РЕШЕНИЕ Думы г. Находка Приморского края от 28.07.2004 № 236
(ред. от 02.11.2007)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАХОДКА ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛОГО ФОНДА" НА ПЕРИОД С 2004 ПО 2010 ГОДЫ"
(Вместе с "РЕЕСТРОМ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА" и "ПЕРЕЧНЕМ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ К ПРОГРАММЕ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАХОДКА..."
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости Находки", № 13-14 (98-99), 25.08.2004
Утратил силу в связи с изданием Решения Думы Находкинского городского округа Приморского края от 24.09.2008 № 240-р, вступающего в силу со дня его официального опубликования.
Изменения, внесенные Решением Думы Находкинского городского округа от 02.11.2007 № 94-Р, вступают в силу со дня его официального опубликования.
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
НАХОДКИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2004 г. № 236
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАХОДКА ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛОГО ФОНДА" НА ПЕРИОД С 2004 ПО 2010 ГОДЫ
(в ред. Решения Думы Находкинского городского округа
от 02.11.2007 № 94-Р)
Находкинская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу "Переселение граждан муниципального образования город Находка из ветхого и аварийного муниципального жилого фонда" на период с 2004 по 2010 годы (прилагается).
2. Направить настоящее решение мэру города Находки для подписания и официального опубликования.
Председатель Находкинской
городской Думы
М.М.ПИЛИПЕНКО
Приложение
к решению
Находкинской городской Думы
от 28.07.2004 № 236
ПРОГРАММА
"ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАХОДКА ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА" НА ПЕРИОД С 2004 ПО 2010 ГОДЫ
(в ред. Решения Думы Находкинского городского округа
от 02.11.2007 № 94-Р)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: Программа "Переселение граждан муниципального образования город Находка из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на период с 2004 по 2010 годы (далее - Программа).
Основание и дата принятия решения о разработке программы: постановление Правительства РФ от 22 января 2002 года № 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Заказчик (координатор) программы: администрация муниципального образования города Находки.
Разработчик программы: управление ЖКХ администрации города Находка.
Цели и задачи программы: Основными целями являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; сокращение площади существующего муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2004.
Для реализации данных целей необходимо решить следующие основные задачи:
- разработать систему привлечения финансовых и инвестиционных ресурсов;
- организовать систему эффективного управления поступающими финансовыми ресурсами;
- завершить строительство жилых объектов с высокой степенью готовности;
- выполнить реконструкцию и капитальный ремонт аварийных жилых домов с малой степенью износа;
- на муниципальном уровне разработать механизм предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилом фонде.
Сроки и этапы реализации программы: I этап - 2004 - 2007 годы, II этап - 2008 - 2010 годы.
Перечень основных мероприятий и этапов:
1) На муниципальном уровне формирование нормативной базы для предоставления жилья гражданам;
2) Установление очередности сноса жилищного фонда и этапов переселения граждан;
3) Приобретение жилья на вторичном рынке;
4) Ввод в эксплуатацию незавершенных строительством жилых, домов, строящихся за счет муниципальных, частных государственных (ведомственных) средств;
5) Реконструкция, капитальный ремонт существующих аварийных объектов, проживание в которых возможно после проведения данных работ;
6) Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания;
7) Передача муниципального жилья в собственность граждан для возможности самостоятельно решать вопросы по улучшению жилищных условий;
8) Оптимизация развития освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья.
Исполнители программы и основных мероприятий: структурные подразделения администрации, предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе.
Объемы и источники финансирования: общий объем финансирования - 1350 млн. руб (в ценах 2004 года), из них: 75% - бюджетные средства, 25% - внебюджетные средства.
Предполагаемые источники финансирования:
Потребность в финансовых ресурсах в ценах 2004 года
(млн. руб.)
-----------------------T-----------T-------------¬
¦ ¦ На период ¦ Этапы ¦
¦ ¦реализации ¦ ¦
¦ ¦ +------T------+
¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+-----------+------+------+
¦Всего ¦ 1350¦ 513¦ 837¦
+----------------------+-----------+------+------+
¦Вышестоящие бюджеты ¦ 878¦ 334¦ 544¦
+----------------------+-----------+------+------+
¦Местный бюджет ¦ 135¦ 51¦ 84¦
+----------------------+-----------+------+------+
¦Внебюджетные средства ¦ 337¦ 128¦ 209¦
L----------------------+-----------+------+-------
Направления расходования: капитальные вложения - 1350 млн. руб. (в ценах 2004 года).
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- сокращение площади ветхого и аварийного жилья;
- разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов из собственных средств граждан для решения сложных социальных программ;
- выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания.
ВВЕДЕНИЕ
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 года № 33 "О подпрограмме "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Его наличие не только ухудшает внешний облик города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. В течение последних лет ввиду неудовлетворительного финансирования объемы проводимых капитальных работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что, в конечном счете, обусловило его неуклонное ветшание.
По состоянию на 01.01.2004 5674 человек (3,98% населения) проживает в ветхих и аварийных жилых домах. Суммарная площадь ветхих и аварийных жилых домов, без учета частного индивидуального жилого фонда, составляет 89,631 тыс. кв. метров (3,26% жилищного фонда города).
Наибольшую долю составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью (72,5% от общего ветхого и аварийного фонда), доля частной собственности составляет 27,5%
Государство в настоящее время гарантирует гражданам, проживающим в жилом фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование другого жилого помещения (ст. ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Во исполнение данного обязательства необходимо обеспечить гражданам предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из законодательно установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в ветхом и аварийном жилом фонде. Ключевая проблема в решении задачи ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда - обеспечение финансовыми ресурсами как бюджетными, так и средствами населения и прочими поступлениями. С учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов, данная программа направлена на поэтапное решение проблемы. На период до 2010 года необходимо обеспечить переселение граждан из аварийного и ветхого муниципального жилищного фонда.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:
1) обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
2) сокращение площади существующего аварийного и ветхого муниципального жилищного фонда, признанного таковым на 01.01.2004;
3) формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;
4) обеспечения формирования обязательств собственников жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения;
5) формирование концепции застройки районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда и рекультивация высвобождаемых участков;
6) формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем.
В рамках реализации Программы на муниципальном уровне необходимо решить следующие основные задачи
1) разработать систему привлечения внебюджетных ресурсов и собственных средств граждан для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
2) организовать систему эффективного управления поступающими на программные цели бюджетными и внебюджетными средствами;
3) завершить строительство жилых домов с высокой степенью готовности;
4) выполнить реконструкцию жилых домов с малой степенью износа, но находящихся в аварийном состоянии в результате нарушения несущей способности конструктивных элементов.
5) оптимизировать функционирование вторичного рынка жилья;
6) выполнить инвентаризацию частного индивидуального жилищного фонда с адресной оценкой его технического состояния и разработкой реестра ветхого и аварийного жилищного фонда данной категории.
7) выделять достаточное количество финансовых средств для капитального ремонта жилищного фонда.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начинается в 2004 году, а закончена будет в 2010 году. Переселение граждан из ветхого и аварийного частного индивидуального жилищного фонда будет проводиться за пределами 2010 года. Реализация программы проводится поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет проводиться в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа
На первом этапе (2004 - 2007 годы) будут выполняться следующие основные мероприятия:
1) оценка размеров аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
2) установка очередности сноса жилищного фонда по микрорайонам, участкам, зданиям;
3) разработка концепции застройки районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда и рекультивации высвобождающихся земельных участков: создание в соответствии с одноименными региональными нормативно-правовыми документами муниципальной нормативно-правовой базы (в т.ч. регламентирующей деятельность муниципального целевого бюджетного фонда, процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда и т.д.);
4) поэтапная реконструкция и капитальный ремонт объектов с нарушенной несущей способностью конструктивных элементов;
5) поэтапное переселение граждан и снос аварийного жилищного фонда; подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки, их продажа на конкурсной основе;
6) создание условий для оптимизации деятельности вторичного рынка жилья.
Второй этап Программы (2008 - 2010 годы) - реализация задач по переселению граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда:
1) продолжение поэтапной реконструкции и капитального ремонта объектов;
2) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
3) продолжение поэтапного переселения граждан и сноса аварийного жилищного фонда;
4) продолжение подготовки освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы переселения граждан из жилищного фонда непригодного для проживания, включает в себя работу по трем направлениям:
1) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде на муниципальном уровне;
2) разработка и реализация концепции развития территории сосредоточения жилищного фонда, не пригодного для проживания, в увязке с перспективами социально-экономического развития территории;
3) финансово-инвестиционное обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение
4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных строений
Реестр ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда представлен в Приложении № 1.
Реестр составлен без учета аварийных, ветхих частных индивидуальных домов в связи с отсутствием данных по техническому состоянию и количеству проживающих в данной категории жилого фонда.
При подготовке реестра предусматривалось выделение двух категорий домов, помещений, непригодных для проживания:
1) дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
2) дома, которые не могут быть восстановлены или делать это экономически нецелесообразно.
Формирование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Перечень основных нормативно-правовых документов муниципального уровня изложен в Приложении № 2.
Сроки исполнения мероприятий при необходимости корректируются исходя из сроков исполнения нормативных документов регионального и федерального уровня.
4.1.2. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда Программой предусмотрен следующий механизм улучшения жилищных условий:
предоставление жилой площади, размеры которой равны фактически занимаемой на момент переселения. Разница жилой площади между фактически занимаемой и социальной нормой оплачивается гражданами дополнительно.
Данный механизм предполагает, что администрация муниципального образования представляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предполагаемое жилье может являться:
- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
- жильем, сданным в муниципальную собственность гражданами, потерявшими связь с хозяйствующими субъектами, функционирующими в муниципальном образовании и выезжающими за его пределы;
- жильем, полученным муниципалитетом в новом строительстве от застройщика в порядке долевого участия, либо за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
- жильем, построенным муниципалитетом в домах с высокой степенью готовности;
- жильем, приведенным в соответствие с существующими нормами при капитальном ремонте, реконструкции, модернизации;
- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости.
Главным критерием выбора является минимальная стоимость при соблюдении определенных законом гарантий по размеру и качеству предоставляемого жилья.
4.1.3. Формирование обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Формирование обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения муниципального образования город Находка. Создание института страхования жилья не только освобождает местный бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
4.2. Финансово-инвестиционное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы состоит из двух источников: бюджетных ассигнований и внебюджетных средств.
Бюджетными ассигнованиями являются средства федерального, краевого и местного бюджетов, направленные на финансирование настоящей Программы.
Внебюджетными средствами являются:
1) средства предприятий;
2) средства населения.
(п. 4.2 в ред. Решения Думы Находкинского городского округа от 02.11.2007 № 94-Р)
5. Ресурсное обеспечение Программы
Утратил силу. - Решение Думы Находкинского городского округа от 02.11.2007 № 94-Р.
6. Механизм реализации Программы
(в ред. Решения Думы Находкинского городского округа от 02.11.2007 № 94-Р)
Реализацию Программы обеспечивает заказчик Программы - администрация Находкинского городского округа, которая устанавливает сроки исполнения мероприятии Программы и объемы их финансирования, координирует деятельность исполнителей Программы, обеспечивает своевременное составление отчета о расходовании средств, полученных от вышестоящих бюджетов.
7. Контроль за выполнением Программы
Контроль за выполнением Программы по целевому, эффективному использованию выделенных на ее реализацию средств осуществляют:
- по средствам, выделенным из федерального и краевого бюджетов, - Госстрой Российской Федерации, компетентные подразделения Администрации Приморского края;
- по средствам местного бюджета - финансовое управление администрации города Находки, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Находки.
Администрация муниципального образования осуществляет контроль за выполнением Программы на местном уровне, организует работу рабочей группы по установлению жилья, непригодного для проживания, участвует в подготовке предложений по порядку переселения граждан, контролирует соблюдение сроков очередности в соответствии с принятым порядком переселения, организует работу с переселяемыми гражданами, разрабатывает предложения по более эффективным методам решения поставленных задач.
8. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы
Реализация Программы позволит сократить площадь ветхого и аварийного жилья.
Успешная реализация программы обеспечит:
1) выполнение государственных обязательств перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания;
2) повышение комфортности и безопасности проживания в жилом фонде;
3) снижение социальной напряженности в обществе;
4) создания дополнительных рабочих мест;
5) улучшение демографической ситуации;
6) улучшение состояния здоровья населения;
7) использование финансовых средств, привлекаемых для реализации программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в местный бюджет.
Приложение 1
к Программе "Переселение граждан
муниципального образования
город Находка из ветхого и аварийного
муниципального жилищного фонда"
на период с 2004 по 2010 годы
РЕЕСТР
ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Приложение 2
к Программе "Переселение граждан
муниципального образования
город Находка из ветхого и аварийного
муниципального жилищного фонда"
на период с 2004 по 2010 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ К ПРОГРАММЕ
"ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД
НАХОДКА ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА" НА ПЕРИОД С 2004 ПО 2010 ГОДЫ
----T-----------------------------------T----------T-------------¬
¦ № ¦ Наименование документов ¦ Срок ¦Ответственные¦
¦п/п¦ ¦исполнения¦ исполнители ¦
+---+-----------------------------------+----------+-------------+
¦ 1.¦Разработка и утверждение Положения¦ 2004 год ¦УЖКХ, отдел¦
¦ ¦о порядке и условиях переселения¦ ¦жилья, юр.¦
¦ ¦граждан из жилых помещений,¦ ¦отдел ¦
¦ ¦подлежащих освобождению в связи с¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимостью проведения¦ ¦ ¦
¦ ¦реконструкции, капитального¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонта, сноса, переоборудования¦ ¦ ¦
¦ ¦непригодных для проживания домов. ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+----------+-------------+
¦ 2.¦Разработка Положения о маневренном ¦ 2004 год ¦УЖКХ Отдел¦
¦ ¦муниципальном жилищном фонде с¦ ¦жилья юр.¦
¦ ¦целью упорядочения процесса¦ ¦отдел ¦
¦ ¦переселения нанимателей,¦ ¦ ¦
¦ ¦собственников и иных лиц из жилых¦ ¦ ¦
¦ ¦помещений, находящихся в домах¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципального жилищного фонда,¦ ¦ ¦
¦ ¦подлежащего капитальному ремонту и¦ ¦ ¦
¦ ¦реконструкции. ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------+----------+-------------+
¦ 3.¦Разработка Положения об очередности¦ 2004 год ¦УЖКХ отдел¦
¦ ¦предоставления жилья гражданам,¦ ¦жилья ¦
¦ ¦проживающим в аварийном и ветхом¦ ¦ ¦
¦ ¦жилищном фонде. ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------------------+----------+--------------