Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2003 № А51-8373/02-17-289
<О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПЕНСАЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ФЗ "О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ" ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ>
(Вместе с "ПОСТАНОВЛЕНИЕМ арбитражного суда апелляционной инстанции")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2003 г. № А51-8373/02-17-289

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил.
ОАО "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения ДЭС обратилось с исковым заявлением о взыскании с администрации МО г. Артема, Министерства финансов РФ, Администрации Приморского края 82366 руб. 89 коп., составляющих компенсацию предоставленных льгот по оплате тепловой энергии по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".
Истец в заседании суда исковые требования поддержал.
Ответчик, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в отзыве на иск исковые требования не признало, так как предоставление льгот по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" относится к вопросам социальной защиты, а расходы по обеспечению социальной защиты финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. В 2002 году по Закону Приморского края от 26.11.01 № 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" были предусмотрены средства на финансирование ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов". Также истец не доказал факт и объемы предоставления льгот.
Ответчик, Администрация Приморского края исковые требования в отзыве на иск не признал, так как в соответствии с определением Конституционного Суда РФ № 68-О от 09.04.02 предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета. Довод Министерства финансов РФ о том, что по Закону Приморского края от 26.11.01 № 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" были предусмотрены средства на финансирование ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" несостоятелен, так как к региональным полномочиям относится только оплата лекарственных средств и зубопротезирования доноров.
Ответчик, администрация МО г. Артема исковые требования в отзыве на иск не признал, так как согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения. В силу пункта 4 статьи 6 названного Федерального закона и статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 № 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" не предусмотрены средства на финансирование льгот по оплате коммунальных услуг по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов". Довод истца о том, что Законом Приморского края от 26.11.01 № 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрены средства на финансирование ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в сумме 12058000 руб. несостоятелен, так как данная сумма, согласно приложения № 7 к закону, направлена на финансирование льгот по ФЗ "О ветеранах".
Третье лицо исковые требования не признало, так как в 2001 году в Приморский край не поступали средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам ОВД и военнослужащим из федерального бюджета.
Третье лицо, Финансовое управление администрации МО г. Дальнереченск считает, что в иске к администрации МО г. Артема и Администрации Приморского края следует отказать, так как в соответствии с определением Конституционного Суда РФ № 68-О от 09.04.02 предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчиков, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
ОАО "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения ДЭС за счет собственных средств в первом полугодии 2002 года предоставило услуги отдельным категориям граждан (почетным донорам) по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", с учетом льготной скидки в размере 50% по оплате тепловой энергии. Сумма скидок составила 82366 руб. 89 коп.
Администрация МО г. Артема отказалась компенсировать вышеуказанную сумму.
Считая, что данная сумма подлежит компенсации за счет ответчиков, истец обратился с иском о взыскании 82366 руб. 89 коп.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск следует удовлетворить в полном объеме за счет Министерства финансов РФ по следующим основаниям.
Истец в первом полугодии 2002 года предоставил 160 абонентам - почетным донорам г. Артема льготы в размере 50% по оплате тепловой энергии на сумму 82366 руб. 89 коп.
Данный факт доказан справками ООО "Аргумент-Плюс" и извещениями по оплате льготных абонентов за первое полугодие 2002 года.
Данная льгота предоставлялась на основании статьи 11 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов", предусматривающей для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", особые льготы, в том числе право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. Вместе с тем ни сама статья 11, ни другие положения Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2002 № 68-О, непринятие законодателем нормативных актов по регулированию порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", льгот, предусмотренных федеральным законом, не может служить основанием для отказа в предоставлении данным категориям граждан льгот по оплате за коммунальные услуги.
Статья 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предусматривает, что финансирование мероприятий по развитию организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Таким образом, Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" установил три источника его финансирования - бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в бюджетах Администрации Приморского края, администрации МО г. Артема отсутствуют соответствующие статьи расходов по компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Документы в подтверждение того, что Министерством финансов РФ решался вопрос о выделении денежных средств для исполнения Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Министерством финансов РФ не представлены.
Поэтому, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 № 68-О, впредь до урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Согласно статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Именно из-за бездействия ответчика, Министерства финансов РФ, не решившего вопрос о выделении денежных средств для исполнения Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", истцу причинен вред в виде отсутствия компенсации предоставленных льгот по оплате тепловой энергии по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".
В связи с вышеизложенным суд на основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ взыскивает сумму 82366 руб. 89 коп., составляющую льготы, предоставленные истцом по оплате тепловой энергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Ответчики, Администрация Приморского края и администрация МО г. Артема от ответственности по данному делу освобождаются.
Доводы ответчика, Министерства финансов РФ во внимание не принимаются, так как его ссылка на Закон Приморского края от 26.11.01 № 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год", которым были предусмотрены средства на финансирование ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" несостоятельна, поскольку к региональным полномочиям относится только оплата лекарственных средств и зубопротезирования доноров. Факт предоставления льгот и их объемы доказаны справками ООО "Аргумент-Плюс" и извещениями по оплате льготных абонентов за первое полугодие 2002 года.
Доводы истца о том, что Законом Приморского края от 26.11.01 № 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрены средства на финансирование ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в сумме 12058000 руб. несостоятелен, так как данная сумма, согласно приложения № 7 к закону, направлена на финансирование льгот по ФЗ "О ветеранах".
Отнесение расходов по госпошлине на ответчика не производится, так как он в силу п. 6 ст. 3 ФЗ "О государственной пошлине" освобожден от ее уплаты.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется ввиду не п. 6 ст. 3, а п. 3 ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине".
   ------------------------------------------------------------------

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Дальэнерго" 82366 руб. 89 коп. компенсации льгот.
В иске к Администрации Приморского края и администрации МО г. Артема отказать.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 12 сентября 2003 г. № А51-8373/2002 17-289

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил.
ОАО "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с администрации г. Артема 82366 руб. 89 коп. основного долга по компенсации предоставленных льгот по оплате тепловой энергии согласно Федеральному закону "О донорстве крови и ее компонентов".
Определением суда от 14.10.2002 по ходатайству ответчика в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Финансовое управление администрации г. Артема.
Определением от 31.03.2003 суд в порядке ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство финансов Российской Федерации и Администрацию Приморского края.
Решением суда от 10.07.2003 сумма задолженности по компенсации льгот взыскана с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
В иске к Администрации Приморского края и администрации г. Артема отказано.
Управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Приморскому краю (далее УФК по Приморскому краю), считая решение суда незаконным, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в соответствии со ст. ст. 7, 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, п. 3.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 № 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" финансирование расходов на обеспечение социальной защиты населения осуществляется совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец не доказал согласно требованиям ст. 1069 ГК РФ наличие в совокупности всех необходимых для возмещения вреда условий, вследствие чего, основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
Кроме того, заявитель жалобы считает неправомерным включение истцом в заявленную сумму расходов, связанных с предоставлением льгот донорам, не только стоимость предоставленных услуг, но и сумму налога на добавленную стоимость.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, телефонограммой от 09.09.2003 № 224 заявил ходатайство об отложении дела слушанием в связи с болезнью представителя.
Суд, заслушав мнения лиц, участвующих в деле по заявленному ходатайству, руководствуясь ст. ст. 158, 159 АПК РФ, ходатайство отклонил, как необоснованное, поскольку согласно п. п. 4, 5 ст. 59 АПК РФ дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты.
Болезнь представителя истца не лишает организацию возможности обеспечить явку в судебное заседание другого полномочного представителя из числа работников отделения или адвоката. В связи с вышеизложенным арбитражный суд не может признать причины неявки представителя истца в судебное заседание уважительными, оснований для отложения дела слушанием нет.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствии истца, ОАО "Дальэнерго".
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующего.
ОАО "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения ДЭС за счет собственных средств в первом полугодии 2002 года предоставило услуги 160 абонентам - почетным донорам г. Артема с учетом льготной скидки в размере 50% по оплате тепловой энергии на общую сумму 82366 руб. 89 коп., установленной Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов". Данный факт подтверждается справками ООО "Аргумент-Плюс" и извещениями по оплате льготных абонентов.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.
Ст. 4 вышеназванного закона установлено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Однако порядок, источники возмещения установленных льгот федеральным законом не определены.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.02 № 68-О установлено, что поскольку федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В вышеназванном Определении Конституционного Суда также установлено, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем могут предусматривать в своих законах о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с последующим предъявлением требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку материалами дела подтверждается факт предоставления истцом абонентам льгот, установленных Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов", а в бюджетах Администрации Приморского края, администрации г. Артема не предусмотрены необходимые для финансирования льгот средства, судом первой инстанции правомерно в соответствии со ст. 1069 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов", а также в соответствии с изложенным в Определении Конституционного Суда № 68-О от 09.04.02 удовлетворены исковые требования по взысканию расходов по предоставлению льгот в сумме 82366 рублей 89 копеек с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку не относятся к существу спора.
Учитывая, что судом первой инстанции при вынесении решения не допущено нарушений норм материального и процессуального права, и с достаточной полнотой исследованы все материалы дела и сделаны обоснованные выводы по существу спора, оснований для отмены решения, в силу ст. 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение от 10.07.2003 по делу № А51-8373/2002 17-289 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru