ПРОТЕСТ прокурора Приморского края от 19.11.2004 № 7/3-4-04
"ПРОТЕСТ НА СТ. СТ. 8, 10, 13, 14, 15 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 30.04.2002 № 220-КЗ "О РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 19 ноября 2004 г. № 7/3-4-04
ПРОТЕСТ НА СТ. СТ. 8, 10, 13, 14, 15
ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 30.04.2002 № 220-КЗ
"О РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
В Законодательное Собрание
Приморского края
18 апреля 2002 года Законодательным Собранием Приморского края принят Закон "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае", в котором установлен порядок реализации прав на использование водных биологических ресурсов в Приморском крае.
Статья 8, п. 1 статьи 10, статья 13, п. 5 статьи 14, п. п. 2, 5 статьи 15 данного Закона противоречат действующему федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
Статьями 8, 13 данного Закона установлен порядок распределения квот на вылов водных биологических ресурсов, выделенных Приморскому краю.
Однако, ст. 20 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусмотрено, что исследование и разработка (добыча) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам разработки (добычи) и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, определяются федеральными законами.
Согласно Федеральным законам № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" минеральные и живые ресурсы исключительной экономической зоны, континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.
Ни одним из действующих на настоящий момент федеральных законов субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать порядок распределения квот водных биоресурсов.
Более того, Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции 20 ноября 2003 г. было принято постановление № 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов", которым на федеральном уровне установлен порядок распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов по направлениям их использования во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В результате чего органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишены полномочий по принятию правового акта, которым бы вводилась иная система правового регулирования порядка распределения квот, нежели установленный Правительством Российской Федерации.
По этой же причине не соответствует федеральному законодательству положение абзаца 3 п. 1 ст. 10 Закона Приморского края "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае", согласно которому пользователи водными биологическими ресурсами в Приморском крае имеют право на воздействие на среду обитания водных биологических ресурсов, улучшающее ее состояние, по согласованию со специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края. Данное требование противоречит п. 16 названного выше постановления Правительства РФ № 704 и изданному в соответствии с ним Приказу Госкомрыболовства России от 11 декабря 2003 г. № 449 "Об утверждении Порядка распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в целях их воспроизводства и акклиматизации".
Не соответствует вышеназванным федеральным нормативным правовым актам и п. п. 2, 5 ст. 15 Закона Приморского края "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае", устанавливающие порядок проведения работ по воспроизводству и акклиматизации водных биологических ресурсов в Приморском крае и предоставления в пользование двухмильных предъустьевых зон базовых рек и проток в целях рационального использования запасов искусственно воспроизводимых популяций лососевых рыб.
Кроме того, не соответствует действующему законодательству п. 5 ст. 14 Закона Приморского края "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае", согласно которому решение об открытии платного спортивного и любительского лова и условиях его проведения принимает орган местного самоуправления совместно с районной инспекцией рыбоохраны.
Согласно п. 36 действующих на настоящее время Правил рыболовства во внутренних водоемах Дальнего Востока, утвержденных приказом Минрыбхоза СССР от 24.11.1980 № 524, допускается в установленном порядке спортивный и любительский лов ценных видов рыб по лицензиям. Такой порядок был установлен постановлением Совета Министров СССР от 13.05.1976 № 329 "Об упорядочении спортивного и любительского рыболовства", а также приказом Минрыбхоза СССР от 31.01.1977 № 62, которым утверждено Типовое положение о порядке лова рыбы ценных видов по лицензиям. Указанным Типовым положением организация спортивного и любительского лова рыбы ценных видов по лицензиям, включая регулирование вопросов, связанных с открытием лицензионного лова и условиями его проведения, возложена на бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (п. 13). Данное положение не отменено и действует до настоящего времени.
Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 17.11.1995 № 579 "О лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений" незаконно главам администраций городов и районов края было делегировано право организации лицензионного лова. Между тем, администрация края не имела таких полномочий, и постановлением Губернатора края от 02.11.1998, № 524 постановление администрации края № 579 было признано утратившим силу.
Таким образом, законных оснований для наделения органов местного самоуправления полномочиями по организации лицензионного лова ценных видов рыб, объемы допустимого улова которых утверждаются только Правительством РФ, не имелось, в связи с чем ч. 5 ст. 14 Закона Приморского края "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае" не соответствует закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Статью 8, п. 1 статьи 10, статью 13, п. 5 статьи 14, п. п. 2, 5 статьи 15 Закона Приморского края от 30.04.2002 № 220-КЗ "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае" отменить.
2. Настоящий протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста необходимо незамедлительно сообщить в прокуратуру края в письменной форме.
И.о. прокурора края
государственный советник
юстиции 3 класса
С.Г.ДЖАВАДОВ