Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






<ПИСЬМО> Управления ФНС по Приморскому краю от 01.10.2006
<О РЕГИСТРАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Налоги и пошлины", № 9, сентябрь - октябрь, 2006 год






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

<ПИСЬМО>
от 1 октября 2006 года

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, каков порядок регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), а также какими налоговыми льготами, предусмотренными Правительством РФ для сельскохозяйственных производителей, может воспользоваться наше предприятие, зарегистрированное как КФХ, а глава хозяйства - в качестве индивидуального предпринимателя? Объясните также присвоение кода ОКОПФ.

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства статус физического лица, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, приравнивается к индивидуальному предпринимателю.
Согласно статье 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон № 74-ФЗ) фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № № 438 и 439" государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до 1 января 2004 г., главы которых наделены статусом индивидуального предпринимателя, обязаны были представить в регистрирующий (налоговый) орган сведения о себе в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".
В регистрирующий (налоговый) орган следовало представить заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года, по форме № Р27003, утвержденной Приказом МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств".
По вопросу присвоения кода ОКОПФ:
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) разработан Управлением статистического планирования Госкомстата России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Госкомстата России (Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.03.1999 № 97).
ОКОПФ предназначен для:
- формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;
- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
- анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Таким образом, вопросы правомерности присвоения кодов ОКОПФ относятся к компетенции органов Госкомстата.
По вопросу налогообложения:
Порядок применения и перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога определен положениями главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.
В целях главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Налог на добавленную стоимость:
В соответствии с п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Согласно пп. 20 п. 3 ст. 149 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
Единый социальный налог:
В соответствии с п. 1 ст. 235 НК РФ члены крестьянских (фермерских) хозяйств приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Пунктом 2 ст. 236 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения при исчислении ЕСН для указанных плательщиков признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Таким образом, в целях налогообложения единым социальным налогом главы и члены крестьянского (фермерского) хозяйства (независимо от того, в какой форме это хозяйство зарегистрировано) признаются плательщиками ЕСН в порядке, определенном для индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 7 ст. 244 НК РФ налогоплательщики - члены (включая главу) крестьянских (фермерских) хозяйств обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту своей регистрации налоговую декларацию по единому социальному налогу по форме, утвержденной для таких плательщиков налога, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Согласно ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны уплачивать в бюджет ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа, который установлен в сумме 150 руб. в месяц, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 100 руб., на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 руб.
Отчетность об исчислении и уплате фиксированных платежей в ПФР не предусмотрена.
Фиксированные платежи не связаны с доходом индивидуального предпринимателя, поэтому подлежат уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде, а также от того, осуществлялась ли предпринимательская деятельность в этом периоде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, не являются плательщиками единого социального налога, но являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельный налог:
В соответствии со ст. 388 части II Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В статье 395 части II НК РФ приведен полный перечень налоговых льгот для организаций.
Кроме того, согласно ст. 387 при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Транспортный налог:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 357 в главе 27 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует, имеется в виду статья 357 главы 28 данного документа.
   ------------------------------------------------------------------

Статьей 357 главы 27 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В пункте 2 статьи 358 НК РФ указан полный перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, в том числе тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные машины (молоковозы, скотовозы, спецмашины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Законом Приморского края от 28 ноября 2002 года № 24-КЗ "О транспортном налоге" (с изменениями и дополнениями.) предусмотрена льгота для сельскохозяйственных товаропроизводителей в отношении грузовых автомобилей, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции и перевозки сельскохозяйственных грузов, удельный вес доходов которых от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме их доходов в текущем налоговом периоде составляет 70 и более процентов.
Налог на имущество.
В статье 381 "Налоговые льготы" определен полный перечень налоговых льгот.
Кроме того, статьей 2(1) "Налоговые льготы" Закона Приморского края от 28.11.2003 № 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (с изменениями и дополнениями) определено, что сельскохозяйственные организации, в части средств, зачисляемых по итогам налогового периода, в отношении имущества, участвующего в процессе сельскохозяйственного производства, в сумме средств, направленных в течение налогового периода на капитальное строительство производственных объектов, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства и приобретение племенной животноводческой продукции, но не более суммы налога, подлежащего уплате в течение налогового периода, при условии, что выручка данных организаций от производственной деятельности, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 357 в главе 27 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует, имеется в виду статья 357 главы 28 данного документа.
   ------------------------------------------------------------------

В случае перехода организации на уплату единого сельскохозяйственного налога (гл. 26.1 части II НК РФ) и на упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 части I НК РФ) налог на имущество организаций заменяется уплатой единого сельскохозяйственного налога и единого налога.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru