ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Приморского края от 04.03.2005 № 61-пг
(ред. от 19.05.2005)
"О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ", "ПЕРЕЧНЕМ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ..." и "ПЕРЕЧНЕМ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ...")
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Утро России", № 38 (3283), 15 марта 2005 года,
"Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края", № 7, 4 марта 2005 года
--> примечание.
Начало действия редакции - 28.05.2005 <*>.
--------------------------------
<*> Внимание! Есть неопределенность с датой начала действия редакции, связанная с первой официальной публикацией изменяющего документа. Изменения, внесенные Постановлением Губернатора Приморского края от 19.05.2005 № 107-пг, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Сборнике нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края" - 23.05.2005, в газете "Утро России" - 28.05.2005). Подробнее см. Справочную информацию.
О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановления Губернатора Приморского края
от 19.05.2005 № 107-пг)
На основании федеральных законов от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Приморского края "О социальном обслуживании населения в Приморском крае" и постановлений Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 326-ст, № 327-ст "О принятии и введении в действие национального стандарта" постановляю:
1. Установить Перечень основных видов социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания на территории Приморского края в соответствии с приложением № 1.
2. Установить Перечень основных требований к качеству социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания на территории Приморского края в соответствии с приложением № 2.
3. Установить Перечень основных факторов, определяющих качество социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания на территории Приморского края в соответствии с приложением № 3.
4. Департаменту социального развития и средств массовой информации Администрации Приморского края (Норин) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.
Губернатор края
С.М.ДАРЬКИН
Приложение № 1
к постановлению
Губернатора Приморского края
от 04.03.2005 № 61-пг
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановления Губернатора Приморского края
от 19.05.2005 № 107-пг)
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяются на следующие основные виды:
социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитываются интересы клиента, состояние его здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
1. Социально-бытовые услуги
1.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации и Приморского края льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении должно обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.
1.2. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
1.3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
1.4. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
1.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
1.6. Оказание индивидуальных социально-бытовых услуг обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы.
1.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.
1.8. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
1.9. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
1.10. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
1.11. Содействие в приготовлении пищи.
1.12. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
1.13. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.
1.14. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
1.15. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
1.16. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
1.17. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
1.18. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
1.19. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
1.20. Создание условий для отправления религиозных обрядов.
1.21. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.
1.22. Содействие в направлении в стационарные учреждения.
2. Социально-медицинские услуги
2.1. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
2.2. Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
2.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).
2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
2.6. Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.
2.7. Содействие в прохождении диспансеризации клиентами стационарных учреждений социального обслуживания.
2.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).
2.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
2.10. Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
2.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования.
2.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.
2.13. Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.
2.14. Организация медико-социального обследования.
2.15. Оказание первой доврачебной помощи.
2.16. Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).
2.17. Оказание помощи в выполнении физических упражнений.
2.18. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
2.19. Организация лечебно-трудовой деятельности.
2.20. Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).
2.21. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
2.22. Организация экстренной медико-психологической помощи.
2.23. Формирование и организация работы "групп здоровья" по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.
2.24. Социально-медицинский патронаж.
2.25. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанными с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
2.26. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
2.27. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
2.28. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
2.29. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.
2.30. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
2.31. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
2.32. Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).
2.33. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
2.34. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.
2.35. Услуги по слухопротезированию.
3. Социально-психологические услуги
3.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование.
3.2. Психологическая диагностика и обследование личности.
3.3. Психологическая коррекция.
3.4. Психотерапевтическая помощь.
3.5. Социально-психологический патронаж.
3.6. Психологические тренинги.
3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
3.8. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
3.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
4. Социально-педагогические услуги
4.1. Социально-педагогическое консультирование.
4.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.
4.3. Педагогическая коррекция.
4.4. Анимационные услуги (экскурсии, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой заботы для формирования и развития интересов клиентов.
4.5. Содействие инвалидам в получении образования с учетом их физических возможностей и умственных способностей: создание условий для дошкольного воспитания детей и получения дошкольного и школьного образования по специальным программам; создание инвалидам условий для получения среднего специального и профессионального образования.
(в ред. Постановления Губернатора Приморского края от 19.05.2005 № 107-пг)
4.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участие в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.
4.7. Социально-педагогический патронаж.
4.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.
4.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.
4.10. Содействие инвалидам в получении профессии в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
4.11. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.
4.12. Обучение выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно, основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).
4.13. Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.
4.14. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.
4.15. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
4.16. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.
4.17. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.
4.18. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов.
4.19. Услуги по переводу на язык жестов.
5. Социально-экономические услуги
5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края.
5.2. Оказание материальной помощи.
5.3. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.
5.4. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.
5.5. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.
5.6. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
5.7. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения.
6. Социально-правовые услуги
6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
6.2. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действие или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан.
6.3. Оказание юридической помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, для трудоустройства, для удостоверения личности, для направления детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание др.).
6.4. Оказание юридической помощи или содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением, получением страхового медицинского полиса и другими социальными выплатами.
6.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
6.6. Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.
6.7. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.
6.8. Исключен. - Постановление Губернатора Приморского края от 19.05.2005 № 107-пг.
6.9. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.
6.10. Содействие органами опеки и попечительства несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации, в усыновлении, в устройстве под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.
6.11. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.
6.12. Содействие в получении страхового медицинского полиса.
6.13. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.).
6.14. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6.15. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.
6.16. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.
6.17. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
6.18. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.
Приложение № 2
к постановлению
Губернатора Приморского края
от 04.03.2005 № 61-пг
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановления Губернатора Приморского края
от 19.05.2005 № 107-пг)
1. По виду социально-бытовых услуг
1.1. Качество социально-бытовых, а также социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг рассмотрено применительно к объему и формам их предоставления.
1.2. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.
1.3. Жилая площадь, предоставляемая в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность), должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов. При размещении клиентов в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, обеспечены средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для инвалидов. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенной температуры и влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала, клиентов и на качество предоставляемых услуг.
1.4. Предоставляемые клиентам стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния клиентов (инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных и т.д.).
1.5. Одежда, обувь, нательное белье, предоставляемые клиентам, должны быть удобными в носке, соответствовать росту и размерам клиентов, отвечать, по возможности, их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
1.6. Горячее питание, предоставляемое в учреждениях социального обслуживания, и горячие обеды, доставляемые на дом, должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, санитарно-гигиеническим требованиям и быть представлены с учетом состояния здоровья клиентов.
1.7. Социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего характера, предоставляемые в стационарных учреждениях социального обслуживания клиентам, неспособным по состоянию здоровья или из-за преклонного возраста к самообслуживанию, должны обеспечивать им выполнение необходимых процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств (при оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к клиентам).
1.8. Содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями (состояние здоровья и др.), подтверждающими необходимость такого направления, и должно удовлетворять законные требования клиентов.
1.9. При создании условий для отправления религиозных обрядов должны быть строго учтены вероисповедание, возраст, пол, физическое состояние клиентов, особенности религиозных обрядов, принятые в различных конфессиях; не допускается любое ущемление прав свободного отправления религиозных обрядов верующими.
1.10. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями должно удовлетворять потребности клиентов в своевременном и по умеренным ценам приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи и т.д.
1.11. Такие услуги, как покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, доставка воды, топка печей, содействие в снабжении топливом, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратной их доставке, в организации ремонта и уборки жилых помещений, должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизни.
1.12. Оказание помощи в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или длительно болеющими членами семьи должно в значительной мере освободить от этой обязанности остальных членов семьи и позволит им заниматься другими делами дома и на работе.
2. По виду социально-медицинских услуг
2.1. Помощь населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации и Приморского края социально-медицинских услуг, предоставляемых социальными службами, должна обеспечить своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния клиентов.
2.2. Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.
2.3 Обеспечение ухода в стационарных учреждениях с учетом состояния здоровья должно включать в себя такие услуги, как наблюдение (с готовностью в любой момент прийти на помощь), проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением лечащих врачей, оказание помощи в передвижении (при необходимости) и в других действиях клиента.
2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи органам Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении (в установленном порядке) потребностей освидетельствуемых клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Оказание помощи в прохождении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать посещение клиентом соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемых клиента с использованием классификаций и критериев, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
2.5. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, и медицинской реабилитации, состоящей из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования.
2.6. Организация прохождения диспансеризации должна обеспечивать посещение клиентами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
2.7. Организация медико-социального обследования, оказания квалифицированного консультирования, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказание первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи должны обеспечивать удовлетворение потребности клиентов стационарных учреждений в социально-медицинских услугах до начала систематического лечения.
2.8. Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, с учетом пожелания клиентов.
2.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также обеспечение или содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации должны быть осуществлены в соответствии с практическими потребностями клиентов.
2.10. Проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, очистительные клизмы) и оказание помощи в выполнении других связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и др.) должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда клиенту.
2.11. Содействие клиентам, обслуживаемым на дому, в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, должно обеспечивать постановку предварительного диагноза, доставку клиентов в лечебное учреждение, возращение клиента домой.
2.12. Оказание обслуживаемым на дому клиентам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов в соответствии с назначениями лечащих врачей, забор материалов для проведения лабораторных исследований, смена нательного белья, кормление ослабленных граждан должны обеспечивать своевременное, квалифицированное и с высоким качеством проведение предписанных клиентам медицинских процедур, способствовать улучшению состояния их здоровья и самочувствия, устранять неприятные ощущения дискомфорта.
2.13. Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, профилактика различных заболеваний, обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними и др.)
2.14. Индивидуальная работа с несовершеннолетними по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, подготовка к созданию семьи и рождению детей должна быть направлена на разъяснения пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.д.), негативных результатов, к которым они приводят, дачу необходимых рекомендаций молодым людям по предупреждению или преодолению этих привычек и зависимости от конкретных обстоятельств.
2.15. Организация экстренной медико-психологической и экстренной доврачебной помощи должна обеспечивать:
безотлагательное медико-психологическое консультирование клиентов; мобилизацию их физических и духовных ресурсов;
определение предварительного диагноза;
правильный выбор и получение лекарств, а также порядок их приема до прибытия вызванного врача.
2.16. Социально-медицинский патронаж семей. имеющих детей с ограниченными умственными или физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, должен обеспечивать на основе систематического наблюдения за семьями своевременное выявление возникающих проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей и усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию в этих семьях, и оказание им необходимой в данный момент социально-медицинской помощи.
2.17. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными или физическими возможностями (включая детей-инвалидов), воспитываемых дома, должно быть направлено на обучение родителей приемам лечения, обучения навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля, а также оказание им квалифицированной помощи в проведении мероприятий по социально-медицинской реабилитации детей, повышении их интеллектуального уровня и адаптации к сложившимся условиям жизни и быта.
2.18. Организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечивать привлечение клиентов социальных услуг к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержки активного образа жизни.
2.19. Оказание помощи в выполнении физических упражнений должно обеспечивать овладение клиентами доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений в целях систематического их выполнения для укрепления здоровья.
(в ред. Постановления Губернатора Приморского края от 19.05.2005 № 107-пг)
3. По виду социально-психологических услуг
3.1. Психологическое консультирование должно обеспечивать оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
3.2. Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
3.3. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
3.4. Психотерапевтическая помощь должна способствовать эффективному решению клиентами таких лежащих в основе жизненных трудностей и личностных конфликтов проблем, как преодоление в семье острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику, прежде всего детей, неадекватных форм поведения родителей, социальная адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т.д.
3.5. Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиентов, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
3.6. Психопрофилактическая и психологическая работа должны способствовать формированию у клиента потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над собой и своими проблемами, созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента.
3.7. Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны быть оценены их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людей, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
3.8. Привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений и общения.
3.9. Экстренная (по телефону) психологическая и медико-психологическая помощь должна обеспечивать: безотлагательное психологическое консультирование клиентов, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе, а также медико-психологическое консультирование и помощь в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядка их приема до прибытия вызванного врача.
3.10. Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса, обеспечивающие укрепление психического здоровья клиентов, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
4. По виду социально-педагогических услуг
4.1. Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать при оказании квалифицированной помощи клиентам правильное понимание и решение стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.).
4.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установление форм и степени социальной дезадаптации детей, определение интеллектуального развития ребенка, изучение его склонности, степени готовности к школе и т.д.
4.3. Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснения, рекомендации и т.д.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
4.4. Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей), способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей - и к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
4.5. Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями определяется тем, в какой степени условия, созданные в учреждениях или на дому для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы, способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения.
Программы должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала.
4.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь клиентов в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечивать активное участие клиентов в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса.
4.7. Обучение выпускников интернатных учреждений, проживающих самостоятельно, основам домоводства должно быть наглядным и эффективным, в результате клиенты должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.п.
4.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации) должно развить у инвалидов практические навыки и умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями.
Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов.
4.9. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому должно обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи клиентам в повышении квалификации и качества их труда, в своевременном и полном снабжении их сырьем и выгодном сбыте продукции.
4.10. Определять форму обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказывать им практическую помощь в организации обучения следует с учетом степени их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния.
Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должно помочь им в выборе профессии, обучении этой профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии.
4.11. Обучение детей-инвалидов самоконтролю, навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, общения и другим формам жизнедеятельности должно обеспечивать формирование ребенка (подростка) как самостоятельной личности, способной обслужить себя в бытовых условиях, культурной и вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированной.
4.12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам реабилитации должно быть проведено с учетом индивидуальных способностей детей, характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического состояния детей, а также степени подготовленности родителей к этим процедурам.
Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей и их адаптации к окружающей обстановке.
4.13. Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведен с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.), физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивают по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки.
5. По виду социально-экономических услуг
5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, кредитов, алиментов, предоставлении жилья или улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.
5.2. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к месту обучения, лечения, консультации, должна своевременно и полностью возмещать каждому клиенту эти расходы в соответствии с финансовыми документами, подтверждающими их законность.
5.3. Обеспечение при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью соответствующих размеров, роста, фасона должно удовлетворять потребности клиентов.
5.4. Содействие нуждающимся в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно позволить получение необходимых им надежных и удобных в пользовании реабилитационных изделий хорошего качества и в кратчайшие сроки.
5.5. Оказание материальной помощи клиентам должно заключаться в предоставлении денежных средств.
5.6. Обеспечение клиентов бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами должно гарантировать им своевременное получение питания или продуктов в соответствии с установленными нормами.
5.7. Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективной информации клиентов о состоянии данной проблемы в интересующих их населенных пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д.
5.8. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей должно обеспечить уровень знаний о правах и возможностях клиентов в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и обеспечить оказание квалифицированной помощи в решении этих и других вопросов по поддержанию и улучшению их материального положения и жизненного уровня.
5.9. Социальный патронаж малообеспеченных семей и одиноких граждан должен путем систематических наблюдений за социально-экономическим состоянием клиентов своевременно выявить угрозу осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и способствовать оказанию им необходимых в тот или иной конкретный момент социально-экономических услуг.
6. По виду социально-правовых услуг
6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защитой их интересов, должно дать клиентам полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.
Оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие социальных служб или работников социальных служб, нарушающих или ущемляющих законные права клиентов, должно заключаться в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату.
6.2. Оказание юридической помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, для трудоустройства, для удостоверения личности, для направления детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание и др.) должно обеспечить разъяснение клиентам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем.
6.3. Оказание юридической помощи в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, страхового медицинского полиса, защитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них и т.д., должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих клиента проблем, определить предполагаемые пути их решения и осуществить практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение клиентов в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов и т.д.
6.4. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством, или обеспечение представительствования (в установленном порядке) в суде для защиты прав и помощь в целях принятия объективного решения по его вопросу.
6.5. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в течение шести месяцев в случае отказа от услуг стационарного учреждения, по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение, помощь должна быть направлена на защиту клиента от возможной потери вследствие различных обстоятельств законно принадлежащей или положенной ему жилой площади и недопущение ущемления его законных прав на жилище.
6.6. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, интернатное учреждение должно обеспечивать подготовку и оформление документов в личное дело на каждого несовершеннолетнего (документов, подтверждающих отсутствие родителей, акта об обследовании условий жизни, справки с места жительства о размере занимаемой площади, описи имущества, оставшегося после смерти родителей, пенсионной книжки на детей, получающих пенсию, справки о наличии сестер, братьев и других близких родственников, документов о состоянии здоровья, об образовании и др.).
6.7. Представление на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и документы на лишение родителей родительских прав должны содержать все необходимые материалы и являться основанием для дальнейшего практического решения вопросов, связанных с привлечением родителей к ответственности, защитой законных прав и интересов детей и их устройством.
6.8. Содействие в привлечении к ответственности виновных в семейном насилии над детьми, женщинами, гражданами пожилого возраста и инвалидами должно заключаться в подготовке необходимых документов пострадавшим клиентам для предоставления в суд, участии в судебных процессах в целях защиты прав потерпевших и наказания виновных. Это содействие следует оценивать по степени его влияния на решение суда.
6.9. Социально-правовой патронаж детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов в семьях, где существует угроза насилия в их отношении, должен обеспечивать систематическую юридическую помощь семьям социального риска (имеющим в составе лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведущих паразитический образ жизни, ведущих аморальный паразитический образ жизни, вернувшихся из мест лишения свободы, семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом и др.) с учетом физического, психического состояния членов семьи и характера взаимоотношений между ними в разъяснении их прав, обязанностей и в информации о путях предотвращения или устранения какого-либо насилия.
6.10. Консультирование населения всех категорий и групп по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.) для их практического решения.
Приложение № 3
к постановлению
Губернатора Приморского края
от 04.03.2005 № 61-пг
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановления Губернатора Приморского края
от 19.05.2005 № 107-пг)
1. Основные факторы, определяющие качество социальных услуг
Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы (далее - клиенты);
наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
1.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение
В состав документов должны входить:
положение (устав) об учреждении;
руководство, правила, инструкции, методики работы с клиентами и собственной деятельности;
документы на эксплуатацию оборудования, приборов и аппаратуры;
государственные стандарты социального обслуживания населения.
1.1.1. Положение об учреждении должно включать в себя следующие сведения:
предназначение учреждения;
порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;
источники финансирования;
юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
ведомственная принадлежность и подчиненность;
штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
порядок принятия (зачисления) клиентов на обслуживание и снятие с него;
основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;
структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем и порядок предоставления ими услуг в соответствии с действующими на территории края нормативными актами.
1.1.2. Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроль, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
1.1.3. Документы на эксплуатацию имеющихся в учреждении оборудования, приборов и аппаратуры должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
1.1.4. Перечень социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения в Приморском крае, должен составлять нормативную основу практической работы учреждения в избранной области социального обслуживания населения.
1.1.5. В учреждении следует осуществлять постоянный пересмотр документов, подразумевающий включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших.
1.2. Условия размещения учреждения
1.2.1. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенном здании (зданий) или помещениях, доступных для инвалидов. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
1.2.2. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура и влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и т.д.).
1.2.3. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов и предоставление им услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
1.3. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
1.3.1. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
1.3.2. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знанием и опытом, необходимым для выполнения возложенных на него обязанностей.
Квалификацию специалистов необходимо поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами.
1.3.3. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
1.3.4. Все специалисты учреждения должны быть аттестованы в установленном порядке.
1.3.5. Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все работники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
1.3.6. При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к клиентам максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
1.4. Специальное и табельное техническое оснащение учреждения
1.4.1. Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими предоставление качественных услуг соответствующих видов.
1.4.2. Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с документами по эксплуатации, содержать в технически исправном состоянии, систематически проверять.
1.4.3. Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена актом их проверки.
1.5. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам
1.5.1. Состояние информации должно соответствовать требованиям Федерального закона "О защите прав потребителей".
1.5.2. Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Приморского края, обеспечивающим ее доступность для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
1.5.3. Клиент вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей компетентный выбор.
1.5.4. Состав информации об услугах в обязательном порядке должен быть (в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей") следующим:
перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;
характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
наименование видов и требования к качеству услуг социального обслуживания, которым должны соответствовать предоставляемые услуги;
взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);
возможность влияния клиента на качество услуги (получение оценки качества услуги со стороны клиента);
адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с клиентами учреждения;
установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;
гарантийные обязательства учреждения-исполнителя услуг.
1.5.5. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу клиента (вследствие производственных, рецептурных и иных недостатков услуги), он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного вреда, в том числе и в судебном порядке.
1.6. Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения
1.6.1. Учреждения должны иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля над деятельностью подразделений и работников по оказанию социальных услуг на их соответствие перечню видов и требованиям к качеству услуг социального обслуживания, другим нормативным документам в области социального обслуживания населения.
Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
1.6.2. Внешняя система контроля должна включать в себя контроль, который осуществляют:
в государственном секторе социального обслуживания - органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции, а также министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и организации, имеющие в подчинении учреждения социального обслуживания;
в муниципальном секторе социального обслуживания - муниципальные органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции, а также органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органы управления социальным обслуживанием Приморского края;
(в ред. Постановления Губернатора Приморского края от 19.05.2005 № 107-пг)
в негосударственном секторе социального обслуживания - государственные, муниципальные органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции;
общественные объединения, занимающиеся в соответствии с их учредительными документами защитой интересов граждан соответствующих категорий.
2. Работа учреждений в области обеспечения качества услуг должна быть направлена на непрерывное их повышение, полное удовлетворение нужд клиентов эффективность социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Руководитель учреждения несет полную ответственность за политику в области обеспечения качества услуг, представляющую собой задачи, основные направления и цели учреждения. Он должен обеспечить разъяснение и доведение этой политики до всех структурных подразделений и работников учреждения, четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг.
4. При оценке обеспечения качества услуги используют следующие критерии:
а) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями нормативных документов и ее своевременность;
б) результативность (эффективность) предоставления услуги;
материальная услуга (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
нематериальная услуга (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет мнения клиента в оценке качества услуги.