Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Приморского краевого суда от 11.01.2006
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТА 1 ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 8 И ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 14 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 29.12.2004 № 206-КЗ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2006 года

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Мишаниной И.Н.,
с участием прокурора Комаровой О.Н.,
при секретаре Христолюбовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ребизовой Людмилы Петровны о признании недействующими ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края",

установил:

В суд обратилась Ребизова Л.П. с заявлением о признании недействующими ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края". В обоснование заявления она указала, что оспариваемые нормы Закона Приморского края противоречат Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" и нарушают ее права как пенсионера, имеющего педагогический стаж работы в сельской местности. Денежные средства взамен ранее предоставляемых льгот не компенсируют все ее затраты на коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте, зубопротезирование. В результате этого уровень ее социальной защиты значительно снизился.
Определением от 23 ноября 2005 г. заявление Ребизовой Л.П. в части признания недействующими ч. 2 ст. 9, ч. 3 ст. 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" оставлено без рассмотрения.
В судебном заседании Ребизова Л.П. поддержала свои требования, пояснив, что она является вышедшим на пенсию педагогом, проработавшим в сельском населенном пункте 36 лет, имеет удостоверение "Ветеран труда", при этом уточнила, что она просит признать недействующей не всю часть 4 статьи 8 Закона № 206-КЗ, а только пункт 1 ч. 4 ст. 8 Закона, поскольку именно данный пункт нарушает ее права как ветерана труда. Она считает, что установленный данным пунктом размер ежемесячной денежной выплаты даже в размере 350 рублей, не обеспечивает ей полного возмещения расходов на проезд. Она постоянно болеет, в связи с чем вынуждена регулярно ездить к врачу в районный центр.
Также она просит признать недействующей ч. 4 ст. 14 Закона Приморского края № 206-КЗ, поскольку оспариваемая норма приравнивает вышедших на пенсию педагогов, проживающих в сельской местности, к работающим педагогам, которым установлена ежемесячная денежная выплата в размере 980 руб. на оплату жилья, отопления и освещения.
До 1 января 2005 г. она как вышедший на пенсию специалист бесплатно пользовалась жилым помещением, отоплением и освещением на основании ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и Разъяснения Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 о порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).
Поэтому она считает, что в соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ данная льгота должна быть за ней сохранена в натуральном виде. Если же невозможно сохранение этой льготы, то она считает, что размер компенсации должен быть больше, чем 980 руб., т.к. данная сумма не покрывает ее расходов на оплату жилья, отопления и освещения.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Бондарь Т.Н. с заявлением не согласилась, пояснив, что Закон Приморского края № 206-КЗ принят во исполнение Закона "О ветеранах", в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Поэтому Законодательное Собрание Приморского края было вправе самостоятельно установить размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам. Данная выплата предусматривает компенсацию расходов на проезд на внутригородском транспорте, оплату телефона и радиоточки, пользование антенной. Компенсация расходов на зубопротезирование данной ежемесячной выплатой не предусмотрена.
Конкретный размер выплаты устанавливается на основании экономического обоснования, уже три раза этот размер увеличивался с связи с увеличением платы на данные виды услуг. С 1 января 2006 г. ежемесячная денежная выплата ветеранам труда установлена в размере 350 рублей.
В абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Законом Приморского края установлена денежная компенсация взамен предоставления натуральной льготы педагогическим работникам, что не противоречит федеральному закону. Размер компенсации был установлен также на основании экономического обоснования. Оспариваемая Ребизовой Л.П. часть 4 статьи 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. не нарушает ее прав как вышедшего на пенсию педагогического работника, т.к. данная норма носит общий характер, предусматривает право данной категории граждан на денежные выплаты наравне с работающими педагогами.
Представитель Администрации Приморского края Щедрина Н.Ф. также возражала против удовлетворения заявления, дала аналогичные пояснения. При этом она указала, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот по сравнению с 2004 г. не уменьшен, и, следовательно, федеральный закон не нарушен.
Выслушав заявителя Ребизову Л.П., представителей Законодательного Собрания Приморского края Бондарь Т.П., Администрации Приморского края Щедрину Н.Ф., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом "О ветеранах".
Статьей 44 Федерального закона № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" внесены существенные изменения и дополнения.
Новая редакция Закона "О ветеранах" действует с 1 января 2005 г.
Согласно статье 13 данного Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) получение и содержание жилых помещений;
4) оплату коммунальных услуг;
5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Таким образом, сохранение права бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных и междугородных маршрутов (внутриобластных) и на бесплатный проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения, в сроки действия сезонных тарифов, в натуральном виде федеральным законодательством для ветеранов не предусмотрено.
В силу п. 2 ст. 10 названного Федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ вновь назначаемые размеры и условия иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Вместе с тем названные льготы предоставлялись гражданам только в натуральной форме, в денежной форме они не были предусмотрены.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.
Представителем Администрации Приморского края были предоставлены документы, подтверждающие, что в краевом бюджете на 2005 г. предусмотрено выделение средств на ежемесячные денежные выплаты специалистам, проживающим в сельской местности, на общую сумму 231140 тыс. руб., что значительно превышает размер выделенных средств на эти цели из федерального бюджета в 2004 г. (38761,8 тыс. руб.).
Действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок получения ежемесячной денежной выплаты, установления его размера, в том числе его минимальный или максимальный размер. Следовательно, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размер ежемесячной денежной выплаты.
Законодательным Собранием Приморского края 22 декабря 2004 г. принят Закон Приморского края "О социальной поддержке льготной категории граждан, проживающих на территории Приморского края" № 206-КЗ от 29 декабря 2004 г., опубликованный в газете "Утро России" от 31 декабря 2004 г., № 201, "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края", № 83 от 29 декабря 2004 г. Пунктом 1 части 4 статьи 8 Закона 206-КЗ предусмотрено, что ветеранам труда устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб.
Законом Приморского края от 2 августа 2005 г. № 276-КЗ размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда увеличен до 300 руб.
Законом Приморского края от 26 декабря 2005 г. № 336-КЗ, опубликованным в газете "Утро России" № 199 от 27 декабря 2005 г., "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" № 119 от 26 декабря 2005 г., размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда установлен в сумме 350 рублей. Закон вступил в силу с 1 января 2006 г.
В оспариваемой норме установлена новая система мер социальной поддержки, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставленных льгот.
Поэтому суд приходит к выводу, что пункт 1 части 4 статьи 8 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ (в редакции закона от 26 декабря 2005 г. № 336-КЗ) "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" не противоречит федеральному законодательству.
Не противоречит федеральному законодательству и часть 4 статьи 14 Закона Приморского края № 206-КЗ.
Статья 14 указанного Закона предусматривает денежную выплату специалистам, мастерам производственного обучения начального профессионального образования и социальным работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 г. на территории Приморского края.
Часть 4 этой статьи распространяет право на денежные выплаты не только на работающих специалистов, мастеров производственного обучения начального профессионального образования, но и на вышедших на пенсию указанных лиц, если общий стаж их работы в сельских населенных пунктах и поселках городского типа составляет не менее 10 лет, независимо от того, продолжают они работать или нет.
Ребизова Л.П., проработавшая учителем в сельском населенном пункте в течение 36 лет, имеет право на денежные выплаты, предусмотренные в статье 14 Закона Приморского края.
Распространение на вышедших на пенсию специалистов права на ежемесячную денежную выплату наравне с работающими в сельской местности специалистами нельзя признать как ухудшение их положения.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N. 122-ФЗ право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского чипа) имеют только педагогические работники образовательных учреждений. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
При этом указанным Законом это право не распространено на педагогических работников, перешедших на пенсию.
Таким образом, федеральным законом не отменено предоставление льгот для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной защиты.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако правомерность установления Законом Приморского края ежемесячной денежной выплаты педагогическим работникам взамен освобождения от платы за жилье, отопление и освещение в натуре не является предметом настоящего судебного заседания, поскольку данное положение установлено в части 2 статьи 14 Закона № 206-КЗ, которая никем не оспаривается.
Предметом рассмотрения настоящего дела также не может являться размер ежемесячной денежной выплаты, т.к. определением Приморского краевого суда от 23 ноября 2005 г. в части обжалования ч. 3 ст. 14 Закона 206-КЗ заявление Ребизовой Л.П. оставлено без рассмотрения.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что она как ушедший на пенсию педагогический работник, пользовавшаяся правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением до 1 января 2005 г., сохраняет данное право на основании Разъяснения Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС о порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22.
Данное разъяснение, хотя официально и не отменено, но оно не подлежит применению на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ как противоречащее законодательству Российской Федерации (Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании содружества независимых государств").
Кроме того, из содержания статьи 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категории граждан проживающих на территории Приморского края" не усматривается, что установленная ежемесячная денежная выплата специалистам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, заменяет натуральные льготы данной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, хотя представитель Законодательного Собрания Приморского края пояснила, что данная выплата предполагает именно денежную замену натуральных льгот денежной компенсацией.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В удовлетворении заявления Ребизовой Л.П. суд считает отказать.
Руководствуясь ст. ст. 195, 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Ребизовой Л.П. в удовлетворении заявления о признании недействующими п. 1 ч. 4 ст. 8 и ч. 4 ст. 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ (с изменениями, внесенными Законом Приморского края № 336-КЗ от 26 декабря 2005 г.) "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru