СОГЛАШЕНИЕ Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края и Крайкомзема Приморского края от 19.01.2004 № 1/3
"О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЮСТИЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И КОМИТЕТОМ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Соглашения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, Управления Федерального агентства Роснедвижимости по Приморскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Приморскому краю" от 21.08.2006.
Вступил в силу с 19 января 2004 года (пункт 3.1 раздела 3 данного документа).
УЧРЕЖДЕНИЕ ЮСТИЦИИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
СОГЛАШЕНИЕ
от 19 января 2004 г. № 1/3
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЮСТИЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И КОМИТЕТОМ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ
РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Соглашение о порядке взаимодействия между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Приморскому краю (далее по тексту - Комитет) и учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края (далее по тексту - Учреждение юстиции) определяет порядок взаимодействия по вопросам государственного кадастрового учета земельных участков, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, а также обмена информацией между Учреждением юстиции и Комитетом.
1.2. Соглашение заключено во исполнение Земельного кодекса РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ, ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. от 09.06.2003), ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 № 28-ФЗ, ФЗ "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ и ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ.
1.3. Ведение государственного земельного кадастра на территории Приморского края и в муниципальных образованиях, государственный учет земель с распределением их по категориям, угодьям, собственникам осуществляется специалистами структурных подразделений Комитета - районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Государственный кадастровый учет земельных участков, ведение Единого государственного реестра земель на территории Приморского края, изготовление и ведение дежурных кадастровых карт, формирование кадастровых дел и изготовление кадастровых планов (карт) осуществляет Земельно-кадастровая палата по Приморскому краю и ее филиалы и представительства.
Удостоверения форм государственного реестра земель кадастрового района осуществляют должностные лица филиалов и представительств Земельно-кадастровой палаты по Приморскому краю.
Удостоверение выписок из государственного реестра земель в форме кадастрового плана земельного участка осуществляют должностные лица Комитета на местах (руководители, главные специалисты районных (городских) комитетов по земельным ресурсам и землеустройству). При этом подпись должностного лица Комитета заверяется гербовой печатью.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется по декларациям и материалам межевания.
1.4. Государственную регистрацию прав на земельные участки и сделок с ними в Приморском крае осуществляет Учреждение юстиции и созданные им филиалы. Государственной регистрации подлежат возникновение, ограничение (обременение), переход и прекращение прав на земельные участки. К правам, подлежащим государственной регистрации, относятся право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения землей, сервитут.
Права на земельные участки, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на общих основаниях.
1.5. До разграничения государственной собственности на землю регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.6. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не могут предоставляться в собственность земельные участки, находящиеся в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. До установления Президентом РФ перечня приграничных территорий предоставление земельных участков иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам на праве собственности не допускается.
1.7. При положительном решении вопроса о предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, после проведения работ по согласованию, формированию земельного участка, межеванию его границ и постановки на кадастровый учет гражданин или юридическое лицо обращаются в Учреждение юстиции с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок или договора аренды земельного участка. При этом заявитель предъявляет постановление (решение) органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а в необходимых случаях - протокол о результатах торгов, договор выкупа, аренды и т.п.
1.8. К заявлению о государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним должна быть приложена выписка из государственного реестра земель в форме кадастрового плана земельного участка. В строке "17" ("Цель предоставления") формы В.1 должно быть указано, что он выдан для государственной регистрации права (сделки).
Кадастровый план, представляемый в Учреждение юстиции, включает разделы В.1, В.2 (общие сведения, план (чертеж, схема) границ земельного участка), а также (при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре) разделы В.3, В.4 (сведения о частях и обременениях земельного участка, план (чертеж, схема) границ части земельного участка).
Предоставления кадастрового плана земельного участка в Учреждение юстиции не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 2.3 настоящего Соглашения.
Выписка из государственного реестра земель в форме кадастрового плана земельного участка оформляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Росземкадастра.
1.9. Комитет и Учреждение юстиции обязуются бесплатно предоставлять и обмениваться необходимой информацией в сроки, установленные настоящим Соглашением. Информация может предоставляться как на бумажных, так и на электронных носителях.
1.10. Информация о государственной регистрации возникновения, прекращения, ограничения (обременения) прав на земельные участки раз в десять дней передается Учреждением юстиции специалисту Комитета, имеющему полномочия для ее получения.
Передаче подлежит следующая информация:
- кадастровый номер земельного участка,
- категория земель,
- разрешенное использование (назначение),
- местоположение земельного участка,
- площадь земельного участка,
- вид зарегистрированного права,
- размер доли в праве (в случае регистрации права общей долевой собственности),
- основание для государственной регистрации права,
- номер и дата регистрации,
- номер, серия и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации (в случае его выдачи);
- срок аренды (в случае регистрации договора аренды);
- в отношении правообладателя-физического лица: Ф.И.О., идентификационный номер налогоплательщика и код налогового органа (при наличии), паспортные данные, данные о постановке на регистрационный учет по месту жительства;
- в отношении правообладателя-юридического лица: наименование, юридический адрес, дата регистрации, место регистрации, номер и дата выдачи свидетельства о регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на налоговый учет (при наличии).
1.11 Получение сведений по электронной почте подтверждается электронным письмом-уведомлением, в котором указывается дата получения, фамилия и должность специалиста, принявшего сведения по электронной почте, на магнитных носителях - соответствующим актом приема-передачи, на бумажных носителях - отметкой в соответствующем журнале или документе о получении.
1.12. В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Комитет в срок не более чем десять дней с даты обращения бесплатно предоставляет Учреждению юстиции сведения, необходимые для государственной регистрации.
1.13. Стороны оперативно доводят до сведения друг друга новые нормативные правовые акты и распоряжения, разъяснения, рекомендации Минюста России, Росземкадастра, касающиеся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастрового учета земельных участков.
1.14. Учреждение юстиции и Комитет разрабатывают и утверждают совместные документы (информационные письма и т.п.), обязательные для исполнения их структурными и обособленными подразделениями.
2. Порядок взаимодействия при переходе, ограничении
(обременении) прав на земельный участок
2.1. Государственная регистрация прав, возникших до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и зарегистрированных в Комитете, производится Учреждением юстиции по желанию правообладателя.
Государственная регистрация возникших после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода права, ограничения (обременения) права или иной сделки с земельным участком требует государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок.
2.2. К заявлению о государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок должен быть приложен кадастровый план земельного участка, изготовленный по имеющимся в государственном фонде землеустроительной документации материалам. При отсутствии вышеуказанных документов (материалов) заявитель проводит межевые работы. При этом изготавливается новый кадастровый план земельного участка.
2.3. Землеустройство по земельному участку не считается завершенным (формирование земельного участка не завершено) до тех пор, пока не будет выполнено межевание земельного участка. В этом случае в кадастровом плане должны быть отражены имеющиеся на данный момент сведения, а в строке "16" формы В.1 кадастрового плана земельного участка производится запись типа "площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании".
При представлении такого кадастрового плана земельного участка ранее возникшее право на земельный участок подлежит регистрации в Учреждении юстиции, но при совершении сделок и переходе права к другому лицу требуется проведение межевых работ для упорядочения границ, уточнения площади земельного участка в порядке, установленном ст. ст. 16 и 17 ФЗ "О землеустройстве".
2.4. В строке "15" формы В.1 кадастрового плана земельного участка, представляемого в Учреждение юстиции для регистрации ранее возникшего права на земельный участок, указываются сведения о правах на земельный участок, ранее зарегистрированных районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
2.5. Не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания (строения, сооружения) в случае, если они (здание и земельный участок) принадлежат одному лицу, за исключением случаев, установленных законом.
2.6. При переходе права собственности на здание (строение, сооружение), находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием (строением, сооружением) и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Оформление перехода права на соответствующую часть земельного участка осуществляется в следующем порядке.
2.6.1. Если продавцом здания (строения, сооружения) является гражданин, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, к покупателю переходит то же самое право на земельный участок в случае, когда в качестве покупателя выступает одно из юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК (государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления). Покупатель-юридическое лицо, указанное в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Во всех остальных случаях после государственной регистрации перехода права на здание (строение, сооружение) покупатель обращается в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка под указанным объектом на праве собственности или аренды.
В орган местного самоуправления должен обратиться также и продавец объекта недвижимого имущества с заявлением об отказе от принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования землей.
2.6.2. Если продавцом здания (строения, сооружения) является гражданин, которому земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения, после оформления права на здание (строение, сооружение) покупатель вправе оформить право собственности или аренды на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества.
2.6.3. Если продавцом здания (строения, сооружения) является юридическое лицо, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность по выбору покупателей зданий, строений, сооружений (абз. 3 п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Покупатель после государственной регистрации перехода права на здание (строение, сооружение) обращается вместе с продавцом в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность или аренду (по его выбору). Продавец же одновременно подает заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования.
2.6.4. Если продавцом здания (строения, сооружения) является гражданин или юридическое лицо - арендатор земельного участка, заключение нового договора аренды земельного участка возможно после расторжения договора аренды, заключенного с прежним арендатором (продавцом объекта недвижимого имущества). При этом государственной регистрации в Учреждении юстиции подлежит как соглашение о расторжении договора аренды, так и новый договор аренды земельного участка при условии, что предыдущий и новый договор аренды заключены на срок не менее одного года, т.к. согласно п. 2 ст. 26 ЗК договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее, чем один год, не подлежит государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Передача прав и обязанностей арендатора в рамках действующего договора аренды (перенаем) производится в порядке, установленном п. п. 5, 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ.
2.7. Государственная регистрация права собственности (пожизненного наследуемого владения) наследника на земельный участок осуществляется на основании свидетельства о праве на наследство.
3. Заключительные положения
3.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами.
3.2. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
3.3. С момента подписания настоящего Соглашения, ранее заключенное Соглашение о порядке взаимодействия между учреждением юстиции "Приморский краевой регистрационный центр" и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края от 9 июля 2002 года утрачивает силу.
Руководитель комитета
по земельным ресурсам
и землеустройству по
Приморскому краю
В.Д.ШИЛЬНИКОВ
И.о. начальника учреждения
юстиции по регистрации
прав на территории
Приморского края
А.А.КУРКИНА