ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 08.06.2004 № 28-56-04
"ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 8 июня 2004 г. № 28-56-04
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства, связанного с водоотведением и канализованием на территории г. Владивостока.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю, не предпринимались надлежащие меры по устранению нарушений природоохранного законодательства и привлечения виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. Государственный экологический контроль ограничивался проведением мин. формальных мероприятий.
В соответствии с требованиями ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды", государственные инспектора в области охраны среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
Соблюдать требования законодательства.
Кроме того, согласно ст. 81 Водного кодекса РФ и п. 4 "Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 716, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды.
Согласно информации, предоставленной Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю (ГУПР по ПК) и МУПВ "Водопроводно-канализационное хозяйство", в г. Владивостоке сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация в области водоснабжения и канализования, обусловленная тем, что во Владивостоке из 29 выпусков системы канализации фактически действуют два выпуска очистных сооружений биологической очистки - "Де-Фриз" и "Фанзавод".
По итогам 2003 г. сброс смешанных сточных вод через выпуски МУПВ "ВКХ" г. Владивостока составил 74278144 куб. м сточных вод, в том числе:
недостаточно очищенных через 2 выпуска после очистных сооружений сброшено 6655283 куб. м сточных вод;
- без очистки через 26 выпусков сброшено 67622861 куб. м сточных вод.
В бухту Золотой Рог ежегодно сбрасывается 24564,814 тыс. куб. м сточных вод, в б. Улисс - 908,378 тыс. куб. м, в пролив Босфор Восточный - 4177,823 тыс. куб. м, в б. Тихая - 911,667 тыс. куб. м сточных вод без очистки.
Со сточными водами ежегодно в среднем сбрасывается 8371,017 тонн взвешенных веществ, 1766,58 кг аммония солевого, 28,317 тонн нефтепродуктов, 13,779 т соединений железа, 2147,02 кг меди и другие соединения, что говорит о негативном воздействии на окружающую среду водных объектов и является нарушением ст. 96, ст. 98 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 51, ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме того, значительный вклад в загрязнение морских вод Амурского залива и б. Золотой Рог вносит дождевой сток с территории города, где полностью отсутствуют очистные сооружения ливневого стока. С ливневыми водами в залив попадают различные загрязняющие вещества (ионы тяжелых металлов, нефтепродукты), так как токсичные отходы по-прежнему хранятся на территориях предприятий из-за отсутствия единого краевого полигона захоронения токсичных отходов.
В силу изложенного, экологическая обстановка Амурского и Уссурийского заливов в настоящее время, как и в предыдущие годы, находится в критическом состоянии, что отрицательно сказывается на здоровье населения, а также ведет к сокращению численности фауны морских вод, что является нарушением п. п. 1, 4 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которым предусмотрено, что водные объекты не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности МУПВ "ВКХ", администрации г. Владивостока, Комитетом по природным ресурсам МПР России по ПК, ГУПР МПР России по ПК проводились и проводятся регулярно, однако конкретных и исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений и по привлечению виновных в допущенных нарушениях должностных лиц к ответственности принято не было.
По информации предоставленной ГУПР от 25.12.2003 № 02-11/120 схемой канализования города Владивостока предполагается строительство трех комплексов очистных сооружений:
- очистные сооружения в районе мусоросжигательного завода на 2 Речке. В настоящее время откорректированный проект очистных сооружений находится на рассмотрении в отделе экологической экспертизы ГУПР по Приморскому краю;
- очистные сооружения в районе мыса Абросимова, для очистки сточных вод Первомайского и части Ленинского района города Владивостока. На площадку будущих очистных сооружений подведены коллектора, но проекта самих сооружений нет;
- очистные сооружения "Зеленый угол" - для перспективной застройки города.
Предусматривается также расширение очистных сооружений на полуострове Де-Фриз и строительство новой нитки канализационных коллекторов на очистные сооружения, чтобы демонтировать дюкер через залив Угловой, который является экологической угрозой Амурскому заливу и заливу Угловой.
Так, по данным ГУПР по ПК - за период 2003 г. при осуществлении проверок предприятий г. Владивостока в порядке федерального государственного экологического контроля случаев самостоятельного сброса неочищенных вод не зафиксировано. Проверки же, связанные с повсеместным загрязнением вод в г. Владивостоке - не проводились.
Деятельность Водной службы ГУПРа по ПК заключалась в регулярном участии в совещаниях различного уровне с органами государственной власти и местного самоуправления, а также организации этих совещаний по вопросам строительства очистных сооружений сточных вод.
Также Водная служба ГУПРа по ПК ежегодно направляет предложения в Администрацию края для финансирования работ из краевого бюджета на охрану и восстановление водных объектов, непосредственно осуществляет мероприятия в качестве Государственного заказчика за счет средств федерального бюджета, связанного с созданием водоохранных зон, разработкой водоохранных балансов и схем комплексного использования водных объектов и другими водоохранными мероприятиями.
Однако перечисленные мероприятия не влекут улучшения состояния водных объектов. Конкретных и исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений и по привлечению виновных в допущенных нарушениях должностных лиц к ответственности принято не было, требования ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" - не исполнялись надлежащим образом.
Из чего следует, что Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Приморскому краю МПР России не выполняются возложенные ФЗ "Об охране окружающей среды" обязанности, не в полной мере используются все предоставленные законом полномочия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению всех нарушений закона, причин и условий им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ГУПР в Приморском крае, виновных в ненадлежащем исполнении возложенных на них законом функций по осуществлению государственного экологического контроля.
3. Запретить согласование акта выбора земельных участков без наличия очистных сооружений, или подключению вновь построенных объектов к существующим сетям канализации.
4. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в установленный законом месячный срок о результатах и принятых мерах сообщить прокурору в письменном виде.
И.о. Приморского межрайонного
природоохранного прокурора
младший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ