Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Ленинского районного суда г. Владивостока от 16.01.2006
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ В ЧАСТИ ПУНКТА 2.2 ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЯМИ - ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ С РАБОТНИКАМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2006 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ильиных Е.А.
при секретаре Максименко А.В.
с участием представителя прокуратуры Ленинского района г. Владивостока Е.А. Лысенко,
рассмотрев и открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока и защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Думе г. Владивостока о признании противоречащим закону и недействующим абзаца 2 п. 1.4, п. 1.5, п. 2.2, п. 2.4 Порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, утвержденного решением Думы г. Владивостока № 112 от 28.10.2005,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с названным заявлением, указав, что Порядок регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, утвержденного решением Думы г. Владивостока № 112 от 28.10.2005.
В соответствии со ст. 303 ТК РФ работодатель - физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать данный договор в соответствующем органе местного самоуправления. Иных положений, регламентирующих регистрацию работодателем - физическим лицом трудового договора с работником ТК РФ не содержит. Полагает, что регистрация трудового договора носит уведомительный характер.
Считает, что оспариваемым решением Думы г. Владивостока на органы местного самоуправления при регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, возложены функции федеральной инспекции труда и права профессиональных союзов по контролю за соблюдением трудового законодательства.
Так, в п. 1.4 Порядка определено, что целью регистрации является выявление условий трудовых договоров, нарушающих трудовое законодательство.
В соответствии с п. п. 1.5, 2.4 оспариваемого акта под регистрацией трудового договора понимается проверка ею содержания на соответствие трудовому законодательству. В ходе регистрации уполномоченный орган выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом РФ, чаконами, иными нормативными правовыми актами, предлагает работодателю - физическому лицу устранить допущенные нарушения в трехдневный срок.
Согласно п. 2.2 Порядка при предъявлении трудовых договоров на регистрацию работодатель - физическое лицо предоставляет копию удостоверения об обучении охране труда.
Полагает, что на уполномоченный орган администрации муниципального образования г. Владивосток, являющийся, согласно п. 1.2 Порядка, органом, осуществляющим регистрацию трудовых договоров работодателем физических лиц с работниками, возлагается контроль за соблюдением работодателем - физическим лицом трудового законодательства.
Считает, что органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства являются Федеральная инспекция труда и профессиональные союзы. Трудовой кодекс РФ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ РФ "Об основах охраны труда в РФ" не содержат положений, устанавливающих возможность осуществления органами местного самоуправления контроля за соблюдением трудового законодательства, за исключением внутриведомственного.
Считает, что абзац 2 п. 1.4, п. 1.5, п. 2.2, п. 2.4 Порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, принят Думой г. Владивостока с превышением установленных законом полномочий.
Просит признать абзац 2 п. 1.4, п. 1.5, п. 2.2, п. 2.4 Порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, утвержденного решением Думы г. Владивостока № 112 от 28.10.2005 недействующими и противоречащими закону.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Владивостока на удовлетворении заявленных требований настаивал, подтвердив их обоснование.
Представитель Думы г. Владивостока в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что решением Думы г. Владивостока № 112 от 28.10.2005 утвержден Порядок регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками.
При регистрации трудового договора орган местного самоуправления не замещает собой органы федеральной инспекции труда. При выявлении положений, противоречащих закону, он лишь извещает Инспекцию об имеющихся нарушениях, не налагая мер ответственности, и не проводя проверок. Полагает, что указанная деятельность органа местного самоуправления способствует предотвращению нарушений законодательства о труде.
При принятии пункта о необходимости предоставления работодателем - физическим лицом при регистрации трудового договора ряда документов и, в том числе, копии удостоверения об обучении охране труда, Дума г. Владивостока руководствовалась Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 1/29 от 13.01.2003.
Согласно п. 1.2 данного Порядка обучения, его нормы обязательны для исполнения работодателями - физическим лицами. П. п. 2.1.1, 2.3.2 Порядка предусмотрено, что работодатели - физические лица обязаны пройти обучение по охране труда.
Полагает абзац 2 п. 1.4, п. 1.5, п. 2.2, п. 2.4 Порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, утвержденного решением Думы г Владивостока № 112 от 28.10.2005, не противоречащим закону.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив материалы гражданского дела в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Думы г. Владивостока № 112 от 28 октября 2005 года был утвержден Порядок регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками.
Согласно абзацу 2 п. 1.4 оспариваемого Порядка целью регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, является выявление условий трудовых договоров, нарушающих трудовое законодательство.
Из п. 1.5 Порядка следует, что под регистрацией трудового договора понимается проверка его содержания на соответствие трудовому законодательству, присвоение регистрационного номера, внесение данных трудового договора в реестр трудовых договоров.
В соответствии с п. 2.2 Порядка работодатель - физическое лицо при предъявлении на регистрацию трудового договора, заключенного с работником, предоставляет следующие документы: паспорт (другой документ, удостоверяющий личность), копию свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, копию удостоверения об обучении охране труда.
Согласно п. 2.4 Порядка, в ходе регистрации трудового договора уполномоченный орган выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, предлагает работодателю - физическому лицу устранить допущенные нарушения в трехдневный срок. В случае отказа трудовой договор регистрируется с отметкой о наличии нарушения трудового законодательства. Информация об этом направляется уполномоченным органам в Государственную инспекцию труда в Приморском крае.
В соответствии со ст. 303 ТК РФ работодатель - физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления.
Из ст. 353 ТК РФ следует, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований представитель прокуратуры Ленинского района г. Владивостока указал, что оспариваемым Порядком регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками на органы местного самоуправления при регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, возложены функции федеральной инспекции труда и права профессиональных союзов по контролю за соблюдением трудового законодательства, поскольку целью Регистрации договора является выявление условий трудовых договоров, нарушающих трудовое законодательство, под регистрацией договора подразумевается его проверка на соответствие требованиям трудового законодательства и предложение работодателю - физическому лицу устранить допущенные нарушения в трехдневный срок.
Однако суд не может согласиться с данным утверждением представителя прокуратуры, поскольку, как следует из п. 2.4 оспариваемого акта, в ходе регистрации трудового договора уполномоченный орган выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, предлагает работодателю - физическому лицу устранить допущенные нарушения в трехдневный срок В случае отказа трудовой договор регистрируется с отметкой о наличии нарушения трудового законодательства.
При таких обстоятельствах суд полагает, что уполномоченный орган администрации муниципального образования г. Владивосток при выявлении нарушений трудового законодательства не препятствует регистрации, носящей уведомительный характер, трудового договора, заключаемого работодателем - физическим лицом и работником, и не исполняет функции государственного контролирующего органа, предусмотренные ст. 356 ТК РФ, то есть: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом; анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрения дел об административных правонарушениях... Требования о признании абзаца 2 п. 1.4, п. 1.5, п. 2.4 Порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, утвержденного решением Думы г. Владивостока № 112 от 28.10.2005, недействующими и противоречащими закону суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 2.2 Порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, утвержденного решением Думы г. Владивостока № 112 от 28.10.2005, предусмотрена необходимость предоставления работодателем - физическим лицом при регистрации трудового договора с работником предоставление следующих документов: паспорта (другого документа, удостоверяющего личность), копии свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, копии удостоверения об обучении охране труда.
В соответствии с п. 1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 1/29 от 13.01.2003, Порядок обучения обязателен для исполнения работодателями - физическими лицами.
П. 1.3 Порядка обучения предусматривает, что органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников подведомственных организаций.
Поскольку Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации не предусматривает возможности органов местного самоуправления устанавливать дополнительные требования к работодателям - физическим лицам, а п. 2.2 Порядка регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, содержит перечень дополнительных документов, необходимых для регистрации органом местного самоуправления трудового договора, заключаемого работодателем - физическим лицом, в том числе и копии удостоверения об обучении охране труда, суд полагает, что указанным пунктом оспариваемого порядка на уполномоченный орган местного самоуправления Думой г. Владивостока возложена обязанность по контролю за исполнением работодателем - физическим лицом норм трудового законодательства, относящаяся к компетенции Федеральной инспекции труда.
Требования прокурора Ленинского района г. Владивостока в этой части суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Ленинского района г. Владивостока удовлетворить в части.
Признать пункт 2.2 Порядка регистрации трудовых договоров заключаемых работодателями - физическими лицами с работниками, утвержденного решением Думы г. Владивостока № 112 от 28.10.2005, в части, обязывающей работодателя - физическое лицо при регистрации трудового договора с работником предоставлять в орган местного самоуправления: копию удостоверения об обучении охране труда недействующим и противоречащим закону.
В остальной части требования прокурора Ленинского района г. Владивостока - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в приморский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья
Е.А.ИЛЬИНЫХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru