Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА заседания краевого совета по делам потребителей при администрации края от 25.09.2003 № 3
<О СОСТОЯНИИ УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ЗАМЕНЕ СЧЕТЧИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ И НЕКАЧЕСТВЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КРАЕВОЙ СОВЕТ ПО ДЕЛАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ

ВЫПИСКА
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КРАЕВОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ
от 25 сентября 2003 г. № 3

1. Слушали:

О состоянии учета электрической энергии и выполнении программы по замене счетчиков электроэнергии класса точности 2,5 на 2,0

Докладчики:

Рябец - начальник службы приборов учета и
Виктор Иванович метрологии ОАО "Дальэнергосбыт" ОАО
"Дальэнерго"

Бахаев - начальник электроинспекции управления
Дмитрий Трофимович Госэнергонадзора по Приморскому краю

Маслеев - зам. директора муниципального предприятия
Юрий Иванович города Владивостока "Владивостокское
предприятие электрических сетей"

Костин - начальник отдела госконтроля и надзора ФГУ
Юрий Сергеевич "Приморский центр стандартизации и
метрологии"

Решили:

1. Информацию принять к сведению.
   ------------------------------------------------------------------

Информация подготовленная:
- Федеральным государственным учреждением "Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации" прилагается к данному документу (Приложение 1);
- ОАО "Дальэнерго" прилагается к данному документу (Приложение 2);
- управлением Госэнергонадзора по Приморскому краю прилагается к данному документу (Приложение 3);
- владивостокским предприятием электрических сетей прилагается к данному документу (Приложение 4);
   ------------------------------------------------------------------

2. Рекомендовать:
2.1. Региональной энергетической комиссии Приморского края (Неваленный):
2.1.1. Определить источник финансирования замены электросчетчиков класса точности 2,5 на класс точности 2,0, находящихся на балансе и обслуживании у предприятий коммунальной энергетики. Назначить ответственных за выполнение данной программы.
2.1.2. Осуществлять постоянный контроль за целевым использованием энергоснабжающими организациями денежных средств, выделенных на замену электросчетчиков класса точности 2,5 на 2,0.
2.2. ОАО "Дальэнерго" (Мясник), предприятиям коммунальной энергетики:
2.2.1. В кратчайший срок провести мониторинг приборов учета электрической энергии, находящихся в частном секторе, с целью выработки и принятия дальнейшего решения по их замене.
2.2.2. Не допускать принуждения населения к замене электросчетчиков класса точности 2,5 на 2,0 за счет потребителя, т.к. это противоречит п. 2 ст. 543 ГК РФ.
2.3. ОАО "Дальэнерго" (Мясник) выйти с обоснованным предложением к Губернатору Приморского края С.М. Дарькину о принятии постановления администрации края по передаче муниципальными образованиями края приборов учета электроэнергии (455000 шт.) на баланс ОАО "Дальэнерго". Разработать программу по их замене.
2.4. ФГУ "Центр стандартизации и метрологии" (Меркушев), ОАО "Дальэнерго" (Мясник), ОАО "Дальэнергосбыт" (Ткачев), управление Госэнергонадзора по Приморскому краю (Сухоставский), муниципальным образованиям края усилить контроль за выполнением Программы по замене счетчиков электроэнергии класса точности 2,5 на 2,0.
2.5. Предприятиям коммунальной энергетики муниципальных образований края, не передавшим приборы учета электроэнергии в ОАО "Дальэнерго", разработать программу по замене электросчетчиков класса точности 2,5 на 2,0, согласовать с управлением Госэнергонадзора по Приморскому краю, утвердить в Региональной энергетической комиссии Приморского края.
2.6. Комитету по торговле и защите прав потребителей Администрации края (Чистоклетова) материалы краевого совета по обсуждаемым вопросам довести до населения через средства массовой информации.

2. Слушали:

Результаты контрольной работы по вопросам государственного регулирования оборота алкогольной продукции и защиты здоровья граждан от фальсифицированной и некачественной алкогольной продукции

Докладчики:

Войцыцкая - зам. руководителя управления Министерства
Елена Алексеевна РФ по налогам и сборам по Приморскому краю

Дуброва - начальник торгового отдела управления
Наталья Николаевна Госторгинспекции по Приморскому краю

Шибанов - начальник отделения по борьбе с незаконным
Виталий Борисович оборотом алкогольной продукции межрайонного
управления по борьбе с правонарушениями на
потребительском рынке и исполнению
административного законодательства при МОБ
УВД Приморского края

Нечухаева - зам. главного государственного санитарного
Елена Михайловна врача ФГУ "Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в
Приморском крае"

Заболотникова - начальник отдела контрольно-аналитической и
Татьяна Ивановна правовой работы лицензионной палаты
администрации края

Потишук - начальник отдела по контролю за оборотом
Любовь Николаевна алкогольной продукции комитета по торговле и
защите прав потребителей администрации края

Решили:

1. Информацию принять к сведению.
   ------------------------------------------------------------------

Информация подготовленная:
- отделом по контролю за оборотом алкогольной продукции комитета по торговле и защите прав потребителей администрации края прилагается к данному документу (Приложение 5);
- УМНС России по Приморскому краю прилагается к данному документу (Приложение 6);
- ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае" прилагается к данному документу (Приложение 7);
- отделом контрольно-аналитической и правовой работы лицензионной палаты администрации края прилагается к данному документу (Приложение 8);
- отделением по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции межрайонного управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства при МОБ УВД Приморского края прилагается к данному документу (Приложение 9);
   ------------------------------------------------------------------

2. Рекомендовать:
2.1. Управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю (Бутова), УВД по Приморскому краю (Вачаев), управлению Госторгинспекции по Приморскому краю (Рева), ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Приморском крае" (Маслов), муниципальным образованиям края:
2.1.1. Материалы проверок, по фактам выявленных нарушений, оперативно направлять в лицензионную палату администрации края для принятия действенных мер в соответствии с законодательством.
2.1.2. Создать постоянно действующие оперативные группы, оснащенные техникой и мобильной связью по контролю за реализацией алкогольной продукции в предприятиях розничной торговли.
2.1.3. Активизировать в средствах массовой информации разъяснительную работу среди населения о последствиях употребления некачественной алкогольной продукции, приобретенной в торговых точках, не имеющих лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией, без специальных марок, а также о принимаемых мерах по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции.
2.1.4. Проводить совместные проверки предприятий и организаций, в адрес которых поступает алкогольная продукция по железной дороге.
2.2. Лицензионной палате администрации края (Скобун):
2.2.1. Обратиться в Законодательное Собрание Приморского края с законодательной инициативой для дальнейшего обращения в Государственную Думу Российской Федерации с предложением о внесении дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в части запрещения предприятиям, у которых по решению суда аннулированы лицензии, осуществлять деятельность в течение трех лет.
2.2.2. В целях недопущения отпуска алкогольной продукции оптовыми предприятиями, в период приостановления действия лицензии, о принятых решениях оперативно информировать комитет по торговле и защите прав потребителей администрации края.
2.2.3. Совместно с управлением внутренних дел Приморского края (Вачаев), управлением Госторгинспекции по Приморскому краю (Рева), управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю (Бутова) разработать план совместных проверок предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Приморского края.
2.3. УВД по Приморскому краю (Вачаев) усилить контроль за нелегальным производством и оборотом алкогольной продукции, особенно в сельской местности.
2.4. ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Приморском крае" (Маслов):
2.4.1. От имени краевого совета по делам потребителей при администрации края подготовить обоснованное обращение к Губернатору края С.М. Дарькину о принятии постановления администрации края по регистрации медицинскими учреждениями края случаев отравления некачественной алкогольной продукцией.
2.4.2. Провести анализ причин роста смертности от прямого отравления алкоголем в наиболее неблагополучных районах края, в т.ч. г.г. Владивосток, Спасск-Дальний, районах Надеждинский, Ханкайский, Черниговский и информировать краевой совет по делам потребителей при администрации края до 10.11.2003.
2.5. Главам муниципальных образований края активизировать контроль за соблюдением действующего законодательства по реализации алкогольной продукции, о фактах выявленных нарушений материалы проверок направлять в территориальные органы федеральных органов надзора и контроля для принятия мер в соответствии с их полномочиями.
2.5.1. Рекомендовать предприятиям розничной торговли приобрести приборы для определения подлинности специальных федеральных и региональных марок.

Зам. председателя краевого
совета по делам потребителей
при администрации края
В.И.ТАЛАНЦЕВ

Секретарь краевого совета
Л.А.ИВАНОВА





Приложение 1

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИМОРСКИЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ"

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 8 сентября 2003 г. № 43/4/950

О ЗАМЕНЕ
СЧЕТЧИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ КЛАССА ТОЧНОСТИ 2,5

С 1997 г. в соответствии с ГОСТ 6570-96 "Счетчики электрической энергии. Общие технические условия" прекращен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5 (преимущественно однофазные счетчики). При этом решениями научно-технического комитета Госстандарта России от 1999 и 2000 гг. счетчики электрической энергии класса точности 2,5 не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. Проведение этой замены планируется в течение межповерочного интервала счетчиков, т.е. в течение 8 лет. В Приморском крае замене подлежат порядка 600 тыс. шт. счетчиков, находящихся на балансе более, чем в 20 организациях, занимающихся их эксплуатацией и сбытом электрической энергии. Большая часть этих организаций является муниципальными предприятиями электрических сетей. ФГУ "Приморский ЦСМ" совместно с Госэнергонадзором и организациями, занимающимися эксплуатацией счетчиков и сбытом электрической энергии в 2000 и начале 2001 гг., провел ряд совещаний по вопросу замены счетчиков. С учетом фактического состояния парка счетчиков было выработано компромиссное решение и заключены программы по ограничению применения счетчиков класса точности 2,5. В соответствии с заключенными программами ФГУ "Приморский ЦСМ" продолжил поверку счетчиков класса точности 2,5 с уменьшением их межповерочного интервала, а эксплуатирующие организации должны проводить плановую замену счетчиков класса точности 2,5 на 2,0. И, начиная с 2009 г., поверка и эксплуатация счетчиков класса точности 2,5 прекращается. В 2001 - 02 гг. ФГУ "Приморский ЦСМ" провел целевые проверки по линии государственного метрологического надзора предприятий, эксплуатирующих счетчики электрической энергии. Метрологическое состояние счетчиков и работа по замене счетчиков класса 2,5 были признаны неудовлетворительными.
По состоянию на 2003 г. выполнение заключенных программ по замене счетчиков класса точности 2,5 следует признать также неудовлетворительным. Так, например, в 2003 г. ФГУ "Приморский ЦСМ" принял в поверку более 15 тыс. шт. однофазных счетчиков класса точности 2,5, что составляет порядка 80% от общего количества принятых в поверку однофазных счетчиков.
Предложение в проект протокольного решения: Усилить контроль со стороны администраций муниципальных образований и предприятий, эксплуатирующих счетчики электрической энергии класса точности 2,5, по их замене.

Директор
А.П.МЕРКУШЕВ





Приложение 2

РАО "ЕЭС РОССИИ"
ОАО "ДАЛЬЭНЕРГО"
ФИЛИАЛ
ДАЛЬЭНЕРГОСБЫТ

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 11 сентября 2003 г. № 001-341-45-1941

О ЗАМЕНЕ 1-ФАЗНЫХ СЧЕТЧИКОВ КЛАССА ТОЧНОСТИ 2,5 НА 2,0
К СОВЕЩАНИЮ В АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
25 СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА

ОАО "Дальэнерго" производит коммерческие операции по 615293 1-фазным счетчикам электрический энергии класса точности 2,5, которые по требованию Госстандарта должны быть заменены до 01.01.2009 на счетчики класса точности 2,0, в том числе:
- на обслуживании Дальэнергосбыта - 160293 счетчиков
- на обслуживании предприятий коммунальной энергетики (ПКЭ), передавших функции сбыта ОАО "Дальэнерго" - 455000 счетчиков.
РЭК ПК в тариф закладывает средства на замену только счетчиков ОАО "Дальэнерго", т.е. 1/4 часть от всего парка расчетного учета (от 636474 шт.).
Замена счетчиков класса точности 2,5 на 2,0 производится с 2001 года по утвержденной РЭК ПК "Программе совершенствования учета электроэнергии в бытовом и мелкомоторном секторе потребителей Дальэнергосбыта", в соответствии с которой РЭК ПК ежегодно включает в тариф затраты на замену этих счетчиков.
Начиная с 2001 года и на 01.09.03 ОАО "Дальэнерго" заменило 35 тыс. индукционных счетчиков класса точности 2,5 на электронные счетчики класса точности 2,0, что привело к снижению коммерческих потерь электроэнергии на 10823 тыс. кВтч или 0,09% от отпуска в сети ОАО "Дальэнерго".
Продолжая такими темпами замену счетчиков ОАО "Дальэнерго" к 2009 году последовательно заменит все 1-фазные счетчики класса точности 2,5 на электронные класса точности 2,0 у всех абонентов, получающих электроэнергию непосредственно из электрических сетей ОАО "Дальэнерго".
Что же касается 1 фазных счетчиков электроэнергии класса точности 2,5 абонентов, получающих электроэнергию из электрических сетей ПКЭ, передавших функции сбыта ОАО "Дальэнерго", а это 455000 счетчиков - 3/4 всего парка счетчиков, по которым ОАО "Дальэнерго" производит коммерческие операции с абонентами за отпущенную электроэнергию, то здесь вопрос их замены остается открытым.
ПКЭ замену счетчиков практически не производят.
ОАО Дальэнерго также не производит никаких работ на этих счетчиках, т.к. они не находятся на балансе ОАО "Дальэнерго" и РЭК ПК не включает затраты на их замену в тариф на электроэнергию.
В сентябре 2002 года ОАО "Дальэнерго" предоставило в Администрацию Приморского края проект 5-летней программы "По совершенствованию учета электроэнергии в бытовом секторе потребителей ОАО "Дальэнерго", питающихся через сети ПКЭ" с предложением изыскать средства в краевом бюджете на выполнение этой программы. Затраты на выполнение программы составили 532729 тыс. руб. Ответ был отрицательным - нет средств.
РЭК ПК, несмотря на конструктивные предложения со стороны ОАО "Дальэнерго" - внести в тариф затраты на замену этих счетчиков, при условии организации, координации и полного отчета о финансировании и всех выполненных работах, также ответило отказом, т.к. эти счетчики не находятся на балансе ОАО "Дальэнерго".
Иные источники финансирования этой программы РЭК ПК также не указала.
В тоже время ОАО "Дальэнерго" несет огромные потери из-за недоучета электроэнергии. Поэтому вопрос о совершенствовании парка приборов учета, находящихся на обслуживании ПКЭ, крайне актуален.

Проект протокольного решения:
1. Администрации и РЭК Приморского края определить источник финансирования замены 1-фазных счетчиков класса точности 2,5 на класс точности 2,0, находящихся на балансе и обслуживании ПКЭ.
2. Назначить ответственных за выполнение данной программы.

Директор
Н.В.ТКАЧЕВ





Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ГОСЭНЕРГОНАДЗОР "
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
"СЕВВОСТОКГОСЭНЕРГОНАДЗОР"

УПРАВЛЕНИЕ ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 19 сентября 2003 г. № 612-25-3283

СООБЩЕНИЕ
НА СОВЕЩАНИЕ ПО СОСТОЯНИЮ ПРИБОРОВ УЧЕТА И ПРОГРАММЫ
ЗАМЕНЫ ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКОВ КЛАССА ТОЧНОСТИ 2,5 НА 2,0

В соответствии с ГОСТ 6570-96, выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5 запрещен с 1 июля 1997 года, при этом, решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной техники от 01.06.1999 и от 12.09.2000 (протокол № 12), указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. Решение НТК от 12.09.2000 о запрещении поверки счетчиков класса 2,5 с 01.10.2000 основано на соблюдении Законов РФ "Об обеспечении единства измерений", "Об энергосбережении", на требованиях ГОСТ 6570-96, "ПУЭ", "Положения о порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии". На территории Приморского края электросбытовой деятельностью занимаются:
1. ОАО "Дальэнерго", у которых находятся 615293 счетчика класса точности 2,5, непосредственно на балансе ОАО "Дальэнерго" находятся - 160293 счетчика, 455000 электросчетчиков находятся на балансе предприятий сетей коммунальной энергетики, передавших функции сбыта в ОАО "Дальэнерго". ОАО "Дальэнерго" имеет программу по замене электросчетчиков, находящихся на их балансе, программа согласована с Приморгосэнергонадзором и утверждена РЭК ПК, программа рассчитана на пять лет, на 01.09.2003 проведена замена 35000 штук электросчетчиков, что составляет ~= 50% от запланированного числа на этот период. Нерешенной проблемой остается замена электросчетчиков, находящихся на балансе муниципальных образований - 455000 штук, т.е. эти счетчики не были переданы в ОАО "Дальэнерго".
2. Сетевые предприятия коммунальной энергетики, не передавшие функции сбыта, имеют на своем балансе 98487 электрических счетчиков, из них с классом точности 2,0 - 20933, что составляет - 27%. Программы по замене электрических счетчиков с классом точности 2,5 на 2,0 не обеспечивают полную замену в указанный срок, замена проводится при наличии средств у предприятий.
3. Не решен вопрос по замене электрических счетчиков у частных владельцев домов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.97 № 1619 "О ревизии средств учета электрической энергии и маркирования их специальными знаками визуального контроля" был установлен срок с 1998 года до 2000 года произвести эту работу. Постановление Правительства не выполнено. Инспекторами Приморгосэнергонадзора в 1998 году было проведено 239 проверок приборов учета, но из-за отсутствия знаков визуального контроля, они не были оформлены в установленном порядке.
Предложения в решение Краевого Совета по делам потребителей при Администрации Приморского края.
1. Просить Губернатора Приморского края издать Постановление, в котором дать поручение муниципальным образованиям оформить передачу приборов учета со своего баланса на баланс ОАО "Дальэнерго".
2. ОАО "Дальэнерго" разработать Программу по замене приборов учета электрической энергии, принятых на баланс - (455000 штук).
3. Предприятиями коммунальной энергетики, не передавшим функции сбыта в ОАО "Дальэнерго", разработать программу по замене электросчетчиков класса точности 2,5 на 2,0, согласовать в Приморгосэнергонадзоре и утвердить в РЭК.
4. Рекомендовать ОАО "Дальэнерго", предприятиям коммунальной энергетики в кратчайший срок провести мониторинг наличия приборов учета у частного сектора с целью выработки и принятия дальнейшего решения.





Приложение 4

ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
(МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ)

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 10 сентября 2003 г. № 8/2072

СВЕДЕНИЯ
О НАЛИЧИИ И СОСТОЯНИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

По данным учета МУПВ "ВПЭС" по состоянию на 01.07.03 зарегистрировано 215197 бытовых потребителей (из общего количества зарегистрированных 217714 однофазного учета), из них:
- индивидуальный частный сектор, ТСЖ, ЖСК - 21586 шт.;
- отсутствуют электросчетчики по причине:
украдены, разбиты и т.п. - 13540 шт.
Имеющийся парк электросчетчиков - 196998 шт. муниципального жилого фонда по классам точности распределяется:
- кл. точности 2,0 - 19637 шт.;
- кл. точности 2,5 - 195560 шт.
Согласно рекомендаций "Главгосэнегонадзора" от 22.07.97 (о 100% замене парка электросчетчиков кл. точности 2,5 на класс точности 2,0 в срок до 2005 года) замене подлежит 201657 шт., из них:
- индивидуальный частный сектор, ЖСЖ, ЖСК и т.п. - 21586 шт.
До апреля 2002 г. отсутствовали какие-либо источники финансирования на приобретение и содержание электросчетчиков, и только с апреля 2002 г. РЭКом Приморского края предусмотрено в объеме затрат ВПЭС сумма в размере 300,0 тыс. руб. в месяц на приобретение и ремонт электросчетчиков бытовых потребителей, в месяц приобретается 400 шт. новых электросчетчиков и ремонтируется до 500 шт. Ремонтируются электросчетчики в основном кл. точности 2,5. При наличии гарантированного источника финансирования на приобретение эл. счетчиков и полного исключения ремонта счетчиков кл. точности 2,5 ВПЭС в состоянии производить замену до 3,0 тыс. шт. в месяц, имеющимся штатом монтеров (12 чел.).

Директор МУПВ "ВПЭС"
В.Н.БАРИНОВ





Приложение 5

ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ЗАСЕДАНИЯ КРАЕВОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ
АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ПО ВОПРОСУ "РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ
ГРАЖДАН ОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ И НЕКАЧЕСТВЕННОЙ
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"

В I полугодии 2003 г. общая поставка алкогольной продукции в розничную торговую сеть края составила 1583,5 тыс. дал. По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. объем поставки увеличился на 5% или 72,1 тыс. дал., в том числе наблюдается увеличение объемов реализации продукции местных производителей - на 21% или 150 тыс. дал. (в 2003 г. - 864,5 тыс. дал.; в 2002 г. - 714,5 тыс. дал.).
Вместе с тем, реализация завозной продукции за указанный период сократилась на 10% или 77,8 тыс. дал. Поставка завозной продукции в I полугодии 2003 г. составила 719,1 тыс. дал.).
Удельный вес продукции, произведенной предприятиями края, в общем объеме поставок в розничную торговую сеть в I полугодии 2003 г. составлял 54,6%, что на 7,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (47,3%). Удельный вес завозной продукции упал с 52,7% до 45,4%.
В соответствии с постановлением Губернатора края от 27.01.2003 № 19 "Об утверждении Порядка проведения специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Приморского края" с 15.03.2003 вся отечественная продукция, поступающая на акцизные склады Приморского края, проходит контроль качества.
Так, с момента введения специальных защитных мер (март 2003 г.) по состоянию на 01.09.2003 в край поступило более 24,3 млн. бутылок алкогольной продукции отечественного производства, из которых 12,5 млн. бут. (51,6%) - продукции, произведенной предприятиями края, и 11,7 млн. бут. (48,4%) - завезенной из других регионов.

Шт.
   --------------T----------T----------T-------T-----------T-----------T-------¬

¦ Продукция ¦Количество¦Количество¦ Уд. ¦Количество ¦Количество ¦ Уд. ¦
¦ ¦ выданных ¦ бутылок, ¦ вес, ¦ выданных ¦бутылок, не¦ вес, ¦
¦ ¦заключений¦прошедших ¦ % ¦уведомлений¦ прошедших ¦ % ¦
¦ ¦ ¦ контроль ¦ ¦ ¦ контроль ¦ ¦
+-------------+----------+----------+-------+-----------+-----------+-------+
¦Произведенная¦ 3339 ¦ 12530793 ¦ 51,6 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦
¦Завозная ¦ 5365 ¦ 11753685 ¦ 48,4 ¦ 25 ¦ 54800 ¦ 100 ¦
¦Всего ¦ 8704 ¦ 24284478 ¦ 100 ¦ 25 ¦ 54800 ¦ 100 ¦
L-------------+----------+----------+-------+-----------+-----------+--------


Вся продукция местного производства прошла контроль качества, соответствует требованиям ГОСТ и нормативных документов. На данную продукцию выдано 3339 заключений о проведении специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции.
Из продукции, завезенной из-за пределов края, 54800 бутылок или 0,2% от общего объема поступившей продукции не прошли контроль качества. На данную продукцию выдано 25 уведомлений о несоответствии партии алкогольной продукции требованиям ГОСТ и нормативных документов. Причины несоответствия различны: от органолептических показателей (несоответствие по вкусу и запаху) до физико-химических (несоответствие по массовой концентрации сахара, титруемых кислот и наличию искусственных красителей). Также имеется продукция с нестойкой маркировкой даты розлива, с потечностью бутылок и с отслоением федеральной специальной марки, что не исключает ее повторного использования.
Большую часть некачественной алкогольной продукции составляет вино - 22505 бутылок (16,9 тыс. л). Данная продукция требует особых условий температурно-влажностного режима хранения и транспортирования, при нарушении которых происходит потеря качества.
Вся продукция, не прошедшая контроль качества, и не соответствующая требованиям ГОСТ и нормативных документов, возвращена поставщикам (производителям).
Тем не менее, при снижении объемов поступления импортной алкогольной продукции в крае наблюдается увеличение объемов продукции, прошедшей контроль качества в лаборатории.
Несмотря на принимаемые меры, смертность от отравления алкоголем и суррогатами алкоголя за семь месяцев 2003 года в сравнении с аналогичным периодом 2002 года снизилась незначительно на 2% (2002 г. - 255 чел., 2003 г. - 249 чел.).
В 2003 году увеличение смертности от прямого алкогольного отравления произошло в 10 территориях из 34. Особенно неудовлетворительное положение сложилось в г.г. Владивосток, Спасск-Дальний, районах Надеждинский, Хасанский, Черниговский.
Исходя из изложенного, предлагаем:
Поручить ФГУ "ЦГСЭН в Приморском крае" провести анализ причин роста смертности от прямого отравления алкоголем в наиболее неблагополучных районах края, в т.ч. г.г. Владивосток, Спасск-Дальний, районах Надеждинский, Хасанский, Черниговский, и информировать краевой совет по делам потребителей при администрации края в срок до 10.11.2003.

Начальник отдела по контролю
за оборотом алкогольной продукции
Л.Н.ПОТИШУК





Приложение 6

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
(УМНС РОССИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ)

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 10 сентября 2003 г. № 20-15/958

СПРАВКА
"О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И
ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ
И НЕКАЧЕСТВЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
ЗА 2002 ГОД И 6 МЕСЯЦЕВ 2003 Г.

Во исполнение Федеральных законов РФ от 22.11.95 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 08.01.98 № 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" при осуществлении контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а так же в целях упорядочения оптовой торговли алкогольной продукцией на территории Приморского края Управлением МНС РФ по Приморскому краю осуществляется принятие решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензий, направление исковых заявлений в суд на аннулирование лицензий на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, принятие решений о выдаче разрешений на учреждение акцизных складов.
По состоянию на 01.01.2003 на территории Приморского края осуществляли деятельность в сфере производства и оборота алкогольной продукции 37 организаций оптовой торговли и 4 предприятия-производителя.
На 01.07.03 действует 38 организаций оптовой торговли и 4 предприятия-производителя.
За 2002 г. управлением выдано, переоформлено и продлено 25 лицензий на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приняты решения о приостановлении действия лицензий у 5 организаций (2 - за невыполнение предписаний лицензирующего органа, 1 - за реализацию немаркированной алкогольной продукции, 1 - в связи с подачей заявления в суд на аннулирование, и 1 - за неуплату лицензионного сбора и невыполнение предписаний), прекращено действие 5 лицензий (1 - за хранение немаркированной алкогольной продукции, без сопроводительных документов, 4 - по заявлению организаций), аннулировано по решению суда 3 лицензии (1 - за непредставление деклараций в 2001 г. и не введение в эксплуатацию системы измерения объема и концентрации готовой алкогольной продукции, 1 - за предоставление недостоверных данных при получении лицензии и невыполнение предписаний контролирующих органов, и 1 - за невыполнение предписания о приостановлении лицензии).
По двум предприятиям-производителям в 2002 г. в MНС России направлены ходатайства о приостановлении действия лицензий за невыполнение предписаний контролирующих органов.
За I полугодие 2003 г. выдано и переоформлено 10 лицензий, прекращено действие 1 лицензии (по заявлению организации), приостановлено действие 2-х лицензий.
По состоянию на 01.01.2003 на территории Приморского края имели разрешения на учреждение акцизных складов 12 организаций оптовой торговли и 4 предприятия-производителя. На 01.07.02 - 13 организаций оптовой торговли и 4 предприятия-производителя.
За 2002 г. управлением выдано 10 разрешений на учреждение акцизных складов, аннулировано - 3 (2 - в связи с переоформлением лицензий и 1 - в связи с аннулированием лицензии).
За I полугодие 2003 г. выдано 1 разрешение на учреждение акцизного склада.
По итогам работы за 2002 год поступление акциза в консолидированный бюджет от предприятий-производителей и предприятий оптовой торговли, учредивших акцизные склады, составило 738,35 млн. руб., что на 46,0% больше, чем за 2001 год (505,57 млн. руб.). По итогам I полугодия 2003 года - 351,6 млн. руб., что на 3,7% больше, чем за I полугодие 2002 года (338,9 млн. руб.).
В целях осуществления контроля за деятельностью предприятий-производителей Приморского края, в соответствии с утвержденными графиками проверок, отделом контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции в 2002 г. проведено 34 контрольно-технологических проверки и ежегодных обследований указанных организаций, и 16 тематических проверок по вопросам установки, маркировки и контроля приборов учета производства алкогольной продукции. По результатам проведенных проверок к административной ответственности привлечены 3 организации.
- Филиал ОАО "Б" за реализацию алкогольной продукции организациям, не имеющим лицензий.
- ОАО "Л" - за невыполнение предписания контролирующего органа и за искажение данных декларации за III кв. 2002 г.
- ОАО "В" - за невыполнение предписания контролирующего органа.
По этим предприятиям наложено и взыскано административного штрафа на общую сумму 38,5 тыс. руб.
За 6 месяцев 2003 г. проведено 14 контрольно-технологических проверок и ежегодных обследований предприятий-производителей алкогольной продукции. По результатам проведенных проверок к административной ответственности привлечены 2 организации:
- ОАО "У" - за искажение данных декларации за III кв. 2002 г. - в сумме 3,0 тыс. руб. (Решение от 08.01.03 № 1). Сумма штрафа взыскана полностью.
- ОАО "Л" - за несвоевременное представление декларации за I кв. 2003 г. - в сумме 3,0 тыс. руб. (Решение от 06.05.03 № 25). Сумма штрафа взыскана полностью.
Отгрузка алкогольной продукции предприятиями-производителями в 2002 году составила 1512,9 тыс. дал., что на 3,2% больше, чем в 2001 году (1465 тыс. дал.)
Отгрузка в I полугодии 2003 года составила 618,8 тыс. дал., что на 14,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Снижение отгрузки алкогольной продукции предприятиями-производителями связано с увеличением реализации завозной алкогольной продукции предприятиями оптовой торговли, которые в 1 квартале 2003 года увеличили реализацию на 38,5%.
Предприятиями оптовой торговли за первое полугодие 2003 г. уплачено налогов на 52,7% больше, чем в 1 полугодии 2002 г.
В течение 2002 г. практически у всех организаций оптовой торговли алкогольной продукцией проведены выездные и камеральные налоговые проверки, в т.ч. с использованием данных об уплате налогов на 1 тыс. дал. реализованной алкогольной продукции и данных о поступлении алкогольной продукции по железной дороге. По результатам указанных проверок доначисление в бюджеты всех уровней - 4582,17 тыс. руб., из них взыскано - 3240,2 тыс. руб.
В целях обеспечения контроля за легальностью оборота алкогольной продукции предприятиями оптовой и розничной торговли в 2002 г. налоговыми органами края проведено 7490 проверок организаций и физических лиц по вопросу выявления незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
В I полугодии 2003 г. проведено 3360 таких проверок.
Совместно с контролирующими и правоохранительными органами в 2002 г. проведено 5797 проверок. В I полугодии 2003 г. количество совместных проверок составило 2054 проверки.
Нарушения налогового и иного законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции в 2002 г. выявлены в 1922-х контрольных проверках, что составляет 25,66% от числа проведенных проверок.
В I полугодии 2003 г. нарушения выявлены в 1198 случаях, что составляет 35,65% от общего количества проведенных проверок.
70 процентов от общего числа выявленных нарушений связаны с отсутствием документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, 15 процентов - с фактами отсутствия лицензии или осуществление деятельности с нарушением условий действия лицензии.
Сумма штрафных санкций за нарушение законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции в 2002 г. составила 4114,9 тыс. руб. Из наложенных штрафов взыскано 3397,7 тыс. руб.
По результатам работы за I полугодие 2003 г. налоговыми органами края наложено административных штрафов на сумму 2425,1 тыс. руб., из них взыскано - 1977,1 тыс. руб. Для взыскания административных штрафов применен весь комплекс мер, направленных на их взыскание, в том числе переданы материалы в службу судебных приставов, в банк, для взыскания сумм штрафов за счет денежных средств на расчетных счетах предприятий, в организации для взыскания из заработной платы должностных лиц.
В результате совместных действий налоговых органов края, органов внутренних дел и налоговой полиции из незаконного оборота в 2002 г. изъято 914,6 декалитров алкогольной продукции. В I полугодии 2003 г. - 67,0 декалитров алкогольной продукции. Однако места хранения изъятой алкогольной продукции до настоящего времени не определены. Контролирующие органы вынуждены эту продукцию оставлять на ответственное хранение в торговой точке.
В целях стабилизации работы местных предприятий-производителей и усиления мер по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции на территории Приморского края, выявлению нелегального производства и пресечения поставок на территорию края неучтенной алкогольной продукции, Управление МНС России по Приморскому краю предлагает:
1. Решить вопрос о лицензировании организаций, которые будут осуществлять хранение алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота либо конфискованной.
2. Через средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) проводить разъяснительную работу среди населения о последствиях употребления некачественной алкогольной продукции, без специальных марок либо приобретенной в торговых точках, не имеющих лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции.
3. Контролирующим органам проводить совместные проверки предприятий и организаций, в адрес которых поступает алкогольная продукция по железной дороге.
4. Рекомендовать предприятиям розничной торговли иметь в наличии приборы для определения подлинности специальных федеральных и региональных марок.
5. Создать постоянно действующие оперативные группы, состоящие из сотрудников органов внутренних дел, налоговых органов, Госторгинспекции и других контролирующих органов, и оснащенные техникой и мобильной связью по контролю за реализацией алкогольной продукции в предприятиях розничной торговли.

Начальник отдела контроля в
сфере производства и
оборота алкогольной продукции
В.Н.МОКРЕЦОВ





Приложение 7

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГУ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 18 сентября 2003 г. № 2344

РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И
ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ
И НЕКАЧЕСТВЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В 2002 году значительное место в работе специалистов санитарно-эпидемиологического надзора Приморского края уделялось контролю за выполнением Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 07.01.1999 № 18-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)" от 27.08.1999 № 967; "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья" от 09.06.1998 № 732; Приказа Минздрава РФ "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)" от 16.09.99 № 344; постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции" от 04.10.99 № 13, "Об усилении мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия алкогольной продукции на здоровье населения" от 27.04.2001 № 13, "О проведении дополнительных мероприятий по предупреждению вредного воздействия алкогольной продукции на здоровье населения" от 26.04.2002 № 17.
Специалистами санитарной службы края за 2002 год проведено 1023 рейдовые проверки, в ходе которых было обследовано 3933 предприятия, в том числе занятых производством алкогольной продукции - 8, реализующих алкогольную продукцию - 3925 предприятий. Удельный вес торговых предприятий составляет - 99,8% от общего объема обследованных предприятий. За 7 месяцев 2003 года проведено 534 рейдовые проверки по соблюдению требований санитарных правил по обороту алкогольной продукции, обследовано 2042 предприятия торговли. Нарушения выявляются в 38% от обследуемых объектов (реализация алкогольной продукции без документов, подтверждающих их качество и безопасность; допуск к работе лиц с просроченными сроками медицинского обследования; неудовлетворительное санитарное состояние объектов; нарушение условий хранения и т.д.).
При осуществлении госсанэпиднадзора в 2002 году исследовано 653 образца алкогольной продукции. Исследования продукции из торговой сети составили в 2002 году 97,6%. За 7 месяцев 2003 года исследовано 289 образцов вино-водочных изделий.

Таблица 1

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС
ПРОБ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ
ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ЗА 1998 - 2002 ГГ.

   --------------T----T----T----T----T----T-----------¬

¦ Год ¦1998¦1999¦2000¦2001¦2002¦7 мес. 2003¦
+-------------+----+----+----+----+----+-----------+
¦Удельный вес ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нестандартных¦ 15 ¦ 9 ¦ 7.8¦ 8 ¦ 5.3¦ 5.1 ¦
¦проб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+----+----+----+----+----+------------


По сравнению с 1998 годом качество реализуемых алкогольных напитков на территории Приморского края улучшилось. Процент нестандартных проб уменьшен в 3 раза.
В 2002 году снято с реализации и забраковано 122 партии алкогольных изделий в количестве 1409 л (в 2001 г. - 211 партий в количестве 32716 л). За 7 месяцев 2003 г. число забракованных партий составило 38 в количестве 9982 литра. Вся забракованная продукция снята с реализации. Причины забраковки: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность; несоответствие алкогольной продукции по наличию постоянных включений; наличие сивушных масел.

Таблица 2

КОЛИЧЕСТВО
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ЗАБРАКОВАННОЙ ЦГСЭН В
ПРИМОРСКОМ КРАЕ ЗА 1998 - 2002 ГГ.

   -------------T------T------T-------T-----T------T--------------¬

¦ Год ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001¦ 2002 ¦7 мес. 2003 г.¦
+------------+------+------+-------+-----+------+--------------+
¦Число партий¦ 193 ¦ 117 ¦ 181 ¦ 211¦ 122 ¦ 38 ¦
¦Объем в л ¦7908.5¦5347.3¦9143.24¦32716¦ 1409 ¦ 9982 ¦
L------------+------+------+-------+-----+------+---------------


Таблица 3

РАНЖИРОВАНИЕ
ГУ ЦГСЭН В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ПО ОБЪЕМУ
ЗАБРАКОВАННЫХ ПАРТИЙ (Л)

   -----------------------------T---------------------------------¬

¦ ГУ ЦГСЭН в Приморском крае ¦Объем забракованной продукции (л)¦
+----------------------------+---------------------------------+
¦Б.Камень ¦ 760 ¦
¦Хорольский район ¦ 320 ¦
¦Чугуевский район ¦ 135 ¦
¦Ольгинский район ¦ 41 ¦
¦Владивосток ¦ 29 ¦
¦Дальнегорск ¦ 24 ¦
¦Михайловский район ¦ 19 ¦
¦Спасск-Дальний ¦ 16 ¦
¦Дальнереченск ¦ 16 ¦
¦Кавалеровский район ¦ 10 ¦
¦Черниговский район ¦ 10 ¦
¦Уссурийский район ¦ 9 ¦
¦Партизанский район ¦ 8 ¦
¦Хасанский район ¦ 5 ¦
¦Артем ¦ 4 ¦
¦Надеждинский район ¦ 3 ¦
+----------------------------+---------------------------------+
¦Итого: ¦ 1409 ¦
L----------------------------+----------------------------------


Таблица 4

РАНЖИРОВАНИЕ
ГУ ЦГСЭН В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ПО ЧИСЛУ
ПРИОСТАНОВЛЕННЫХ ЭКСПЛУАТАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

За нарушение требований санитарных правил при обороте алкогольной продукции приостанавливалась работа 29 объектов, за 7 месяцев 2003 г. - 19.

   -----------------------------T------------------------¬

¦ ГУ ЦГСЭН в Приморском крае ¦ Количество предприятий ¦
+----------------------------+------------------------+
¦Пограничный район ¦ 11 ¦
¦Надеждинский район ¦ 9 ¦
¦Владивосток ¦ 3 ¦
¦Уссурийский район ¦ 2 ¦
¦Хасанский район ¦ 2 ¦
¦Хорольский район ¦ 2 ¦
+----------------------------+------------------------+
¦Итого: ¦ 29 ¦
L----------------------------+-------------------------


В 2002 году по представлениям учреждений ГУ ЦГСЭН городов Артема и Владивостока подано 4 предложения об отзыве лицензий. Отозвано 3 лицензии по г. Владивостоку. В следственные органы материалы не передавались. За истекший период 2003 года представлено 2 материала по отзыву лицензий и 2 материала передано в следственные органы.
За допущенные нарушения в 2002 году наложено 260 штрафов на сумму 187730 рублей. В течение 7 мес. 2003 г. число штрафов 87 на сумму 88000 рублей.
Анализ деятельности санитарной службы края по контролю за соблюдением санитарных правил при обороте алкогольной продукции показывает, что за последние 5 лет отмечается значительное уменьшение в реализации некачественной алкогольной продукции, с 15% в 1998 году до 5,1% нестандартных проб в 2003 году. Если в 1998 году нарушения фиксировались в 89% обследованных объектов, то за истекший период 2002 - 2003 гг. - 38%.
Вместе с тем, анализ показателей смертности населения края отмечает стойкую тенденцию роста случаев летальных исходов от случайных отравлений алкоголем:
1998 г. - 289 сл.
1999 г. - 330 сл.
2000 г. - 343 сл.
2001 г. - 366 сл.
2002 г. - 402 сл.
7 мес. 2003 г. - 231 сл.
Особенно неблагополучная ситуация сложилась в городах Уссурийске, Владивостоке, Арсеньеве, Хорольском, Чугуевском, Ханкайском, Тернейском, Кавалеровском, Анучинском районах, где число случаев отравлений с летальным исходом за 2002 год по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. выросло в 2 раза, а в Черниговском в 3 раза.
Все зафиксированные случаи летальных исходов не связаны с продукцией промышленного изготовления.
С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на рынке алкогольной продукции на территории Приморского края предлагаю:
1. Усилить контроль со стороны органов УВД за нелегальным производством и оборотом алкогольной продукции, особенно в сельской местности.
2. Лицензионной палате администрации края производить отзывы лицензий по представлениям санитарной службы.





Приложение 8

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ЛИЦЕНЗИОННАЯ ПАЛАТА

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 10 сентября 2003 г. № 61-01/146

ДЛЯ ЗАСЕДАНИЯ КРАЕВОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ ПО ВОПРОСУ "РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И
ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ
И НЕКАЧЕСТВЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"

В соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Осуществляя полномочия по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, специалистами лицензионной палаты администрации края в 2003 году проведено 583 внеплановые проверки хозяйствующих субъектов.
По сравнению с этим же периодом 2002 года количество проверок увеличилось на 124, т.е. на 21,3%.
В 2003 году проведено 11 комплексных проверок по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности, в том числе розничной продажи алкогольной продукции (Анучинский район, Яковлевский район, Пограничный район, Октябрьский район, Михайловский район, Ханкайский район, Тернейский район, Надеждинский район, г. Владивосток, г. Артем, г. Арсеньев).
По результатам проверок подготовлены справки главам муниципальных образований о результатах проверок и даны конкретные предложения по устранению выявленных недостатков.
В сравнении с 2002 годом количество комплексных проверок увеличилось на 2 проверки.
При осуществлении проверок устанавливаются факты несоблюдения действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
При анализе проведенных проверок установлено, что 24% хозяйствующих субъектов нарушали п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 26 ФЗ от 22.11.95 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции ФЗ от 07.01.99 № 18-ФЗ, от 29.12.2001 № 186-ФЗ, от 24.07.02 № 109-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ), постановления Правительства РФ от 15.08.97 № 1019 "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ"; от 15.04.96 № 435 "Об утверждении порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства" - в торговых предприятиях находилась алкогольная продукция без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (сертификатов соответствия, копий справок к товарно-транспортным накладным или грузовым таможенным декларациям), без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками.
На основании выявленных нарушений действующего законодательства за 8 месяцев текущего года вынесено 146 решений о приостановлении действия лицензий хозяйствующим субъектам, расположенным на территории Приморского края, что на 13% больше соответствующего периода прошлого года.
Кроме того, осуществляя проверки, специалистами лицензионной палаты установлены факты безлицензионной деятельности.
Так, за 8 месяцев 2003 года специалистами лицензионной палаты Администрации Приморского края выявлено 30 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без лицензии. Следует отметить, что 8 проверок проведено совместно с инспекторами Межрайонного управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства при управлении внутренних дел Приморского края (МУБ ППР и ИАЗ).
За январь - март текущего года составлено 17 протоколов об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной продукции за нарушения условий действия лицензии.
За этот же период в соответствии со статьей 14.1 (ч. 2) КоАП РФ специалистами лицензионной палаты по безлицензионной деятельности было составлено 4 протокола об административных правонарушениях, которые были направлены для рассмотрения в районные суды г. Владивостока (2 по должностным лицам) и в Арбитражный суд Приморского края (2 по юридическим лицам).
Однако, поскольку ст. 14.16 КоАП РФ содержит специальную норму, предусматривающую ответственность за нарушение правил продажи алкогольной продукции, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, Арбитражный суд Приморского края с марта 2003 г. прекратил рассматривать дела по административным правонарушениям в части осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции без лицензии по ст. 14.1 (ч. 2) КоАП РФ, либо с нарушением условий действия лицензии по ст. 14.1 (ч. 3) КоАП РФ.
Данным Постановлением определено, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
У лицензионной палаты администрации края отсутствуют полномочия по составлению протоколов по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В настоящее время подписано постановление Губернатора края № 223 от 01.08.03 "О перечне должностных лиц лицензионной палаты Администрации Приморского края, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Во исполнение вышеназванного постановления лицензионная палата начала работу по составлению протоколов при проведении проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и нарушающих Правила продажи алкогольной продукции в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Учитывая, что хозяйствующими субъектами допускаются нарушения действующего законодательства, регламентирующего деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, предлагаем внести в проект Решения краевого совета по делам потребителей при администрации края выполнение следующих мероприятий:
лицензионной палате администрации края (Скобун):
1. Подготовить предложения в Законодательное Собрание Приморского края для выхода с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в части, касающейся запрета осуществлять деятельность в течение трех лет при наличии вступившего в силу решения суда об аннулировании лицензии.
2. В целях недопущения отпуска алкогольной продукции предприятиям розничной торговли и общественного питания, которым приостановлено действие лицензии, своевременно информировать Комитет по торговле и защите прав потребителей (Чистоклетова) о принятых решениях.
3. Совместно с управлением внутренних дел Приморского края (Вачаев), Приморским территориальным управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Рева), управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю (Бутова) разработать план совместных проверок предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Приморского края с целью выявления недоброкачественной алкогольной продукции.
4. Подготовить письма в государственные органы, имеющие полномочия по надзору (контролю) за хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, с просьбой своевременно информировать лицензионную палату об установленных нарушениях, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Председатель
А.С.СКОБУН





Приложение 9

МВД РФ
УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

<ИНФОРМАЦИЯ>
от 1 сентября 2003 г. № 34/531

СПРАВКА
ПО ИТОГАМ РАБОТЫ УБППРИИАЗ УВД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПО ВОПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ
ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ И НЕКАЧЕСТВЕННОЙ
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

УБППРиИАЗ УВД Приморского края в сфере борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции и защиты здоровья граждан от фальсифицированной и некачественной алкогольной продукции осуществлен ряд мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота и производства алкогольной продукции, ложного транзита подакцизных товаров, спирта и спиртосодержащей жидкости.
За семь месяцев 2003 г. с целью перекрытия каналов перемещения фальсифицированных и контрафактных товаров на территорию Приморского края железнодорожным, воздушным, морским и автомобильным транспортом УБППРиИАЗ УВД Приморского края, совместно с иными ведомствами и организациями было проведено 267 проверок законности поступления алкогольной продукции. В ходе чего изъято 7140 литров алкогольной продукции, находившейся в незаконном обороте. Выявлено два факта незаконного использования товарных знаков, по одному из которых возбуждено уголовное дело по ст. 180 УК РФ.
На территории Приморского края с начала года возбуждено 173 уголовных дела, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции. Составлено 4115 административных протокола за различные нарушения антиалкогольного законодательства, изъято из незаконного оборота 45,6 тыс. литров алкогольной продукции, в том числе 3268 литров спирта.
В крае организованы и проведены целенаправленные комплексные операции "Алкоголь-2003" и "Потребитель-2003".
Сотрудниками ГИБДД, по линии потребительского рынка, за 7 месяцев проверено 13000 единиц автотранспорта на предмет перевозки алкогольной продукции. В результате 430 единиц автотранспорта задержано за незаконную перевозку алкоголя.
За период проведения межведомственных мероприятий, с целью выявления подпольного производства и сбыта суррогатного фальсифицированного алкоголя проведен ряд мероприятий, в результате которых из незаконного оборота изъято 2004 литров алкоголя фальсифицированного, опасного для жизни и здоровья. Сотрудниками ОВД края выявлен 301 факт самогоноварения и домашнего производства спиртосодержащей продукции.
На территории г. Владивостока организованы и проведены ряд комплексных проверок оптово-розничных баз ООО "О", ООО "Р", ООО "В", ОАО "Е", база "К" г. Уссурийска, из незаконного оборота изъято более 15 тыс. литров алкогольной продукции.
Благодаря принимаемым мерам в крае значительно снизились объемы торговли некачественной алкогольной продукцией. Если в 2002 году каждый 8-й литр (13%) алкоголя, изъятого из незаконного оборота, по заключению экспертизы был опасен для жизни и здоровья граждан, то в текущем году лишь 0,8% изъятой продукции могут быть опасны для потребителя.
Ранее уже поднимался вопрос о том, что в новом административном законодательстве не предусмотрена ответственность за некоторые нарушения Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Это:
- изготовление с целью сбыта и продажа гражданами спиртных напитков домашней выработки;
- продажа гражданами этилового спирта и спиртосодержащих жидкостей;
- производство, хранение, перевозка либо сбыт алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности;
- кустарное производство алкогольной продукции из этилового спирта.
В то время как в розничной продаже алкогольной продукции основные нарушения совершаются продавцами, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность только должностных или юридических лиц, что сказалось на количестве выявленных правонарушений. Также основной трудностью по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции является отсутствие мест временного хранения изъятого товара. В настоящее время при выявлении большой партии алкоголя, находящейся в незаконном обороте, продукция арестовывается и передается на ответственное хранение правонарушителю. Учитывая большую стоимость партии, собственнику проще понести ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ, где максимальный штраф 1000 рублей, поэтому он старается реализовать арестованную партию, стоимость которой намного превышает размер штрафных санкций.
На законодательном уровне решается проблема, связанная с выявлением преступлений, предусмотренных статьями 171 и 180 УК РФ, в диспозиции которых оговаривается, что сумма ущерба должна составлять более 200 МРОТ, а на практике при выявлении подпольных цехов по розливу фальсифицированного алкоголя розлив происходит в объеме 200 - 400 литров (ущерб составляет примерно 30 МРОТ). В связи с тем, что обычно данным видом деятельности занимаются физические лица, которых даже невозможно привлечь к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ (производство либо сбыт этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормам), в которой ответственность физических лиц за данное правонарушение не предусмотрена. Поэтому лица, занимающиеся розливом фальсифицированной алкогольной продукции, уходят от ответственности.
Вместе с тем, для повышения эффективности в данном направлении деятельности остро стоит вопрос о создании предприятий, осуществляющих вывоз, хранение изъятой продукции до принятия судом решения по ее дальнейшей судьбе (конфискация либо возврат собственнику) в соответствии с действующим законодательством.

Начальник УБППР УВД ПК
полковник милиции
А.Н.РЕЗНИЧЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru