ЗАЯВЛЕНИЕ прокурора Ленинского района г. Владивостока от 21.05.2004 № 8-Н
"О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ЗАКОНУ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 21 мая 2004 г. № 8-Н
О ПРИЗНАНИИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ЗАКОНУ
Заявление в порядке ст. 45, ст. 251 ГПК РФ, ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 12.09.03 № 2261 "Об утверждении Положения о порядке оформления инвестиционных договоров" утверждено Положение о порядке оформления инвестиционных договоров на проведение реконструкции, капитального ремонта муниципальных зданий, достройку объектов, незавершенных строительством, и на комплексную реконструкцию объектов муниципальной собственности, включая руинированные и находящиеся в аварийном состоянии на территории города Владивостока (далее - Положение), которое было опубликовано в газете "Приморские вести" № 100 от 31.12.03.
В соответствии с п. 1.1 данного Положения в целях реализации инвестиционной деятельности между администраций города и инвестором заключается договор, предусматривающий проведение реконструкции, капитального ремонта муниципального здания (помещения, строения), достройку незавершенного строительством объекта, находящегося в муниципальной собственности и на комплексную реконструкцию объектов муниципальной собственности, включая руинированные и находящиеся в аварийном состоянии, освоению подвальных и цокольных этажей, устройству мансард за счет средств инвестора с возникновением прав общей долевой собственности муниципального образования и данного инвестора на объект инвестирования после завершения объемов работ, предусмотренных данным договором.
Согласно пункту 1.4 этого Положения на заключение инвестиционных договоров могут предлагаться следующие объекты муниципальной собственности, удовлетворяющие одному из нижеперечисленных критериев:
- отдельно стоящее здание при условии, что оно имеет физический износ не менее 60% или по своему техническому и физическому состоянию требует реконструкции или капитального ремонта, а также руинированные объекты (пункт 1.4.1);
- подвальное или полуподвальное помещение, требующее реконструкции или капитального ремонта (независимо от процента физического износа) (пункт 1.4.2);
- временно приостановленный, законсервированный незавершенный строительством объект (пункт 1.4.3);
- чердачные пространства и строительство сооружений выше кровли (мансард) (пункт 1.4.4).
Полагаю, что указанное Положение не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановление № 2261 от 12.09.03 "Об утверждении Положения о порядке оформления инвестиционных договоров" принято администрацией г. Владивостока с превышением пределов компетенции.
В соответствии со ст. 11 Устава муниципального образования г. Владивосток городское самоуправление самостоятельно определяет и осуществляет свою политику по решению всех вопросов городского значения, в том числе касающихся вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Из содержания Положения следует, что им устанавливается порядок распоряжения муниципальной собственностью.
Между тем, установление порядка распоряжения муниципальной собственностью относится к компетенции представительного органа местного самоуправления - Думы г. Владивостока. Администрация г. Владивостока согласно ст. 36 Устава муниципального образования г. Владивосток является исполнительным органом местного самоуправления и должна обеспечивать управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с установленным Думой г. Владивостока порядком.
Также анализ приведенных норм Положения позволяет сделать вывод о том, что инвестиционный договор, заключаемый между администрацией города и инвестором, по своей правовой природе является договором о совместной деятельности (договором простого товарищества).
В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. При этом пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Между тем, администрация города Владивостока согласно ст. 51 Устава муниципального образования г. Владивосток является органом исполнительной власти и по этой причине не может выступать в качестве субъекта названного договора.
Согласно ст. 1042 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество. При этом внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.
Пунктами 1.13 и 1.14 Положения определено, что после выполнения инвестором инвестиционных условий инвестиционного договора объект инвестирования переходит в общую долевую собственность муниципального образования город Владивосток и инвестора. Предварительное распределение долей в праве общей долевой собственности на объект инвестирования определяется на момент заключения инвестиционного договора индивидуально по каждому объекту.
Из этого следует, что внесенное администрацией города имущество, которым она обладала на праве собственности, признается общей долевой собственностью муниципального образования и инвестора после завершения объемов работ, предусмотренных договором.
Таким образом, при внесении администрацией города имущества по инвестиционному договору в виде имущественного вклада, право собственности муниципального образования на это имущество прекращается и возникает право общей долевой собственности на это имущество муниципального образования и инвестора, т.е. происходит отчуждение муниципального имущества с возникновением права долевой собственности на данное имущество у другого лица.
Между тем, статьей 217 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 3 ст. 2 данного Федерального закона приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статьей 13 указанного Федерального закона установлены способы приватизации государственного и муниципального имущества. При этом пунктом 5 этой статьи предусмотрено, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Однако статьей 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" такой способ приватизации муниципального имущества не предусмотрен.
Таким образом, оспариваемое Положение нарушает действующее законодательство о приватизации и публичные интересы в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, что дает право прокурору обратиться в суд с настоящим заявлением на основании ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В случае отмены части Положения или признания его несоответствующим действующему законодательству подлежит отмене и само постановление. В противном случае теряется смысл оспариваемого постановления, т.к. оно будет вводить в данном случае недействующий документ.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь ст. 45, ст. 251 ГПК РФ, ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРОШУ:
Признать постановление главы администрации г. Владивостока от 12.09.2003 № 2261 "Об утверждении Положения о порядке оформления инвестиционных договоров" недействующим со дня его принятия.
Прокурор Ленинского района
г. Владивостока
младший советник юстиции
Д.Д.РОМАНЧЕНКО