Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Ленинского районного суда г. Владивостока от 17.04.2006 № 2-1278/06
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ ПУНКТА 6.5 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНОГО И БЕСПЛАТНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ ДУМЫ Г. ВЛАДИВОСТОКА ОТ 22.12.2005 № 161>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2006 г. № 2-1278/06

Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
Председательствующего судьи И.В. Кунгурцевой
С участием помощника прокурора
Ленинского района г. Владивостока Е.А. Сараевой
При секретаре Е.Е. Чжен,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Думе г. Владивостока о признании п. 6.5 Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 № 161, противоречащим закону и не действующим со дня принятия,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с названным заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указав, что Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке утверждено решением Думы г. Владивостока от 22 декабря 2005 г. № 161 и опубликовано в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" от 11.01.2006 № 19. В соответствии с п. 6.5 указанного Положения создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений осуществляются по согласованию с представительным органом местного самоуправления - Думой г. Владивостока. Указанная норма Положения противоречит гражданскому законодательству Российской Федерации, а также законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии со ст. 125 ч. 2, ст. 215 ч. 2 ГК РФ органы местного самоуправления осуществляют свои гражданские права и обязанности, включая права собственника, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. 14 ч. 1 п. 3, ст. 15 ч. 1 п. 3, ст. 16 ч. 1 п. 3 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований. Статья 32 Устава города Владивостока прямо относит владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью к полномочиям администрации г. Владивостока. В соответствии с Уставом г. Владивостока Дума г. Владивостока не наделена полномочиями по согласованию решений о создании муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, оспариваемым решением нарушаются требования указанных выше нормативных правовых актов Российской Федерации, а также положения Устава г. Владивостока, в соответствии с которым Дума г. Владивостока не вправе участвовать в управлении и распоряжении муниципальной собственностью, как это предусмотрено в решении Думы г. Владивостока. Прокурор Ленинского района г. Владивостока просит признать пункт 6.5 Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 № 161, противоречащим и не действующим со дня принятия.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Думы г. Владивостока в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснил, что заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются нормативным правовым актом или его частью. Прокурор конкретно не указал в своем заявлении, какие права и свободы жителей г. Владивостока нарушаются положениями пункта 6.5 решения № 161 от 22.12.2005. В соответствии со ст. 32 Устава города Владивостока к полномочиям администрации г. Владивостока относится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы г. Владивостока. Определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительным полномочием Думы г. Владивостока в соответствии с п. 6 ст. 22 Устава города Владивостока, п. 5 ч. 10 ст. 35 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Установление Думой г. Владивостока порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений относится к установлению порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственности г. Владивостока. В соответствии со ст. 31 ФЗ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области образования относится создание, организация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. На основании п. 8 ст. 22 Устава города Владивостока к исключительной компетенции Думы г. Владивостока относится определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии со ст. 125 ГК РФ полномочия собственника имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления - исполнительные и представительные. Следовательно, органы местного самоуправления совместно в пределах своей компетенции исполняют полномочия в области образования, и Дума г. Владивостока действовала в пределах своей компетенции. В соответствии со ст. 36 Устава города Владивостока, основанного на ст. 43 Закона № 131-ФЗ, Дума г. Владивостока по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории г. Владивостока. Отсутствие четкого разграничения в ст. 31 ФЗ "Об образовании" полномочий между органами местного самоуправления по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений говорит о том, что указанная процедура неразрывна по ходу ее осуществления органами местного самоуправления. Следовательно, невозможно расценивать согласование решения о создании, ликвидации, реорганизации муниципального образовательного учреждения Думой г. Владивостока как ограничения прав администрации г. Владивостока в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии со ст. 13 ГК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие двух условий одновременно: несоответствие акта законодательству РФ и нарушение нормативным актом прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. То есть нормативный правовой акт может быть признан незаконным только при наличии указанных условий одновременно. Представитель Думы г. Владивостока просил в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Владивостока отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Думы города Владивостока от 22.12.2005 имеет номер 161, а не 16.
   ------------------------------------------------------------------

Как установлено в судебном заседании, от 22 декабря 2005 г. Думой г. Владивостока было принято решение № 16 "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке". Решением Думы г. Владивостока от 22 декабря 2005 г. № 161 утверждено Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке. Согласно п. 6.5 указанного Положения создание, реорганизация и ликвидация муниципальных общеобразовательных учреждений осуществляются администрацией г. Владивостока по согласованию с Думой г. Владивостока.
Суд приходит к выводу о том, что п. 6.5 Положения принят Думой г. Владивостока с нарушением норм действующего законодательства по следующим основаниям.
Статьей 215 п. 2 ГК РФ определено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, ст. 125 п. 2 ГК РФ.
Статья 30 п. 4 Устава города Владивостока предусматривает, что администрация г. Владивостока осуществляет свою деятельность, руководствуясь данным Уставом, решениями Думы г. Владивостока, постановлениями и распоряжениями главы города Владивостока и положением, определяющим ее деятельность как органа местного самоуправления, утверждаемым Думой г. Владивостока.
В соответствии со ст. 22 п. 6 Устава города Владивостока к исключительной компетенции Думы г. Владивостока относится в том числе и определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Вместе с тем владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в силу ст. 32 п. 6 Устава города Владивостока прямо отнесено к полномочиям администрации г. Владивостока и основано на ст. 14 ч. 1 п. 3, ст. 15 ч. 1 п. 3, ст. 16 ч. 1 п. 3 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, Уставом города Владивостока Дума г. Владивостока не наделена полномочиями по согласованию решений о создании муниципальных образовательных учреждений.
На основании изложенного, суд находит заявление Прокурора Ленинского района г. Владивостока законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Прокурора Ленинского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Думе г. Владивостока о признании п. 6.5 Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 № 161, противоречащим и не действующим со дня принятия - удовлетворить.
Признать п. 6.5 Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 22.12.2005 № 161, противоречащим действующему законодательству и не действующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного суда
г. Владивостока
И.В.КУНГУРЦЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru