ПРОТЕСТ прокурора Приморского края от 17.06.2005 № 7/3-4-05
"ПРОТЕСТ НА ПУНКТ 3 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НЕДР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 17 июня 2005 г. № 7/3-4-05
НА ПУНКТ 3 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
"О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НЕДР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Приморского края "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Приморского края" от 11 мая 2005 года № 247-КЗ полномочия по предоставлению лицензий на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в Приморском крае были возложены на уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края. В то же время, указанным Законом органы местного самоуправления края не были наделены вышеуказанными функциями.
Данное положение Закона Приморского края противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, организации могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года № 2395-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) предусмотрено, что предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Помимо этого, к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования отнесено осуществление контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" основаниями возникновения права пользования участками недр является решение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Однако, данная статья не наделяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по предоставлению (разрешений) лицензий на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В данном случае термины разрешение на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых и решение о предоставлении права пользования участками недр не являются тождественными. На это указывает то обстоятельство, что согласно статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" функциями по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр в определенных случаях наделены Правительство Российской Федерации, различные конкурсные и аукционные комиссии, которые не являются лицензирующими органами.
Как уже отмечалось выше, статьей 5 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление соискателям разрешений (лицензий) на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
В связи с изложенным, пункт 3 статьи 2 Закона Приморского края "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Приморского края" от 11 мая 2005 года № 247-КЗ в настоящее время противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Пункт 3 статьи 2 Закона Приморского края "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Приморского края" от 11 мая 2005 года № 247-КЗ отменить либо привести его в соответствие с действующим законодательством.
2. Рассмотреть протест в установленный законом срок на ближайшем заседании Законодательного собрания Приморского края и о результатах рассмотрения незамедлительно сообщить в прокуратуру края в письменной форме.
И.о. прокурора края
государственный советник
юстиции 3 класса
С.Г.ДЖАВАДОВ