Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Ленинского районного суда г. Владивостока от 15.04.2004
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ВЛАДИВОСТОКА ОТ 19.12.2003 № 3016 "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РЕКЛАМНЫМ ПРОЦЕССОМ В Г. ВЛАДИВОСТОКЕ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2004 г.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Максименко Т.А.,
с участием прокурора Сараевой Е.А.,
при секретаре Гаузяк И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о признании недействующим постановления главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 "О мерах по совершенствованию управления рекламным процессом в г. Владивостоке", суд

установил:

Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с названным заявлением, указав в обоснование, что 19.12.2003 главой администрации г. Владивостока издано постановление № 3016 "О мерах по совершенствованию управления рекламным процессом в городе Владивостоке", с утверждением Временного положения о правилах размещения объектов наружной рекламы в г. Владивостоке до принятия Думой города Владивостока соответствующего решения, с разработкой генеральной схемы и концепции размещения объектов наружной рекламы в г. Владивостоке. При этом муниципальное учреждение "Информационно-аналитический центр города Владивостока" наряду с иными полномочиями наделено правом оформления паспортов рекламных мест.
Указанное постановление официально опубликовано в газете "Утро России" № 7(3051) от 17 января 2004 г.
Постановление главы администрации города Владивостока № 3016 от 19.12.2003 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит суд признать названное постановление № 3016 от 19.12.2003 недействующим.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Владивостока поддержал заявленные требования, подтвердив в полном объеме доводы и основания, изложенные в заявлении. Просил суд уточнить наименование органа, чье решение оспаривается: администрация муниципального образования г. Владивосток.
Представитель администрации муниципального образования г. Владивосток предъявленные требования не признал, просил суд оставить заявление без удовлетворения за необоснованностью в связи со следующим.
Органы местного самоуправления, в соответствии с положениями ст. ст. 130, 132, 133 Конституции РФ вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью. Данное положение нашло подтверждение в постановлении Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 11 Устава г. Владивостока муниципальная собственность находится в ведении муниципального образования.
Управление муниципальной собственностью в силу ст. 36 Устава города осуществляет глава администрации.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 37 Устава г. Владивостока - глава администрации для осуществления своих полномочий принимает (издает) правовые акты.
Исходя из вышеназванных положений Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава г. Владивостока, обжалуемое постановление принято правомочным лицом.
Оспариваемые правовые нормы не противоречат федеральному законодательству и гражданско-правовые отношения не регулируют чьих-либо прав и законных интересов не нарушают, данные нормы являются организационно-порученческими. Правила не регулируют рекламные отношения. Правила приняты в целях установления единого для г. Владивостока порядка и требований к проектированию, оформлению и согласованию разрешительной документации, размещению, эксплуатации средств наружной рекламы и информации.
Правоотношения в связи с распространением наружной рекламы как технического средства Федеральный закон "О рекламе" не регулирует. Так, ст. 14 ФЗ "О рекламе" не предписывает, в каких случаях орган местного самоуправления может не выдавать разрешение на ее распространение.
Статья 3 ФЗ "О рекламе" устанавливает, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться и иными федеральными законами.
Положения Градостроительного кодекса РФ устанавливают, что граждане и юридические лица обязаны осуществить градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки.
Ст. 11 Устава г. Владивостока относит к ведению городского самоуправления планирование развития и регулирование застройки города, контроль за использованием земель, на территории города. Размещение объектов наружной рекламы на территории города напрямую затрагивает указанные предметы ведения городского самоуправления.
Приморское территориальное управление МАП России не обладает полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью, регулированию градостроительной деятельности и контролю за ней, а также установлению каких-либо требований, касающихся объектов архитектуры и размещения объектов наружной рекламы на территории г. Владивостока, данными полномочиями обладает соответствующий орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе устанавливать требования, касающиеся размещения любых архитектурных объектов на территории муниципального образования, в том числе и объектов наружной рекламы.
Доводы заявителя о нарушении администрацией г. Владивостока Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в связи с введением дополнительных условий по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, являются неправомерными.
Федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления в области наружной рекламы отнесены вопросы, связанные с размещением объектов наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также вопросы градостроительства в части, касающейся требований к объектам наружной рекламы, влияющих на внешний облик городов.
За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований законодательства, взимается плата в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с соответствующими органами. При этом размер платы не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, определению мест ее распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения.
Не согласны с требованиями заявителя, что устанавливать плату за выдачу разрешений вправе только Дума г. Владивостока, поскольку в ведении городской Думы находится установление налогов и сборов. Плата за выдачу разрешений не относится к налогам и сборам.
Согласно п. 4.1 Правил размещения объектов наружной рекламы в г. Владивостоке - распространение наружной рекламы на территории города осуществляется только на основании разрешения на распространение наружной рекламы и договора с собственником. Обязанность по внесению платы наступает для рекламораспространителя лишь в случае заключения уполномоченными организациями договора на размещение средств наружной рекламы на объектах, принадлежащих г. Владивостоку, то есть эта плата по своей юридической природе имеет договорной характер. Таким образом, администрация города вправе устанавливать размер платы за выдачу разрешения на размещение наружной рекламы, поскольку она не относится к налогам или сборам, устанавливаемым Думой г. Владивостока.
В настоящее время подготовлен проект постановления главы администрации города о внесении изменений и дополнений в оспариваемое постановление главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003.
Представители муниципального учреждения "Информационно-аналитический центр города Владивостока", привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика, считают заявление необоснованным в силу следующего.
Согласно положений Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов, осуществлении охраны общественного порядка, осуществляемого в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом их исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Считают, что постановление главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 "О мерах по совершенствованию управления рекламным процессом в г. Владивостоке", утвердившее Временное положение о правилах размещения объектов наружной рекламы на территории г. Владивостока, издано на основании ФЗ "О рекламе", Градостроительного кодекса РФ и иных нормативных актов. До принятия Думой г. Владивостока основополагающего нормативного акта в области распространения наружной рекламы на территории г. Владивостока, в целях упорядоченного процесса распространения объектов наружной рекламы в городе, соблюдения антимонопольного, рекламного и градостроительного законодательства, а также в целях обеспечения безопасности населения и соблюдения интересов города и хозяйствующих субъектов, соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и издано в пределах полномочий, которыми наделен глава администрации г. Владивостока.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, заключение прокурора об обоснованности требований, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, 19.12.2003 главой администрации г. Владивостока издано постановление № 3016 "О мерах по совершенствованию управления рекламным процессом в г. Владивостоке, опубликованным в газете "Утро России" № 7 (3051) от 17.01.2004.
В соответствии со ст. 11 Устава муниципального образования г. Владивосток владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, решение вопросов комплексного социально-экономического развития города, контроль за использованием земель на территории города, благоустройство территории города находится в ведении городского самоуправления.
Согласно ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования, находится в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления.
Таким образом, утвердив Временное положение о правилах размещения объектов наружной рекламы в г. Владивостоке, глава администрации г. Владивостока вышел за рамки полномочий, предоставленных ему федеральным и краевым законодательством.
Кроме того, ряд норм по размещению объектов наружной рекламы в г. Владивостоке, утвержденных постановлением главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003, противоречит действующему законодательству.
Так, пунктами 2.2, 7.4 Правил размещения объектов наружной рекламы в г. Владивостоке (приложение № 1 к постановлению главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003) Комиссия по наружной рекламе администрации г. Владивостока в случае выявления нарушений со стороны рекламораспространителей при распространении наружной рекламы, установке, эксплуатации объекта наружной рекламы: условий договора возмездного предоставления рекламного места, требований российского законодательства, постановлений главы администрации наделена полномочиями по принятию решений о выдаче соответствующего уведомления рекламораспространителю об устранении нарушений; вынесению предписаний о демонтаже ненадлежащего (незаконно, самовольно установленного или бесхозного) объекта наружной рекламы и контролю за их выполнением.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы определены ст. 14 Федерального закона "О рекламе". Согласно данной норме закона орган местного самоуправления вправе выдавать разрешение на распространение наружной рекламы, устанавливать и взимать плату за выдачу указанных разрешений, контролировать состояние наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения. Иные полномочия в области рекламы федеральным законом за органами местного самоуправления не закреплены.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О рекламе" полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе наделен федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы). Этот орган предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами, направляет рекламодателям предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительности сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о рекламе на территории г. Владивостока, в том числе и законностью размещения объектов рекламы, и принятию мер по пресечению фактов нарушения законодательства о рекламе наделено Приморское территориальное управление МАП России.
При возложении на комиссию администрации г. Владивостока по наружной рекламе контрольных функций в области рекламы глава администрации г. Владивостока вышел за пределы полномочий, предоставленных ему ст. 14 Федерального закона "О рекламе", ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 36 Устава муниципального образования г. Владивосток.
Пункты 2.2, 7.4 приложения № 1 к постановлению главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 затрагивают государственные интересы в сфере регулирования отношений в области рекламы, нарушают установленный порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также влекут за собой нарушение прав рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, поскольку позволяют Комиссии администрации г. Владивостока по наружной рекламе осуществлять в отношении них полномочия и принимать меры воздействия, которыми указанный орган законодательством Российской Федерации не наделен.
Положения пункта 3.1 приложения № 1 к постановлению главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 противоречат федеральному законодательству о рекламе в связи со следующим.
Разрешение на распространение наружной рекламы выдается только на утвержденные рекламные места, место считается рекламным при условии внесения его в единый реестр рекламных мест.
В соответствии с п. 3.7 приложения № 1 в выдаче разрешения на распространение наружной рекламы может быть отказано в случаях, если наружная реклама заявлена к распространению на месте, не внесенном в реестр рекламных мест (место не определено как рекламное).
Согласно п. 2 ст. 14 указанного выше Федерального закона распространение наружной рекламы в городских поселениях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органами, перечисленными в данном пункте.
Таким образом, установление дополнительных условий администрацией города по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы (внесение рекламных мест в реестр), не предусмотренных действующим законодательством, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов по заключению договоров возмездного предоставления рекламных мест.
Данными пунктами постановления главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 нарушаются предусмотренные ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации свобода договора, а также принципы недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и беспрепятственного осуществления гражданских прав.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Пунктом 5.3 Правил размещения объектов наружной рекламы в г. Владивостоке установлено, что размер платы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы определяется администрацией г. Владивостока.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О рекламе" за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы взимается плата в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления.
Согласно ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае", ст. 42 Устава муниципального образования г. Владивосток установление муниципальных налогов и сборов находится в исключительной компетенции представительного органа.
Таким образом, полномочиями по установлению размера платы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы обладает исключительно Дума города Владивостока.
Согласно ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ и, соответственно, правовые акты, принимаемые им, не должны противоречить действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, постановление главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 "О мерах по совершенствованию управления рекламным процессом в г. Владивостоке" является недействующим с момента издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока о признании недействующим постановление главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 "О мерах по совершенствованию управления рекламным процессом в городе Владивостоке" удовлетворить.
Признать недействующим постановление главы администрации г. Владивостока № 3016 от 19.12.2003 "О мерах по совершенствованию управления рекламным процессом в городе Владивостоке" с момента издания.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Владивостока.

Судья
Т.А.МАКСИМЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru