбитражного суда, как было установлено ранее (ст. 17), куда указанные суммы зачислял один из кредиторов предприятия - должника. С момента назначения конкурсного управляющего на него возлагается выполнение всех функций по руководству вверенным ему предприятием.
Новым является то, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий может (обязан) использовать только один счет должника. Все другие счета предприятия закрываются, а остатки денежных средств, содержащиеся на этих счетах, перечисляются на основной счет должника.
Требования по обязательным платежам в бюджет (ст. 110), т. е. недоимка по налогам, образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и задолженность по обязательным платежам, возникшая в ходе процедуры наблюдения и внешнего управления, включается в общую сумму задолженности должника перед кредиторами в четвертой очереди. Суммы штрафов (пени) и иных финансовых санкций подлежат удовлетворению в составе требований пятой очереди. Требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства (п. 4 ст. 114), удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Основываясь на новом Законе, можно однозначно сказать, что арест имущества во всех процедурах процесса банкротства запрещен (ст. 58, 69, 98).
Таким образом, новый закон не относит требования по погашению задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами к привилегированным, как отмечалось в ст. 30 ранее действовавшего Закона. Вновь принятый закон относит к привилегированным лишь требования первой и второй очереди, а именно:
возмещение вреда жизни и здоровью граждан;
расчеты по заработной плате, выплаты по авторским договорам.

Ведущий специалист отдела
правового обеспечения и
претензионно - исковой работы
ГНИ по Приморскому краю
Т.СЕЛИВАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru