ЗАКОН Приморского края от 08.11.2005 № 296-КЗ
(ред. от 26.06.2006)
"О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"
(Принят Законодательным Собранием 26.10.2005)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", № 110, 11 ноября 2005 года,;
"Утро России", № 175 (3420), 15 ноября 2005 года.
--> примечание.
Начало действия редакции - 16.07.2006 <*>.
--------------------------------
<*> Внимание! Есть неопределенность с датой начала действия редакции, связанная с исчислением срока вступления в силу изменяющего документа. Изменения, внесенные Законом Приморского края от 26.06.2006 № 381-КЗ, вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" - 06.07.2006). Подробнее см. Справочную информацию.
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
26 октября 2005 года
(в ред. Закона Приморского края
от 26.06.2006 № 381-КЗ)
Настоящий Закон в целях эффективного решения вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регулирует порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Приморского края.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые основы функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Законодательство Приморского края о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Устава Приморского края, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Приморского края.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" являются органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 2. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Приморском крае составляют:
1) Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в муниципальных районах, городских округах;
3) районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые Владивостокским городским округом в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
4) поселковые комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.
Статья 3. Основные задачи деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Основными задачами деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:
1) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
3) выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, в пределах своей компетенции;
4) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) иные задачи, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами Приморского края.
ГЛАВА 2. ПРИМОРСКАЯ КРАЕВАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ
ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Статья 4. Основные направления деятельности приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Приморском крае;
2) контролирует и направляет деятельность районных, городских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) оказывает методическую помощь, обобщает и распространяет опыт работы районных, городских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
4) принимает участие в разработке краевых целевых программ, предусматривающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) взаимодействует с гражданами, общественными и религиозными организациями (объединениями);
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Приморского края.
Статья 5. Организация деятельности Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является постоянно действующим координирующим органом, обеспечивающим единый государственный подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории Приморского края.
2. Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав формируется в составе председателя, одного или двух заместителей председателя, ответственного секретаря и других 6 - 12 членов комиссии. Председателем Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является вице-губернатор Приморского края, курирующий социальные вопросы.
3. На постоянной штатной основе в состав Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят ответственный секретарь и, при необходимости, инспектор по работе с детьми, имеющие высшее педагогическое образование и опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет либо высшее юридическое образование. Ответственный секретарь и инспектор по работе с детьми Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются государственными служащими. Ответственный секретарь Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав замещает должность государственной службы не ниже главного специалиста, инспектор по работе с детьми - не ниже ведущего специалиста.
4. Членами Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть руководители или представители государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Уполномоченный по правам человека в Приморском крае, представители органов государственной власти и иных организаций независимо от организационно-правовых форм, в том числе общественных объединений, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
5. Положение о Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ее состав утверждаются губернатором Приморского края.
6. Заседания Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Решения Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимаются большинством голосов от числа присутствующих, оформляются постановлениями, подписываемыми председательствующим на заседании, и являются обязательными для исполнения.
Статья 6. Права Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции имеет право:
1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, необходимые для работы сведения;
2) привлекать для участия в работе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий всех форм собственности и других заинтересованных лиц;
3) создавать рабочие группы по вопросам, входящим в ее компетенцию, привлекать в установленном порядке специалистов для подготовки вопросов на заседания Приморской краевой межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, информационных и методических материалов;
4) заслушивать на заседании руководителей органов местного самоуправления, учреждений системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) пользоваться иными правами, предусмотренными действующим законодательством.
2. Члены Приморской краевой межведомственной комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения, а также обращения с несовершеннолетними.
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО СОЗДАНИЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Статья 7. Наделение государственными полномочиями по созданию и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Настоящим Законом государственными полномочиями по созданию и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Приморского края (далее - органы местного самоуправления).
2. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями производится на неограниченный срок.
Статья 8. Финансовое обеспечение государственных полномочий
1. Финансирование государственных полномочий осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных образований городских округов и муниципальных районов субвенций из краевого бюджета.
2. Объем субвенций на выполнение государственных полномочий определяется исходя из нормативной штатной численности ответственных секретарей и инспекторов по работе с детьми, определяемой в соответствии с настоящим Законом, а также среднего расхода на их содержание и обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, устанавливаемого законом о краевом бюджете на текущий финансовый год.
3. Средства на реализацию указанных в настоящем Законе государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению финансовый орган исполнительной власти Приморского края вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством.
4. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается администрацией Приморского края.
5. Органы местного самоуправления в установленном порядке вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 9. Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им государственных полномочий
Органы местного самоуправления ежеквартально представляют:
1) в Приморскую краевую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартальные и годовой отчеты о ходе осуществления ими государственных полномочий;
2) в финансовый орган исполнительной власти Приморского края отчет о расходовании предоставленных субвенций.
Статья 10. Порядок осуществления органами исполнительной власти Приморского края контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий
1. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по защите детства, реализуемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, производится администрацией Приморского края.
2. Контроль за целевым расходованием финансовых средств, переданных для осуществления государственных полномочий, производится финансовым органом исполнительной власти Приморского края.
3. Предусмотренный частями 1 и 2 настоящей статьи контроль осуществляется в следующих формах:
1) проверок деятельности органов местного самоуправления в части осуществления ими переданных государственных полномочий;
2) заслушивания отчетов должностных лиц органов местного самоуправления о результатах выполнения переданных государственных полномочий;
3) запросов и получения на них в срок до семи календарных дней информации, материалов и документов от органов местного самоуправления об осуществлении ими государственных полномочий;
4) письменных предписаний по устранению выявленных нарушений.
Статья 11. Основания и порядок досрочного прекращения государственных полномочий
1. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, закона Приморского края, в соответствии с которым реализация государственных полномочий становится невозможной.
2. Исполнение государственных полномочий может быть прекращено или приостановлено законом Приморского края в отношении одного или нескольких муниципальных образований Приморского края по следующим основаниям:
1) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий;
2) в случае нецелесообразности дальнейшего осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;
3) в случае использования не по назначению переданных финансовых средств.
3. Прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с настоящей статьей влечет за собой прекращение финансирования переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. Неиспользованные финансовые средства, выделенные органам местного самоуправления на осуществление государственных полномочий, подлежат возврату в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Приморского края.
ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННЫХ,
ГОРОДСКИХ, РАЙОННЫХ В ГОРОДЕ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Статья 12. Основные направления деятельности районных, городских, районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) осуществляют меры, предусмотренные федеральным и краевым законодательством, по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) осуществляют меры, предусмотренные федеральным и краевым законодательством, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) осуществляют меры по координации деятельности и взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования, объединяют и координируют усилия организаций в районе, городе по проведению работы с детьми и подростками, органов общественной самодеятельности, осуществляющих деятельность по воспитанию несовершеннолетних;
4) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Приморского края от 11 октября 2004 года № 142-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае";
5) принимают участие в разработке правовых актов органов местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, муниципальных целевых программ, предусматривающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
6) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей и иных законных представителей и других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
7) в установленном законом порядке организуют контроль, обследование и проверку условий содержания, обращения, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в организациях независимо от организационно-правовых форм;
8) взаимодействуют с гражданами, общественными и религиозными организациями (объединениями);
9) обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;
10) вносят предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
11) рассматривают представления администрации образовательного учреждения об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним, не достигшим возраста 15 лет;
12) дают согласие на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации);
13) рассматривают материалы и применяет меры воздействия в порядке, установленном законодательством в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей);
14) направляют материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, - в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и краевым законодательством.
2. Направлениями деятельности районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются направления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, за исключением пункта 3. Городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Владивостокского городского округа контролирует и направляет деятельность районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, оказывает им методическую помощь, распространяет опыт их работы.
Статья 13. Организация деятельности районных, городских, районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Районные, городские, районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав формируются в составе председателя, одного или двух заместителей председателя, ответственного секретаря и других 6 - 12 членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Председателями районных, городских, районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются заместители глав местных администраций, курирующие социальные вопросы.
3. На постоянной штатной основе в состав районных, городских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входят ответственный секретарь, а также в муниципальных образованиях, число несовершеннолетних в которых превышает 10 тысяч человек, - инспектор по работе с детьми (имеющие высшее педагогическое или высшее юридическое образование и опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет либо имеющие опыт работы с несовершеннолетними в комиссиях не менее пяти лет).
(в ред. Закона Приморского края от 26.06.2006 № 381-КЗ)
4. В муниципальном образовании Владивостокский городской округ образуются одна городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и четыре районных в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, для чего настоящим Законом во Владивостоком городском округе вводятся пять штатных единиц ответственных секретарей и четыре штатных единицы инспекторов по работе с детьми (имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет либо высшее юридическое образование, либо имеющих опыт работы с несовершеннолетними в комиссиях не менее пяти лет).
5. Ответственные секретари и инспекторы по работе с детьми являются муниципальными служащими, работают на постоянной штатной основе и освобождены от других обязанностей. Ответственные секретари районных, городских, районных в городе комиссий замещают должность муниципальной службы не ниже главного специалиста, инспекторы по работе с детьми - не ниже ведущего специалиста.
6. Членами районных, городских, районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть представители органов местного самоуправления, социальных служб, органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, молодежной политики, служб занятости населения, правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы, представители общественных объединений.
7. По решению главы местной администрации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть введены дополнительные штатные единицы инспекторов по работе с детьми за счет средств муниципального образования.
8. Положение о районных, городских, районных в городе комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, их составы утверждаются постановлениями главы местной администрации.
Статья 14. Права районных, городских, районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Районные, городские, районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) в пределах своей компетенции имеют право:
1) запрашивать и бесплатно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм необходимые для работы сведения;
2) приглашать должностных лиц, специалистов, граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;
3) привлекать для участия в работе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и других заинтересованных лиц;
4) вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) вести прием несовершеннолетних, родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
6) ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и непринятия мер по выполнению представлений комиссий;
7) применять к несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние, меры воспитательного воздействия в соответствии с федеральным законодательством;
8) применять меры воздействия к родителям (иным законным представителям) несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и законных интересов в соответствии с федеральным законодательством;
9) обращаться в суд с исками в соответствии с федеральным законодательством;
10) принимать постановления, которые обязательны для исполнения государственными и общественными организациями, предприятиями и учреждениями, должностными лицами и гражданами;
11) осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством.
2. Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по поручению комиссий имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.
Статья 15. Подготовка заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Материалы, поступившие на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях обеспечения своевременного и правильного разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
2. В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяются:
1) подведомственность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав поступивших материалов;
2) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения; необходимость истребования дополнительных материалов;
4) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов.
3. По результатам предварительного изучения материалов могут приниматься следующие решения:
1) о назначении дела к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о дате, времени и месте заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) о возвращении полученных материалов, если они не подведомственны комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или требуют проведения дополнительной проверки, направившим материалы органам;
3) о проведении проверки, обследования по поступившим материалам или поручении их проведения специалистам.
4. Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям (иным законным представителям), в предусмотренных законом случаях защитнику.
5. О дате, времени и месте проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав извещается несовершеннолетний, его родители (иные законные представители), иные лица, чье участие в заседании будет признано обязательным, прокурор.
6. Поступившие в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав материалы должны быть рассмотрены в 15-дневный срок с момента их поступления. Указанный срок может быть продлен по мотивированному постановлению (определению) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях поступления ходатайства от одного из участников рассмотрения дела и (или) необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, а также в случае уклонения несовершеннолетнего, его родителей (иных законных представителей) от явки на заседание комиссии, если дело не может быть рассмотрено без их присутствия.
Статья 16. Порядок проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, и являются правомочными при наличии не менее половины членов состава комиссии.
2. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательно присутствие несовершеннолетнего, в отношении которого рассматривается дело, его родителей (иных законных представителей), а в необходимых случаях - педагога, иных лиц по усмотрению комиссии.
3. Материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей (иных законных представителей), за исключением материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии надлежащего извещения о дате, времени и месте проведения заседания и неполучении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав ходатайства об отложении рассмотрения.
4. Материалы о правонарушениях несовершеннолетних комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает при необходимости на закрытом заседании. На время исследования материалов дел, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.
5. При рассмотрении материалов, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и интересов несовершеннолетнего.
6. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетнего, родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (иных законных представителей), потерпевшего, свидетелей, защитника, представителя общественной организации, а также заключение прокурора и после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
1) применить меры воздействия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);
3) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;
4) передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.
Статья 17. Меры по обеспечению проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Несовершеннолетний, обучающийся и воспитывающийся в образовательном учреждении, до рассмотрения дела о правонарушении для обеспечения явки на заседание комиссии по делам несовершеннолетних может быть отдан под надзор администрации этого учреждения. Руководитель образовательного учреждения содействует явке обучающегося воспитанника.
2. При неявке на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав без уважительных причин несовершеннолетний, его родители (иные законные представители) могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы внутренних дел в порядке, установленном законодательством.
3. Неявка на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав без уважительных причин свидетелей, представителей органов и учреждений, в которых воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье присутствие признано обязательным, влечет за собой наложение административного взыскания в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 18. Акты, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях реализации своих полномочий принимают постановления и вносят представления.
2. Постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей) и других лиц, представлений образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм, а также по результатам обсуждения вопросов по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Представления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм в целях устранения причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
4. Постановления и представления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательны для исполнения органами государственной власти Приморского края и органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и гражданами.
5. При получении постановления (представления) руководители государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных юридических лиц, граждане обязаны в 30-дневный срок сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых во исполнение указанных актов.
6. Неисполнение названными лицами постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также непринятие мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии, или оставление постановлений комиссии по делам несовершеннолетних без рассмотрения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
7. В случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав выносятся определения.
Статья 19. Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится в форме постановления.
2. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя на заседании комиссии является решающим.
3. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.
На пункт 4 статьи 19 принесен Протест прокурора Приморского края от 28.11.2005 № 21/8-05, который удовлетворен Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 21.12.2005 № 1605.
4. В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или законных интересов несовершеннолетнего указываются:
1) наименование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) дата рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) доказательства, на основании которых принято решение;
6) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;
7) принятое по делу решение;
8) предлагаемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав меры помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.
4(1). Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях оформляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(ч. 4(1) введена Законом Приморского края от 26.06.2006 № 381-КЗ)
5. Постановление подписывается председательствующим и оглашается немедленно по окончании рассмотрения дела.
6. Копия постановления или выписка из него вручается под роспись заинтересованным лицам или направляется указанным лицам и в соответствующие органы или учреждения в течение трех дней с момента его принятия.
7. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав либо в предусмотренном законом порядке - в суд, а в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях - в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в вышестоящую комиссию производится в 10-дневный срок со дня его принятия. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.
Статья 20. Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведется на каждом заседании и включает в себя следующие обязательные положения:
1) дата и место проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2) наименование и состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) содержание рассматриваемого дела или материалов;
4) фамилия, имя, отчество и другие биографические данные лиц, в отношении которых рассматривается дело;
5) сведения о явке участвующих в заседании лиц, разъяснении их прав и обязанностей;
6) объяснения участвующих в заседании лиц;
7) содержание заявленных на заседании ходатайств и результаты их рассмотрения;
8) сведения об оглашении принятого постановления;
9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления.
2. Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем.
ГЛАВА 5. ПОСЕЛКОВЫЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Статья 21. Поселковые комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Администрация поселения, при которой на момент вступления настоящего Закона создана поселковая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, вправе в дальнейшем решать вопросы ее деятельности при соблюдении следующих условий:
1) поселковая комиссия имеет права и обязанности районных, городских, районных в городе комиссий, за исключением прав, относящихся к реализации государственных полномочий (в том числе по рассмотрению дел об административных правонарушениях);
2) в случае возникновения расходов, связанных с деятельностью комиссии, они покрываются администрацией поселения при наличии у них собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
2. Персональный состав поселковой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется главой муниципального образования, в границах которого расположено данное поселение. В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят председатель комиссии, ответственный секретарь и не менее пяти других членов комиссии, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.
3. Поселковые комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют право:
1) информировать компетентные органы о выявленных фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) организовывать индивидуально профилактическую и реабилитационную работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон, за исключением статьи 8, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Статья 8 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2006 года.
Губернатор края
С.М.ДАРЬКИН
г. Владивосток
8 ноября 2005 года
№ 296-КЗ