ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Приморского края от 13.09.1996 № 500
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ДО 2005 ГОДА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 1996 г. № 500
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
ДО 2005 ГОДА"
В целях стимулирования дальнейшего развития внутреннего и международного туризма в Приморском крае, формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития туризма в Приморском крае и целевую программу "Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года" (прилагаются).
2. Определить заказчиком целевой программы "Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года" комитет по туризму администрации края (Берестовой).
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице - губернатора края Стегния В. А.
И. о. губернатора края
В.ДУБИНИН
Утверждено
постановлением
губернатора края
от 13.09.1996 № 500
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
1. Анализ состояния туристической отрасли
в Приморском крае и основные проблемы развития
На мировой арене туризм вышел на первое место в торговле услугами. А в ряде стран Северной Америки, Европы, Малой Азии и Азиатско - Тихоокеанского региона он превратился в солидную статью национального дохода и прибыли (от 13 до 40 процентов). В странах, ориентированных на развитие туризма, валютные поступления от данной отрасли составляют от 10 до 35 процентов от суммы всего экспорта. При этом развитие туризма в мире характеризуется высочайшими темпами: до 20 процентов ежедневного роста объемов.
В Приморском крае туризм - одна из немногих отраслей экономики, которая при общем экономическом спаде вполне динамично развивается. Так, в 1995 году оказано туристических услуг на 84 млрд. рублей, что составило примерно 150 процентов против 1994 года. Было обслужено 46 тысяч иностранных туристов, из Приморского края выехало 206 тыс. российских туристов. В настоящее время Приморский края занимает 4 место в России по предоставлению туристических услуг (после городов Москва, Санкт - Петербург и Краснодарского края).
Край располагает значительными рекреационными ресурсами. Во-первых, это экзотические природные комплексы, необходимые для организации маршрутного туризма. Имеющаяся минерально - сырьевая база предоставляет большие возможности для развития санаторно - курортной отрасли. В крае находятся единственные на Дальнем Востоке пляжи у теплого моря, продолжительность купального сезона составляет 75 и более дней, а их протяженность не менее 500 км. Культура, искусство, история и этнография Приморского края представляют привлекательный с точки зрения туризма ресурс, к которому может быть проявлен высокий интерес.
Приграничное положение и незамерзающие морские порты создают благоприятные условия для сотрудничества в сфере туризма со странами Азиатско - Тихоокеанского региона.
Наряду с перечисленными благоприятными экономико - географическими условиями отрасль туризма Приморского края испытывает давление и негативных факторов.
Ухудшение социально - экономической ситуации в стране и в регионе привело к тому, что туристское и экскурсионное обслуживание местного населения практически свелось к нулю. Значительно сократилось число организованных маршрутов на территории Приморского края. Не действуют в настоящее время некогда популярные морские, теплоходные и катерные маршруты, "поезда здоровья". Из экскурсий по краю сохранились лишь автобусные экскурсии по Владивостоку, которые осуществляются крайне нерегулярно.
В настоящее время существенно сменились ценностные критерии рекреационного спроса населения края. Стал развиваться нерегулируемый туризм по индивидуальным маршрутам.
В последнее время интенсивное развитие получил иностранный туризм, но соотношение въездного и выездного туризма имеет явный дисбаланс, примерно 1 к 5. Иностранных туристов, посещающих Приморский край, можно отнести к следующим категориям:
китайские туристы, приезжающие с коммерческими целями и в поисках работы - 83 процента;
туристы из Японии, навещающие могилы, бизнес - туристы и любители зарубежных путешествий - 9 процентов;
туристы из США с бизнес - и туристическими целями - 4 процента;
туристы из различных стран (всего 33 страны в 1995 году) - 4 процента;
в том числе туристы из других регионов России и стран СНГ - менее 0.1 процента.
Согласно "Всемирному статистическому ежегоднику", выпускаемому ООН, доходы от международного туризма в расчете на одного туриста составляют (в долларах США): Республика Корея - 1013 долларов, США - 1206 долларов, Китай - 239 долларов, Япония - 1706 долларов, Таиланд - 940 долларов.
Фактически потребление услуг иностранными туристами, посещающими Приморский край, колеблется от 500 до 1000 долларов США в зависимости от продолжительности тура и уровня предоставляемого сервиса. На сегодняшний день иностранному туристу предлагается незначительный перечень туристических и развлекательных услуг, включающий проживание в гостинице или в семье в окрестностях, питание, городские экскурсии (г. Владивосток), туры в ближайшие города, походно - приключенческие туры, включающие Дальневосточный регион и Сибирь, приобретение сувениров.
Основным негативным фактором, препятствующим интенсивному развитию иностранного туризма, является завышенная стоимость гостиничных услуг (от 50 процентов до 100 процентов) и низкое качество организации объектов туристской привлекательности.
По расчетам НИИ "Фудзи Сого Кэнкюсе" (Япония) было предположено, что если Приморский края проведет подготовку к приему туристов на том же уровне, что и Далянь в Китае, то число только японских туристов вырастет в 1.7 раза по сравнению с нынешним уровнем, дополнительный доход от приема которых составит 2 млн. долларов и более.
Туристическая отрасль края в настоящее время располагает достаточно развитой инфраструктурой, которая представлена частично предприятиями, давно работающими на рынке услуг. Но большинство вновь образованных предприятий обладают крайне низким рабочим потенциалом. В настоящее время около 200 туристских предприятий имеют лицензии на международную туристическую деятельность. Однако они занимаются в основном коммерческим туризмом, организация которого не требует наличия капитальной материальной базы, или же выступают в качестве турагентов, т. е. перепродают уже готовый турпродукт.
Кроме того, некоторые крупные гостиницы г. Владивостока - "Амурский залив", "Гавань", "Акфес-Сейо" - имеют туристические центры, а гостиницы "Версаль", "Влад Мотор Инн" обладают значительным потенциалом для приема иностранных туристов. Но в целом материальная база туризма используется крайне неэффективно, турбазы "Тихий океан" и "Лазурный берег" требуют расширения и реконструкции.
Приморский край характеризуется специфическими особенностями рекреационно - туристического потенциала. Прежде всего это наличие значительных пространственных разрывов между районами локализации основных отраслеформирующих ресурсов, что сказывается на снижении спроса на маршрутные туры и организованный отдых в отдельных районах Приморского края. В то же время данное обстоятельство указывает на ориентацию узкоотраслевого развития ресурсных районов, т. е. на необходимость формирования специализированных комплексов (или центров) туризма и отдыха.
К основным трудностям и проблемам туризма и рекреации можно отнести:
отсутствие профессионально поставленных кадров. Всего на 1.01.96 в сфере туристическо - экскурсионной отрасли было занято 1060 человек, из них 500 с высшим образованием, и только 36 - со специальным;
отсутствие общероссийской системы нормативных и законодательных актов, стандартов, правил и др., соответствующих (или хотя бы не противоречащих) международным;
недостаточное осознание федеральными структурами социально - экономического значения туризма для активизации процессов экономического развития края, роста занятости и повышения жизненного уровня населения, развития номенклатуры услуг, увеличения налоговых поступлений в бюджет, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу торговли услугами вообще и туристскими в частности, вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых природных ресурсов;
слабая экономическая поддержка федеральным, региональным, муниципальным и предпринимательским капиталом (в данном случае могут быть использованы самые разные формы поддержки: техническая помощь, налоговые льготы, снижение пошлин, целевое использование средств, поступающих в бюджет от предприятий туристско - экскурсионной отрасли; предоставление скидок на рекламу и пропаганду туризма);
недостаточное влияние координирующей деятельности территориальных органов управления на курортно - рекреационную и туристическую отрасли в удовлетворении нормативного минимума спроса населения на рекреационно - туристские услуги.
Преодоление этих негативных тенденций предполагает активизацию государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Приморском крае современной, конкурентоспособной индустрии туризма.
С целью создания в Приморском крае современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и значительный вклад в развитие народного хозяйства края, в ближайшее время необходимо решить следующий комплекс задач, имеющих региональное значение:
создание современного туристического рынка на основе развития здоровой конкуренции, создания корпоративных связей между туристскими организациями;
формирование современной нормативно - правовой базы развития туризма;
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
обеспечение развития социального туризма в Приморским крае;
стимулирование развития отечественного предпринимательства;
развитие международного сотрудничества в области туризма;
стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
совершенствование системы информационного обеспечения индустрии туризма, проведение активной рекламной деятельности;
создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
развитие отраслевой науки, осуществление научных исследований в сфере туризма.
2. Возможные сценарии развития
Противоречивость современного положения туризма в Приморском крае заключается в том, что отрасль, обладая колоссальным туристским и рекреационным потенциалом и повышенной экономической значимостью, в сложившихся условиях экономической реформы не имеет столь мощной, как прежде, государственной поддержки и не вписывается в рамки новой инвестиционной политики.
При дальнейшем сохранении к туристической и рекреационной отрасли сложившегося подхода в новой экономической политике края наиболее вероятен сценарий инвестиционного развития, связанный в основном с внутриотраслевыми резервами и инерционностью происходящих процессов.
В данном сценарии социально - экономического развития туризма следует ожидать, что уже в ближайшие годы произойдет:
политика ужесточения таможенных пошлин и налоговых сборов приведет к значительному снижению доходов от коммерческого туризма, а в дальнейшем и прекращению деятельности многих туристических предприятий, занимающихся этим видом туризма;
дальнейшая деградация материальной базы туризма;
значительное снижение объемов туристского обслуживания жителей края и Дальневосточного региона;
полное исключение из сферы туризма социально незащищенных групп населения;
экономическая экспансия зарубежных предпринимателей с целью эксплуатации рекреационных ресурсов региона;
ухудшение геополитического положения края с точки зрения туризма в бурно развивающемся Азиатско - Тихоокеанском регионе.
Альтернативным приведенному выше является сценарий регулируемого развития туризма в Приморском крае, который исходит из концептуального положения о том, что социально - экономические интересы края не позволяют применять к туристической и рекреационной отрасли инерционный подход. Экономическая политика края в отношении туризма должна строиться на принципах, в соответствии с которыми рыночные преобразования и децентрализация управления не означают отказа в государственной и региональной поддержке экономически и социально значимой отрасли.
Данный сценарий предполагает ускоренную разработку и последующую реализацию на региональном уровне целевой программы "Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года", направленной на создание современной высокоэффективной и конкурентоспособной отрасли туризма.
Результатом реализации программы должны стать: формирование современного туристического рынка в Приморье, увеличение валютных поступлений, стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, производство товаров народного потребления, образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях, сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.
3. Стратегия и этапы развития туризма
в Приморском крае
Стратегия развития туризма в Приморском крае исходит из следующих основных предпосылок:
1. Приморскому краю в рекреационной системе Дальнего Востока и Забайкалья отводится роль региональной зоны отдыха. Рекреационно - туристский потенциал края способен обеспечивать потребности жителей региона и края в полноценном отдыхе и туризме.
2. Экономико - географическое положение, в том числе пригранично - приморское расположение, благоприятствует развитию внешнеэкономических связей в области туризма со странами Азиатско - Тихоокеанского региона. Этот же фактор может стать компенсирующим в ситуации удаленности от российских туристических рынков и повышенных транспортных пассажирских и грузовых тарифов.
При разработке стратегии территориального развития туризма в Приморском крае учитывались основные направления социально - экономического развития Дальнего Востока и в том числе Приморского края на основании материалов федеральной целевой программы "Дальний Восток".
При активизации внешнеэкономической деятельности и решении вопроса о придании особого статуса приграничным административным образованиях в части организации приграничной торговли, создании свободных экономических зон и совершенствовании процедур приграничного, таможенного и миграционного контроля увеличится поток въездного туризма, связанного с деловыми поездками, торговыми операциями, изучением рынка сбыта и т. д., что предопределит развитие гостиничного сервиса и индустрии гостеприимства, включающей в себя и производства по изготовлению сувениров и средств фармакологии, перерабатывающие предприятия.
При дальнейшем развитии торговых связей с КНР и достижении проектной мощности пограничных с КНР пунктов пропуска "Сосновая Падь", "Полтавка", "Пограничный" и др. особое значение приобретет Суйфунско - Приханкайский туристский район.
В случае реализации проекта Туманган появляется наибольшая вероятность строительства туристского центра в Южно - Хасанском туристско - рекреационном районе с организованными одно - двухдневными маршрутами. Здесь лучшие в Приморье пляжи с белым песком, самый длительный пляжно - купальный период - 115 дней, богатейшая флора и фауна в бухте Новгородской, уникальные места перелета и гнездования птиц, рядом Дальневосточный морской заповедник. Зимой здесь возможна организация спортивно - промысловых видов туризма (подледный лов). Существенным фактором перспективного развития сферы туризма в районе должны стать имеющиеся пункты пропуска в Краскино, Зарубино, Славянке, в перспективе - пункт в Посьете.
Владивостокская туристская зона должна стать центром туризма в крае. В краевой центре реально создание высококлассного гостиничного комплекса. Первоочередной мерой является доведение имеющейся инфрастуктуры индустрии гостеприимства до уровня мировых стандартов. Владивостокская курортно - рекреационная система, специализирующаяся в настоящее время на лечебно - оздоровительном обслуживании, в будущем возьмет на себя также функции организатора летнего массового отдыха, очень популярного на Западе "пляжного" туризма и некоторых видов зимнего массового отдыха.
Развитие транспортной инфрастуктуры должно способствовать реорганизации и развитию рекреационно - туристских комплексов в Южном Приморье, особенно в городах - портах. При этом весьма благоприятной оказывается привязка всего Западно - Сихотэ - Алинского рекреационного района к основным транспортным магистралям, обеспечивающим удобную связь с массовым потребителем туристских услуг. Может заметно повыситься его роль в субрегиональной специализации и как района лечебно - восстановительной рекреации. Здесь достаточно перспективными могут стать специализированные сервисные комплексы линейного типа, объединяющие предприятия туризма, автообслуживания, питания, торговли, организованные в районных центрах и узловых железнодорожных станциях.
Расширение экспортного потенциала отраслей специализации края - горнорудной и лесной промышленности открывают широкие перспективы развития Киевско - Партизанского и Кема - Самаргинского туристских районов, а также северной части Западно - Сихотэ - Алинского (предгорного) района, отличающегося благоприятными в Дальневосточном регионе климатическими условиями и достаточно эстетичными горно - лесными ландшафтами для организации круглогодичной оздоровительной рекреации, экологического, спортивно - промыслового и собирательного туризма.
Особо следует отметить реальные возможности развития туризма и рекреации в Киевско - Партизанском и Ливадийско - Находкинском районах, связанные с особым статусом Свободной Экономической зоны (СЭЗ) Находка и имеющимися туристскими ресурсами. Здесь хорошие климатические условия для организации круглогодичного туризма, значительные историко - этнографические, научно - познавательные ресурсы, широкие возможности для развития экотуризма, водного и автомобильного туризма, самые благоприятные в крае условия для развития зимних спортивно - оздоровительных видов туризма. Бухты Восток, Триозерье и Окуневская могут явиться прекрасными местами для создания сезонных туристских комплексов. Все это представляет реальный интерес для потенциальных инвесторов и при благоприятном сочетании всех факторов роста может обеспечить образование высокоэффективного туристско - рекреационного района на юго - востоке Приморья (Ливадийско - Находкинский район).
Эффективно и рационально может быть использован потенциал национальных и природных парков, заповедников и других особо охраняемых территорий и природных объектов (заповедник Кедровая Падь, Уссурийский заповедник, Государственный морской заповедник, заказники Барсовый и др.) для развития научно - познавательного туризма.
Подводя итог, можно сказать, что среди прогнозируемых "опорных" центров ресурсных районов главным "полюсом" ускоренного роста рекреационно - туристской инфраструктуры, станет Владивосток. Именно он в силу своего географического положения является "ключом" ко всему рекреационному богатству российского Дальнего Востока с его вулканами, гейзерами, водопадами, нерестовыми реками, южными и северными лесами. Из опорных подцентров наибольшим потенциалом "роста" располагают Посьет, Зарубино, Находка, Партизанск. В пределах Киевско - Партизанского и Кема - Самаргинского ресурсных районов уже в ближайшие 5 - 10 лет могут возникнуть рекреационно - туристские комплексы (или центры) для иностранных туристов.
Исходя из особенностей концентрации населения и территориального сочетания рекреационных ресурсов, из всего разнообразия рекреационных образований наибольшее развитие в будущем получат, вероятно, два типа. Первый тип - это подчиненные (пригородные и загородные) рекреационно - туристские образования, в структурно - планировочном отношении являющиеся составной частью города или групповой системы расселения. Второй тип - это автономные образования, располагающиеся, как правило, вне зоны влияния городов и систем расселения. Первые специализируются на обслуживании преимущественно населения района своего расположения, а вторые - на обслуживании иностранных туристов и наиболее зажиточных слоев населения из внешних районов и регионов страны.
На основании результатов анализа предшествующего периода развития индустрии отдыха в крае целесообразно выделить предпрограммный этап (1991 - 1996 годы), связанный с адаптацией существующей инфраструктуры туризма к условиям рыночной экономики. Достаточно безболезненно были преодолены известные трудности "переходного" периода, заложены основы законодательной базы на уровне субъекта Федерации.
Программу предполагается реализовать в два этапа.
Первый этап (1997 - 1998 годы) включает разработку программных мероприятий, направленных на формирование нормативно - правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно - информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и начала нового строительства туристских объектов.
В результате реализации первого этапа Программы ожидается стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма.
Второй этап (1999 - 2005 годы) предполагает завершение этапа работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизацию существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов, развертывание широкомасштабной рекламной кампании. Этот этап характеризуется необходимостью достижения нормативного уровня обеспеченности населения рекреационными услугами и активным формированием инфраструктуры въездного туризма. В эти годы и далее (до 2010 года) ставится задача достижения такого уровня развития инфрастуктуры въездного и выездного туризма, длительного и кратковременного отдыха, который обеспечивал бы удовлетворение постоянно изменяющейся номенклатуры спроса на рекреационные услуги.
При этом в качестве ориентировочных могут быть намечены следующие количественные показатели. Общая площадь рекреационных территорий, специально оборудованных для проведения длительного и кратковременного отдыха, должна составить почти 60 тыс. га., в том числе в Южно - Приморском районе - около 28 тыс. га., площадь земель оздоровительного назначения - более 4 тыс. га. Для полноценной рекреационной деятельности населения в пределах городов и поселков городского типа необходимо иметь не менее 2.5 тыс. га насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары и др.). Чтобы удовлетворить минимальные потребности населения края в пляжно - купальном отдыхе, необходимо благоустроить 230 - 250 га морских и примерно столько же речных и приозерных пляжей.
Если же учесть, что в связи с потерей Россией своих некогда основных рекреационных зон (Прибалтика, Черноморское побережье и Закавказье) Приморскому краю будет отведена роль региональной зоны отдыха, то туристско - рекреационная инфраструктура такой зоны по своим емкостным характеристикам должны быть вдвое больше расчетной.
4. Система программных мероприятий
В целом Программа призвана создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области туризма.
Система программных мероприятий, предусматриваемая на 1997 - 1998 годы, охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
нормативно - правовую область, в рамках которой предусматривается принять участие в разработке проекта Закона Российской Федерации "О туризме", внести предложения в разрабатываемый Налоговый кодекс Российской Федерации о налоговых льготах для туристских предприятий, участвовать в разработке Положения о порядке определения и использования туристских ресурсов, Генеральных правил продажи туристского продукта и др.;
совершенствование системы управления развитием туризма предполагает работу по стандартизации и сертификации туристских услуг, участие в организации и проведении туристских выставок и конференций, открытие и аккредитация загранпредставительств комитета по туризму в странах АТР, расширение связей с международными туристскими организациями, с краями и областями Дальнего Востока в области туризма;
мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, в основном зарубежных и отечественных инвестиций;
рекламно - информационное обеспечение включает создание информационных банков данных и на их основе - рекламно - информационного центра, издание каталогов, буклетов, брошюр о возможностях туристского рынка Приморья;
кадровое обеспечение направлено на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров и предполагает содействие в формировании сети специализированных учебных заведений, разработку учебных программ и методических пособий;
научное обеспечение включает разработку районных программ развития туристической инфраструктуры, оценку состояния рынка туристских услуг, разработку программ развития специализированных видов туризма, сбор и обобщение схем туристских маршрутов, разработку маршрутных схем по категориям трудности, разработку программы интеграции отрасли туризма края в международную туристскую систему стран АТР.
Приоритетными направлениями развития туризма признаны внутренний и въездной туризм. Программой определены основные направления развития социального туризма как одной из форм социальной поддержки населения. Заказчиком Программы является комитет по туризму администрации Приморского края, который на конкурсной предконтрактной основе осуществляет подбор исполнителей отдельных мероприятий программы (в основном кадровое и научное обеспечение) путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов за счет привлечения внебюджетных средств.
Поддержку реализации Программы предполагается осуществлять с учетом активного привлечения кредитов банков, государственных гарантий инвестиционных проектов, целевых дотаций и субсидий.
Исполнителями Программы являются Дальневосточное отделение Российской академии наук и ее институты, высшие учебные заведения, неправительственные общественные организации и другие организации.
5. Ресурсное обеспечение и социально - экономическая
эффективность реализации Программы
Реализацию программных мероприятий предполагается осуществить за счет следующих источников:
внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства неправительственных общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий;
средства краевого бюджета.
Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации первого этапа Программы, составляет 160.0 млрд. рублей.
Реализации концепции развития туризма в Приморском крае в рамках региональной зоны отдыха потребует затрат в пределах 1 трлн. рублей.
Главный социальный эффект будет состоять в создании условий для удовлетворения потребностей населения Приморского края в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. Реализация концепции станет одним из факторов решения проблемы рабочих мест, а в сопряженных отраслях этот показатель может достигнуть 15 тыс. рабочих мест. Формирование Приморского туристического комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку народно-хозяйственного комплекса Приморского края.
Поступления в федеральный и местный бюджет за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ним видов деятельности может достигнуть 20 млрд. рублей в год в конце второго этапа и на третьем - четвертом этапе должны достигнуть 60 - 70 млрд. рублей.
Намеченные меры будут содействовать расширению притока в край иностранных туристов, увеличению валютных поступлений. После завершения четвертого этапа развития ежегодный прирост валютной выручки за счет развития въездного туризма прогнозируется на уровне 20 млн. долларов США.
Утверждено
постановлением
губернатора края
от 13.09.1996 № 500
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЯ ДО 2005 ГОДА"
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ДО 2005 ГОДА"
Наименование Программы - целевая программа "Развитие туризма
в Приморском крае до 2005 года"
(далее - Программа).
Основания для разработки - Указ Президента Российской
Программы Федерации от 22 декабря 1995 года N
1284 "О реорганизации и развитии
туризма в Российской Федерации",
постановление Правительства
Российской Федерации от 26 февраля
1996 года № 177 "О федеральной
целевой программе "Развитие туризма
в Российской Федерации",
постановление администрации
Приморского края от 13 декабря 1995
года № 518 "Об утверждении основных
направлений развития туризма в
Приморском крае", постановление
губернатора Приморского края от 23
января 1996 года № 105 "Об
утверждении программы реализации
Указа Президента Российской
Федерации "О реорганизации и
развитии туризма в Российской
Федерации" в Приморском крае".
Заказчик, директор, - Комитет по туризму администрации
разработчик Программы Приморского края.
Цели и задачи Программы - создание в Приморском крае
высокоэффективного и
конкурентоспособного
туристического комплекса,
обеспечивающего широкие возможности
для удовлетворения потребностей
российских и иностранных граждан в
разнообразных туристических
услугах, создание условий для
развития внутреннего и въездного
туризма, обеспечение развития
социального туризма в Приморском
крае, поддержка развития
отечественного предпринимательства,
в частности, малого
предпринимательства,
стимулирование развития
материальной базы туризма путем
привлечения отечественных и
иностранных инвестиций, развитие
международного сотрудничества в
области туризма, в значительной
мере со странами АТР, Японией,
Китаем, совершенствование системы
информационного обеспечения в
области туризма, создание
современной системы подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации кадров, проведение
активной рекламной деятельности.
Сроки и этапы реализации - 1997 - 2005 годы
- первый этап (1997 - 1998 годы)
включает подготовку и начало
реализации системы программных
мероприятий, а также развитие
материальной базы туризма в
направлении реконструкции
туристических объектов;
- второй этап (1999 - 2005 годы)
завершение реализации системы
программных мероприятий и
дальнейшее развитие материальной
базы туризма.
Перечень основных - нормативно - правовая область,
мероприятий совершенствование системы
управления туризмом, содействие
развитию материальной базы туризма,
рекламно - информационное
обеспечение продвижения туристского
продукта на внутреннем и внешнем
рынках, кадровое обеспечение,
научное обеспечение.
Исполнители основных - Дальневосточное отделение
мероприятий Российской академии наук и другие
организации.
Объемы и источники - общий объем финансовых средств,
финансирования необходимых для реализации первого
этапа Программы - 160.0 млрд.
рублей. Финансирование реализации
инвестиционных проектов в сфере
туризма в 1997 - 1998 годах
предполагается осуществить
преимущественно за счет привлечения
внебюджетных источников.
Объем финансовых средств,
необходимых для реализации второго
этапа Программы (1999 - 2005),
составит по предварительной оценке
не менее 700 млрд. рублей.
Ожидаемые конечные - формирование современного
результаты реализации туристского рынка в Приморье,
Программы увеличение валютных поступлений,
стимулирование развития отдельных
секторов экономики, строительства,
сельского хозяйства, транспорта,
связи, торговли, производство
товаров народного потребления,
образование новых рабочих мест в
сфере туризма, привлечение
иностранных инвестиций в экономику
края, сохранение и возрождение
объектов культурного и природного
наследия, удовлетворение
потребностей населения в активном и
полноценном отдыхе.
Система организации - финансовое управление администрации
контроля за исполнением края;
Программы комитет экономики и планирования
администрации края;
комитет по архитектуре и
строительству администрации края;
комитет по природным ресурсам
администрации края;
комитет по науке и высшей школе
администрации края;
управление народного образования
администрации края;
управление профессионального
образования администрации края.
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Приморский край, занимая выдающиеся геополитическое положение, обладая колоссальным туристическим потенциалом, в настоящее время имеет сравнительно неразвитую инфраструктуру, существующая материальная база туризма в значительной степени нуждается в реконструкции, требуется расширение сети туристических объектов. В настоящее время проявляются явные тенденции к созданию туристической отрасли как коммерческого и торгового придатка экономики. Туризм теряет свое лицо как спортивный, познавательный, интеллектуальный вид жизнедеятельности общества. Практически полностью исключены из сферы влияния туризма такие социальные группы, как молодежь, школьники, люди пожилого возраста, малообеспеченные семьи.
Слаборазвитая инфраструктура туризма не предоставляет возможности для широкого развития иностранного туризма и привлечения туристов в Приморский край.
В то же время в системе мирового хозяйства индустрия туризма является приоритетным направлением развития экономики как развитых, так и развивающихся стран. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валютного национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.
Для того, чтобы поднять туризм в Приморье на новый, более высокий уровень, необходимо создать благоприятные условия для координации совместных действий всех структур, задействованных в туристическом комплексе, позволяющих получить экономически более эффективные решения. Такие меры должны укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров, что возможно при получении необходимой поддержки со стороны государства.
При ограниченных возможностях инвестирования развития туризма за счет средств федерального и местного бюджетов предусматривается использование различных форм государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных.
Проблема подготовки туристических кадров решается за счет структурной перестройки системы образования и использования возможностей учреждений дополнительного образования.
Важна роль государства при создании научного и рекламно - информационного обеспечения развития туризма.
В целом Программа призвана создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области туризма.
2. Основные цели, задачи, сроки
и этапы реализации Программы
Главная цель Программы - создание в Приморском крае современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие народного хозяйства края, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования населения края.
Основные задачи Программы состоят в следующем:
создание современного туристического рынка на основе развития здоровой конкуренции, создание корпоративных связей между туристическими организациями Приморья,
формирование современной нормативно - правовой базы развития туризма,
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма,
обеспечение развития социального туризма в Приморском крае,
стимулирование развития отечественного предпринимательства, поддержка малого предпринимательства в области туризма,
развитие международного сотрудничества в области туризма,
стимулирование развития материальной базы (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов,
совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности,
создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров,
развитие отраслевой науки, осуществление научных исследований в сфере туризма.
Программа включает в себя 6 положений.
Программу предлагается реализовать в 2 этапа.
Первый этап (1997 - 1998 годы) включает разработку программных мероприятий, направленных на формирование нормативно - правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно - информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагается развитие материальной базы в рамках реконструкции туристических объектов.
В результате реализации первого этапа Программы ожидается стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма.
Второй этап (1999 - 2005 годы) предполагает завершение работы по созданию совместной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизацию существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов, развертывание широкомасштабной рекламной компании.
В результате реализации второго этапа Программы ожидается дальнейший рост туристических потоков.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, предусматриваемая на 1996 - 1997 гг., охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
нормативно - правовую область,
совершенствование системы управления развития туризма,
содействие развитию материальной базы туризма,
рекламно - информационное обеспечение,
кадровое обеспечение развития туризма,
научное обеспечение туризма.
Предусматривается принять участие в разработке проекта Закона Российской Федерации "О туризме" с учетом особенностей туристической отрасли, внести предложения в разрабатываемый Налоговый кодекс Российской Федерации о налоговых льготах для туристических предприятий, занимающихся приемом туристов на территории Российской Федерации, выступить с проектом Закона Приморского края "О предоставлении налоговых льгот туристическим предприятиям", участвовать в разработке Положения о порядке определения и использования туристических ресурсов, Генеральных правил продажи туристического продукта и т. д.
Особое значение имеет работа по совершенствованию систем сертификации и лицензирования в сфере туризма, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих.
Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, в основном зарубежных и отечественных инвестиций.
Основными направлениями рекламно - информационного обеспечения развития туризма в Приморском крае являются:
подготовка и издание базового пакета информационно - рекламных материалов о возможностях туристического рынка Приморья,
участие в организации и проведении международных и отечественных туристических выставок,
открытие и аккредитация загранпредставительств комитета по туризму в странах Азиатско - Тихоокеанского региона, расширение связей с международными туристическими организациями, создание информационных банков данных фирм, туров, маршрутов.
Указанные мероприятия направлены прежде всего на популяризацию туристических возможностей страны в целом и Приморского края в частности. Для их реализации имеется в виду активно привлекать внебюджетные средства.
Решение задач кадрового обеспечения развития туризма включает:
содействие формированию сети специализированных учебных заведений и подготовке кадров преподавателей,
Эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров.
Программа развития туризма в Приморском крае требует надлежащего научного обеспечения, включающего разработку программ развития специализированных видов туризма; социального, экологического, спортивно - оздоровительного, курортно - познавательного и т. д.
При этом заказчик осуществляет на конкурсной основе предконтрактный отбор исполнителей, которыми могут быть научно - исследовательские и другие организации по профилю мероприятий.
Система мероприятий по развитию туризма, предусматриваемых в 1999 - 2005 годах, должна быть разработана не позднее I квартала 1998 г.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства неправительственных общественных организаций (далее - НПО), средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, направляемые в основном на реализацию инвестиционных проектов, в том числе программы реконструкции и строительства туристических объектов;
средства краевого бюджета, направленные в научное и кадровое обеспечение Программы, и на содействие развитию материальной базы туризма (разработка инвестиционных проектов, архитектурно - строительного обеспечения).
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы в 1997 - 1998 годах составляет 160.0 млрд. рублей, из них за счет краевого бюджета 1150 млн. рублей на реализацию основных программных мероприятий, в том числе 393 млн. рублей в 1997 году.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этапа программы (1999 - 2005 годы), составляет по предварительной оценке не менее 700 млрд. рублей и будет определен после реализации программных мероприятий первого этапа и подготовки прогноза социально - экономического развития Приморского края на соответствующий период с учетом схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Приморского края, разработка которых предполагается при реализации первого этапа.
5. Механизм реализации Программы
Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Комитет по туризму администрации Приморского края организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются средства, получаемые от лицензирования международной туристической деятельности.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных примеров в основном за счет привлечения внебюджетных средств.
Государственную поддержку реализации Программы предполагается осуществлять с учетом активного привлечения кредитов банков на льготных условиях, государственных гарантий инвестиционных проектов, целевых дотаций или субсидий, государственных гарантий инвестиционных проектов, целевых дотаций или субсидий, совместной деятельности государственного и частного капитала.
Исполнителями Программы являются Дальневосточное отделение Российской Академии наук и ее институты, высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области туризма, неправительственные общественные организации, такие как Приморское отделение Российской ассоциации туристических агентств и другие организации.
6. Социально - экономическая эффективность
реализации Программы
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения Приморского края в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее социально незащищенных слоев населения.
Реализация программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. К концу реализации второго этапа Программы в сфере туризма будет создано около 3 тыс. новых рабочих мест, а в сопряженных отраслях этот показатель может достигнуть 15 тыс. рабочих мест.
Значительно укрепится материальная база туризма, расширится география и многообразие туристических маршрутов. Формирование Приморского туристического комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку народно-хозяйственного комплекса Приморского края.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия Приморья.
Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные поступления в федеральный, краевой и местный бюджеты прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности (до 60 - 70 млрд. рублей в год).
Намеченные меры будут способствовать значительному расширению притока в край иностранных туристов, увеличению валютных поступлений. После завершения второго этапа Программы ежегодный прирост валютной выручки за счет развития въездного туризма прогнозируется на уровне 20 млн. долларов США. Развитие в Приморье высокоэффективного туристического комплекса повысит его привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в приморскую экономику иностранного капитала, что даст возможность реализовать ряд крупномасштабных проектов по строительству в крае туристических объектов.
7. Программные мероприятия на 1997 - 1998 годы
(млн. рублей в ценах 1996 года)
-----------------------------T---------T-----------------T----------------¬
¦ Наименование мероприятия ¦Необход. ¦ Ожидаемый ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ объем ¦ результат ¦ ¦
¦ ¦финансир.¦ ¦ ¦
¦ +----T----+ ¦ ¦
¦ ¦1997¦1998¦ ¦ ¦
¦ ¦год ¦год ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----+----+-----------------+----------------+
¦7.1. Нормативно - правовая область ¦
+----------------------------T----T----T-----------------T----------------+
¦Участие в разработке проекта¦х ¦ -¦основа для ¦комитет по ¦
¦Закона Российской Федерации ¦ ¦ ¦формирования ¦туризму ¦
¦"О туризме" ¦ ¦ ¦правовой среды ¦адм. края ¦
¦ ¦х ¦х ¦ ¦ ¦
¦Подготовка проекта Закона ¦ ¦ ¦развитие ¦-"- ¦
¦Приморского края ¦ ¦ ¦материально - ¦ ¦
¦"О представлении налоговых ¦ ¦ ¦технической базы ¦ ¦
¦льгот туристическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятиям" ¦х ¦ -¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦урегулирование ¦ ¦
¦Внесение предложений по ¦ ¦ ¦взаимоотношений ¦-"- ¦
¦разработке Правил ¦ ¦ ¦между ¦ ¦
¦обслуживания туристов на ¦ ¦ ¦предприятиями и ¦ ¦
¦территории Российской ¦ ¦ ¦туристами ¦ ¦
¦Федерации ¦х ¦х ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦-"- ¦ ¦
¦Участие в разработке ¦ ¦ ¦ ¦-"- ¦
¦Генеральных правил продажи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туристского продукта ¦х ¦х ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦развитие ¦ ¦
¦Подготовка проектов ¦ ¦ ¦международного ¦-"- ¦
¦соглашений с зарубежными ¦ ¦ ¦туризма ¦ ¦
¦странами о сотрудничестве в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦области туризма ¦х ¦х ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦упорядочение ¦ ¦
¦Заключение соглашений о ¦ ¦ ¦взаимоотношений в¦субъекты РФ и ¦
¦сотрудничестве в области ¦ ¦ ¦Дальне- восточной¦Дальневосточного¦
¦туризма с краями и областями¦ ¦ ¦системе туризма ¦региона ¦
¦Дальневосточного региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 17¦ -¦повышение ¦ ¦
¦Разработка Пакета документов¦ ¦ ¦качества ¦ ¦
¦туристического предприятия ¦ ¦ ¦туристических ¦комитет по ¦
¦ ¦ ¦ ¦услуг ¦туризму ¦
¦Итого ¦ 17¦х ¦ ¦адм. края ¦
+----------------------------+----+----+-----------------+----------------+
¦7.2. Управление развитием туризма ¦
+----------------------------T----T----T-----------------T----------------+
¦Осуществление комплекса ¦ 208¦ 170¦повышение ¦Дальневосточный ¦
¦мероприятий по ¦ ¦ ¦качества ¦центр ¦
¦стандартизации и ¦ ¦ ¦туристических ¦сертификации ¦
¦сертификации туристских ¦ ¦ ¦услуг ¦турист. услуг ¦
¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Лицензирование туристической¦ 70¦ 80¦-"- ¦комитет по ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦туризму ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦адм. края ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Аккредитация ¦ 210¦ 210¦повышение ¦финансовое ¦
¦загранпредставительства ¦ ¦ ¦эффективности ¦управление ¦
¦комитета по туризму ¦ ¦ ¦работ ¦администрации ¦
¦администрации края в г. ¦ ¦ ¦представительтсва¦края, ¦
¦Харбине и обеспечение его ¦ ¦ ¦ ¦комитет по ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦туризму ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦адм. края ¦
¦Подготовка предложений по ¦х ¦х ¦улучшение ¦комитет по ¦
¦совершенствованию системы ¦ ¦ ¦системы учета и ¦туризму ¦
¦государственной статистики ¦ ¦ ¦отчетности ¦адм. края ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Участие в организации и ¦х ¦ 173¦продвижение ¦Российская ¦
¦проведении туристических ¦ ¦ ¦туристического ¦ассоциация ¦
¦выставок, организация ¦ ¦ ¦продукта на ¦тур. агентств, ¦
¦выставки инвестиционных ¦ ¦ ¦российском рынке ¦комитет по ¦
¦туристских проектов ¦ ¦ ¦ ¦туризму ¦
¦ ¦ ¦ ¦продвижение ¦адм. края ¦
¦Участие в проведении ¦ 250¦х ¦туристического ¦туристические ¦
¦международной ¦ ¦ ¦продукта на ¦предприятия, ¦
¦Дальневосточной ¦ ¦ ¦международном ¦неправительств. ¦
¦туристической выставки в г. ¦ ¦ ¦рынке ¦общественные ¦
¦Владивостоке ¦ ¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦ ¦ ¦повышение уровня ¦ ¦
¦Проведение ¦ 112¦ 132¦научных ¦Российская ¦
¦научно - практической ¦ ¦ ¦исследований ¦ассоциация ¦
¦конференции по ключевым ¦ ¦ ¦ ¦тур. агентств, ¦
¦проблемам развития туризма ¦ ¦ ¦ ¦комитет по ¦
¦"Состояние, проблемы и пути ¦ ¦ ¦ ¦туризму ¦
¦развития туризма в ¦ ¦ ¦ ¦адм. края ¦
¦Приморском крае" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого: ¦ 850¦ 765¦ ¦ ¦
+----------------------------+----+----+-----------------+----------------+
¦7.3. Содействие развитию материальной базы туризма ¦
+----------------------------T----T----T-----------------T----------------+
¦Содействие в разработке ¦70* ¦90* ¦ускорение ¦комитет по ¦
¦инвестиционных проектов ¦ ¦ ¦реконструкции и ¦туризму ¦
¦реконструкции и ¦ ¦ ¦строительства ¦адм. края, ¦
¦строительства туристских ¦ ¦ ¦ ¦комитет по ¦
¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦архитектуре и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦капитальному ¦
¦Создание информационного ¦10* ¦15* ¦создание оптим. ¦строительству ¦
¦банка данных инвестиционных ¦ ¦ ¦условий для ¦администрации ¦
¦проектов туристских ¦ ¦ ¦выбора наиболее ¦края ¦
¦объектов ¦ ¦ ¦эффек. проектов в¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сфере туризма ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦координация ¦ ¦
¦Содействие реализации ¦х ¦х ¦деятельности по ¦-"- ¦
¦инвестиционных проектов, ¦ ¦ ¦реализации ¦ ¦
¦направленных на развитие ¦ ¦ ¦инвестиционных ¦ ¦
¦материальной базы туризма, в¦ ¦ ¦проектов ¦ ¦
¦том числе ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦градостроительного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦архитектурно - технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦80* ¦105*¦ ¦ ¦
+----------------------------+----+----+-----------------+----------------+
¦7.4. Рекламно - информационное обеспечение продвижения ¦
¦туристического продукта на внутреннем и внешнем рынка ¦
+----------------------------T----T----T-----------------T----------------+
¦Подготовка базового проекта ¦х ¦х ¦формирование ¦Российская ¦
¦информационно - рекламных ¦ ¦ ¦основы информ. ¦ассоциация ¦
¦материалов о возможностях ¦ ¦ ¦обеспечения сферы¦туристических ¦
¦туристического рынка ¦ ¦ ¦туризма ¦агентств ¦
¦Приморья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Создание информационных ¦х ¦х ¦-"- ¦неправительств. ¦
¦банков данных туристических ¦ ¦ ¦ ¦общественные ¦
¦фирм, туров, средств ¦ ¦ ¦ ¦организации, ¦
¦размещения, рекламной ¦ ¦ ¦ ¦комитет ¦
¦туристской продукции, ¦ ¦ ¦ ¦по туризму ¦
¦транспортного обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦края ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Создание рекламно - ¦ 57¦ -¦-"- ¦комитет по ¦
¦консультативного центра на ¦ ¦ ¦ ¦туризму ¦
¦базе банков данных ¦ ¦ ¦ ¦адм. края ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Издание каталогов ¦ 80¦ 110¦информационное ¦комитет по ¦
¦туристических фирм и ¦ ¦ ¦обеспечение ¦туризму адм. ¦
¦маршрутов, буклетов, брошюр ¦ ¦ ¦пользователей и ¦края, ¦
¦(каталог "Туристические ¦ ¦ ¦производителей ¦издательство ¦
¦фирмы Приморья" 1997 год) ¦ ¦ ¦ ¦"Уссури", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Формирование коллективного ¦ 40¦ 30¦-"- ¦Российская ¦
¦выставочного стенда ¦ ¦ ¦ ¦ассоциация ¦
¦туристической индустрии ¦ ¦ ¦ ¦туристических ¦
¦Приморья ¦ ¦ ¦ ¦агентств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ 177¦ 140¦ ¦ ¦
+----------------------------+----+----+-----------------+----------------+
¦7.5. Кадровое обеспечение ¦
+----------------------------T----T----T-----------------T----------------+
¦Разработка программы по ¦20* ¦х ¦основа для ¦комитет по ¦
¦созданию системы ¦ ¦ ¦многоуровнего ¦туризму адм. ¦
¦непрерывного образования ¦ ¦ ¦обеспечения ¦края, учебные ¦
¦ ¦ ¦ ¦кадрами ¦заведения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния, управления ¦
¦Разработка программ ¦ ¦х ¦ ¦народного и ¦
¦подготовки инструкторов - ¦ ¦ ¦ ¦профессионал. ¦
¦проводников для ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦самодеятельного туризма ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦края, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦комитет по науке¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и высшей школе ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦адм. края ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Разработка программы ¦15* ¦х ¦основа для ¦Приморский ¦
¦профориентации и обучения ¦ ¦ ¦обеспечения ¦краевой центр ¦
¦школьников специальностям, ¦ ¦ ¦кадров турбизнеса¦детско - ¦
¦используемым в туристической¦ ¦ ¦и индустрии ¦юношеского ¦
¦отрасли как первого звена ¦ ¦ ¦гостеприимства ¦туризма, ¦
¦непрерывного образования ¦ ¦ ¦ ¦Дальневосточная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственная ¦
¦Подготовка и реализация ¦ ¦ ¦-"- ¦академия ¦
¦базовой программы ¦х ¦12* ¦ ¦экономики и ¦
¦профориентации и обучения ¦ ¦ ¦ ¦управления ¦
¦школьников Приморского края ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦менеджменту туризма и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гостиничного хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Разработка проекта ¦ ¦ ¦создание ¦ ¦
¦международной программы ¦х ¦ -¦современной ¦Международная ¦
¦академического и ¦ ¦ ¦системы по ¦бизнес - ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦подготовке кадров¦академия ¦
¦образования в индустрии ¦ ¦ ¦индустр. ¦ ¦
¦гостеприимства ¦ ¦ ¦гостеприимства ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработка программ ¦ ¦ ¦повышение уровня ¦ ¦
¦подготовки специалистов, ¦х ¦10* ¦профессионал. ¦комитет по науке¦
¦повышении квалификации ¦ ¦ ¦подготовки кадров¦и высшей школе ¦
¦работников, занятых в сфере ¦ ¦ ¦ ¦адм. края, ¦
¦туризма ¦ ¦ ¦ ¦комитет по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦туризму ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦адм. края ¦
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦35* ¦22* ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----+----+-----------------+----------------+
¦7.6. Научное обеспечение ¦
+----------------------------T----T----T----------------------------------+
¦Разработка конкретных ¦ ¦ ¦(исполнители общим списком) ¦
¦программ развития ¦ ¦ +-----------------T----------------+
¦туристической инфраструктуры¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦
¦в районах: ¦ ¦ ¦комплексного ¦ ¦
¦Кема - Самаргинский (второй ¦ ¦ ¦подхода к выбору ¦ ¦
¦этап) ¦ ¦ ¦оптимальных зон ¦края, комитет по¦
¦*Партизанско - Киевский ¦ ¦ ¦развития туризма ¦науке и высшей ¦
¦(второй этап) ¦ ¦ ¦ ¦школе адм. края,¦
¦*Южно - Хасанский (второй ¦ ¦ ¦ ¦комитет по ¦
¦этап) ¦ ¦ ¦ ¦природным ¦
¦*Островной (залив п. ¦ ¦ ¦ ¦ресурсам ¦
¦Великого) ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦*районы Северного Приморья ¦25* ¦ ¦ ¦края, комитет по¦
¦*Южно - Приморский (второй ¦ ¦ ¦ ¦архитектуре и ¦
¦этап) ¦ ¦ ¦ ¦капитальному ¦
¦*Свободная экономическая ¦ ¦27* ¦ ¦строительству ¦
¦зона Находка ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦Разработка проекта детальной¦ ¦ ¦выявление ¦края ¦
¦планировки (ПДП) Южно - ¦ ¦ ¦приоритетных ¦ ¦
¦Приморской ¦ ¦ ¦условий для ¦На конкурсной ¦
¦туристско - рекреационной ¦ ¦ ¦развития района ¦основе: ¦
¦зоны (второй этап) ¦ ¦ ¦ ¦Дальневосточный ¦
¦ ¦ ¦ ¦научная основа ¦государственный ¦
¦Разработка программы ¦ ¦40* ¦доведения ¦университет, ¦
¦интеграции отрасли тризма ¦ ¦ ¦Российского ¦Дальневосточный ¦
¦приморского края в ¦ ¦ ¦туризма до ¦государственный ¦
¦международную систему ¦ ¦ ¦международного ¦технический ¦
¦туризма стран ¦ ¦ ¦уровня ¦университет, ¦
¦Азиатско - Тихоокеанского ¦ ¦ ¦ ¦Институт ¦
¦региона ¦ ¦ ¦ ¦биологии моря ¦
¦ ¦ ¦ ¦основа для ¦Дальневосточного¦
¦Разработка комплексной ¦ ¦ ¦комплексного ¦отделения ¦
¦программы развития рекреации¦ ¦ ¦подхода к ¦Российской ¦
¦и туризма на базе ¦ ¦ ¦рекреационным ¦Академии наук, ¦
¦существующих ¦ ¦ ¦зонам ¦Институт истории¦
¦санаторно - курортных ¦ ¦ ¦ ¦и этнографии ¦
¦учреждений и системы особо ¦ ¦ ¦ ¦ДВ РАН, ¦
¦охраняемых природных ¦ ¦ ¦ ¦Приморское ¦
¦территорий (второй этап) ¦ ¦ ¦ ¦отделение ¦
¦ ¦ ¦ ¦совершенств. ¦Географического ¦
¦Оценка состояния рынка ¦ 23¦ 3¦технологии ¦общества ¦
¦туристических услуг в ¦ ¦ ¦обслуживания в ¦изучения ¦
¦Приморском крае (анализ ¦ ¦ ¦туристических ¦Амурского края, ¦
¦туристического и ¦ ¦ ¦предприятиях ¦Институт ¦
¦гостиничного хозяйства, ¦ ¦ ¦ ¦географии ¦
¦маршрутов и ¦ ¦ ¦ ¦ДВ РАН, ¦
¦туристско - экскурсионных ¦ ¦ ¦ ¦Международная ¦
¦объектов с целью разработки ¦ ¦ ¦ ¦бизнес-академия,¦
¦рекомендаций по их ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦совершенствованию) ¦ ¦ ¦ ¦особо охраняемых¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦территорий, ¦
¦Разработка мелкомасштабной ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦схемы функционального ¦ ¦ ¦ ¦санаторно - ¦
¦зонирования рекреационных ¦ ¦ ¦ ¦курортных ¦
¦территорий и акваторий ¦ ¦ ¦ ¦учреждений, ¦
¦М 1:500.000 (второй этап) ¦ ¦ ¦ ¦Институт ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦конъюнктуры и ¦
¦*мелкий масштаб - Приморский¦ ¦ ¦ ¦прогнозирования,¦
¦край ¦ ¦ ¦ ¦НИИ "Примор- ¦
¦*средний масштаб - ресурсные¦ ¦ ¦ ¦гражданпроект" ¦
¦районы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Разработка схемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пространственного размещения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦объектов турист. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦привлекательности на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦территории края (второй ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦этап) ¦ ¦ ¦научная основа ¦ ¦
¦Разработка программ развития¦ ¦ ¦для развития ¦ ¦
¦специализированных видов ¦ ¦ ¦внутреннего и ¦ ¦
¦туризма в Приморье: ¦ ¦ ¦въездного туризма¦ ¦
¦*социального, детского и ¦8* ¦8* ¦ ¦ ¦
¦юношеского; спортивно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оздоровительного, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экологического, культурно - ¦ ¦ ¦основа для ¦ ¦
¦познавательного; ¦ ¦ ¦разработки ¦ ¦
¦*разработка серии схем и ¦5* ¦8* ¦туристских ¦ ¦
¦карт тематических туров ¦ ¦ ¦маршрутов ¦ ¦
¦(первый и второй этапы); ¦ ¦ ¦повышение ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦качества ¦ ¦
¦*сбор и обобщение схем ¦ ¦5* ¦индивидуальных ¦ ¦
¦туристских маршрутов, ¦ ¦ ¦маршрутов, ¦ ¦
¦разработанных отдельными ¦ ¦ ¦доступность ¦ ¦
¦авторами индивидуально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(водопады, спелеология, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уникальные горно - лесные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ландшафты, памятники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦геологии и археологии, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦горные озера, конный туризм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и др.) (первый и второй ¦ ¦ ¦повышение ¦ ¦
¦этапы); ¦ ¦ ¦требований ¦ ¦
¦*разработка маршрутных схем ¦ ¦ ¦к технике ¦ ¦
¦ар категориям трудности, по ¦ ¦ ¦безопасности ¦ ¦
¦тематике, по способам ¦ ¦ ¦основа для ¦ ¦
¦передвижения (второй этап); ¦ ¦ ¦развития элит. ¦ ¦
¦* программа развития ¦11* ¦ ¦туризма ¦ ¦
¦въездного туризма; ¦ ¦ ¦основа для ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦развития спорт. ¦ ¦
¦*разработка маршрутных схем ¦ ¦ ¦туризма ¦ ¦
¦спортивно - промыслового и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦собирательного туризма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(второй этап) ¦ ¦ ¦транспортное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦
¦Разработка кольцевых ¦х ¦ ¦туристских ¦ ¦
¦туристских маршрутов ¦ ¦ ¦маршрутов ¦ ¦
¦Приморского края с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦видов транспортного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Разработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансово - экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обоснования развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦конкретных направлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туристической отрасли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(второй этап) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦72* ¦125*¦ ¦ ¦
¦Всего по 7 разделу ¦1231¦1157¦ ¦ ¦
¦в том числе ¦187*¦252*¦ ¦ ¦
L----------------------------+----+----+-----------------+-----------------
----------------------
<*> - необходимые ассигнования из краевого бюджета.
8. Мероприятия по кадровому обеспечению развития
туризма в 1997 - 1998 годах
Приложение 3
к целевой программе
"Развитие туризма
в Приморском крае
до 2005 года"
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Понятие въездного туризма распространяется как на категорию туризма в пределах страны, так и является одним их видов международного туризма. При подходе к развитию туризма с точки зрения регионального использования туристических ресурсов приоритетность этого направления становится очевидной.
Задачей программы развития въездного туризма является создание в крае развитого туристического комплекса, соответствующего международным требованиям к уровню инфраструктуры, сервисному обслуживанию и предприятиям индустрии туризма.
Мероприятия, направленные на реализацию программы развития въездного туризма:
государственная поддержка, предоставление налоговых и финансовых льгот предприятиям, предоставляющие услуги въездного туризма;
содействие развитию материальной базы, создание высококлассной гостиничной сети, всего комплекса индустрии гостеприимства, охватывающие средства размещения туристов, такие, как туристические базы, кемпинги, мотели, частные туристические средства, дома отдыха, детские туристические базы, пришвартованные морские и речные суда за пределами официальных причалов и т. д.;
совершенствование системы питания туристов;
формирование банка данных средств размещения с целью их классификации и анализа состояния;
создание туристского миникомплекса для приема иностранных туристов с частичным использованием существующей инфраструктуры, включающего в себя центральную гостиницу среднего класса, транспортное хозяйство, предприятия по производству сувениров, агентство с гидами и переводчиками, службой информации, рекламы;
развитие и совершенствование экскурсионного обслуживания въезжающих туристов с учетом их национальных, социальных, возрастных, профессиональных различий;
наиболее эффективное использование туристических ресурсов, учитывающее их характерные свойства: функциональное назначение, привлекательность, периодичность и многократность, климатические условия, степень изученности и доступности, экскурсионную значимость, капиталоемкость, социальные характеристики ресурсов.
Приложение 4
к целевой программе
"Развитие туризма
в Приморском крае
до 2005 года"
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Социальный туризм, как вид туристической деятельности, осуществляется в интересах лиц, обладающих низким уровнем дохода, в целях реализации их прав на отдых и субсидируется из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Основой социального туризма до 1989 года была одна из центральных туристических организаций страны - Центральный совет по туризму и экскурсиям профсоюзов, ныне Российская ассоциация социального туризма (РАСТ). Раздел профсоюзного имущества бывшими республиками, преобразование туристических организаций в акционерные общества привели к практическому исчезновению системы социального туризма в России. Параллельно общие кризисные процессы в россии вызвали резкое снижение жизненного уровня населения страны, скачкообразное повышение цен и тарифов на транспортные услуги, услуги размещения и питания. В существующих экономических условиях социальный туризм, как одна из форм социальной поддержки населения, приобретает большое значение.
Мероприятия, направленные на развитие
социального туризма
Предоставление государственных льгот социально незащищенным слоям населения при получении туристических и экскурсионных услуг;
предоставление налоговых и иных льгот предприятиям, предоставляющим услуги лицам - потребителям социального туризма;
содействие материальной базе предприятий и организаций, осуществляющим свою деятельность в области социального туризма;
информационное обеспечение развития социального туризма;
предоставление сезонных льгот отдельным категориям туристов, например, школьникам - тарифная скидка на транспортные услуги в дни каникул;
развитие поощрительного туризма (инсентив - тура);
создание централизованного краевого фонда финансирования социального туризма.
Категории лиц - потребителей услуг
социального туризма