Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации г. Владивостока от 09.07.2003 № 1658
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ВЛАДИВОСТОКА И ВЛАДИВОСТОКСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Утро России", № 49 (3093), 3 апреля 2004 года






АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2003 г. № 1658

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. ВЛАДИВОСТОКА И ВЛАДИВОСТОКСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

В соответствии с рекомендациями Экономического Совета, а также с целью повышения эффективности управления муниципальной собственностью и реализации Концепции социально-экономического развития г. Владивостока и Владивостокской агломерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития г. Владивостока и Владивостокской агломерации на долгосрочную перспективу, разработанную творческим коллективом Тихоокеанского института географии, Международного института конъюнктуры и прогнозирования с участием сотрудников администрации города.
2. Управлению муниципальной собственности (Ю.Г. Успангалиев):
2.1. В установленные действующим законодательством сроки провести разграничение собственности на землю, закрепив отношения соответствующими документами.
2.2. В срок до 01.08.2003 провести инвентаризацию зданий, сооружений и их частей, находящихся в муниципальной собственности.
2.3. Разработать проект системы оптимизации сбора земельного налога и арендной платы через формирование налогового зонирования с дифференциацией ставок для хозяйствующих субъектов в соответствии с результатами их хозяйственной деятельности.
3. Управлению архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора (А.Н. Колпаков):
3.1. Разработать до 01.12.2003 градостроительный устав г. Владивостока.
3.2. Использовать материалы Концепции для разработки Генерального плана развития г. Владивостока.
4. Руководителям структурных подразделений администрации города активизировать деятельность по управлению курируемыми муниципальными предприятиями и учреждениями, используя методы планирования и контроля.
5. Комитету экономики и управления (А.П. Жаров):
5.1. В срок до 01.06.2003 создать Муниципальный административно-хозяйственный совет для усиления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий и учреждений.
5.2. Внести предложения по срокам и исполнителям разработки комплексной программы развития г. Владивостока на период до 2010 г.
6. Управлению муниципальной собственности (Ю.Г. Успангалиев) совместно с управлением архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора (А.Н. Колпаков):
6.1. В срок до 11.09.2003 провести инвентаризацию и завершить формирование реестра земель, находящихся в муниципальной собственности, выделив земли под промышленные, деловые, социальные и жилые зоны.
6.2. В срок до 15.09.2003 в рамках разработки генерального плана развития города провести инвентаризацию земель под ветхими и старыми застройками и подготовить проект развития этих территорий города.
7. Управлению муниципальной собственности (Ю.Г. Успангалиев) совместно с комитетом экономики и управления (А.П. Жаров):
7.1. В срок до 15.10.2003 провести анализ эффективности использования земель, выделенных субъектам предпринимательства в долгосрочное пользование и сданных в аренду, с целью выявления неэффективных собственников и пересмотра заключенных соглашений.
7.2. В срок до 17.10.2003 в целях пополнения бюджета города разработать стратегию эффективного управления собственностью.
8. Опубликовать краткий вариант Концепции социально-экономического развития Владивостока и Владивостокской агломерации в средствах массовой информации и разместить на информационном сайте города.
9. Распоряжение главы администрации № 1207-p от 26.07.2002 "О разработке программы социально-экономического развития г. Владивостока до 2005 г." считать утратившим силу.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации
Ю.М.КОПЫЛОВ





Приложение
к постановлению
главы администрации
г. Владивостока
от 09.07.2003 № 1658

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Г. ВЛАДИВОСТОКА И АГЛОМЕРАЦИИ
(Краткий вариант)

Основные положения Концепции разработаны специалистами Тихоокеанского института географии ДВО РАН, института "Приморгражданпроект", Международного института конъюнктуры и прогнозирования (МИКП) и других организаций.

Исполнители

Бакланов П.Я. - член-корреспондент РАН, директор ТИГ ДВО РАН;
Романов М.Т. - к.г.н., зав. лаб. ТИГ ДВО РАН;
Латкин А.П. - д.э.н., директор МИКП, заведующий кафедрой ДВГУ;
Мошков А.В. - к.г.н., вед.н.с. ТИГ ДВО РАН;
Авдеев Ю.А. - к.э.н., зав. лаб. ТИГ ДВО РАН;
Созинов В.А. - к.э.н., доцент ВГУЭС;
Сидоркина З.И. - к.г.н., ст.н.с. ТИГ ДВО РАН;
Рыжков В.Н. - сотрудник МИКП;
Солдатова И.Н. - сотрудник МИКП;
Даниловских Т.Е. - сотрудник МИКП.
В доработке и редактировании Концепции приняли участие:
Лелюхин С.Е. - советник главы администрации г. Владивостока;
Аникеев В.В. - член-корреспондент Академии архитектуры и строительства;
Жаров А.П. - председатель комитета экономики и управления администрации г. Владивостока;
Веролайнен С.И. - к.э.н., заместитель председателя комитета экономики и управления администрации г. Владивостока.
Настоящий текст Концепции составлен на основе отчета "Концепция территориально-отраслевого развития г. Владивостока и Владивостокской агломерации", выполненного Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН под руководством члена-корреспондента РАН П.Я. Бакланова по заказу ОАО "Приморгражданпроект", с использованием материалов "Проекта Концепции социально-экономического развития г. Владивостока до 2020 г.", подготовленного авторским коллективом Дальневосточного государственного университета, Института менеджмента и бизнеса, Международного института конъюнктуры и прогнозирования под руководством д.э.н. А.П. Латкина.

1. Основные положения и принципы концепции

Разработкой Концепции (общих идей и направлений) социально-экономического развития Владивостока и прилегающих к нему территорий в новых политико-экономических условиях вплотную начали заниматься уже в начале 1990-х годов (Концепция социально-экономического развития г. Владивостока, 1991; Дробное функциональное зонирование..., 1993; Проект "Большой Владивосток", 1994). Эти концепции в целом "увязываются" с Концепцией развития Приморского края (Владивосток, 2000, 2002), с Концепцией и Программой развития всего Дальневосточного региона (Хабаровск, 2001).
Долгосрочной целью развития Владивостока ставится превращение его в крупнейший международный интеграционный центр России в АТР, реализующий внешнеэкономические, транспортно-транзитные, промышленные, научно-образовательные и культурно-туристические функции и обеспечивающий высокое качество жизни населения города.
В основу новой Концепции развития Владивостока и Владивостокской агломерации положены следующие основные принципы:
- ориентация на переход города Владивостока на новый качественный уровень, имея в виду экономическое, социальное и экологическое качества развития города;
- превращение его в крупный региональный центр внешнеэкономического сотрудничества России на тихоокеанском побережье;
- обеспечение широкого участия города в международной жизни АТР в сфере услуг, высокотехнологичных наукоемких производств, научно-образовательной деятельности, международного въездного туризма;
- формирование в долгосрочной перспективе двухзвенного города, состоящего из старой части (южное звено), преобразуемой в деловой центр (с развитыми портово-транспортными, управленческими, торгово-посредническими, банковско-кредитными функциями, иностранными представительствам и т.п.), и серверного звена, формируемого как новый город высоких технологий (с технопарками и крупным транспортным узлом - железнодорожным, авиационным, автодорожным);
- формирование социальной, производственной инфраструктуры, учитывающей ориентированность города на активные внешние связи по нормативам, сопоставимым со сложившимися на настоящий момент реальными полюсами роста в странах АТР (или со столичными городами России - Москвой, Санкт - Петербургом);
- доведение масштабов экономической деятельности, сферы услуг и пр. до уровня, сопоставимого с полюсами роста стран АТР;
- территориальное развитие города прежде всего - за счет интенсивного освоения имеющихся свободных территорий, поэтапной трансформации садовых районов в районы жилищной застройки, а в долгосрочной перспективе - за счет включения территорий г. Артема и Надеждинского района;
- параллельное развитие двух форм жилищного строительства: высотного и многоэтажного в старом городе, в центральной части нового города, и малоэтажного - в периферийной части нового города (в новых его границах);
- учет стратегических интересов России в этом уникальном экономико-географическом регионе (выполнение оборонных, транзитных, научно-технических, в том числе формирование опорной базы освоения ресурсов Тихого океана и др.), а также задач, которые возлагаются на Владивосток при реализации концепции развития Дальнего Востока и Приморского края;
- максимальное использование социального, производственного, научно-технического и финансового потенциала самого г. Владивостока в его развитии;
- обеспечение различных аспектов геополитической, социально-экономической, научно-технической, продовольственной и экологической безопасности населения Приморского края и г. Владивостока при реализации стратегических интересов России в АТР.
Геополитическая безопасность России на Дальнем Востоке предполагает сохранение достаточных мощностей оборонного комплекса Владивостока, в том числе развитие Тихоокеанского флота для обеспечения геостратегического присутствия России в АТР.
Научно-техническая безопасность определяется тем, что во Владивостоке сконцентрировано до 50% научно-технического потенциала Дальнего Востока. Этот потенциал должен быть сохранен и развит. На его основе возможно: развитие наукоемких производств на базе собственных научных разработок отраслевых и академических НИИ и вузов Владивостока; реализация импортных технологий на инжиниринговых компаниях города; научно-техническое обеспечение освоения ресурсов океана.
Обеспечение продовольственной безопасности населения города и края делает необходимым развитие современных предприятий пищевой промышленности.
Экологическая безопасность заключается в обеспечении рационального использования, воспроизводства и сохранения уникального природно-ресурсного потенциала и биоразнообразия акватории зал. Петра Великого и территории Владивостока, в использовании больших возможностей развития здесь марикультуры и экологического туризма.

2. Современное социально-экономическое положение

Ведущая роль в Приморском крае принадлежит локальной территориально-хозяйственной системе Владивостокской агломерации. Лидирующее положение в агломерации занимает по всем социально-экономическим характеристикам г. Владивосток. По данным Приморского краевого комитета государственной статистики на начало 2002 г. в г. Владивостоке проживало 625,6 тыс. человек. На предприятиях и в организациях работало 39% экономически активного населения края. Доля города в общекраевых показателях: по объему промышленной продукции - 26%, в том числе 41% - по производству потребительских товаров, по инвестициям в основной капитал - 22%, по вводу в эксплуатацию жилья - 42%. По итогам 2001 г. объем налоговых сборов в г. Владивостоке достиг 7036,0 млн. руб., доход городского бюджета - 2892,6 млн. руб., что составляет соответственно - 48,0% и 18,2% от общекраевых показателей.
Вместе с тем в 1990-е годы, в г. Владивостоке произошла смена позитивных тенденций развития на негативные, что обусловлено глубокими преобразованиями экономики, замедленной адаптацией систем управления всех уровней к работе в новых рыночных условиях, а также ослаблением государственного и регионального участия в решении насущных социально-экономических проблем. Это сопровождается спадом промышленного производства, разрушением накопленного в социалистический период производственного и интеллектуального потенциала, уменьшением, в сопоставимых ценах, доходной части городского бюджета, физическим износом всех инженерных сетей, углублением противоречий в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности городского населения, при его сокращении и ухудшении качественного состава.
Выделяются следующие негативные тенденции и проблемы:
1. Сокращение численности постоянного населения (на 3,6% к уровню 1990 г.), ухудшение его демографической структуры при снижении рождаемости, средней продолжительности жизни и увеличении смертности в детском возрасте.
2. Снижение индекса физического объема промышленной продукции, который составил в 2000 г. к уровню 1990 г. чуть более 50%.
3. Значительное сокращение инвестиций в воспроизводство основного капитала по большинству предприятий материальной сферы, при уменьшении стоимости основных производственных фондов, только за три последних года на 35%.
4. Относительно низкий удельный вес малого предпринимательства в общем объеме производимой продукции (12-15%), а также в создании новых рабочих мест и улучшении качества предоставляемых населению услуг.
5. Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг на региональном, межрегиональном и зарубежных рынках. Это приводит к усилению зависимости местного (городского) потребительского рынка и рынка труда от иностранных товаров и рабочей силы, а также к уменьшению налоговых поступлений в городской бюджет.
6. Формирование неблагоприятного инвестиционного климата и имиджа города, связанного с ненадежным энерго-, водо- и теплоснабжением, транспортным обслуживанием, а также - с высоким уровнем криминализации бизнеса.
7. Проблемы в личной безопасности населения и сохранности частной собственности.
8. Высокие потребности в муниципальном жилье, большой износ жилого фонда.
9. Высокая степень износа инженерно-инфраструктурных систем и сетей города.
10. Резкое отставание развития улично-дорожной сети, в том числе основных транспортных магистралей города.
11. Ухудшение экологической ситуации в городской среде, особенно в прибрежных зонах массового отдыха при постоянном многократном превышении ПДК вредных выбросов в атмосферу и морскую акваторию.
12. Усиление диспропорции между доходами и расходами городского бюджета, обусловленное с одной стороны передачей ведомственной жилищно-коммунальной и социальной сферы в ведение города, увеличением объема ремонтно-восстановительных работ физически изношенных сетей, а с другой стороны, уменьшением доходной части городского бюджета более, чем в 3 раза по сравнению с 1990 г. при отсутствии целенаправленной политики изменения структуры доходов в пользу неналоговых поступлений.

3. Основные факторы развития, конкурентные
преимущества и недостатки

К определяющим факторам развития г. Владивостока относятся уникальное географическое положение, накопленный социально-экономический и научно-технический потенциал, геополитическое, экономико-географическое положение. Благодаря своему размещению на побережье Японского моря с многочисленными незамерзающими бухтами, Владивосток стал крупнейшим тихоокеанским городом-портом России. Он имеет морской выход ко многим странам АТР, в том числе крупнейшим из них - КНР, США, Японии и др. К портам Владивостока подходит крупнейшая железнодорожная магистраль - Транссибирская, благодаря чему здесь реализуются разнообразные контактные транспортно-транзитные функции в связях России и АТР, стран АТР и Европы. Город имеет сухопутные выходы (железнодорожные и автодорожные) в соседние страны - Китай и КНДР. Он является крупнейшим экономическим центром юго-восточной окраины России, соседствующим с крупнейшими странами - КНР и Японией, крупными - КНДР и Республикой Корея.
Накопленный социально-экономический и научно-технический потенциал определяются относительно большим населением, высоким научным, образовательным и культурным потенциалом. Здесь действуют более половины промышленных предприятий края, более 19 тыс. коммерческих предприятий, развитые звенья инфраструктуры.
Геополитическое положение определяется тем, что г. Владивосток и его агломерация находятся на стыке трех стран мира: крупнейших - КНР и России и крупной - КНДР с различными политическими системами. Через Владивосток Россия реализует свои геополитические интересы в АТР, а сам Владивосток находится в зоне пересечения геополитических интересов ряда зарубежных стран.
Обобщенная оценка имеющихся конкурентных преимуществ и недостатков, анализ современного социально-экономического состояния города и тенденции мирового развития позволяют выделить наиболее важные преимущества Владивостока как динамично развивающегося, делового, научно-образовательного и туристического центра:
- приморское, прибрежное положение территории с многочисленными незамерзающими бухтами и островными территориями;
- транспортный узел - морские ворота в АТР;
- близость к рынкам сбыта стран АТР;
- многоотраслевой транспортный комплекс;
- многоотраслевая структура экономики;
- развитая рыночная инфраструктура;
- развитая социальная сфера;
- развитая инженерно-техническая инфраструктура;
- высокий научно-образовательный потенциал;
- высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень населения, в т.ч. квалифицированные кадры;
- высокий и разнообразный потенциал туристско-рекреационной сферы;
- наличие лесопарковых зон;
- наличие свободных производственных площадей, территорий, земельных участков для создания совместных предприятий;
- наличие территорий для застройки;
- наличие дипломатических, торговых и предпринимательских представительств ряда зарубежных стран.
Реализация конкурентных преимуществ возможна в следующих направлениях и формах развития:
- развитие сотрудничества со странами АТР;
- создание совместных предприятий (СП);
- увеличение экспортных поставок;
- развитие транспортно-транзитных функций;
- развитие наукоемких отраслей промышленности;
- развитие туризма;
- активизация малого бизнеса;
- развитие инвестиционных процессов;
- поддержка приоритетных инвестиционных проектов.
Реализации преимуществ могут помешать следующие конкурентные недостатки:
- ужесточение конкуренции со стороны Китая, в т.ч. за российский транзит;
- нерациональное освоение территорий города;
- неэффективное использование муниципальной собственности;
- коммерциализация объектов социальной сферы - сокращение их доступности потребителям при низком уровне доходов большинства населения;
- износ системы тепло-, энергообеспечения;
- ненадежное обеспечение водой, электрической и тепловой энергией;
- высокий износ производственно-инфраструктурных сетей;
- низкая эффективность и конкурентоспособность многих производств;
- рост конкуренции с другими регионами Российской Федерации, в т.ч. Дальневосточными, а также - с зарубежными, в т.ч. с северо-восточными провинциями КНР;
- отсутствие эффективной системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов;
- высокий износ жилого фонда;
- плохой инвестиционный климат;
- бессистемная гаражная застройка;
- почти полное отсутствие совершенных очистных сооружений;
- высокая доля населения с низким уровнем доходов;
- отток квалифицированных кадров;
- высокая доля жилья низкого качества.

4. Основные перспективные функции

Общегосударственные стратегические функции г. Владивостока сводятся к следующим:
- оборонные, связанные с дислокацией здесь отдельных структурных единиц Тихоокеанского флота, а также морских частей погранвойск, таможенных и других служб, обеспечивающих военную и экономическую безопасность России на востоке;
- портово-транспортные, обусловившие создание и функционирование здесь военно-морского, морского торгового, морского рыбного и пассажирского флотов;
- морехозяйственные, обусловившие создание рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих, судоремонтных, приборостроительных предприятий, вспомогательных производств;
- внешнеторговые и транспортно-транзитные, состоящие в обеспечении экспорта и импорта, в том числе в таможенном и транспортном их обслуживании;
- научно-образовательные функции, состоящие в проведении исследований и подготовке специалистов высшей квалификации для многих специфических сфер хозяйства, особенно морской ориентации.
В перспективе город останется многофункциональным: портово-транспортным, промышленным, научно-образовательным и культурным, торгово-финансовым центром, выполняющим международные, общероссийские, общедальневосточные, краевые и муниципальные функции. Основные функции города и предпосылки их развития в рыночных условиях рассматриваются с учетом спроса на разных региональных уровнях, его динамики, современных тенденций изменения в платежеспособном спросе. Практически все основные функции Владивостока имеют большие перспективы роста и развития. Необходимо не только сохранить, но и значительно их усилить. Это имеет не только социально-экономическое, но и геополитическое значение.
Таким образом, Владивосток и в будущем будет развиваться как крупный многофункциональный центр с выполнением:
- международных функций (консульства, представительства зарубежных компаний, международных организаций и т.п.);
- общероссийских (пограничных, военно-морских, таможенных и пр.);
- общедальневосточных (научных, образовательных, транспортных, внешнеэкономических, инфраструктурно-рыночных, информационно-телекоммуникационных и пр.);
- краевых (центр Приморского края, выполнение краевых функций);
- муниципальных функций.

5. Приоритеты развития

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что приоритетными для г. Владивостока в долгосрочной перспективе являются:
- выполнение разнообразных контактных функций в связях России со странами АТР, в т.ч. транспортно-транзитных, внешнеэкономических и внешнеполитических;
- производство высокоценных товаров на основе наукоемких технологий, в том числе биотехнологий (производство экологически чистых продуктов питания, биологически активных и лекарственных веществ из сырья дальневосточной тайги и моря);
- производство приборов и некоторых видов оборудования для изучения и освоения ресурсов океана;
- развитие научных исследований и конструкторских разработок для целей освоения, рационального использования ресурсов Тихого океана, контактной зоны "суша-океан" в целом и для решения возникающих при этом экологических проблем;
- создание систем различных видов туризма, его инфраструктуры, объектов туризма, в том числе специфических, связанных с океаном, со странами АТР;
- сохранение достаточных военно-морских функций;
- расширение и повышение качества образования, науки, объектов культуры;
- развитие других наиболее рентабельных в рыночных условиях видов хозяйственной деятельности: рыбной и пищевой промышленности, производств ряда потребительских товаров;
- обеспечение города надежными и эффективными инфраструктурными системами и сетями: энергетическими, транспортными, экологическими;
- широкое развитие жилищного строительства.
Целесообразна переориентация всего хозяйственного комплекса Владивостокской агломерации на выпуск высокотехнологичной продукции и услуг. Высокотехнологичная промышленная продукция должна производиться не только для реализации на внешнем рынке, но и для наполнения внутреннего рынка. В противном случае будет и дальше увеличиваться разрыв в уровне экономического развития дальневосточной России с сопредельными странами.
С учетом международного опыта создания технополисов и имеющихся во Владивостоке предпосылок целесообразно развивать здесь следующие новые отрасли: биотехнология, "тонкая" керамика, порошковая металлургия, современные бытовые электроприборы, новые материалы, подводные аппараты, робототехника, автоматические системы управления, их математическое, программное обеспечение, специализированные виды компьютеров с их математическим обеспечением, фармакология на основе биологически активных веществ из ресурсов суши и моря, производство новых видов экологически чистой продовольственной продукции на основе местной сырьевой базы и современных технологий.
Уникальными объектами рекреационно-туристического комплекса должны стать островные территории, в первую очередь - острова Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда и другие. Здесь необходимо создать как новые объекты рекреации и туризма (музеи Тихоокеанского военно-морского флота, Биологии моря и другие), а также туристическую инфраструктуру (мостовые переходы, смотровые площадки, гостиницы, яхтклубы и т.п.).
Специализированные производства в составе Владивостокской агломерации в перспективе должны быть представлены в первую очередь судоремонтом и судостроением, марикультурой и рыбопереработкой, производством строительных материалов, деревообработкой. Обслуживающие предприятия должны обеспечить повседневные потребности производства, населения в товарах и услугах, в надежной связи как с отечественными партнерами по бизнесу, так и зарубежными компаньонами. Эффективному развитию города должны способствовать и различные формы территориального разделения труда (кооперирования, комбинирования) между предприятиями промышленных центров в пределах Владивостокской агломерации.
Основные принципы территориального развития Владивостока.
На основе дробного функционального зонирования осуществить:
1. Ликвидацию и вынос из города устаревших предприятий, сооружений, особенно из его центральных прибрежных районов, освобождение территорий, выходящих к берегам бухт и заливов для создания благоустроенных рекреационных зон.
2. Создать новые рекреационные зоны (парковые, культурно-развлекательные, туристические, спортивные) после сноса части устаревшего жилья - особенно в центральных и прибрежных районах города, на островных территориях.
3. Поэтапную трансформацию садово-огородных зон и участков в зоны комфортабельного жилищного строительства.
4. Специализацию островных территорий города (острова Русский, Попова, Рейнеке, Рикорда, Шкота и другие) в многофункциональные рекреационные зоны.
5. Сохранить лесопарковые зоны в пригородных районах.
6. Создать микрозоны наукоемких технологий.
7. В долгосрочной перспективе - расширение территории города за счет включения в его состав территорий г. Артема и части Надеждинского района (после 2010 г.).
8. Необходимо передать акватории бухт и заливов в черте г. Владивостока в систему оперативного городского управления.

6. Целевые ориентиры

Территория. Территориальная структура города в целом должна быть существенно трансформирована на основе нового функционального микрозонирования. Основная идея заключается в формировании поясно - секторной структуры: пояса - прибрежный и несколько следующих концентрических; пояса делятся на отдельные секторы, зоны с чередованием рекреационных, селитебных, деловых, хозяйственных.
В целом выделяются следующие зоны: деловой центр, прибрежная (с чередованием хозяйственных и рекреационно-парковых секторов), промышленные, торгово-инфраструктурные, селитебные, рекреационно-парковые, резервные.
Эффективность промышленно-селитебного освоения новых территорий во многом будет зависеть от наличия надежных и эффективных транспортных магистралей - как трасс освоения новых площадок и развития транспортной сети в целом. Основным направлением развития транспортных сетей в пределах Владивостокской агломерации является прокладка дублирующих магистральных путей выхода из центра и города и автодорог широтного направления через всю северную часть города с запада на восток. С восстановлением сквозной железной дороги через весь Корейский полуостров ожидается значительное увеличение транзитных грузопотоков по Транссибу из этих республик в Европу. Вторым важным направлением в развитии транспортных сетей является создание железнодорожного и автодорожного кольца вокруг п-ова Муравьева-Амурского вдоль Амурского и Уссурийского заливов, бухты Золотой Рог, которые обеспечат соединение старой и новой частей города в единый город, в единое экономическое, социально-демографическое, планировочное пространство с минимальным ущербом окружающей среде.
Население. Перспективная численность населения Владивостока и всей Владивостокской агломерации во многом будет зависеть от меры участия (законодательного, финансового, организационно - управленческого) государства и краевых управленческих структур в развитии города. Разработано несколько вариантов демографического развития Владивостока и агломерации, учитывающих различные в сложившихся условиях меры участия государства: 1) пессимистический, инерционный вариант - участие (финансовое, организационно-управленческое) государства отсутствует; 2) средний вариант - участие государства незначительное, в основном развитие обеспечивается за счет поддержки городскими и краевыми властями с организованным привлечением частного капитала; 3) оптимистический вариант - участие федеральных, краевых, муниципальных органов управления в развитии города рассматривается как существенное. Оптимистический вариант предполагает привлечение дополнительного финансирования в развитие Владивостока и Владивостокской агломерации со стороны государства, а также организованное привлечение отечественного и иностранного капитала. На 2010 г. прогнозируется численность населения Владивостокской агломерации: по пессимистическому варианту 1157,6 тыс. чел.; среднему - 1232,8; оптимистическому - 1408,3. Прогнозная численность населения г. Владивостока в старых границах - соответственно: 654,3 тыс. чел.; 728,7 тыс. чел.; 804,7 тыс. чел.
Прогнозные оценки прироста и распределения численности занятых в различных отраслях экономики к 2010 г. показывают, что ведущей отраслью экономики в промышленных центрах Владивостокской агломерации останется промышленность, в которой предполагается задействовать до 30% численности работающего населения. Высокая доля таких отраслей, как транспорт и связь, торговля, сбыт и заготовки, ЖКХ и бытовое обслуживание и др., объясняется необходимостью значительного инфраструктурного и рекреационного обустройства территории Владивостокской агломерации с целью повышения уровня экономической и социальной привлекательности для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в развитие экономики населенных пунктов. Численность экономически активного населения рассчитывалась с учетом современной и прогнозируемой ситуации с занятостью населения в населенном пункте.
Прогнозная численность занятого населения, с учетом возможной положительной тенденции увеличения механического и естественного прироста населения, определяется: по пессимистическому и инерционному вариантам. При этом на 2010 г. оптимальной можно считать занятость не менее 95% экономически активного населения (при численности незанятого населения не более 5%).
Производство. По проведенным прогнозным оценкам, наиболее вероятный средний прирост производства по промышленным узлам Владивостокской агломерации ожидается в пределах 5% в год, с возможными колебаниями по отраслям и центрам от 2 до 13%. Это согласуется с ожидающимися в обозримой перспективе темпами развития экономики Приморского края и России в целом. Объем производства промышленной продукции существующих предприятий Владивостокской агломерации в 2010 г. составит по пессимистическому варианту - 20,6 млрд. руб., среднему варианту - 28,4 и оптимистическому варианту - 35,8 млрд. руб. Ведущими отраслями в структуре останутся многие существующие ныне отрасли промышленности, которые и составляют градообразующую базу промышленных узлов.
Уровень жизни. Одним из основных показателей, определяющих уровень жизни населения, являются среднемесячная заработная плата одного работающего и денежные доходы, приходящиеся в среднем на одного жителя (включая детей, пенсионеров и др. нетрудоспособную часть населения). В 2000 г. во Владивостоке среднедушевые доходы составили 2574 руб., в то время как в крае в целом лишь 1768 руб., т.е. в 1,45 раза больше.
Начисленная заработная плата в 2000 г. в Приморском крае в сравнении с предыдущим годом, возросла на 21%, а среднедушевые доходы - примерно на 15,8%. В 2001 г. зарплата выросла еще на 37%. С учетом роста цен реальный рост зарплаты составил 13%. В долларовом эквиваленте среднемесячная начисленная заработная плата во Владивостоке в 2001 г. достигла 127 долл. США. Среднегодовой темп прироста заработной платы был достаточно высоким - 17,5% в год. В эти годы среднегодовой прирост среднедушевых доходов также оказался сравнительно высоким - 14,5% в год. При сохранении таких темпов заработная плата к 2010 г. во Владивостоке могла бы увеличиться до 500 долл. США в месяц, а реальная заработная плата - до 380 долл. США/мес.
Финансовые ресурсы. В качестве основных источников финансирования могут рассматриваться:
- бюджеты (федеральный, краевой, городской и местный);
- средства внебюджетных фондов и аккумулированные финансовые ресурсы межрегиональных ассоциаций;
- собственные средства государственных и муниципальных предприятий;
- отечественный акционерный и частный капитал, иностранный капитал;
- банковский и страховой капитал;
- средства целевых региональных фондов;
- залоговые обязательства Приморского края как субъекта федерации;
- средства населения;
- средства, полученные от выпуска целевых муниципальных займов.
При этом важным условием инвестирования, несомненно, является благоприятный инвестиционный климат. Важнейшими условиями его улучшения являются формирование надежного и эффективного энергетического, транспортного и инфраструктурного обеспечения, высокого качества социальной и экологической среды и т.п.
Государственный вклад в развитие города и агломерации может осуществляться в следующих формах:
- прямое инвестирование из федерального бюджета ограниченного круга объектов программы, имеющих общерегиональное значение, но невысокую коммерческую окупаемость;
- косвенное финансирование некоторых объектов и направлений хозяйственной деятельности с предоставлением возможности беспошлинного импорта оборудования, облегченных правил экспортных операций и распоряжения валютной выручкой, ускоренной амортизации, беспроцентных или льготных займов, расширение сферы применения налогового кредита;
- административная или экономическая протекция созданию специальных банков, фондов, консорциумов, компаний, передвижению людей, товаров и капитала через границы программного региона, рекламе инвестиционных проектов;
- расширение сферы хозяйственно-правовой компетенции территориальных органов при исполнении ряда норм законодательства, в частности законов "О недрах", "О залоге", "Об инвестиционном налоговом кредите", "О конверсии оборонной промышленности", "Об основах налоговой системы" и др.
Важнейшими условиями привлечения иностранного капитала в развитие города являются следующие:
- предоставление залоговых гарантий иностранному капиталу через природноресурсные права, права на недвижимое имущество, активы и другие формы;
- формирование на территории функциональной среды и инфраструктурного комплекса, отвечающих потребностям бизнеса и являющихся приоритетами в деятельности местных властей;
- соблюдение точно определенного набора правил и льгот для инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.

7. Механизмы реализации концепции

С целью реализации основных положений Концепции на ее основе должна быть разработана и принята долгосрочная комплексная Программа развития г. Владивостока и соответствующий Генеральный план города.
Механизм реализации Концепции и Программы предполагает, что в рамках общей системы управления создается сеть координаторов (руководителей подпрограмм) и ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям. Ответственные исполнители назначаются администрацией города и обеспечивают соблюдение сроков, качества и эффективности реализации мероприятий. Таким образом, может формироваться известная матричная организационная структура управления, включающая вертикальные (линейные) и горизонтальные связи, которые обеспечивают управление и создают основу высокой синхронизации исполнения намеченных мер. Такой подход должен сочетаться с перераспределением прав и ответственности (децентрализацией) в рамках организационной структуры системы управления территорией. Нестандартность ситуации в пределах Владивостокской агломерации заключается в наличии нескольких корпоративных участников реализации Программы.
В механизм реализации Концепции и Программы необходимо заложить учет разнонаправленных интересов населения, власти и бизнеса при разработке, принятии и реализации бизнес-проектов или планов развития, в том числе - участие власти в реализации приоритетных проектов с определенным их финансированием. Механизм реализации, развития и управления Программой обеспечивается, как известно, организационными и экономическими мерами. Он включает в себя:
- определение взаимосвязанных организационно-методических процедур в процессе осуществления различных видов и стадий управления с целью выполнения отдельных пунктов Концепции и Программы;
- выделение проблемно-функциональных блоков управления, выработку связей и отношений между ними;
- установление и регулирование отношений между элементами структуры управления, между властью и бизнесом путем правового, административного, экономического и социального взаимодействия.
При этом должна быть обеспечена систематическая координация сбалансированных по ресурсам и развернутых во времени экономических, социальных, технических, производственных, организационных и др. мероприятий, осуществляемых властью, предприятиями и организациями различных форм собственности, обеспечивающих достижение целей развития:
- обеспечение взаимоувязанного направленного развития и достижения основных целей;
- обеспечение тесного взаимодействия производственных, социальных и экологических аспектов хозяйственной деятельности;
- распределение прав и ответственности за реализацию, обеспечение оперативного информационного обслуживания деятельности;
- научное сопровождение.
В систему управления целесообразно встроить подсистему корректировки в виде группы специалистов, в задачу которых входит отслеживание эффективности реализации Программы и выработка на этой основе предложений по изменению траектории развития.
Для обеспечения мониторинга реализации Концепции и разработанной на ее основе Программы необходимо внедрить информационно-аналитическую систему оценок по эталонам. Система основана на подобранных индикаторах для отдельных составляющих Концепции.
В эталонную систему индикаторов развития должны быть включены блоки индикаторов, отражающие: экономическое развитие, состояние окружающей среды, развития домашних хозяйств, использование земли, развитие городской инфраструктуры, социально-демографическое состояние и др.
Важнейшим инструментом реализации Концепции и Программы должна стать совершенная информационная система города и агломерации, базирующаяся на геоинформационной основе. Информационная система должна отслеживать основные параметры экономического, социального, экологического состояния города и агломерации за определенные периоды времени и сравнивать текущие параметры с целевыми и эталонными индикаторами, в том числе - прогнозными.
Таким образом, основные положения Концепции должны быть развернуты в Программе социально-экономического развития города Владивостока и его агломерации и новом Генеральном плане города. Их утверждение и реализация позволят выйти Владивостоку на качественно новый уровень развития.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru