Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Думы Пожарского муниципального района от 17.05.2005 № 64
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу с 1 января 2008 года в связи с изданием Решения Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 26.12.2007 № 161.
   ------------------------------------------------------------------

Положение, утвержденное данным документом, вступило в силу с 1 января 2006 года.



ДУМА ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2005 г. № 64

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ
НА ТЕРРИТОРИИ ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Законом Приморского края "Об органах опеки и попечительства в Приморском крае" от 27.05.1998, а также в целях охраны законных прав и интересов несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пожарского муниципального района, Дума Пожарского муниципального района решила:
1. Утвердить Положение об опеке и попечительстве на территории Пожарского муниципального района.
2. Настоящее Положение вступает в силу с 1 января 2006 года.
3. Опубликовать Положение об опеке и попечительстве на территории Пожарского муниципального района в районной газете "Победа".

Председатель Думы
Пожарского муниципального района
Н.И.ЧАЙКА





Утверждено
решением
Думы Пожарского
муниципального района
от 17.05.2005 № 64

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Настоящее Положение определяет права и обязанности органов местного самоуправления в Пожарском муниципальном районе как органов опеки и попечительства с целью обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишенных дееспособности или ограниченно дееспособных, нуждающихся в помощи государства и граждан, лишенных дееспособности или ограниченно дееспособных, нуждающихся в помощи государства.

1. Общие положения

В настоящем Положении используются следующие понятия:
ребенок (несовершеннолетний) - лицо в возрасте до 18 лет.
благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;
развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие;
права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
дети, нуждающиеся в государственной защите - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь или находятся к условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления;
план по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией); план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждения здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работающих с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана; план утверждается районной комиссией по защите прав детей;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей;
опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека, попечительство;
приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
опекуны - представители подопечных, совершающие в силу закона и от их имени и в их интересах все необходимые сделки;
недееспособный гражданин - гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, признанный судом недееспособным в порядке, установленном гражданским, процессуальным законодательством; над ним устанавливается опека;
ограниченно дееспособный гражданин - гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, ограниченный судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством; над ним устанавливается попечительство.

2. Органы опеки и попечительства

Органом опеки и попечительства в Пожарском муниципальном районе является администрация Пожарского муниципального района (далее муниципальный район).
Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на отдел народного образования администрации Пожарского муниципального района.
Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, возлагается на муниципальное учреждение здравоохранения "Лучегорская центральная районная больница".

3. Правовая основа деятельности
органа опеки и попечительства

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет номер 131-ФЗ, а не 131.
   ------------------------------------------------------------------

Орган опеки и попечительства руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов и о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Приморского края, Пожарского муниципального района.

4. Задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
- защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченными в дееспособности.

5. Организация работы по опеке
и попечительству в Пожарском районе

1. Координация работы и методическое руководство органов местного самоуправления по опеке и попечительству возлагаются на главу муниципального района, отдел народного образования администрации Пожарского муниципального района и муниципальное учреждение здравоохранения "Лучегорская центральная районная больница".
2. Контроль за исполнением органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству на территории Пожарского муниципального района возлагается на главу муниципального района.

6. Полномочия органов опеки и попечительства
в отношении несовершеннолетних

6.1. Глава муниципального района по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних принимает решения по следующим вопросам:
о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;
о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
об установлении опеки и попечительства;
о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с действующим законодательством;
о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;
о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом о порядке управления имуществом подопечного;
о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменения объема указанных прав;
о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
о разрешении на вступление в брак до достижения брачного возраста;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным с согласия родителей;
об издании иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
Заключает договоры:
о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
о доверительном управлении имуществом.
Утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
6.2. Полномочия отдела народного образования администрации Пожарского муниципального района:
организует и осуществляет выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;
проводит работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
дает заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвует в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
осуществляет защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
подбирает лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, готовит материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
ведет учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
в установленном законом порядке осуществляет защиту личных неимущественных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном, попечителем опеки, попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
готовит материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;
участвует в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывает им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
проводит обследование и готовит заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;
обеспечивает временное устройство нуждающихся в опеке или попечительства несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
осуществляет подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку, попечительство граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности - воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
ведет учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории Пожарского муниципального района, способных к выполнению обязанностей усыновителя;
в установленном порядке готовит материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории района, а также ведет учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
осуществляет подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дает заключение о возможности быть приемными родителями, готовит проект договора о создании приемной семьи;
проводит подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
оказывает помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании и организации отдыха подопечных;
дает заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
дает заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
разрешает спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
возбуждает в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, дает заключения по данным вопросам;
дает заключения и участвует в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных неимущественных и имущественных прав;
проводит обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
участвует в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
осуществляет охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
готовит документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
привлекает общественность к работе органов опеки и попечительства;
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры.

7. Полномочия органа опеки и попечительства
в отношении лиц, признанных судом недееспособными
или ограниченно дееспособными

7.1. Глава муниципального образования по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, принимает решения по следующим вопросам:
об установлении опеки, попечительства;
об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;
о прекращении опеки, попечительства;
о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;
о реализации имущества недееспособного в случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное обеспечение;
о создании опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения.
7.2. Полномочия муниципального учреждения здравоохранения "Лучегорская центральная районная больница":
устанавливает опеку над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;
назначает опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
выявляет новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей, и устраивает их в подведомственные учреждения;
освобождает и отстраняет опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
выносит решения о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного;
принимает меры по защите жилищных прав подопечных;
решает вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
дает разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
возбуждает в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним меры;
выявляет и ведет учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;
оказывает необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;
подбирает лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовит материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении от выполнения возложенных на него обязанностей;
ведет учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
в установленном законом порядке осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
осуществляет надзор за деятельностью опекунов, оказывает им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;
осуществляет устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
возбуждает в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных.

8. Денежные средства на содержание подопечного

Выплата денежных средств на содержание подопечного производится из средств краевого бюджета. Размер денежного содержания определяется Губернатором Приморского края, но не ниже размера, установленного Правительством Российской Федерации.

9. Количественный норматив специалистов по опеке
и попечительству за несовершеннолетними

Для обеспечения эффективного выявления и учета детей, нуждающихся в государственной защите, устройства детей на воспитание в семью, а также охраны их прав и законных интересов устанавливается количественный норматив из расчета - 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского населения района (в возрасте от 0 до 18 лет включительно) и 1 специалист по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних.

10. Комиссия по охране прав опекаемых (подопечных)

Для эффективного решения наиболее сложных вопросов глава Пожарского муниципального района на основании предложений Думы Пожарского муниципального района может образовывать комиссию по охране прав опекаемых (подопечных).
Положение о комиссии утверждается решением Думы Пожарского муниципального района.
Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными функциями.
Для рассмотрения конкретного дела каждого опекаемого (подопечного) в состав комиссии на основании распоряжения главы Пожарского муниципального района как председателя комиссии включаются по должности работники государственных и муниципальных органов и учреждений, представители социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел и других муниципальных служб, в компетенцию которых входит непосредственная работа с данным опекаемым (подопечным).

11. Заключительные положения

Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Пожарского муниципального района
С.Д.ГАЕВОЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru