РЕШЕНИЕ Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15.11.2004
<О НЕДОПУЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫРАЗИВШИХСЯ В УСТАНОВЛЕНИИ НЕЗАКОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ>
(Вместе с "ПРЕДПИСАНИЕМ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА от 15.11.2004 № 56")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2004 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Таланцев В.И. - руководитель Управления, члены Комиссии: Трякин В.В. - заместитель руководителя Управления, Кромской С.В. - начальник отдела анализа рынков, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, Чернышев В.П. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 56, о нарушении открытым акционерным обществом "Дальэнерго" (ул. Тигровая, д. 19, г. Владивосток, 690600), пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило заявление ОАО "Коммунальная энергетика" (ул. Подгорная, 3, г. Большой Камень, Приморский край, 692800) на действия ОАО "Дальэнерго", которое включило в технические условия № 102-25-549 от 14.04.04 на создание АСКУЭ "Коммунальная энергетика" ряд требований, противоречащих действующему законодательству.
ОАО "Коммунальная энергетика" включено постановлением ФЭК РФ от 10 сентября 2003 г. № 73-э/7 с 16 сентября 2003 г. в раздел "Энергоснабжающие организации" Перечня коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)").
Согласно п. 8 "Основных принципов функционирования и развития ФОРЭМ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 № 793, получение электрической энергии (мощности) с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ осуществляется на основании договоров субъекта оптового рынка с РАО ЕЭС России или уполномоченной им организацией. На территории Приморского края такой уполномоченной организацией является ОАО "Дальэнерго".
Для заключения вышеуказанного договора и, в конечном счете, для начала работы на оптовом рынке, ОАО "Коммунальная энергетика" необходимо выполнить определенные мероприятия, в том числе создать и внедрить автоматизированную систему коммерческого учета электрической энергии и мощности (АСКУЭ).
При начале работ по установке и подключению создаваемой и внедряемой АСКУЭ к сетям ОАО "Дальэнерго", последним были выданы ОАО "Коммунальная энергетика" технические условия № 102-25-549 от 14.04.04 на создание АСКУЭ "Коммунальная энергетика".
ОАО "Коммунальная энергетика" посчитало данные технические условия неосновательными и невыполнимыми. По мнению общества, ОАО "Дальэнерго", выдав данные технические условия, нарушает п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", создавая препятствия доступу ОАО "Коммунальная энергетика" на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ.
Мнение ОАО "Коммунальная энергетика" о необоснованности выданных ОАО "Дальэнерго" технических условий № 102-25-549 подтверждается Актом № 131-1 от 28.09.2004 составленным комиссией ФГУ "Управление госэнергонадзора по Приморскому краю".
Вывод комиссии заключается в следующем:
- по п. п. 1.1 и 1.2 технических условий - ОАО "Коммунальная энергетика" требуется заменить на 11 энергообъектах (подстанциях) ОАО "Дальэнерго" 129 точек коммерческого учета, однако из них только 52 единицы являются точками коммерческого учета ОАО "Коммунальная энергетика", что составляет 40%. Остальные 60% не имеют отношения к ОАО "Коммунальная энергетика" и включены в технические условия необоснованно;
- по п. п. 1.4 и 1.6 технических условий - требования являются необоснованными, так как противоречат п. 3.1 Положения об организации коммерческого учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке, утв. РАО "ЕЭС России" 12.10.2001;
- по п. 1.7 технических условий - требования являются необоснованными, так как не имеют отношения к АСКУЭ "Коммунальная энергетика".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 органы государственного энергетического надзора (государственные учреждения) упраздненного Министерства энергетики РФ переданы в ведение Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом государственного энергетического надзора. Федеральная служба:
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
- проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм правил в установленной сфере деятельности.
Кроме того, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Таким образом, вышеуказанный Акт составлен компетентным лицом, обладающим всеми необходимыми для этого правомочиями.
Также, из содержания п. 15 раздела III "Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643) и раздела 3 "Положения об организации коммерческого учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке" (утв. РАО ЕЭС России 12.10.2001) следует, что создание АСКУЭ и оснащение средствами коммерческого учета оптового рынка энергообъектов, должно осуществляться в пределах границ балансовой принадлежности собственника энергообъектов (создающего и внедряющего АСКУЭ) и ограничиваться этими границами.
Представитель ОАО "Дальэнерго" в заседании Комиссии не смог обосновать ни положениями Гражданского кодекса РФ, ни иными нормативными правовыми актами, правомерность включения в технические условия требований о проведении ОАО "Коммунальная энергетика" работ на объектах, не находящихся в собственности последнего. При этом согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе производство ремонтных работ и замену деталей, приборов и т.п. В отдельных случаях, например, по договору аренды (ст. 616 ГК РФ) часть бремени содержания имущества может взять на себя арендатор. Однако между ОАО "Дальэнерго" и ОАО "Коммунальная энергетика" нет арендных отношений в связи с созданием АСКУЭ "Коммунальная энергетика", равно как иных договорных отношений, во исполнение которых, ОАО "Коммунальная энергетика" обязалось содержать (ремонтировать, заменять и т.п.) не принадлежащее ему имущество.
Пунктом 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия, как создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам.
ОАО "Дальэнерго" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Приказом Приморского территориального управления МАП России от 4 июня 1996 года № 29 ОАО "Дальэнерго" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35%, по рынкам электроэнергии и теплоэнергии. Согласно Уставу общества основным видом деятельности ОАО "Дальэнерго" является производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии.
Кроме того, возможность доступа ОАО "Коммунальная энергетика" на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ, является следствием проводимой государством экономической политики перехода от естественных монополий к конкурентному рынку. Выход ОАО "Коммунальная энергетика" на ФОРЭМ будет способствовать переходу рынка передачи электрической энергии из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Противодействие со стороны ОАО "Дальэнерго" процессу перехода сферы естественных монополий в сферу конкурентного рынка, путем препятствования доступу организации на ФОРЭМ, противоречит ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях", в соответствии с пунктом 3 которой не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Таким образом, действия ОАО "Дальэнерго" по созданию препятствий доступу ОАО "Коммунальная энергетика" на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ, путем выставления технических условий, содержащих необоснованные требования, являются нарушением пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения ОАО "Дальэнерго" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" выразившийся в создании препятствий доступу ОАО "Коммунальная энергетика" на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ, путем выставления технических условий № 102-25-549 от 14.04.04 на создание АСКУЭ "Коммунальная энергетика", содержащих необоснованные требования в п. п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.6 и 1.7.
2. Выдать ОАО "Дальэнерго" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
от 15 ноября 2004 г. № 56
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Таланцев В.И. - руководитель Управления, члены Комиссии: Трякин В.В. - заместитель руководителя Управления, Кромской С.В. - начальник отдела анализа рынков, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, Чернышев В.П. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 15 ноября 2004 года по делу № 56 о нарушении открытым акционерным обществом "Дальэнерго" (ул. Тигровая, д. 19, г. Владивосток, 690600), пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Дальэнерго" (ул. Тигровая, д. 19, г. Владивосток, 690600) в срок до 1 декабря 2004 года прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в выставлении ОАО "Коммунальная энергетика" технических условий, содержащих необоснованные требования, путем:
- изменения п. п. 1.1 и 1.2 технических условий № 102-25-549 от 14.04.04, исключив из них подлежащие замене точки коммерческого учета, не являющиеся необходимыми для создания АСКУЭ "Коммунальная энергетика" и не принадлежащие ОАО "Коммунальная энергетика";
- исключения из технических условий № 102-25-549 от 14.04.04 на создание АСКУЭ "Коммунальная энергетика" п. п. 1.4, 1.6 и 1.7;
2. В срок до 10 декабря 2004 года письменно сообщить в Приморское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.
Контроль за исполнением настоящего предписания возлагается на начальника отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Чернышева В.П.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Разъясняем, что, согласно части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания территориального антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.