Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Приморского края от 24.05.1996 № 317
"О СОЗДАНИИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных актов администрации Приморского края", № 5,
1996 год


Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Приморского края от 21.10.2002 № 547.



ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 1996 г. № 317

О СОЗДАНИИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

В целях совершенствования социального обслуживания семей и детей, формирования оптимальной социальной инфраструктуры, обеспечивающей адресность, полноту и доступность предоставления населению социальной помощи и услуг, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" и в дополнение к постановлению администрации Приморского края от 19.04.94 № 181 "О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" постановляю:
1. Утвердить Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям и Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (прилагаются).
2. Рекомендовать главам администраций городов и районов края:
2.1. В 1996 - 1997 годах осуществить необходимые мероприятия по созданию территориальных центров социальной помощи семье и детям и реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями за счет реорганизации действующих на территории города и района детских бюджетных учреждений, рациональному их размещению с учетом прав и интересов детей и потребностей населения.
2.2. Производить расходы на содержание указанных учреждений за счет средств бюджетов городов и районов края. Принять меры к рациональному использованию данных средств.
3. Возложить контроль за выполнением настоящего постановления на управление социальной защиты населения администрации края (Торяник).

И. о. губернатора края
В.ДУБИНИН



Утверждено
Постановлением
губернатора края
от 24.05.1996 № 317

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

1. Общие положения

1.1. Территориальный центр социальной помощи семье и детям (далее - центр) является учреждением государственной системы социальной защиты населения, а также может находиться в ведении иных органов управления, предназначенных для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально - экономической, психолого - социальной, социально - педагогической, медико - социальной, юридической, социально - реабилитационной и иной.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора центра.
1.3. Центр организуется и содержится за счет бюджетов городов и районов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности центра и других внебюджетных поступлений.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов исполнительной власти местного самоуправления.
1.5. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп и бланк с наименованием центра.
1.6. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально - бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно - гигиеническим и противопожарным требованиям.
1.7. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в т. ч. отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально - экономической помощи, медико - социальной помощи, психолого - педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам центра.
Все структурные подразделения центра в своей деятельности подчиняются директору центра.
Городской, районный центр может иметь в качестве структурных подразделений филиалы в микрорайонах.
1.8. Штаты персонала центра и его структурных подразделений утверждаются администрацией города, района в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами.
1.9. Штатный состав центра определяется в соответствии с целями, задачами и объемом деятельности центра на основе Примерного штатного расписания (прилагается).
1.10. Центр может привлекать к сотрудничеству государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и отдельных специалистов на договорной основе с финансированием из средств центра.
1.11. Свою деятельность центр строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, краевых законов и решений администрации края, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется Положением о центре, утвержденным местной администрацией.

2. Цель и основные задачи деятельности центра,
категории обслуживаемых лиц

2.1. Цель деятельности центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально - экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
2.2. Основными задачами центра являются: <*>
выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей - инвалидов и другими) причин и факторов социального неблагополучия конкретный семей и детей, их потребности в социальной помощи;
определение и предоставление конкретных видов и форм социально - экономических, медико - социальных, психолого - социальных, социально - педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

   --------------------------------

<*> Задачи центра корректируются в зависимости от социально - демографической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи и услуг и других факторов.

2.3. Категориями и группами населения, которым центр оказывает социальные услуги, являются:
2.3.1. Семьи:
многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей;
малообеспеченные;
имеющие в составе неизлечимо больных людей, инвалидов или лиц, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики;
с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально - конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми;
имеющие в составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно - воспитательных учреждений.
2.3.2. Дети и подростки:
оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;
осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки;
проживающие с родителями, оформляющими развод или находящимися в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни;
имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды;
допускающие асоциальное поведение, беспризорные, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность), переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми;
имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.
2.3.3. Взрослые граждане:
беременные и кормящие матери;
матери, желающие найти временную работу, работу с сокращенным рабочим днем, на дому или другими определенными условиями;
имеющие на иждивении несовершеннолетних детей;
частично трудоспособные, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;
проживающие в одной квартире бывшие супруги;
испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми.
2.3.4. Бывшие воспитанники детских домов и школ - интернатов (несовершеннолетние и совершеннолетние).
2.4. Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу.
Допускается анонимное обращение клиентов для получения отдельных видов помощи.
Общение между клиентами и сотрудниками центра может происходить вне центра.
По приглашению семей сотрудники центра могут обслуживать клиентов на дому.

3. Структурные подразделения центра

3.1. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования (в дальнейшем - отделение)

Отделение предназначается для выявления потребности граждан, обратившихся в центр, в конкретных видах социальных услуг, выявления таких потребностей у семей и детей, проживающих на территории обслуживания, информирования жителей об услугах, предоставляемых центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.
Направлениями деятельности отделения являются:
первичный прием граждан в центре и выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах; направление их в соответствующие функциональные отделения центра;
рекламно - пропагандистская работа (распространение информации о задачах и содержании оказываемой центром социальной помощи, реклама предоставляемых центром услуг, пропаганда в местных средствах информации идей укрепления и поддержки семей и детей, издание листовок, пособий и других информационно - пропагандистских материалов в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности);
аналитико - прогностическая работа (оценка социально - демографических характеристик населения, проживающего на данной территории, тенденций социального и семейного развития, причин неблагополучия, выявление и учет мнения населения о качестве и содержании оказываемой социальной помощи, актуальной и перспективной потребности в ней, разработка на этой основе предложений по совершенствованию социальной работы, планированию социального развития региона);
информационная работа (выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных подразделений центра полученной из местных органов государственного управления и других источников официальной статистики и оперативной информации о нуждающихся в социальной помощи людях или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной "горячей линии" для экстренного обращения граждан в случаях, требующих срочного вмешательства социальной службы; отбор из почты писем, требующих письменной консультации специалистов центра; создание "банка данных" о семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже);
методическая работа (изучение, обобщение и распространение эффективных форм и методов социальной работы; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; комплектование методической библиотеки центра).

3.2. Отделение социально - экономической помощи

Отделение создается для оказания нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально - экономического характера.
Направлениями деятельности отделения являются:
содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т. п.);
консультирование по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов;
социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ - интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия и материальной независимости;
содействие в решении вопросов занятости, устройстве на курсы переподготовки;
консультирование по социально - правовым вопросам (жилищное, семейно - брачное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов).

3.4. Отделение медико - социальной помощи

Отделение создается для осуществления:
социального патронажа беременных женщин и кормящих матерей, семей, где имеются лица с нарушениями психического здоровья, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики, а также прошедшие курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании;
индивидуальной работы с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка;
содействия в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной подготовке инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии, воспитывающихся дома;
консультирование по медико - социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное развитие детей и подростков и др.).

3.5. Отделение психолого - педагогической помощи

Отделение образуется для обеспечения:
патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально - педагогические условия;
оказания помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов;
организации экстренной психологической помощи по "телефону доверия";
создания обществ, клубов взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории;
консультирования по психолого - педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);
организация семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов.

3.6. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков

Отделение создается с целью осуществления социального патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению, а также социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

3.7. Социальные услуги оказываются центром платно, бесплатно и на льготных условиях в зависимости от размера совокупного среднедушевого дохода. Кроме того, по решению руководства центра и местной администрации отдельные виды социальных услуг (консультации, диагностика, патронаж семей и т. п.) также могут предоставляться за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление отдельных видов социальных услуг, зачисляются на счет центра и направляются на его развитие, улучшение социального обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по бюджету.

3.8. Специалистам по социальной работе и другим сотрудникам центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выделяются проездные билеты.



Приложение
к Примерному положению
о территориальном центре
социальной помощи семье
и детям

ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ<*>
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
СЕМЬЕ И ДЕТЯМ И ЕГО СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

1. Аппарат центра

   ----T----------------------------------T-------------------------¬

¦N№ ¦Должность ¦Количество штатных единиц¦
¦п/п¦ +------------T------------+
¦ ¦ ¦ при наличии¦при наличии¦
¦ ¦ ¦ до трех ¦трех и более¦
¦ ¦ ¦ отделений ¦отделений ¦
+---+----------------------------------+------------+------------+
¦1. ¦Директор центра ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦2. ¦Заместитель директора ¦ 1.0 ¦2.0 ¦
¦3. ¦Главный бухгалтер ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦4. ¦Бухгалтер, кассир ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦5. ¦Инспектор ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦6. ¦Заведующий хозяйством ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦7. ¦Секретарь - машинистка ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦8. ¦Техник ¦ 0.5 ¦1.0 ¦
¦9. ¦Водитель автомобиля<**> ¦ - ¦1.0 ¦
¦10.¦Уборщик служебных помещений ¦ 1.0 ¦1.0 ¦
¦11.¦Сторож ¦ 3.0 ¦3.0 ¦
L---+----------------------------------+------------+-------------


   -------------------------------

<*> Штаты открываемых центров могут быть значительно меньше в соответствии с возможностями местных бюджетов.
<**> Должность вводится при наличии автомобиля.

2. Отделение первичного приема, информации,
анализа и прогнозирования

   ---T-----------------------------------T-------------------------¬

¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Социолог ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Редактор ¦ 1.0 ¦
¦5.¦ Методист ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------


   -------------------------------

<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения ставка сохраняется.

3. Отделение социально - экономической помощи

   ---T-----------------------------------T-------------------------¬

¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Экономист ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Юрисконсульт ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------


   -------------------------------

<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения ставка сохраняется.

4. Отделение медико - социальной помощи

   ---T-----------------------------------T-------------------------¬

¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Врач - валеолог ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Врач - нарколог ¦ 1.0 ¦
¦5.¦ врач - сексопатолог ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------


   -------------------------------

<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения ставка сохраняется.

5. Отделение психолого - педагогической помощи

   ---T-----------------------------------T-------------------------¬

¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения<*> ¦
¦3.¦ Психолог ¦ 1.0 ¦
¦4.¦ Социальный педагог ¦ 1.0 ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------


   -------------------------------

<*> При наличии в городе, районе менее 15 тысяч населения ставка сохраняется.

6. Отделение профилактики безнадзорности
детей и подростков

   ---T-----------------------------------T-------------------------¬

¦1.¦ Заведующий отделением ¦ 1.0 ¦
¦2.¦ Специалист по социальной работе ¦ 1.0 ставка на ¦
¦ ¦ ¦ 15 тысяч населения ¦
L--+-----------------------------------+--------------------------




Утверждено
Постановлением
губернатора края
от 24.05.1996 № 317

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

1. Общие положения

1.1. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее именуется - центр) является учреждением государственной системы социальной защиты населения (также может находиться в ведении иных органов управления), осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются решением директора центра.
1.3. Свою деятельность центр строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, краевых законов и решений администрации края, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется Положением о центре, утвержденным местной администрацией.
1.4. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет соответствующих бюджетов городов и районов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности центра и других внебюджетных поступлений.
1.5. Центр создается из расчета одно учреждение на одну тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающим в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тысячи детей с ограниченными возможностями создается один центр.
1.6. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов исполнительной власти местного самоуправления.
1.7. Для размещения центра и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон) и отвечать санитарно - гигиеническим нормам и противопожарным требованиям.
1.8. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штамп и бланк со своим наименованием. Открывает счета в банках, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, благотворительных взносов и пожертвований общественных объединений и граждан, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
1.9. Директор, администрация и коллектив центра за время нахождения детей в центре несут ответственность за их жизнь, здоровье, обеспечение и защиту их прав и интересов. Ответственность за нарушения определяется действующим законодательством Российской Федерации.
1.10. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания в т. ч. отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико - социальной реабилитации, психолого - педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам центра.
Все структурные подразделения центра в своей деятельности подчиняются директору центра.
1.11. Штатное расписание центра утверждаются администрацией города, района в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами (примерное штатное расписание прилагается).
1.12. Центр может привлекать к сотрудничеству государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и отдельных специалистов на договорной основе с финансированием из средств центра.
1.13. Дети и подростки, находящиеся в отделении дневного пребывания и стационарном отделении центра, обеспечиваются продуктами питания и постельными принадлежностями по нормам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1.14. Прием детей и подростков на обслуживание в центр, в т. ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также снятие с обслуживания оформляется приказом по центру.
1.15. Лечебно - профилактическая, противоэпидемическая работа в центре организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.16. Образовательная работа с детьми и подростками в центре организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования принимается по согласованию с соответствующей медико - педагогической комиссией.
1.17. Центр развивает и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом развитии, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
1.18. При центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том числе в организации социального патронажа детей и подростков.

2. Цель и основные задачи деятельности
центра, порядок обслуживания

2.1. Целью деятельности центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико - социальной, психолого - социальной и социально - педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
2.2. Основными задачами центра являются:
выявление в городе или районе детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях и подростках;
изучение совместно с консультативно - диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала);
разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
обеспечение реализации указанных программ и координации в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно - оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
оказание помощи семьям, воспитывающих детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
социально - реабилитационная работа сотрудников учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам детской и подростковой реабилитологии.
2.3. Центр осуществляет социальное обслуживание детей и подростков в соответствии с медико - социальными показаниями по направлению:
органов и учреждений социальной защиты населения, в т. ч. территориальных центров социальной помощи семье и детям;
органов и учреждений образования, здравоохранения;
по просьбе родителей (опекунов и попечителей);
по представлению сотрудников центра.
2.4. При оформлении детей и подростков на обслуживание в центр должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: история развития ребенка (ф. № 112/у) или амбулаторная карта подростка (ф. № 025/у).
Противопоказаниями для направления в отделение дневного пребывания и стационарное отделение центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации; злокачественные новообразования в активной фазе; кахексии любого происхождения, острые инфекционные заболевания.
2.5. Прием детей и подростков в центр, в т. ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также завершение этапа реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка или подростка с оформлением переводного или выписного эпикриза с указанием развернутого диагноза и соответствующих рекомендаций.
2.6. Социальные услуги оказываются центром платно, бесплатно и на льготных условиях в зависимости от размера совокупного среднедушевого дохода. Кроме того, по решению руководства центра и местной администрации отдельные виды социальных, медицинских услуг, диагностика и т. д. могут предоставляться за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление отдельных видов услуг, зачисляются на счет центра и направляются на его развитие, улучшение обслуживания клиентов сверх выделяемых ассигнований по бюджету.

3. Структурные подразделения центра

3.1. Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации (далее именуется отделением)

Отделение предназначается для обеспечения:
выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии, воспитывающихся в семьях, проживающих в городе или районе;
сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;
разработки совместно с другими учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств индивидуальной программы реабилитации ребенка или подростка с отклонениями в развитии, направленной на достижение оптимального уровня его здоровья и интеграции в обществе;
осуществления координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий, для своевременного внесения необходимых корректив;
создания компьютеризированной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе и районе, их семьях, реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.

3.2. Отделение медико - социальной реабилитации

3.2.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико - социальных и медико - консультативных мероприятий.
3.2.2. Отделение:
согласовывает и корректирует свою работу с лечебными учреждениями города и района, не дублируя их деятельность;
осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;
при необходимости по согласованию с органами здравоохранения направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи;
проводит медико - социальный патронаж семей, имеющих детей и подростков с ограниченными физическими или умственными возможностями;
обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляет их обучение основам медико - психологических и медико - социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
содействует обеспечению детей - инвалидов необходимыми вспомогательными техническими средствами;
осуществляет лечебные физкультурно - оздоровительные мероприятия.
3.2.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.2.4. В отделении выделяются помещения для проведения лечебного массажа, лечебной физкультуры и других медико - реабилитационных мероприятий.
3.2.5. В рамках отделения могут быть созданы ортопедно - протезная служба, лечебный физкультурно - оздоровительный комплекс и другие подразделения медико - социального профиля.

3.3. Отделение психолого - педагогической помощи

3.3.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части психолого - социальных и социально - педагогических мероприятий.
3.3.2. Отделение:
совместно с органами образования определяет формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домашних условиях, в зависимости от их возраста и состояния здоровья, оказывает практическую помощь в организации обучения;
проводит психолого - коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по психолого - педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей;
готовит и проводит мероприятия по организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в т. ч. вместе с их родителями, открывает соответствующие клубы и кружки, летние оздоровительные лагеря;
проводит своевременную профориентацию и трудотерапию детей и подростков, организует в необходимых случаях их профобучение, занимается вопросами их трудоустройства на специализированные предприятия для инвалидов или использует имеющиеся квоты рабочих мест для несовершеннолетних инвалидов на других предприятиях, оказывает содействие в организации их труда и труда членов их семей на дому, в обеспечении сырьем и в сбыте готовой продукции;
обучает детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации;
организует игротерапию детей и подростков с ограниченными возможностями;
осуществляет патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в вопросах их семейного воспитания и развития.
3.3.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.3.4. В отделении выделяются помещения для учебных занятий, лечебной игротеки, клубных и кружковых занятий, профориентационной, психокоррекционной работы и психотренингов и другие помещения, необходимые для реализации содержания и форм деятельности отделения.
3.3.5. В рамках отделения может быть создана служба "телефона доверия" для детей и подростков с ограниченными возможностями и их родителей, лекторий (школа) для матерей и отцов детей и подростков с отклонениями в умственном или физическом развитии и другие подразделения психолого - педагогического профиля.

3.4. Отделение дневного пребывания

3.4.1. Отделение предназначено для реализации индивидуальных программ медико - социальной, психолого - социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями каждый день в течение рабочей недели в дневное время в условиях центра в период, установленный реабилитационной программой.
3.4.2. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту. Количество детей и подростков в реабилитационной группе устанавливается от 5 до 10 человек.
3.4.3. Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах, посещают отделение в свободное от учебы в школе время в течение необходимого для их реабилитации периода времени в соответствии с индивидуальными программами.
Для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях, могут организовываться учебные занятия в помещении центра.
3.4.4. С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и подростков может быть организовано их пребывание в отделении в вечернее время.
3.4.5. В отделении выделяются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, игротерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.

3.5. Стационарное отделение

3.5.1. Отделение предназначается для реализации программ медико - социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пятидневного пребывания в центре.
3.5.2. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, возрасту и полу. Количество детей и подростков в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.
В одном отделении может быть образовано не более 5 реабилитационных групп.
3.5.3. Дети и подростки школьного возраста, находящиеся в отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или обучаются в условиях центра.
3.5.4. Сотрудники данного и других отделений центра обеспечивают учебную, лечебно - реабилитационную, познавательную, трудо - и игротерапевтическую, досуговую и иную деятельность детей и подростков, а также процесс возможного самообслуживания.
3.5.5. При приеме детей и подростков в отделение производится их медицинский осмотр.
3.5.6. Сотрудники данного и других отделений центра осуществляют различные формы патронажа над детьми и подростками, поддерживают контакты с ними и с их семьями после выписки их из отделения с целью обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.
3.5.7. В отделении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
3.5.8. В отделении выделяются помещения для сна, питания, обучения, игро - и трудотерапии, оказания медицинской и психолого - коррекционной работы, и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их здоровья.
Сотрудникам центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты.
Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету на содержание соответствующего отделения центра.
Директор центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.
Оплата труда работников центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда.



Приложение
к Примерному положению
о о реабилитационном центре
для детей и подростков с
ограниченными возможностями,

ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ<*>
реабилитационного центра для детей и подростков с
ограниченными возможностями

   --------------------------------

<*> Штаты открываемых центров могут быть значительно меньше в соответствии с возможностями местных бюджетов

1. Административно - хозяйственная часть

   ----T----------------------------------T-------------------------¬

¦ NN¦ Должность ¦Количество штатных единиц¦
+---+----------------------------------+-------------------------+
¦ 1.¦Директор центра 1.0 ¦
¦ 2.¦Заместитель директора 1.0 ¦
¦ 3.¦Главный бухгалтер 1.0 ¦
¦ 4.¦Бухгалтер 1.0 ¦
¦ 5.¦Кассир 1.0 ¦
¦ 6.¦Делопроизводитель 1.0 ¦
¦ 7.¦Заведующий хозяйством 1.0 ¦
¦ 8.¦Кастелянша 1.0 ¦
¦ 9.¦Кладовщик 1.0 ¦
¦10.¦Секретарь - машинистка 1.0 ¦
¦11.¦Техник 1.0 ¦
¦12.¦Повар 2.0 ¦
¦13.¦Подсобный рабочий 3.0 ¦
¦14.¦Рабочий по стирке и ремонту одежды 2.0 ¦
¦15.¦Гардеробщик 2.0 ¦
¦16.¦Водитель автомобиля<*> 1.0 ¦
¦17.¦Сторож 3.0 ¦
¦18.¦Слесарь - электрик по ремонту электрооборудования 0.5 ¦
¦19.¦Слесарь - сантехник 0.5 ¦
¦20.¦Грузчик 0.5 ¦
¦21.¦Уборщик служебных помещений 2.0 ¦
¦22.¦Библиотекарь 1.0 ¦
¦23.¦Главная медицинская сестра 1.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------


   --------------------------------

<*> Должность вводится при наличии автомобиля.

2. Отделение диагностики и разработки программ
социальной реабилитации

   ----T------------------------------------------------------------¬

¦1. ¦Заведующий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Врач - педиатр 1.0 ¦
¦3. ¦Врач - травматолог - ортопед 1.0 ¦
¦4. ¦Врач - невропатолог 1.0 ¦
¦5. ¦Врач - психотерапевт 1.0 ¦
¦6. ¦Врач - офтальмолог 0.5 ¦
¦7. ¦Врач - отоларинголог 0.5 ¦
¦8. ¦Медицинская сестра 3.0 ¦
¦9. ¦Медицинский регистратор 2.0 ¦
¦10.¦Специалист по социальной работе<*> 1.0 ¦
¦11.¦Социолог 1.0 ¦
¦12.¦Оператор ЭВМ 3.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------


   --------------------------------

<*> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе. При наличии в городе, районе менее 200 детей с ограниченными возможностями ставка сохраняется. При наличии более 200, но не менее 400 детей вводятся две ставки; более 400, но менее 600 - три ставки и т. д. Осуществляет реализацию различных мероприятий индивидуальных программ реабилитации, имеющих социальный характер.

3. Отделение социальной реабилитации

   ----T------------------------------------------------------------¬

¦1. ¦Заведующий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Врач - физиотерапевт 1.0 ¦
¦3. ¦Врач по лечебной физкультуре 1.0 ¦
¦4. ¦Врач<*> 2.0 ¦
¦5. ¦Специалист по социальной работе<**> 1.0 ¦
¦6. ¦Инструктор ЛФК 1.0 ¦
¦7. ¦Медицинская сестра 2.0 ¦
¦8. ¦Медицинская сестра процедурная 1.0 ¦
¦9. ¦Медицинская сестра стерилизационной 1.0 ¦
¦10.¦Медицинская сестра по массажу 3.0 ¦
¦11.¦Медицинский статистик 1.0 ¦
¦12.¦Санитарка 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------


   --------------------------------

<*> Осуществляет реализацию различных мероприятий индивидуальных программ реабилитации, имеющих социальный характер.
<**> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе.

4. Отделение психолого - педагогической помощи

   ----T------------------------------------------------------------¬

¦1. ¦Заведующий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Специалист по социальной работе<*> 1.0 ¦
¦3. ¦Психолог 1.0 ¦
¦4. ¦Врач - психотерапевт 1.0 ¦
¦5. ¦Социальный педагог 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------


   --------------------------------

<*> Ставка на 200 детей с ограниченными возможностями в городе, районе.

5. Отделение дневного пребывания

   ----T------------------------------------------------------------¬

¦1. ¦Заведующий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Специалист по социальной работе<*> 2.0 ¦
¦3. ¦Социальный педагог 1.0 ¦
¦4. ¦Психолог 1.0 ¦
¦5. ¦Врач - физиотерапевт 0.5 ¦
¦6. ¦Учитель<**> 1.0 ¦
¦7. ¦Инструктор ЛФК 0.5 ¦
¦8. ¦Инструктор по труду<***> 1.0 ¦
¦9. ¦Концертмейстер 0.5 ¦
¦10.¦Руководитель кружка 0.5 ¦
¦11.¦Медицинская сестра по массажу 2.0 ¦
¦12.¦Санитарка 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------


   --------------------------------

<*> Ставка на каждую реабилитационную группу.
<**> Ставка по каждому предмету, преподавание которого осуществляется в отделении. При наличии меньшей учебной нагрузки вводится соответственно 0.75, 0.5 или 0.25 ставки учителя по каждому предмету.
<***> Ставка вводится при наличии мастерских.

6. Стационарное отделение

   ----T------------------------------------------------------------¬

¦1. ¦Заведующий отделением 1.0 ¦
¦2. ¦Специалист по социальной работе<*> 2.0 ¦
¦3. ¦Социальный педагог 1.0 ¦
¦4. ¦Психолог<**> 1.0 ¦
¦5. ¦Врач - физиотерапевт 0.5 ¦
¦6. ¦Учитель<***> 1.0 ¦
¦7. ¦Инструктор ЛФК 0.5 ¦
¦8. ¦Инструктор по труду<****> 1.0 ¦
¦9. ¦Воспитатель<*****> 6.0 ¦
¦10.¦Медицинская сестра по массажу 2.0 ¦
¦11.¦Санитарка 2.0 ¦
L---+-------------------------------------------------------------


   --------------------------------

<*> Ставка на каждую реабилитационную группу.
<**> Ставка на каждую реабилитационную группу.
<***> Ставка по каждому предмету, преподавание которого осуществляется в отделении. При наличии меньшей учебной нагрузки вводится соответственно 0.75, 0.5 или 0.25 ставки учителя по каждому предмету.
<****> Ставка вводится при наличии мастерских.
<*****> Выполняет функции ночного дежурного.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru