ПРОТЕСТ Прокурора Приморского края от 11.04.2005 № 21/9-05
"НА ПОЛОЖЕНИЯ П. 7 СТ. 3, ПП. 2, 5 П. 1 СТ. 4, П. 2 СТ. 6, П. 5 СТ. 7, СТ. 8, П. 3 СТ. 10, СТ. 11, СТ. 12, СТ. 14 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 29.12.2004 № 201-КЗ "О НАЧАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 11 апреля 2005 г. № 21/9-05
НА ПОЛОЖЕНИЯ П. 7 СТ. 3, ПП. 2, 5 П. 1 СТ. 4, П. 2 СТ. 6,
П. 5 СТ. 7, СТ. 8, П. 3 СТ. 10, СТ. 11, СТ. 12, СТ. 14
ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 29.12.2004 № 201-КЗ
"О НАЧАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
Закон Приморского края от 29.12.2004 № 201-КЗ "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Приморском крае" (далее - Краевой закон) принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, данный нормативный правовой акт содержит ряд норм, противоречащих действующему федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним.
Так, в п. 2 ст. 6 Краевого закона установлено, что национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются исполнительным органом государственной власти Приморского края в области управления образованием в Приморском крае.
Однако в силу п. 8 ст. 29 Федерального закона "Об образовании" в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов.
В соответствии с п. 5 Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2005 № 36, региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования разрабатываются образовательными учреждениями (организациями) по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, возложение обязанности по разработке национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов на исполнительный орган государственной власти Приморского края в области управления образованием в Приморском крае является неправомерным.
В абз. 2 п. 1 ст. 11 Краевого закона предусмотрено закрепление за учреждениями начального профессионального образования и профессиональной подготовки на праве оперативного управления имущественных объектов.
Вместе с тем, действующее законодательство такого понятия как "имущественный объект" не содержит.
Кроме того, данная норма закона противоречит положениям ст. 296 Гражданского кодекса РФ и ст. 39 Федерального закона "Об образовании", согласно которым за образовательными учреждениями на праве оперативного управления закрепляется имущество либо объекты собственности.
Статья 8 Краевого закона предусматривает, что учредительным документом учреждения начального профессионального образования является его устав, утверждаемый исполнительным органом по управлению имуществом Приморского края.
Между тем, п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об образовании" установлено, что устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Согласно ст. 11 Федерального закона "Об образовании" учредителем образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы) и т.д., то есть круг органов, которыми утверждается устав, достаточно широк.
Таким образом, положение краевого закона, в силу которого утверждение уставов всех образовательных учреждений данного типа относится к компетенции исполнительного органа по управлению имуществом Приморского края, не соответствует действующему федеральному законодательству.
Согласно п. 6 ст. 12 Краевого закона финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан осуществляется учреждениями начального профессионального образования, ведется за счет средств службы занятости, а также собственных средств обучающихся.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 650, профессиональная подготовка может осуществляться учреждениями начального профессионального образования за счет средств обучающихся или средств объединений, предприятий, учреждений и других организаций, направивших их на обучение.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан на само образовательное учреждение, а также ограничение круга лиц, с которым может быть заключен подобный договор, противоречит федеральному законодательству.
В тексте краевого закона неоднократно встречается понятие "образовательные учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки" (п. 7 ст. 3, пп. 2, 5 п. 1 ст. 4, пп. 2 п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 7, п. 3 ст. 10, ст. 11, ст. 12, ст. 14), однако в самом законе дано определение только образовательного учреждения начального профессионального образования. Действующее федеральное законодательство также не дает определения данному виду образовательных учреждений.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона "Об образовании" профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профобразования, в других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах и т.п., в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.
Таким образом, использование в краевом законе понятия образовательного учреждения профессиональной подготовки противоречит действующему федеральному законодательству.
В п. 5 ст. 14 Краевого закона предусмотрено, что учреждения начального профессионального образования и профессиональной подготовки устанавливают порядок выплаты заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Вместе с тем, данные положения закона не соответствует абз. 2 п. 5 ст. 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в силу которого порядок выплаты заработной платы, начисленной за период производственного обучения и производственной практики лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, данный порядок должен устанавливаться нормативным правовым актом Приморского края, а не образовательным учреждением самостоятельно.
При таких обстоятельствах положения п. 7 ст. 3, пп. 2, 5 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 5 ст. 7, ст. 8, п. 3 ст. 10, ст. 11, ст. 12, ст. 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 201-КЗ "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Приморском крае" подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРЕДЛАГАЮ:
Положения п. 7 ст. 3, пп. 2, 5 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 5 ст. 7, ст. 8, п. 3 ст. 10, ст. 11, ст. 12, ст. 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 201-КЗ "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Приморском крае" привести в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания Приморского края.
О дне рассмотрения протеста прошу своевременно информировать прокуратуру Приморского края.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Прокурор края
государственный советник
юстиции 2 класса
В.В.ВАСИЛЕНКО