РЕШЕНИЕ Думы Пожарского муниципального района от 17.05.2005 № 74
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УСЛУГАМИ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Положение, утвержденное данным документом, вступило в силу с 1 января 2006 года.
ДУМА ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2005 г. № 74
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УСЛУГАМИ ТОРГОВЛИ,
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Дума Пожарского муниципального района решила:
1. Утвердить Положение о создании условий для обеспечения жителей Пожарского муниципального района услугами торговли, общественного питания, и бытового обслуживания (прилагается)
2. Признать, что настоящее Положение о создании условий для обеспечения жителей Пожарского муниципального района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания вступает в силу с 01.01.2006.
3. Опубликовать данное Положение в средствах массовой информации Пожарского муниципального района.
Председатель Думы
Пожарского муниципального района
Н.И.ЧАЙКА
Утверждено
решением
Думы Пожарского
муниципального района
от 17.05.2005 № 74
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УСЛУГАМИ ТОРГОВЛИ,
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ "О защите прав потребителей" принят 07.02.1992, а не 22.08.2004, и имеет номер 2300-1, а не 122-ФЗ.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22.08.2004 № 122-ФЗ Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ 15.08.1997 № 1025, и исходит из необходимости развития и совершенствования сферы услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания для наиболее полного удовлетворения потребностей жителей Пожарского муниципального района, а также развития предпринимательской деятельности на потребительском рынке и обеспечения защиты прав потребителей.
2. Понятие термина "создание условий для обеспечения
жителей Пожарского муниципального района услугами торговли,
общественного питания и бытового обслуживания"
2.1. Под термином "создание условий для обеспечения жителей Пожарского муниципального района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания" понимается:
- создание жителям муниципального района комфортных условий для приобретения качественных и безопасных товаров и услуг, ориентированных на разные социальные группы потребителей и максимально приближенных к месту проживания;
- удовлетворение спроса населения муниципального района на социально значимые товары и услуги;
- создание здоровой конкуренции на потребительском рынке Пожарского муниципального района, позволяющей сдерживать рост цен и увеличивать поступление налогов в бюджет.
3. Цель и задачи органов местного самоуправления
по созданию условий для обеспечения жителей Пожарского
муниципального района услугами торговли, общественного
питания и бытового обслуживания
3.1. Администрация муниципального района с целью создания условий для торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения поддерживает государственную политику по развитию торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения путем использования рыночных механизмов хозяйствования. При этом основными задачами администрации Пожарского муниципального района (далее муниципального района) являются:
- создание на территории Пожарского муниципального района конкурентоспособного потребительского рынка, обеспечивающего широкие возможности удовлетворения потребностей населения в товарах, услугах общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- обеспечение для населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации, создание для населения необходимых условий приобретения товаров во всех населенных пунктах муниципального района с обязательным наличием минимального перечня социально необходимых продовольственных и непродовольственных товаров;
- рациональное размещение на территории Пожарского муниципального района объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с учетом построения грамотной востребованной ассортиментной политики и видов услуг, с учетом мнения и пожеланий его жителей;
- содействие развитию предпринимательской активности, свободной торговле предприятий и граждан;
- осуществление контроля (в пределах предоставленных законодательством полномочий) за торговлей, организацией общественного питания и оказанием бытовых услуг на территории Пожарского муниципального района, защита прав потребителей.
4. Организация услуг торговли, общественного питания
и бытового обслуживания населения
4.1. Основная цель и принцип формирования инфраструктуры потребительского рынка - повышение качества жизни населения посредством создания условий для наибольшего удовлетворения разнообразных потребностей жителей района в качественных товарах и услугах по доступным ценам.
4.2. Оказание услуг в сфере "торговля, общественное питание и бытовое обслуживание" на территории Пожарского муниципального района вправе осуществлять индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, а также организации независимо от организационно-правовой формы (далее исполнители услуг), зарегистрированные в инспекции МНС в установленном действующим законодательством порядке.
4.3. Организация услуг торговли:
4.3.1. Развитие и размещение предприятий торговой инфраструктуры должно обеспечивать жителям района возможность доступа к основным товарам повседневного спроса в радиусе пешей досягаемости. К таким товарам первой необходимости относятся: продукты питания (хлеб и хлебобулочные изделия, гастрономические товары, бакалея, напитки, кондитерские изделия, табачные изделия), одежда, обувь, товары для детей, бытовые химические товары (моющие средства), косметические товары (препараты и изделия лечебно-гигиенического назначения и туалетное мыло), аптечные товары и медикаменты.
В случае невозможности размещения в населенном пункте муниципального района стационарных торговых предприятий администрацией муниципального района должны быть созданы для населения условия приобретения товаров первой необходимости через объекты выездной торговли.
4.3.2. Целесообразно и необходимо присутствие на рынке торговых услуг предприятий торговли различных форматов: супермаркетов, торговых центров и комплексов, специализированных и фирменных магазинов, магазинов, оптовых, вещевых и продовольственных рынков, павильонов, киосков, палаток и других предприятий мелкорозничной торговой сети, что позволит обеспечить потребности различных категорий населения в зависимости от их платежеспособности.
4.4. Организация услуг общественного питания:
4.4.1. Общественное питание - совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан - предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
В Пожарском муниципальном районе могут быть открыты такие предприятия общественного питания как ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
4.4.2. Администрация муниципального района должна создать условия для организации горячего питания школьников в общеобразовательных учреждениях муниципального района (поселения) путем организации в школах в специально отведенных местах (пищеблоках школ) школьных столовых, буфетов.
Организация питания детей в общеобразовательных учреждениях осуществляется исключительно на основании договора между органом местного самоуправления муниципального района или поселения и организацией общественного питания, получившей муниципальный заказ.
Подбор организаций общественного питания и поставщиков пищевой продукции для организации услуг общественного питания в школах производится в соответствии с Положением о муниципальном заказе на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, утвержденным решением Пожарского районного Совета народных депутатов от 01.12.2004 № 290, путем проведения конкурсов либо внеконкурсными способами проведения закупок, исходя из годовой суммы закупки и учитывая основные критерии определения победителей согласно конкурсной документации.
4.5. Организация бытового обслуживания населения
4.5.1. Бытовое обслуживание - это часть сферы обслуживания населения, предназначенная для оказания непроизводственных и производственных услуг потребителям исключительно для личных, семейных нужд по возмездному договору бытового подряда.
В Пожарском муниципальном районе могут быть открыты следующие предприятия бытового обслуживания: мастерская (ремонт обуви, одежды, теле- и радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники, изготовление металлоизделий, ремонт и изготовление мебели, ремонт ювелирных изделий, часов, авторемонт); ателье (пошива, вязания, проката, фото); парикмахерская, автостоянка, баня, сауна, предприятие химической чистки и крашения, стирки белья, ритуальных обрядовых услуг, ремонтно-строительных работ, ломбард и другие в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарт РФ от 28 июня 1993 г. № 163.
5. Права и обязанности исполнителя услуг
5.1. Исполнитель услуг в сфере "торговля, общественное питание и бытовое обслуживание" должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов, правил и других нормативных документов сохранение качества и безопасности товаров и продукции при их хранении и реализации в месте осуществления услуг. При этом исполнителем услуг должны быть обеспечены надлежащие условия торговли и оказания услуг, возможность удобного и правильного выбора покупателями товаров, получения услуг.
5.2. Исполнитель обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных и других нормативных документах.
5.3. Услуги в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания предоставляются исполнителями в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, Правилами оказания услуг общественного питания, Правилами бытового обслуживания населения, Законом РФ "О защите прав потребителей", санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания и иными нормативными актами, утверждаемыми Правительством РФ и иными государственными органами власти в отношении регулирования деятельности в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории Российской Федерации.
5.4. Организация мелкорозничной торговли с лотков, автомашин и других объектов передвижной мелкорозничной торговой сети на территории муниципального района осуществляется в местах, определенных администрацией муниципального района (поселения) и исключительно по согласованию с администрацией муниципального района (поселения) при строгом соблюдении продавцами Правил продажи и санитарных норм.
5.5. Исполнители услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения обязаны обеспечить системный контроль качества и безопасности ввозимых, реализуемых и используемых на территории муниципального района всех товаров, продукции, продовольственного сырья и пищевых продуктов на всех этапах товародвижения (производство, транспортировка, приемка, хранение, переработка, реализация).
5.6. Исполнители услуг (индивидуальные предприниматели и юридические лица), осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов и изделий, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по контролю их качества и безопасности, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека в результате их оборота, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.7. Формирование розничных цен на товары, продукцию, услуги, включенные в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239, осуществляется всеми хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и администрации Приморского края.
Предприятия и организации, должностные лица, нарушившие нормы законодательства о государственном регулировании цен привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
5.8. Исполнители услуг в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, осуществляющие деятельность на территории муниципального района, не вправе влиять на потребительский рынок товаров и услуг муниципального района путем препятствования формирования торговой и потребительской инфраструктуры территории, ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов диктуя им свои условия в части открытия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, изменения их профиля, ассортимента товарного предложения, порядка формирования цен на товары и услуги, устранения конкуренции и т.д.
Предприятия и организации или их руководители, а также индивидуальные предприниматели за нарушения антимонопольного законодательства несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5.9. Исполнители услуг в сфере "торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения", осуществляющие деятельность на территории муниципального района, как объекты потребительского рынка обязаны пройти регистрацию в администрации муниципального района с целью включения их в Реестр объектов потребительского рынка товаров и услуг.
Ведение Реестра объектов потребительского рынка товаров и услуг осуществляется исключительно в целях:
- контроля за созданием на территории муниципального района нормальных условий для обеспечения населения Пожарского муниципального района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- рационального формирования инфраструктуры объектов стационарной и мелкорозничной торговли, предприятий общественного питания и оказания бытовых услуг населению района;
- для обеспечения населения муниципального района продовольственными и непродовольственными товарами на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
- предотвращения стихийности осуществления торговли на территории района;
- создания эффективной системы мер по защите прав потребителей, координации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по обеспечению жителей Пожарского муниципального района качественными и безопасными услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- обеспечения полной и достоверной информации об объектах потребительского рынка района.
При прекращении работ (услуг) как объекта потребительского рынка хозяйствующий субъект сообщает об этом в администрацию Пожарского муниципального района для внесения изменений в Реестр.
6. Требования, предъявляемые к предприятиям торговли,
общественного питания и бытового обслуживания
6.1. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание на территории Пожарского муниципального района, производят свою деятельность при условии обязательного согласования и получения разрешительных документов в соответствующих службах района, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции.
6.2. Режим работы.
Режим работы муниципальных организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения устанавливается по решению администрации муниципального района. Режим работы государственных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания - по решению соответствующего органа.
Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания других форм собственности, а так же индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Объявленные часы работы должны соблюдаться.
В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) руководитель предприятия торговли, общественного питания или бытового обслуживания своевременно предоставляет населению информацию о дате и сроках приостановления деятельности. В объявлении также указываются адреса ближайших предприятий торговли или бытового обслуживания.
Круглосуточный режим работы предприятиям торговли и общественного питания, осуществляющим продажу алкогольной продукции, разрешается исключительно по согласованию с администрацией муниципального района.
Учитывая специфику застройки жилого массива ряда поселений Пожарского муниципального района, близость размещения предприятий торговли и общественного питания к жилым домам, администрация муниципального района вправе ограничивать режим работы вышеуказанных предприятий в случае неоднократного установления фактов нарушения на их территории общественного порядка и спокойствия граждан.
6.3. Наличие вывески, содержащей следующую информацию:
- фирменное наименование (наименование) своей организации;
- место ее нахождение (юридический адрес);
- режим работы.
Для индивидуального предпринимателя - сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа.
Для продовольственных объектов торговли - информация о санитарных днях (часах).
Данная информация доводится до населения также при осуществлении торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля и бытовое обслуживание население осуществляется вне постоянного места нахождения.
6.4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
6.5. Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения обязаны соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.
6.6. Расчеты с покупателями и потребителями за товары и услуги осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
6.7. Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения обязаны соблюдать Правила благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории Пожарского муниципального района в части содержания, благоустройства и уборки территорий, прилегающих к их предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также при осуществлении мелкорозничной торговли с автомашин, лотков.
7. Ответственность хозяйствующих субъектов
за нарушения на потребительском рынке
7.1. Контроль за соблюдением на потребительском рынке товаров и услуг установленных Правил и иных требований и норм, регулирующих деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории муниципального района, осуществляется соответствующими контролирующими органами в пределах их компетенции.
7.2. Хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), допустившие нарушение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8. Полномочия органов местного самоуправления
Пожарского муниципального района по вопросам регулирования
сферы торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения
8.1. К полномочиям администрации муниципального образования Пожарский район относятся:
- определение приоритетных направлений и разработка программ развития потребительского рынка товаров и услуг;
- организация бесперебойной торговли для жителей Пожарского муниципального района социально значимыми продовольственными и непродовольственными товарами, входящими в потребительскую корзину (в соответствии с Федеральным законом от 20.11.1999 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации");
- обеспечение населения Пожарского муниципального района необходимыми условиями приобретения товаров во всех населенных пунктах муниципального района через стационарную, мелкорозничную сеть и выездную торговлю;
- содействие развитию инфраструктуры оптовой и розничной торговли, услуг питания и бытовых услуг, рациональному (с учетом нужд населения и нормативов) размещению объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
- организация питания школьников во время учебного процесса;
- поддержка и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке товаров и услуг, способствует развитию и организации частного бизнеса, предпринимательства, формированию конкурентной среды в сфере торговли и бытового обслуживания;
- защита прав потребителей;
- создание вещевого и продовольственного резерва, организация работы по обеспечению населения продуктами и питанием в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также плановых мероприятий по линии гражданской обороны.
9. Основные функции администрации по созданию условий
для обеспечения жителей Пожарского муниципального района
услугами торговли, общественного питания
и бытового обслуживания
9.1. Обязанность по регулированию вопросов в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания в администрации Пожарского муниципального района возложена на отдел экономического развития и регулирования потребительского рынка администрации Пожарского муниципального района, который в своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти Приморского края, решениями Думы Пожарского муниципального района, постановлениями и распоряжениями главы муниципального района.
В соответствии со своими полномочиями отдел экономического развития и регулирования потребительского рынка в целях создания условий для обеспечения населения Пожарского муниципального района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания выполняет следующие функции:
- осуществляет разработку перспективного и текущего планирования развития инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг района, направленного на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов с целью достижения наибольшей экономической эффективности;
- изучает состояние и развитие потребительского рынка товаров и услуг с целью создания благоприятного климата для привлечения на территорию муниципального района субъектов бизнеса для более полного удовлетворения спроса жителей района в товарах и услугах;
- организует комплексный экономический анализ деятельности предприятий торговли и общественного питания и бытового обслуживания района, участвует в разработке мероприятий по эффективному использованию и размещению торговых площадей, материальных и трудовых ресурсов района;
- способствует развитию и организации частного бизнеса, предпринимательства;
- сохраняет и поддерживает действующие предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
- вводит в эксплуатацию объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории муниципального района;
- взаимодействует с субъектами бизнеса по насыщению потребительского рынка качественными и безопасными товарами и услугами, способствует продвижению на рынок товаров местного производства;
- обеспечивает для населения необходимые условия приобретения товаров и услуг на всей территории муниципального района с обязательным наличием перечня социально значимых товаров, содействует открытию предприятий службы быта, оказывающих социально значимые бытовые услуги;
- организует и проводит расширенные и специализированные ярмарки, базары, торговое обслуживание праздничных мероприятий;
- проводит мероприятия по упорядочению работы мелкорозничной торговой сети, утверждает места размещения мелкорозничной сети на территории муниципального района;
- обеспечивает и контролирует организацию школьного питания;
- осуществляет контроль за соблюдением правил торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на территории муниципального района, осуществляет контроль качества и безопасности товаров и услуг;
- взаимодействует (в том числе путем проведения рейдов) с территориальными органами федеральных органов власти на территории муниципального района в вопросах предупреждения и выявления правонарушений на потребительском рынке;
- защищает права потребителей в пределах действующего законодательства и полномочий;
- создает информационную базу предприятий торговли и услуг, ведет Реестр объектов потребительского рынка товаров и услуг, расположенных на территории муниципального района;
- организует и проводит конкурсы профессионального мастерства, содействует профессиональной подготовке специалистов массовых профессий торговли, общественного питания и бытовых услуг;
- оказывает методическую, консультативную и организационную помощь предприятиям торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения всех форм собственности по вопросам, относящимся к организации торгового и бытового обслуживания;
- работает с жалобами населения по вопросам нарушения правил продажи товаров, оказания некачественной услуги в сфере бытового обслуживания и общественного питания, рассматривает заявления, предложения граждан по вопросам совершенствования организации и улучшения качества услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- организует работы по обеспечению населения продуктами и питанием в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также плановых мероприятий по линии гражданской обороны;
- проводит организационную и методическую работу по созданию общественных организаций потребителей - жителей муниципального района;
- оказывает содействие в формировании и организации деятельности общественных объединений субъектов бизнеса в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг.