РЕШЕНИЕ Ленинского районного суда г. Владивостока от 02.06.2004
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ВЛАДИВОСТОКА "О ГОРОДСКИХ ДОПЛАТАХ ЖИТЕЛЯМ Г. ВЛАДИВОСТОКА, УДОСТОЕННЫМ ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ">
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2004 года
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ильиных Е.А.
при секретаре Максименко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока в защиту интересов муниципального образования г. Владивосток к администрации г. Владивостока о признании недействующим с момента принятия постановления главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий"
установил:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта администрации г. Владивостока, а именно постановления главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий". В своем заявлении прокурор указал, что оспариваемое постановление принято с нарушением Федерального закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Согласно п. 25 ст. 66 указанного выше закона определение за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на подведомственной территории, относится к компетенции представительного органа местного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального образования г. Владивосток таким органом во Владивостоке является городская Дума. Таким образом, издавая оспариваемое прокурором постановление и устанавливая доплаты жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий, глава администрации вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Владивостока поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования г. Владивосток Б. с требованиями прокурора не согласилась по следующим основаниям. Считает, что оспариваемое постановление не нарушает права граждан, напротив, улучшает материальное положение социально незащищенных слоев населения. Полагает, что глава администрации г. Владивостока принял постановление № 674 от 04.04.2003 в рамках предоставленных ему полномочий, так согласно абз. 2 пп. 4 ст. 11 Устава г. Владивостока в предмет ведения органов местного самоуправления входят решения вопросов социально-экономического развития города. Установление дополнительных выплат жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий, является одной из мер социальной поддержки населения в рамках разрешения вопросов социально-экономического развития города.
Кроме этого, администрация г. Владивостока устанавливает порядок и условия размещения денежных средств, распоряжается и управляет городским имуществом. Следовательно, из местного бюджета могут выделятся выплаты на реализацию органами местного самоуправления социальных программ.
Представитель администрации муниципального образования г. Владивосток в лице управления социальной защиты населения Ш. также не согласилась с заявлением прокурора Ленинского района г. Владивостока. В своем отзыве на заявление прокурора представитель администрации указывает, что согласно ст. 11 Устава муниципального образования г. Владивосток к предметам ведения городского самоуправления относится в том числе и разрешение вопросов комплексного социально-экономического развития города. Глава администрации г. Владивостока, устанавливая постановлением доплаты жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий, установил дополнительную меру социальной защиты населения. Не согласен представитель администрации г. Владивостока и с доводами прокурора в части нецелевого использования бюджетных средств. Так, в расходной части бюджета г. Владивостока на 2003 год по разделу "Социальная политика" предусмотрен подраздел: "Расходы целевой программы социальной поддержки населения" на сумму 53537 рублей. Выплата ежемесячной доплаты жителям г. Владивостока является социальной мерой администрации города по улучшению положения малообеспеченных слоев населения, относящихся, безусловно, к адресной социальной поддержке населения.
Представитель Думы г. Владивостока поддержал заявление прокурора и просил признать недействующим постановление главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетным званий" по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом "О местном самоуправлении в Российской Федерации" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и имеющихся средств вправе принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов, в том числе о предоставлении льгот. Реализация предоставленных льгот производится за счет средств местного бюджета. В соответствии со статей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статей 42 Устава муниципального образования г. Владивостока бюджет утверждается решением представительного органа местного самоуправления (Думой города Владивостока). Местная администрация выполняет функции представительного органа до избрания соответствующего представительного органа. В июне 2001 года была избрана Дума города Владивостока, которая правомочна решать вопросы в пределах своей компетенции. Компетенция представительного органа определяется в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Законом Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае", Уставом муниципального образования г. Владивосток, согласно которым представительный орган местного самоуправления утверждает местный бюджет. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определение дополнительных льгот за счет собственных средств для граждан относится к компетенции представительного органа. Таким образом, постановление главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 издано с превышением полномочий.
Считает необоснованными и доводы представителя управления социальной защиты населения г. Владивостока в той части, что нет необходимости принимать оспариваемое постановление Думой г. Владивостока, так как Думой утвержден бюджет г. Владивостока, в том числе раздел "Социальная политика", где предусмотрен подраздел "Расходы целевой программы социальной поддержки населения". Так, постановление главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий" устанавливает дополнительные, не предусмотренные федеральным законом льготы отдельным категориям граждан, следовательно, необходимо решение представительного органа Думы г. Владивостока для принятия такого постановления, несмотря на то, что бюджет по разделу "Социальная политика" был согласован с Думой г. Владивостока.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 4 апреля 2003 года главой администрации г. Владивостока было принято постановление № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий".
Указанным постановлением с 01.03.2003 года установлены ежемесячные доплаты в размере 400,0 рублей жителям города Владивостока, удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, или Российской Федерации, персональным пенсионерам союзного, республиканского и местного значения.
При этом финансовому управлению администрации г. Владивостока поручено выделять средства на доплаты указанным категориям граждан за счет ассигнований из городского бюджета.
Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда предоставлено право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" органы местного самоуправления могут за счет своих бюджетов предоставлять дополнительные льготы гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации.
Доплат другим категориям граждан, удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, персональным пенсионерам союзного, республиканского и местного значения действующее законодательство не предусматривает.
В силу п. 25 ст. 66 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определение за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на подведомственной территории, относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительным органом местного самоуправления является коллегиальный орган, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законами и законами субъектов Российской Федерации. В городе Владивостоке согласно ст. 8 Устава муниципального образования г. Владивосток таким органом является городская Дума.
Таким образом, установление доплат жителям города Владивостока, удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, персональным пенсионерам союзного, республиканского и местного значения возможно исключительно по решению Думы г. Владивостока.
Ст. 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подтверждено действие ст. 66 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному закону. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Статьей 42 Устава муниципального образования г. Владивосток определены полномочия городской Думы. При этом среди конкретно определенных полномочий представительного органа предусмотрено и осуществление и иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом Приморского края, законами Приморского края, Уставом города.
Таким образом, в п. 25 ст. 66 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", закрепляющем право представительного органа местного самоуправления определять за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества для граждан, проживающих на подведомственной территории, не содержится противоречий Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поэтому указанный пункт является действующим и подлежит применению к рассматриваемому вопросу.
Данные доводы подтверждаются также тем, что ст. 66 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" не упомянута в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 в числе статей, признаваемых недействующими.
Таким образом, постановление администрации г. Владивостока от 4 апреля 2003 г. № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий" принято с превышением установленных законом полномочий и противоречит федеральному законодательству.
Не обоснованны, по мнению суда, и ссылки представителя администрации г. Владивостока на решение Думы № 182 от 08.04.2003 "Об утверждении бюджета города Владивостока на 2003 год". Во-первых, решение № 182 Думы г. Владивостока принято 08.04.2003, в то время как оспариваемое прокурором постановление № 674 принято 04.04.2003. Следовательно, при принятии постановления № 674 от 04.04.2003 бюджет города Владивостока, в том числе и раздел "Социальная политика", не был утвержден Думой города Владивостока как представительным органом. Во-вторых, в разделе "Социальная политика" бюджета г. Владивостока на 2003 год, на который ссылается представитель Управления социальной защиты населения г. Владивостока, не содержится подраздела, в котором указан размер денежных средств, предназначенных на выплату доплат, установленных постановлением главы администрации г. Владивостока № 674 от 04.04.2003 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий". Таким образом, в бюджете города Владивостока на 2003 год не заложены денежные средства, предназначенные для финансирования доплат жителям города Владивостока, удостоенным почетных званий. Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает обоснованным довод представителя Думы г. Владивостока о том, что выплата доплат жителям города Владивостока, удостоенным почетных званий, из денежных средств, предусмотренных подразделом бюджета "расходы целевой программы социальной поддержки населения", возможна только при принятии дополнительного решения. Принятие такого решения входит исключительно в компетенцию Думы г. Владивостока.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению осуществляется в случае установления таких выплат законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Возмещение расходов по предоставлению дополнительных льгот в виде дополнительных доплат гражданам города Владивостока, удостоенным почетных званий, установленных оспариваемым постановлением, производится из бюджета г. Владивостока. Таким образом, принимая решение об установлении дополнительных выплат, не предусмотренных действующим законодательством, глава администрации г. Владивостока нарушает права всего населения муниципального образования г. Владивосток, поскольку денежные средства, направляемые на осуществление выплат, могли бы быть направлены и израсходованы на другие городские нужды.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что постановление главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий" принято с нарушение закона и должно быть признано недействующим.
В силу ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела усматривается, что выплаты, на основании оспариваемого постановления, производились с 01.03.2003, и доплаты получили жители города Владивостока в количестве 1 тыс. 171 человека. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным признать постановление главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий" недействующим с момента вступления указанного решения в силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд
решил:
Признать противоречащим закону и недействующим с момента вступления указанного решения в силу постановление главы администрации г. Владивостока от 04.04.2003 № 674 "О городских доплатах жителям г. Владивостока, удостоенным почетных званий" недействующим с момента вступления указанного решения в силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.