ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации Приморского края от 04.02.1993 № 42
"О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАСЧЕТАМ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 1993 г. № 42
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РАСЧЕТАМ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации", рекомендациями Министерства труда Российской Федерации по расчетам прожиточного минимума по регионам России и в целях упорядочения методики расчетов прожиточного минимума, проводимых на территории края, постановляю:
1. Утвердить методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума населения Приморского края (прилагаются).
2. Управлению труда и занятости населения администрации края, администрациям городов и районов края при расчетах прожиточного минимума руководствоваться утвержденными методическими рекомендациями.
3. Временные методические рекомендации по расчетам прожиточного (физиологического) минимума населения городов и районов Приморского края, разработанные управлением труда и занятости населения администрации края в июле 1992 года, считать утратившими силу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление труда и занятости населения администрации края (Пушкарев).
Глава администрации
В.С.КУЗНЕЦОВ
Утверждено
постановлением
главы администрации края
от 04.02.1993 № 42
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТАМ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Общие положения
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.03.92 № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" принято постановление главы администрации края от 04.09.92 № 248 "О расчетах минимальных потребительских бюджетов и уровней прожиточного минимума населения Приморского края", которым поручается администрациям городов и районов края производить расчеты уровней прожиточного минимума.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с методическими рекомендациями по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, утвержденными заместителем Министра труда Российской Федерации С.П. Шилько 10 ноября 1992 года (письмо Минтруда России от 11.11.92 № 60-8), и предназначены для оказания помощи органам, занимающимся вопросами разработки бюджетов прожиточного минимума (БПМ) в городах и районах края.
Прожиточный минимум как социальный норматив представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально общественно допустимом уровне, обеспечивающем социальное и физическое развитие детей, подростков и условия поддержания активного физического состояния взрослых.
Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи населения.
Прожиточный минимум служит индикатором оценки уровня жизни населения в целом и различных социально-демографических групп. Дифференцированный по территории края, этот показатель позволяет сравнить уровень жизни, сложившийся в городах и районах края.
Прожиточный минимум является одним из важнейших показателей социальной статистики. Его величина выступает границей бедности и позволяет определить численность и структуру населения, имеющего доход ниже этой границы и нуждающегося в безотлагательных специальных формах социальной поддержки.
Прожиточный минимум служит инструментом государственной политики, так как является основанием для установления минимальных размеров заработной платы и ее территориальной дифференциации, минимальных пенсий, пособий на детей, стипендий и других денежных выплат, финансируемых из бюджетов и общественных фондов.
Материально-вещественный состав бюджета прожиточного минимума может быть использован при разработке мероприятий, обеспечивающих необходимый объем и структуру производства товаров дешевого ассортимента.
Расходы на продовольственные товары
Набор продуктов питания прожиточного минимума включает продовольственные товары, объединенные в 11 групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д., которые составляют 5 процентов от общего набора продуктов).
Набор продуктов питания, рекомендованный настоящей методикой, уточнен по сравнению с определенным ранее действующими временными методическими рекомендациями. Уточненные минимальные размеры потребления продуктов питания разработаны для восьми зон России Институтом Питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук, Министерством труда Российской Федерации совместно с зарубежными специалистами и прошли экспертизу специалистов Всемирной Организации Здравоохранения. Набор продуктов питания по седьмой зоне, в которую входит Приморский край, был детализирован для различных социально-демографических групп специалистами края.
Продовольственный набор, рекомендованный настоящей методикой, стал в большей степени соответствовать понятию прожиточного минимума на период кризисного состояния экономики и базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания, учитывая в то же время традиционно сложившиеся особенности потребления.
В основу расчетов набора продуктов положены:
- нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения 1985 года о потребности человека в энергии и белке;
- сведения о химическом составе и энергетической ценности, величина съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
- данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот.
При оформлении продовольственной корзины прожиточного минимума для различных групп населения учитывалось:
- полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам населения (таблицы 1, 2);
- возможность разнообразить рацион при минимальной стоимости корзины;
- приближение состава корзины к традиционно потребляемому населением России набору продуктов питания.
Предполагается, что в процессе потребления продуктов питания в семьях с низкими доходами потери пищевых продуктов сведены к минимуму.
Размеры потребления продуктов питания по социально-демографическим группам населения края определены, исходя из соотношения уровней потребления продуктов питания по социально-демографическим группам населения России (таблица 3) и норм потребления основных продуктов питания в среднем на душу населения Приморского края.
Ориентировочные размеры потребления продуктов питания на уровне прожиточного минимума по группам населения в Приморском крае приведены в таблице 4.
В случае отсутствия в продаже ряда продовольственных товаров рекомендуется при расчетах производить их замену на эквивалентное количество взаимозаменяемых продуктов (таблица 5).
Виды бюджета прожиточного минимума
Прожиточный минимум рекомендуется рассчитывать не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7 - 15 лет, трудоспособных граждан, пенсионеров.
Такие расчеты позволяют формировать прожиточный минимум практически для любых по составу типов семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т. п.
При формировании бюджета прожиточного минимума семьи необходимо учитывать различия в уровне потребительских расходов одиночек и семей. В семье, состоящей из 4 взрослых членов, потребительские расходы, как правило, снижаются примерно на 10 процентов. Экспертные оценки показывают, что прожиточный минимум для пенсионера, проживающего в семье, также примерно на 10 - 15 процентов ниже, чем у одинокого пенсионера.
Структура бюджета прожиточного минимума
Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя: расходы на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.
В качестве основы для определения доли расходов бюджета прожиточного минимума, идущие на приобретение непродовольственных товаров, получение услуг, выплату налогов и других обязательных платежей, использовались данные исследований семейных бюджетов по группам населения.
Структура бюджета прожиточного минимума по группам населения определена исходя из соотношения статей расходов в структуре бюджета прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения России (таблица 6) и структуры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в Приморском крае.
Ориентировочная структура бюджета прожиточного минимума приведена в таблице 7.
Расчет бюджета прожиточного минимума
Стоимостная оценка расходов на питание в составе бюджета прожиточного минимума осуществляется путем умножения натурального набора по каждому наименованию продукта питания на среднюю цену покупки соответствующего продукта (таблица 4).
Средние цены покупки определяются по данным статистики и единовременных выборочных обследований по каждому наименованию продукта питания с учетом цен в торговле и на рынке.
При расчетах стоимости расходов на питание рекомендуется приоритетное использование среднестатистических цен.
Общая величина бюджета прожиточного минимума определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума (таблица 7).
Пример определения бюджета прожиточного минимума, исходя из стоимости продовольственного набора и структуры бюджета, прилагается.
Временные методические рекомендации по расчетам прожиточного (физиологического) минимума населения городов, районов Приморского края, разработанные управлением труда и занятости населения администрации края в июле 1992 года, считать утратившими силу.
Заместитель начальника управления
труда и занятости населения
администрации края
В.В.ШАРГА
Таблица 1
СООТНОШЕНИЕ
ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПРОДУКТОВЫХ НАБОРОВ
ПО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ПРОЦЕНТАХ
К СРЕДНИМ НОРМАМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ПО РФ)
СООТНОШЕНИЕ
УРОВНЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
ПО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ПРОЦЕНТАХ К СРЕДНИМ
НОРМАМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСХОДЫ НА ПИТАНИЕ
В СОСТАВЕ БЮДЖЕТА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
ПО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ
ЗА _____________________ МЕСЯЦ 19___ ГОДА
ПО _____________________________________
(ГОРОДУ, РАЙОНУ)
1. Минимальная норма потребления за год, кг.
2. Стоимость приобретения за год, руб.
<*> Письмо Республиканской СЭС Минздрава РСФСР от 1.11.84 № 84
Таблица 6
СООТНОШЕНИЕ СТАТЕЙ РАСХОДОВ
В СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
ПО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИИ (В ПРОЦЕНТАХ К СРЕДНИМ НОРМАМ
НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
БЮДЖЕТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НАСЕЛЕНИЯ
______________________________________________
(ГОРОД, РАЙОН)
И ЕГО СТРУКТУРА ЗА _____________________ 19___ ГОДА
(МЕСЯЦ)
1. Бюджет прожиточного минимума , руб.
2. К расходам на питание в процентах (%).
3. Удельный вес в процентах (%).
1.
---------------------T-----------------------------------------¬
¦ ¦ Структура бюджета прожиточного минимума¦
¦Статьи бюджета +-------------T-------------T-------------+
¦ ¦ В среднем ¦ Мужчины ¦ Женщины ¦
¦ ¦ на душу ¦ 16 - 54 ¦ 16 - 54 ¦
¦ ¦ населения ¦ лет ¦ лет ¦
+--------------------+-T-----T-----+-T-----T-----+-T-----T-----+
¦ ¦1¦ 2 ¦ 3 ¦1¦ 2 ¦ 3 ¦1¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ +-+-----+-----+-+-----+-----+-+-----+-----+
¦Всего расходы в ¦ ¦149.7¦100.0¦ ¦164.5¦100.0¦ ¦170.0¦100.0¦
¦месяц: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на питание ¦ ¦100.0¦ 66.8¦ ¦100.0¦ 60.8¦ ¦100.0¦ 58.8¦
¦ на непродовольст- ¦ ¦ 29.0¦ 19.4¦ ¦ 34.5¦ 21.0¦ ¦ 37.4¦ 22.0¦
¦ венные товары ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на услуги ¦ ¦ 11.4¦ 7.6¦ ¦ 14.2¦ 8.6¦ ¦ 16.3¦ 9.6¦
¦ на налоги ¦ ¦ 9.3¦ 6.2¦ ¦ 15.8¦ 9.6¦ ¦ 16.3¦ 9.6¦
L--------------------+-+-----+-----+-+-----+-----+-+-----+------
ПРИМЕР
ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРОЖИТОЧНОГО
МИНИМУМА МУЖЧИНЫ 16 - 59 ЛЕТ
Пусть расходы на питание в месяц мужчины 16 - 59 лет составляют 4000 руб. (итоговые данные графы 6 таблицы 4).
Тогда, используя структуру бюджета прожиточного минимума, приведенную в графе 6 таблицы 7, определяем:
расходы на непродовольственные товары
(4000 х 34.5%) / 100% = 1380 руб.
расходы на услуги
(4000 х 14.2%) / 100% = 568 руб.
расходы на налоги
(4000 х 15.8%) / 100% = 632 руб.
Итого бюджет прожиточного минимума мужчины 16 - 59 лет равен
6580 руб. (4000 руб. + 1380 руб. + 568 руб. + 632 руб.) или
(4000 х 164.5%) / 100% = 6580 руб.
Стоимость расходов в месяц на питание, приобретение непродовольственных товаров, услуг, уплату налогов, итоговые данные бюджета мужчины 16 - 59 лет разносятся в соответствующие строки графы 5 таблицы 7.
Аналогичным образом производятся расчеты бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения и по остальным социально-демографическим группам.