ПРОТЕСТ прокурора Приморского края от 29.12.2004 № 21/10-04
"НА ПОЛОЖЕНИЕ РАЗДЕЛА 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ № 306 ОТ 14.05.2003 "О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КВАРТИРА МОЛОДОЙ СЕМЬЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ" С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ № 603 ОТ 25.02.2004"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 29 декабря 2004 г. № 21/10-04
НА ПОЛОЖЕНИЕ РАЗДЕЛА 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ № 306
ОТ 14.05.2003 "О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КВАРТИРА МОЛОДОЙ
СЕМЬЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ" С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ № 603 ОТ 25.02.2004
Постановлением Законодательного Собрания Приморского края № 306 от 14.05.2003 "О краевой целевой программе "Квартира молодой семье" на 2002 - 2010 годы" с изменениями, внесенными постановлением Законодательного Собрания Приморского края № 603 от 25.02.2004 утверждена краевая целевая программа "Квартира молодой семье" на 2002 - 2010 годы" (далее - краевая Программа).
В разделе 4 краевой Программы установлено, что ее участником является молодая семья - семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, а также неполная семья, в которой мать или отец не достигли 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Указанный раздел Программы противоречит действующему федеральному законодательству.
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" утверждена постановлением Правительства № 638 от 28.08.2002, а не 28.09.2002.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В рамках данной программы 28.09.02 постановлением Правительства Российской Федерации № 638 утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Разделом № 2 указанной подпрограммы предусмотрена разработка и утверждение программ субъектов Российской Федерации, включающих в себя программы муниципальных образований.
На федеральном уровне подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые, финансовые и организационные механизмы ее решения, объем, формы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для решения жилищных проблем молодых семей.
На региональном уровне - в рамках региональных программ формируется необходимая законодательная база субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников.
Разделом № 4 федеральной подпрограммы установлено, что участник подпрограммы - это молодая семья, т.е. семья, возраст супругов которой не превышает 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 13 и 16 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с последующими изменениями) Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, проводит единую государственную социальную политику, реализует конституционные права граждан в области социального обеспечения, содействует решению проблем семьи, материнства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 638, в соответствии с полномочиями, определенными в вышеуказанном Федеральном законе, входит в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяет порядок получения субсидий гражданами для улучшения ими жилищных условий.
Понятие "молодая семья" в федеральных законах не определено, а потому Правительство Российской Федерации вправе при принятии нормативного правового акта определить категории граждан или юридических лиц, на которых распространяются положения данного нормативного акта.
Таким образом, только для данного нормативного правового акта установлены критерии возраста супругов при определении понятия "молодая семья" и именно на указанную категорию граждан распространяется действие данной подпрограммы.
Указанная позиция согласуется с решением Верховного суда Российской Федерации от 15.07.2004 № ГКПИ04-826, которое было рассмотрено кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации и оставлено без изменения.
Изложив в собственной интерпретации понятие "молодая семья", в более широком смысле, чем установлено Правительством Российской Федерации, Законодательное Собрание Приморского края превысило свои полномочия, нарушив тем самым нормы Федерального конституционного закона "О правительстве Российской Федерации", поскольку только Правительство формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию и проводит единую государственную социальную политику.
Кроме того, по условиям федеральной подпрограммы, субъектам Российской Федерации предоставляются средства федерального бюджета в порядке межбюджетных отношений при реализации программ обеспечения молодых семей. Указанные средства используются для предоставления молодым семьям субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа).
Таким образом, средства федерального бюджета являются целевыми и могут быть расходованы исключительно в вышеуказанных целях, для помощи молодым семьям, в том смысле понятия "молодая семья", которое установлено федеральной подпрограммой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
Исполнители краевой Программы не вправе расходовать средства федерального бюджета на предоставление субсидий участникам краевой программы, которые выходят за рамки критериев, установленных Правительством РФ.
При таких обстоятельствах положения раздела 4 "Механизм реализации Программы" краевой целевой программы "Квартира молодой семье" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Приморского края № 306 от 14.05.2003 в части, устанавливающей категории лиц, входящих в понятие "молодая семья" противоречат федеральному законодательству и подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ТРЕБУЮ:
Положение раздела № 4 "Механизм реализации Программы" краевой целевой программы "Квартира молодой семье" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Приморского края № 306 от 14.05.2003 в части, устанавливающей категории лиц, входящих в понятие "молодая семья", как противоречащие федеральному законодательству, отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания Приморского края.
О дне рассмотрения протеста прошу своевременно информировать прокуратуру Приморского края.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме.
Прокурор края
государственный советник
юстиции 2 класса
В.В.ВАСИЛЕНКО