РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Приморского края от 10.02.2004 № А51-4839/2003 12-201
<О НЕПРАВОМЕРНОМ ВОСТРЕБОВАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО АРЕНДНЫМ ПЛАТЕЖАМ В СВЯЗИ С НЕВЕРНЫМ РАСЧЕТОМ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ>
(Вместе с "ПОСТАНОВЛЕНИЕМ арбитражного суда апелляционной инстанции")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2004 г. № А51-4839/2003 12-201
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил:
Истец - администрация г. Владивостока обратился с исковыми требованиями о взыскании с ответчика - гаражно-строительной кооператив "Запад" Первомайского района г. Владивостока 102021 рублей 63 копеек, в том числе 52982 рубля 40 копеек основного долга по внесению ответчиком арендной платы по заключенному сторонами договору аренды земли от 04.03.1994 (далее - договор от 04.03.1994) за период с 1999 года по 04.03.2003, а также 50039 рублей 23 копейки пени, начисленной на сумму основного долга согласно п. 4 договора от 04.03.1994 за период с 01.01.2000 по 04.03.2003.
Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил период начисления, размер исковых требований и просит взыскать с ответчика 134285 рублей 82 копейки, в том числе 63897 рублей 99 копеек основного долга за период с 27.02.2002 по 31.12.2003, а также 70387 рублей 83 копейки пени за период с 01.04.2000 по 31.12.2003.
Ответчик иск оспорил, указав на необходимость применения срока исковой давности в отношении исковых требований, предъявленных за период до 07.04.2000, а также ссылаясь на неправомерность начисления истцом спорной суммы арендной платы по договору от 04.03.1994 на основании постановлений главы администрации г. Владивостока № 193 от 11.02.2000, № 865 от 13.06.2001, № 19 от 17.01.2002 в связи с отменой постановления № 193 от 11.02.2000 постановлением № 865 от 13.06.2001 и признанием постановлений № 865 от 13.06.2001, № 19 от 17.01.2002 недействительными решениями Ленинского районного суда г. Владивостока.
Кроме того, ответчик в обоснование своих возражений по иску ссылается на то, что, по его мнению, ответчик занимает и использует по договору от 04.03.1994 земельный участок площадью не 800, а 420 квадратных метров, а также на то, что истец при расчете арендной платы по договору не принял во внимание право истца на применение льготного коэффициента земельного налога в отношении участка по договору от 04.03.1994, в отношении участка, занимаемого кооперативными гаражами.
В связи с этим, как полагает ответчик, с учетом фактического объема внесения им арендной платы в спорный период по договору от 04.03.1994 спорная задолженность отсутствует.
В судебном заседании 27.01.2004 арбитражный суд в порядке ст. 163 АПК РФ определил объявить перерыв до 15 часов 00 минут 03.02.2004, после окончания которого судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании 03.02.2004 арбитражным судом была объявлена только резолютивная часть решения по настоящему делу, изготовление решения в полном объеме согласно ст. 176 АПК РФ было отложено арбитражным судом до 10.02.2004.
Из пояснений сторон, материалов дела следует, что 04.03.1994 истцом как арендодателем и ответчиком как арендатором был заключен договор аренды земли (договор от 04.03.1994), согласно условиям которого арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование сроком на десять лет земельный участок площадью 800 квадратных метров в границах, указанных на приложенной к договору схеме границ земельного участка, расположенный в г. Владивостоке в районе улиц Борисенко - Сахалинская, для строительства полуподземных гаражей на условиях оплаты арендатором арендной платы в размере ставки земельного налога с коэффициентом 4,6 ежеквартально, в срок до 15 числа первого месяца квартала.
В п. 4 договора от 04.03.1994 стороны согласовали условие договора о том, что в случае неуплаты в установленный срок арендной платы начисляется пеня в размере 0,2 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки.
Как следует из удостоверения о постановке на учет пользователя земельного участка, выданного ответчику Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока, инвентаризации земельного участка ответчика, проведенной Комитетом по архитектуре и градостроительству мэрии г. Владивостока, пояснений сторон, земельный участок по договору от 04.03.1994, расположенный в срединной экономико-планировочной зоне городской застройки г. Владивостока, фактически используется ответчиком для размещения кооперативных гаражей в соответствии с целями и задачами ответчика как потребительского кооператива, согласно уставу ответчика.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" (далее ФЗ РФ "О плате за землю") налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
В силу ч. 5 ст. 8 ФЗ РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
В соответствии с ч. 2 названной статьи Закона глава администрации г. Владивостока в 2000 - 2002 годах издавал постановления, которыми дифференцировал ставки земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности участков в г. Владивостоке.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 11.02.2000 № 193 "Об установлении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год" (далее - постановление № 193) ставка земельного налога в г. Владивостоке для земельных участков, занятых кооперативными гаражами и расположенных в срединной экономико-планировочной зоне, на 2000 год была установлена в размере 0,14 рубля за один квадратный метр.
Постановление главы администрации г. Владивостока от 13.06.2001 № 865 "Об утверждении Положения "О плате за землю в г. Владивосток", а также постановление главы администрации г. Владивостока № 19 от 17.01.2002 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю на 2002 год", которыми были установлены ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 и в 2002 годах соответственно, решениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.07.2002 и от 05.07.2002 признаны недействительными и не влекущими правовых последствий с момента издания.
Решением Думы г. Владивостока от 21.11.2002 № 143 "Об утверждении ставок земельного налога в г. Владивостоке" ставка земельного налога в г. Владивостоке для земельных участков, расположенных в срединной экономико-планировочной зоне, на 2003 год была установлена в размере 11,84 рубля за один квадратный метр.
При таких обстоятельствах для исчисления ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 - 2002 годах следует применять ставку земельного налога, установленную главой администрации г. Владивостока на 2000 год с коэффициентами, предусмотренными на соответствующие годы в нормах Федерального закона Российской Федерации № 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год" в размере 1 к ставкам 2000 года, Федерального закона Российской Федерации № 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" в размере 2 к ставкам 2001 года.
В условиях договора от 04.03.1994 стороны согласовали условие о том, что размер арендной платы по договору устанавливается сторонами в размере ставки земельного налога для земельного участка по договору с коэффициентом 4,6.
Таким образом, учитывая необходимость в силу ч. 5 ст. 8 ФЗ РФ "О плате за землю" рассчитывать ставку земельного налога для участка по договору от 04.03.1994 как для расположенного в срединной экономико-планировочной зоне, участка, занятого кооперативными гаражами, в размере трех процентов от ставки земельного налога, установленной в городе, арбитражный суд полагает, что размер арендной платы по договору за период 2000 - 2003 годы следует исчислять путем умножения площади участка 800 квадратных метров на договорный коэффициент 4,6 с дальнейшим умножением в 2000 и 2001 годах на 0,14, в 2002 году - на 0,28, в 2003 - на 0,35.
В связи с этим, учитывая то, что за спорный период ответчик фактически внес истцу арендную плату по договору от 04.03.1994 в размере 11089 рублей 90 копеек 14.04.2001, а также в размере 14000 рублей 23.12.2003, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии на момент рассмотрения настоящего дела задолженности ответчика по внесению арендной платы по договору от 04.03.1994 за спорный период, а также об отсутствии оснований для взыскания с ответчика пени согласно п. 4 договора, поскольку платежом 14.04.2001 ответчик не только погасил задолженность по внесению арендной платы по состоянию на 14.04.2001, но и оплатил вперед арендные платежи по договору от 04.03.1994, не допустив их просрочки в спорный период.
Следовательно, исковые требования являются незаконными, необоснованными и в их удовлетворении необходимо отказать.
При этом арбитражный суд принимает во внимание также и то, что в удовлетворении исковых требований, предъявленных за период с 1999 года по второй квартал 2000 года, необходимо отказать еще и потому, что о факте неисполнения ответчиком обязанности по внесению арендной платы по договору от 04.03.1994 в данный период истец должен был и мог узнать в соответствии с условиями п. 3 договора от 04.03.1994 более чем за три года до момента обращения истца с исковым заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Таким образом, заявление ответчика о применении исковой давности в названной части исковых требований является в соответствии со ст. ст. 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части.
Необоснованными являются доводы ответчика о том, что арендную плату по договору от 04.03.1994 следует рассчитывать исходя из фактически занимаемой ответчиком площади земельного участка по договору, равной 420 квадратных метров. Стороны в порядке п. 1 ст. 65 АПК РФ не представили в материалы дела доказательства изменения в установленном законом порядке договора от 04.03.1994 в части условия о площади предоставленного ответчику земельного участка.
Не принимаются арбитражным судом доводы истца о том, что при расчете арендной платы по договору от 04.03.1994 к ставке земельного налога на участок по договору не должен применяться коэффициент три процента как для участка, занимаемого кооперативными гаражами.
Данный довод истца основан на том, что, как полагает истец, указанный понижающий коэффициент влияет не на ставку, а на размер земельного налога, тогда как арендная плата согласно п. 2 договора от 04.03.1994 устанавливается в зависимости от ставки земельного налога.
Нормы ст. 8 ФЗ РФ "О плате за землю" необходимо рассматривать в совокупности со ст. 53 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В данном случае объект налогообложения - это земельный участок, налоговая база - это его площадь. Таким образом, взимание трехпроцентного налога за всю площадь земельного участка означает, что величина единицы площади участка, то есть один квадратный метр, также составляет три процента от ставки земельного налога.
Таким образом, отсутствуют основания не применять трехпроцентный коэффициент согласно ч. 5 ст. 8 ФЗ РФ "О плате за землю" при исчислении арендной платы по договору от 04.03.1994.
Кроме того, в связи с изложенным следует сделать вывод о том, что применение названного коэффициента не является льготой в смысле ФЗ РФ "О плате за землю", применение которой требует соблюдение землепользователем особой процедуры предоставления.
Истец освобожден от уплаты госпошлины по настоящему делу на основании подп. 1 п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 31 мая 2004 г. № А51-4839/03 12-201
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил:
Администрация муниципального образования г. Владивостока (далее по тексту - администрация г. Владивостока) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к гаражно-строительному кооперативу "Запад" Первомайского района г. Владивостока (далее по тексту - ГСК "Запад") о взыскании 102021 рубля 63 копейки, в том числе 52982 рубля 40 копеек основного долга по внесению ответчиком арендной платы по заключенному сторонами договору аренды земли от 04.03.1994 (далее по тексту - договор аренды от 04.03.1994) за период с 1999 года по 04.03.2003, а также 50039 рублей 23 копейки пени, начисленной на сумму основного долга согласно п. 4 договора от 04.03.1994 за период с 01.01.2000 по 04.03.2003.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований и просит взыскать 134285 рублей 82 копейки, из них 63897 рублей 99 копеек основного долга за период с 27.02.2002 по 31.12.2003 и 70387 рублей 83 копейки - пени за период с 01.04.2000 по 31.12.2003.
Решением суда от 03.02.2004 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждено наличие задолженности у ответчика перед истцом по внесению арендной платы по договору аренды от 04.03.1994 за спорный период.
Обжалуя решение суда, администрация г. Владивостока просит его отменить как незаконное и необоснованное и принятое при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе администрация г. Владивостока заявила, что суд неправильно указал, что налог на землю в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, установленных в городах, является дифференцированной ставкой, так как он является налоговой льготой. Также администрация г. Владивостока указала о неправомерности исчисления судом суммы арендной платы за 2003 г. по ставке 0,35 рублей.
ГСК "Запад" считает решение суда законным, обоснованным и принятым с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не подлежащими удовлетворению.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266 - 271 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
Как установлено материалами дела, 04.03.1994 между администрацией г. Владивостока (арендодатель) и ГСК "Запад" (арендатор) был заключен договор аренды земли № 1042, по условиям которого арендодатель передал арендатору 800 кв. м земли сроком на 10 лет для строительства полуподвальных гаражей. Договор аренды вступил в силу после регистрации его в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока.
В соответствии с пунктами 2 и 3 названного договора стороны предусмотрели, что ставка арендной платы устанавливается с коэффициентом 4.6 по отношению к ставке земельного налога и арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 числа первого месяца квартала.
Также договором аренды предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок арендной платы, начисляется пеня в размере 0.2% от суммы недоимки за каждый день просрочки (пункт 4 договора аренды). Размер арендной платы пересматривается в связи с изменением независимых от арендодателя условий хозяйствования (инфляции).
Как следует из удостоверения о постановке на учет пользователя земельного участка, выданного ответчику Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока, пояснений сторон, земельный участок по договору от 04.03.1994, расположенный в серединной экономико-планировочной зоне городской застройки г. Владивостока, фактически используется для размещения кооперативных гаражей в соответствии с целями и задачами ответчика как потребительского кооператива, согласно устава ответчика.
Письмом от 21.06.2002 № 10/1245 администрация г. Владивостока уведомила ГСК "Запад" о имеющейся задолженности и потребовала оплатить ее в срок до 15.07.2002.
В связи с тем, что ответчик не оплатил задолженность в добровольном порядке, администрация г. Владивостока обратилась с настоящим иском в Арбитражный суд Приморского края.
Апелляционная инстанция считает необоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд неправильно посчитал, что земельный налог в размере трех процентов от ставок земельного налога является дифференцированной ставкой, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ "О плате за землю", налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Статьей 8 ФЗ РФ "О плате за землю" установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа.
В рассматриваемом случае согласно ст. 53 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является земельный участок, налоговая база - это его площадь.
Статьей 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из анализа указанных статей следует, что налог на земли, занятые кооперативными гаражами в границах поселковой черты, взимаемый в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, является дифференцированной ставкой, а не налоговой льготой, как это указывает администрация г. Владивостока, так как указанный размер налога установлен по отношению к объекту налогообложения, то есть в отношении земельного участка, в то время как льготы являются предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимуществами. Разделом IV ФЗ РФ "О плате за землю" установлены льготы по взиманию платы за землю, в соответствии с которым, отдельным категориям налогоплательщиков предоставлены преимущества по отношению к другим налогоплательщикам.
При таких обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что налог в размере 3-х процентов не является дифференцированной ставкой, а является налоговой льготой, признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о неправомерности исчисления суммы арендной платы за 2003 г. по ставке 0,35 рублей за квадратный метр, поскольку решением Думы г. Владивостока № 143 от 21.11.2002 такая ставка не устанавливалась, также не может быть признана обоснованной по следующим основаниям.
Решением Думы г. Владивостока от 21.11.2002 № 143 был утвержден размер ставки земельного налога по городу Владивостоку на 2003 г., согласно которому размер ставки земельного налога в серединной зоне был установлен 11 рублей 84 копейки.
В данном случае налог на земли, занятые кооперативными гаражами в границах муниципального образования г. Владивостока, взимается в размере 3-х процентов от ставок земельного налога установленного для серединной зоны, где расположены гаражи ГСК "Запад" (абзац 5 ст. 8 ФЗ РФ "О плате за землю"). Таким образом, суд первой инстанции правомерно исчислил сумму арендной платы, подлежащей взысканию с ГСК "Запад" за 2003 г. по ставке 0,35 процентов за 1 квадратный метр.
Также суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что для исчисления ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 - 2002 годах следует применять ставку земельного налога, установленную главой администрации г. Владивостока на 2000 г. с коэффициентами, предусмотренными на соответствующие годы в нормах Федерального закона РФ № 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год" в размере 1 к ставкам 2000 года, Федерального закона РФ № 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" в размере 2 к ставкам 2001 г., так как постановление главы администрации г. Владивостока от 13.06.2001 № 865 "Об утверждении Положения "О плате за землю в г. Владивосток", а также постановление главы администрации г. Владивостока № 19 от 17.01.2002 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю на 2002 год", которыми были установлены ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 и 2002 годах, решениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.07.2002 и от 05.07.2002 признаны недействительными и не влекущими правовых последствий с момента издания.
Материалами дела подтверждается факт оплаты ГСК "Запад" арендной платы по договору от 04.03.1994 в размере 11089 рублей 90 копеек 14.04.2001, а также в размере 14000 рублей 23.12.2003, в связи с чем апелляционная инстанция приходит к выводу, что на момент рассмотрения спора за спорный период у ответчика отсутствует задолженность перед истцом, а проценты предъявленные администрацией г. Владивостока, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно расценил заявление ответчика о применении исковой давности за период с 1999 года по второй квартал 2000 года, так как факт неисполнения ответчиком обязанности по внесению арендной платы по договору от 04.03.1994 в указанный период должен был быть известен истцу, потому как арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 числа первого месяца квартала.
На основании изложенного решение суда является законным обоснованным и принятым с учетом всех обстоятельств имеющих значение для дела, а доводы заявителя апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению в силу их необоснованности.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение от 03.02.2004 по делу № А51-4839/2003 12-201 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.