ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации Приморского края от 26.10.1995 № 550
"О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ ДЛЯ ГРАЖДАН, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, ПРИРАВНЕННЫХ К МЕСТНОСТЯМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1995 г. № 550
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ
ДЛЯ ГРАЖДАН, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ, ПРИРАВНЕННЫХ К МЕСТНОСТЯМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА"
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. № 700 "О федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановляю:
1. Утвердить предлагаемую региональную программу "Строительство жилья для граждан, выезжающих из районов Приморского края, приравненных к местностям Крайнего Севера" и в срок до 30.10.95 направить ее на согласование в Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице - губернатора края Колесниченко В. А. и отдел по делам национальностей администрации края (Заика).
Первый вице - губернатор края
В.ДУБИНИН
Утверждено
постановлением
администрации края
от 26.10.1995 № 550
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ГРАЖДАН,
ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ,
ПРИРАВНЕННЫХ К МЕСТНОСТЯМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Введение
Постановлениями Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера" и от 3 января 1983 г. № 12 "О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029" к районам, приравненным к Крайнему Северу, в Приморском крае, отнесены 5 территорий: Дальнегорский район, включая г. Дальнегорск, образованный в 1989 году, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский, Красноармейский районы.
Общая площадь этих районов 62.1 тыс. кв. км, что составляет 37.4 процента территории края. Численность населения по состоянию на 01.01.95 составила 155.0 тыс.человек, или 6.8 процента общей численности населения края.
Значение территорий края, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется их ролью в развитии производственного потенциала края.
За годы пятилеток здесь опережающими темпами развивались ресурсодобывающие отрасли хозяйственного комплекса: цветная металлургия, горная химия, лесозаготовительная промышленность.
Территории края, отнесенные к местностям Крайнего Севера, обеспечивают 95 процентов краевого объема производства продукции цветной металлургии (добыча и обогащение свинцово - цинковых руд, выплавка свинца, висмута, меди, серебра в г. Дальнегорске; разработка вольфрамовых руд с последующей поставкой на металлургические комбинаты страны - в Красноармейском районе; одно из самых мощных в стране оловодобывающих предприятий - АО "Хрустальненская оловодобывающая компания" - в Кавалеровском районе).
Около трети объема заготовки деловой древесины в крае производится на этих территориях.
В целом обеспеченность запасами сырья цветной металлургии достаточно устойчива и составляет, при сложившихся темпах разработки, по отдельным месторождениям от 10 до 30 лет, а по датолитовым рудам - свыше 60 лет.
Площадь лесного фонда территорий края, приравненных к районам Крайнего Севера, 5.6 млн. га, а запасы древесины оцениваются в 6.16 млрд. куб. м.
За пределы этих территорий для нужд хозяйственного комплекса России и обеспечения внешнеэкономических связей вывозится 100 процентов производимых здесь концентратов олова, свинца, цинка, вольфрама, меди, а также серебра, висмута, до 45 процентов деловой древесины, до 24 процентов пиломатериалов, 70 процентов кислоты.
Однако значительным лимитирующим фактором перспективного развития территорий края, приравненных к районам Крайнего Севера, являются экологические проблемы. Экологическое состояние, например, в Дальнегорске, одно из самых сложных в Приморском крае. Серьезной причиной создавшейся в Дальнегорске экологической напряженности является ранее допущенное грубое нарушение при размещении вредных производств санитарных требований (промышленная и селитебная зоны Дальнегорска практически расположены на единой площадке).
При всем многообразии и богатстве природного потенциала эти районы отличаются слабой освоенностью как территории, так и ресурсов. По сложившейся технологической специализации подавляющая часть продукции минерально - сырьевого комплекса вывозится за пределы региона с недостаточно высокой степенью проработки. Это связано с отдаленностью от промышленных и административных центров, отсутствием собственной производственной и строительной базы и, самое главное, отсутствием средств.
В новых условиях ведения хозяйства, роста цен и тарифов, увеличения конкуренции собственная прибыль предприятий не позволяет обеспечить восполнение рудной базы, вести строительство карьеров и подземных рудников, осуществить техническое перевооружение для выпуска конкурентоспособной продукции.
Для обеспечения жизнедеятельности этих районов только из расчета минимальных норм потребления сюда необходимо завезти более 7 тыс. тонн мясопродуктов, около 900 тонн масла животного, 1.3 тыс. тонн растительного, около 4 тыс. туб консервов молочных, 30 тыс. туб плодоовощных и много другого из товаров народного потребления и продукции материально - технического назначения.
Исходя из ожидаемого уровня цен на 1995 год, на закупку и досрочный завоз этой продукции потребуется около 1 трлн. рублей и соответствующий объем кредитных ресурсов.
По состоянию на 10.10.95 было выделено 47.9 млрд. рублей, что в 4 - 5 раз меньше потребности в кредитах.
Финансовый баланс районов Приморского края, отнесенных к Крайнему Северу, свидетельствуют о том, что даже при минимальных нормах потребления, без учета потребности расширения воспроизводства, собственные средства территорий покрывают только часть их расходов (от 15.5 в Ольгинском районе до 62.5 процента в г. Дальнегорске).
В последние годы значительно снизился жизненный уровень жителей районов, приравненных к Крайнему Северу, особенно работников в отраслях, не связанных с добычей и переработкой минерального сырья и леса, пенсионеров, многодетных семей.
Выросла нагрузка на социальную инфраструктуру, которая характеризуется высокой степенью ее износа и аварийностью коммунальных сетей.
Недостаточен уровень развития сферы быта, культуры, образования и торговли.
Проблемы названных территорий Приморского края, связанные с многоотраслевой структурой развития промышленного производства, базирующегося на добыче минерального сырья, леса, недостатком средств на восполнение ресурсной базы, обеспечения достойного жизненного уровня населения, могут быть решены за счет переселения части жителей районов, приравненных к местностям Крайнего Севера, на более приспособленные для жизни территории.
Состояние занятости в производственно - экономической
сфере районов Приморского края, приравненных к
местностям Крайнего Севера
Численность населения районов Приморского края, приравненных к местностям Крайнего Севера, на 1 января 1995 года составила 155.0 тыс. человек, что составляет 6.8 процента от общей численности населения Приморского края.
Экономический кризис, сопровождающийся уменьшением объемов производства, ростом числа неплатежеспособных предприятий, оказал негативное влияние на ситуацию на рынке труда северных территорий Приморского края.
Данные об изменении численности работающих и прогноз изменения до 2000 года в разрезе северных районов Приморского края, а также по отраслям материального производства приведены в таблицах 1 и 2.
Снижение численности работающих затронет все отрасли промышленности. Наибольший отток трудовых ресурсов наблюдается в строительстве, на транспорте, в таких отраслях, как образование, культура, наука.
На 1 сентября 1995 года в службе занятости состояло на учете граждан, ищущих работу и проживающих в северных районах Приморского края, 5313 человек, что составляет 16.1 процента от общего числа зарегистрированных по краю. Статус безработного имеют 4965 человек, или 21.6 процента от общего числа безработных. Если в целом по краю уровень безработных составляет 1.93 процента, то по северным районам он достиг в среднем 8.3 процента. Свидетельством ухудшения ситуации на рынке труда является растущая нагрузка на высвобождающиеся рабочие места. На 01.09.95 только каждый 64-й из числа зарегистрированных службой занятости безработных и незанятых граждан мог рассчитывать на свободное рабочее место или вакансию, в то время как в 1994 году - каждый 37-й.
Из них смогут трудоустроиться в течение года не более 960 человек, или 9.4 процента безработных. Рост числа безработных и сокращение количества свободных рабочих мест усилит социальную напряженность в этих районах. Обобщенные данные изменения численности не занятых трудовой деятельностью приведены в таблице 3.
По прогнозу рынка труда на 1996 год количество безработных, получивших статус в центрах занятости северных районов, увеличится по сравнению с 1995 годом в 2.1 раза и составит 1012 человек.
Одной из характерных особенностей современного состояния рынка труда является латентная ("скрытая") безработица, проявляющаяся в таких формах, как неполная занятость, вынужденные неоплачиваемые отпуска по инициативе администрации. Значительные масштабы "скрытой безработицы" уже в ближайшее время могут стать определяющим фактором острой ситуации в сфере занятости этих районов. Использование рабочего времени работников северных районов Приморского края приведено в таблице 4.
Согласно данным, приведенным в таблице 5, только 10.8 процента из числа потерявших работу имеют возможность без дополнительных временных и финансовых затрат устроиться на новую работу.
Количество и социальный состав граждан, переселяемых
в соответствии с региональной программой
Региональная программа переселения граждан северных районов Приморского края рассчитывалась для категории лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 1122 имеют право на получение государственной финансовой поддержки при строительстве для них жилья на территории Российской Федерации.
Характеристика переселяемых в 1996-2000 годах по региональной программе приведена в таблице 6, из которой видно, что наибольший удельный вес составляют пенсионеры (34 процента), лица, проработавшие в северных районах от 10 до 20 лет (20 процентов), лица, проработавшие более 20 лет (14 процентов), лица, переселяемые по состоянию здоровья (7 процентов).
Данные об изменении численности населения региона с прогнозом до 2000 года, приведенные в таблице 7, свидетельствуют о "старении" населения. Так, если в 1994 году численность людей в возрасте 55 лет и выше составляла 13.3 процента от общей численности населения северных районов, то к 2000 году она возрастет до 14.3 процента.
Распределение выезжающих в разрезе северных районов Приморского края показано в таблице 8.
Распределение по экономическим районам вселения на территории Российской Федерации лиц, выезжающих из районов Приморского края, приравненных к местностям Крайнего Севера, показано на таблицах 9, 10 и 11.
Основные объемные и структурные характеристики
программы строительства жилья для переселенцев
Объемы строительства жилья в районах, благоприятных для проживания на территории Дальневосточного экономического района, для граждан, выезжающих из северных районов Приморского края, установленные в региональной программе, рассчитываются на основании количества переселяющихся граждан с учетом распределения их на лиц, направляющихся на жительство в города или сельскую местность.
В региональной программе в таблицах 12, 13 и 14 рассчитываются следующие показатели:
физические объемы строительства жилья в районах въезда, определяемые с использованием строительных норм и правил;
доли физических объемов строительства в распределении по районам въезда переселяемых.
Подбор районов вселения граждан.
Создание опорных зон переселения
Выбор районов строительства жилья для выезжающих граждан определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации региональной программы (администрации Приморского края, администраций городов и районов края, администраций принимающих территорий и мест вселения, строительных подрядных организаций, выполняющих заказы по программе переселения различных категорий населения). Категории граждан (пенсионеры, лица трудоспособного и нетрудоспособного возраста, социально малозащищенные слои, многодетные семьи) учитываются при подборе объектов строительства жилья.
Объекты строительства жилья для лиц пенсионного возраста подбираются в окраинных "тихих, спокойных" районах городов или поселков городского типа вблизи крупных городов.
На выбор объекта строительства жилья в большей степени влияет развитость социальной инфраструктуры переселения, так как удельный вес затрат на развитие и создание инфраструктуры значительно повышает стоимость строительства объектов.
Для лиц трудоспособного возраста рассматриваются объекты строительства жилья вблизи крупных промышленных предприятий, организаций, учреждений.
Для лиц социально мало защищенных, многодетных семей предлагаются варианты переселения в сельскую местность (районные центры), поселки городского типа вблизи земельных угодий, исходя из следующих факторов: возможность строительства жилья собственными силами, условия для ведения подсобного хозяйства, относительно низкая стоимость строительства данных объектов жилья.
Выбор района вселения с учетом медико - биологического аспекта координируется со сложившимися направлениями миграции жителей края. В настоящее время основная масса жителей края смещается в районы переселения в направлении, наиболее благоприятном для адаптации организма (юг Приморского края, г. Хабаровск, г. Благовещенск).
Финансовое и организационное обеспечение
программы переселения северян
Поступление финансовых ресурсов для строительства обеспечивается за счет следующих источников:
личные средства переселяемых граждан (сбережения, компенсация за оставляемое на северной территории жилье, жилищные кредиты);
средства местных бюджетов городов и районов северных территорий;
средства предприятий и организаций, расположенных на северных территориях;
средства федерального бюджета в виде капитальных вложений в жилищное строительство, ассигнований на поддержку северных территорий, безвозмездных субсидий для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
средства внебюджетных фондов.
С целью использования и аккумуляции финансовых средств из различных источников в Приморском крае организуется выпуск облигаций жилищного займа (жилищные сертификаты), которые выступят средством накопления на квартиру граждан, переселяющихся с северных территорий.
Меры по трудоустройству и адаптации
переселяемых граждан
Сведения о возможности трудоустройства переселяемых граждан представлены в таблицах 15 и 16. Обеспечение занятости переселенцев планируется с учетом доли переселенцев, направляющихся на жительство в города и сельскую местность.
Остро стоит задача обеспечения занятости трудоспособной части переселяемого контингента. Для ее решения предусмотрены следующие
меры:
установление горизонтальных связей между центрами занятости края и районов вселения на договорной основе;
определение потребностей и перечня необходимых специальностей и профессий в районах вселения;
определение профессиональной структуры и квалификационных параметров переселяемых граждан;
выборка лиц из числа переселяемых, имеющих профессии, специальности, необходимые в местах вселения граждан;
обучение и переквалификация граждан, профессии и специальности которых не имеют вакансий на местах переселения граждан.
Расчет необходимых затрат на организацию
переселения граждан
Расчет финансовых затрат на организацию переселения граждан из районов Приморского края, приравненных к местностям Крайнего Севера, приведен в таблицах 17, 18, составлен в ценах 1995 года.
Стоимость строительства 1 кв. м жилой площади в 1995 году рассчитана на основании сложившейся стоимости строительства жилья в крае за 1994 год и индекса - дефлятора (в процентах к действующим ценам 1994 года) по отрасли "Строительство", рекомендованных Минэкономики Российской Федерации (письмо от 24.04.95 № ИМ-366/02-39).
В число необходимых работ, требующих дополнительных затрат, включаются также организация переезда граждан к новому месту вселения, затраты на обустройство граждан и на создание рабочих мест.
Норма общей площади на одного человека утверждена постановлением администрации края от 18.02.94 № 60 "О размерах социальной нормы площади жилья" и составляет 20 кв. метров.
Положение о жилищных облигациях
(сертификатах) администрации Приморского края
Жилищные облигации (сертификаты) выпускаются администрацией Приморского края в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" и постановлением федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации "О порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов на территории Российской Федерации".
Жилищные облигации (сертификаты - далее ЖС) служат для граждан средством накопления на квартиру. ЖС соответствуют определенной площади жилья, размер которой не меняется на протяжении всего срока действия ЖС.
Уполномоченные банки осуществляют продажу ЖС гражданам Российской Федерации. Предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности вправе приобретать ЖС для своих работников без ограничений.
Выпуск ЖС осуществляется под объекты жилищного строительства, финансируемые администрацией Приморского края в соответствии с утвержденным перечнем строек. Финансирование строительства жилых объектов смешанного инвестирования производится на основе договоров долевого участия в строительстве, заключаемых администрацией Приморского края со строительными организациями.
Администрация Приморского края несет ответственность за целевое использование средств, собранных от продажи ЖС. Контроль за исполнением строительными предприятиями и организациями своих обязательств по договорам с администрацией края осуществляет комитет по архитектуре и капитальному строительству администрации края.
Субсидии, выделяемые из краевого и федерального бюджета, распределяются среди граждан, имеющих право на их получение в соответствии с "Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья" и выдаются гражданам в виде пакета жилищных сертификатов, соответствующих по площади, сумме выделяемых субсидий. Недостающее для получения жилья количество ЖС гражданин приобретает за счет своих сбережений, средств, выделяемых ему на предприятии, или кредита, предоставляемого банком.
ЖС, за исключением полученных в счет государственных субсидий, могут быть проданы владельцем в любой момент по текущей рыночной стоимости.
Положение о жилищных кредитах
Гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, могут выдаваться жилищные кредиты:
земельный кредит на обустройство земли под жилищное строительство;
строительный кредит для финансирования строительных работ;
кредит на приобретение жилья.
После накопления гражданином количества ЖС, соответствующего 50 процентам площади приобретаемого жилья, он может обратиться в банк для получения кредита. Процентная ставка, срок кредита определяются в договоре между банком и гражданином. Предприятие, организация, учреждение имеют право частично или полностью компенсировать величину процентной ставки по кредиту, а также погашать сумму основного долга.
Основными документами, определяющими взаимоотношения банка и гражданина при предоставлении кредита, являются кредитный договор, договор о залоге (ипотеке), договор гарантии (поручительства).
В кредитном договоре между банком и гражданином определяются: цель получения кредита, срок и размеры, порядок выдачи и погашения, процентная ставка, условия и периодичность ее изменения, обеспечение кредита, способ и форма обеспечения целевого использования кредита. Заложенное имущество подлежит страхованию гражданином (залогодателем) от риска утраты и повреждения.
В зависимости от вида кредита в договоре о залоге определяется форма, размер и порядок залогового обеспечения кредита (движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и др.).
В качестве гарантии (поручительства) погашения жилищных кредитов гражданами предоставляются гарантийные обязательства юридических лиц: банков, страховых компаний, предприятий, учреждений, организаций.
В случае невозможности возврата кредита производится обращение взыскания и реализации заложенного имущества для покрытия убытков банка в установленном законодательством порядке.
Расчет экономической эффективности программы
Расчет экономической эффективности программы приведен в таблице 19.
Расходы на переселение граждан из районов Приморского края, приравненных к местностям Крайнего Севера, расчетно составляют 1439 млрд. рублей, экономия затрат и сокращение потерь - 1098.2 млрд. рублей.
Эффективность реализации программы 76.6 процента.
Реализация данной программы позволит повысить жизненный уровень переселяемых граждан.