Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПРОТЕСТ прокурора Приморского края от 13.11.2006 № 7/2-11-06
"НА П. 3 СТ. 12, П. П. 2, 14, 21 СТ. 13, П. П. 2, 3, 4, 5 СТ. 14, П. 8 СТ. 22, ПП. 2 П. 3 СТ. 24, П. 2 СТ. 31, П. 6 СТ. 32, П. 5 СТ. 33, П. 2 СТ. 35, П. 4 СТ. 38, П. 3 СТ. 39, ПП. 4 П. 5 СТ. 40, П. 1 СТ. 43, П. 2 СТ. 44, П. П. 2, 10 СТ. 45, П. 7 СТ. 54 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О РЕФЕРЕНДУМЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" ОТ 05.01.2004 № 96-КЗ (В РЕД. ОТ 05.12.2005 № 314-КЗ)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРОТЕСТ
от 13 ноября 2006 г. № 7/2-11-06

НА П. 3 СТ. 12, П. П. 2, 14, 21 СТ. 13,
П. П. 2, 3, 4, 5 СТ. 14, П. 8 СТ. 22, ПП. 2 П. 3
СТ. 24, П. 2 СТ. 31, П. 6 СТ. 32, П. 5 СТ. 33, П. 2 СТ. 35,
П. 4 СТ. 38, П. 3 СТ. 39, ПП. 4 П. 5 СТ. 40, П. 1 СТ. 43,
П. 2 СТ. 44, П. П. 2, 10 СТ. 45, П. 7 СТ. 54
ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О РЕФЕРЕНДУМЕ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ" ОТ 05.01.2004 № 96-КЗ
(В РЕД. ОТ 05.12.2005 № 314-КЗ)

Законодательным Собранием Приморского края в рамках предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий принят Закон Приморского края от 05.01.2004 № 96-КЗ "О референдуме Приморского края" (далее - Закон). Отдельные положения указанного Закона противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В ряде статей Закона установлено, что определенные действия, связанные с подготовкой и проведением референдума Приморского края, должны осуществляться главой муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наличие в структуре органов местного самоуправления должности главы муниципального образования является обязательным.
Так, пунктом 3 статьи 12 Закона установлено, что в случае, если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования, регистрация (учет) участников референдума осуществляется лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 13 Закона установлено, что список участников референдума составляется на основании сведений, представляемых главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления).
Пункт 2 статьи 14 Закона также допускает, что в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, то участки референдума по согласованию с избирательной комиссией могут образовываться лицом, уполномоченным на то представительным органом муниципального образования.
Аналогичные противоречия содержат пункты 4, 5 статьи 14, пункт 1 статьи 43 Закона.
Кроме того, в Законе Приморского края в нарушение положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исполнение отдельных функций по подготовке и проведению референдума возложено на главу муниципального образования.
Так, согласно п. 3 ст. 12 Закона регистрация (учет) участников референдума осуществляется главой муниципального образования. Однако в силу п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения.
В п. 2 ст. 13 Закона установлено, что сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава муниципального образования, в то время как согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данные функции возложены на главу местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения.
В пунктах 2, 5 ст. 14 Закона также используется формулировка "глава муниципального образования", что противоречит п. 2 и п. 7 соответственно ст. 19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми участки референдума образуются по согласованию с комиссиями, главой местной администрации муниципального района, городского округа. Функция опубликования списков участников референдума с указанием их границ, номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума также отведена главе местной администрации.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Закона помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главой соответствующего муниципального образования. Однако в силу п. 1 ст. 61 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанное помещение предоставляется прежде всего главой местной администрации.
Кроме того, в ряде статей Закона Приморского края установлены сроки совершения определенных действий по организации и проведению референдума, которые не соответствуют требованиям, содержащимся в действующей в настоящее время редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 14 ст. 13 Закона участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список участников референдума по личному письменному заявлению, поданному в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за семь дней до дня голосования.
Вместе с тем в соответствии с п. 17 ст. 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанные лица могут быть включены в список участников референдума решением участковой избирательной комиссии по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
Пунктом 3 статьи 14 Закона предусмотрено, что в исключительных случаях соответствующие участки референдума могут образовываться по согласованию с вышестоящей комиссией референдума не позднее чем за 5 дней до дня голосования. В то же время п. 5 ст. 19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает возможность образования указанных участков референдума при надлежащем согласовании не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
Согласно п. 2 ст. 31 Закона, агитация по вопросам референдума Приморского края на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Между тем в соответствии с п. 2 ст. 49 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитация начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В соответствии с п. 6 ст. 32 Закона данные соответствующего учета представляются в избирательную комиссию Приморского края за пять дней до дня голосования. Однако в силу п. 8 ст. 50 указанного Федерального закона данные учета предоставляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 53 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подобные уведомления подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ. В силу п. 1 ст. 7 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в исполнительный орган власти в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
Пунктом 2 статьи 44 Закона установлен срок утверждения избирательной комиссией Приморского края формы, порядка изготовления, количества открепительных удостоверений и реестра их выдачи, который составляет не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Однако согласно ст. 62 указанного ФЗ срок для утверждения составляет не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
В соответствии с п. 7 ст. 54 Закона срок подготовки и (или) принятия нормативного правового акта Приморского края уполномоченным органом не может превышать один год. В силу п. 9 ст. 73 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанный срок не может превышать три месяца.
Пункт 21 статьи 13 Закона устанавливает сроки для рассмотрения судом соответствующих жалоб (заявлений) граждан.
Однако гражданско-процессуальное законодательство в силу п. "о" ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации, и субъект Российской Федерации не наделен полномочиями в рассматриваемой сфере.
Закон Приморского края содержит и иные противоречия Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так, согласно п. 8 ст. 22 Закона количество представляемых для назначения референдума Приморского края подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума Приморского края, может превышать необходимое количество подписей, но не более чем на 25 процентов. Вместе с тем п. 2 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для назначения местного референдума подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Закона основанием для отказа в назначении референдума Приморского края может быть грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные в поддержку инициативы проведения референдума Приморского края подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения референдума Приморского края подписей в местах, где сбор подписей запрещен. В то же время ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в действующей в настоящее время редакции не содержит подобной формулировки основания для отказа. В соответствии с подпунктом "в" пункта 25 статьи 38 указанного Федерального закона основанием для отказа в проведении референдума является наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 5 ст. 33 Закона объем эфирного времени, отведенного для проведения совместного агитационного мероприятия, уменьшается, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник.
Вместе с тем в силу п. 5 ст. 51 указанного Федерального закона эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается и в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пункт 4 статьи 38 Закона устанавливает, что оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с референдумом деятельности членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума Приморского края и иных групп участников референдума, а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображением указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период кампании референдума осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума.
Однако п. 4 ст. 56 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с референдумом деятельности в период кампании референдума осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда только в случае использования фамилии или изображения члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
В п. 3 ст. 39 Закона установлены такие источники финансирования референдума Приморского края, как банковский кредит, который предоставляется на конкурсной основе избирательной комиссии Приморского края.
Между тем п. 4 ст. 57 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", содержавший аналогичную норму, утратил силу с 01.01.2005, и в настоящее время указанный ФЗ не предусматривает возможности финансирования референдума Приморского края за счет указанных источников.
В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 40 Закона запрещается вносить пожертвования в фонды референдума гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день проведения местного референдума. В то же время в силу пп. "г" п. 6 ст. 58 указанного ФЗ подобный запрет установлен для граждан РФ, не достигших возраста 18 лет на день внесения пожертвования.
Пунктом 2 статьи 45 Закона установлено, что число изготовленных бюллетеней для голосования не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных участников референдума. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 63 указанного ФЗ число бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных участников референдума.
Согласно п. 10 ст. 45 Закона число бюллетеней для голосования, передаваемых участковой комиссии, не может составлять менее чем 90 процентов от числа участников референдума, включенных в список участников референдума на участке референдума на день передачи бюллетеней. Однако согласно п. 13 ст. 63 указанного ФЗ число указанных бюллетеней не может составлять менее 70 процентов.
Таким образом, Закон Приморского края от 05.01.2004 № 96-КЗ "О референдуме Приморского края" (в ред. от 05.12.2005 № 314-КЗ) не соответствует в части Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных в данный Федеральный закон в 2005 и 2006 годах.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь п. 3 ст. 22, ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Пункт 3 статьи 12, п. п. 2, 14, 21 ст. 13, п. п. 2, 3, 4, 5 ст. 14, п. 8 ст. 22, пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 2 ст. 31, п. 6 ст. 32, п. 5 ст. 33, п. 2 ст. 35, п. 4 ст. 38, п. 3 ст. 39, пп. 4 п. 5 ст. 40, п. 1 ст. 43, п. 2 ст. 44, п. п. 2, 10 ст. 45, п. 7 ст. 54 Закона Приморского края от 05.01.2004 № 96-КЗ "О референдуме Приморского края" (в ред. от 05.12.2005 № 314-КЗ) привести в соответствие с федеральным законодательством.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания Приморского края.
3. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру края в письменной форме.

Прокурор края
государственный советник
юстиции 2 класса
А.А.АНИКИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru