РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2003 № А51-2288/03 30-35
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В ЧАСТИ ОТКАЗА В ВОЗМЕЩЕНИИ ИЗ БЮДЖЕТА НДС>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2003 г. № А51-2288/03 30-35
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ до 03.07.03.
ООО "Акваресурсы" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Хасанскому району Приморского края № 11 от 19.11.02 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 130505 рублей.
Обжалуя данное решение, заявитель указывает на его незаконность, поскольку в подтверждение экспорта продукции и обоснованности применения нулевой ставки НДС им представлен полный пакет документов, предусмотренный п. 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ.
Заявитель считает, что им выполнены требования ст. 176 Налогового кодекса РФ при отнесении сумм налога к возмещению.
Инспекция МНС РФ по Хасанскому району Приморского края требования заявителя не признала со ссылкой на то, что представленные налогоплательщиком в ходе проверки счета-фактуры не соответствуют требованиям ст. 169 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком по некоторым счетам-фактурам не представлены доказательства уплаты НДС поставщику.
Материалами дела установлено, что оспариваемое заявителем решение № 11 от 19.11.02 принято Инспекцией МНС РФ по Хасанскому району Приморского края по результатам проверки налоговых деклараций ООО "Акваресурсы" (основной и дополнительной) за ноябрь 2001 года по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов и документам, подтверждающим обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
По данным налогоплательщика за ноябрь 2001 года к возмещению из бюджета заявлен налог на добавленную стоимость в общей сумме 789437 рублей в том числе:
- по счету-фактуре № 6 от 25.09.01 на приобретение продукции (икры) у ООО "ДМП-Формоза", НДС - 451710 рублей;
- по счету-фактуре № СД-35 от 30.09.01 по совместной деятельности ООО "Акваресурсы", НДС - 95700 рублей;
- по приобретенным и оплаченным материальным ценностям (работам, услугам), использованным при производстве и реализации экспортной продукции - 242027 рублей.
Подтвердив правомерность применения налоговой ставки 0 процентов, Инспекция МНС РФ по Хасанскому району Приморского края отказала в возмещении из бюджета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации экспортной продукции, в сумме 130505 рублей. Расчет данной суммы произведен налоговым органом в соответствии с Приказом об учетной политике и бухгалтерском учете на 2002 год, согласно которому предприятие предусмотрело предъявление к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации экспортной продукции, по удельному коэффициенту к общему объему выручки, полученной от реализации продукции.
Отказ в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 130505 рублей мотивирован налоговым органом тем, что заявитель принял к учету счета-фактуры, не соответствующие требованиям ст. 169 Налогового кодекса РФ и форме, утвержденной пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15.03.01 № 189.
По результатам проверки Инспекцией МНС РФ по Хасанскому району Приморского края составлен акт № 652 от 18.11.02 и вынесено решение № 11 от 19.11.02. Данным решением инспекция признала за ООО "Акваресурсы" право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость за ноябрь 2001 года в сумме 658932 рублей, направив ее на погашение недоимки по налогу на добавленную стоимость по внутреннему обороту, и отказала в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 130505 рублей.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в возмещении налога, ООО "Акваресурсы" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела и дополнительно представленные заявителем документы, выслушав доводы обеих сторон, суд считает, что заявление ООО "Акваресурсы" подлежит частичному удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, налоговый орган не принял к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость по следующим счетам-фактурам и по следующим обстоятельствам:
- № 88 от 06.11.01 ООО "Семираф", НДС - 5225 рублей;
- № 91 от 12.11.02 ООО "Семираф", НДС - 6750 рублей;
в связи с отсутствием доказательств оплаты,
- квитанция 214487 от 22.11.01 Владивостокского пограничного контрольного ветеринарного пункта, НДС - 78 рублей;
- № 1330 от 08.11.01 ОАО "НЖБФ", НДС - 3078,87 рублей;
- № 88 от 06.11.01 ООО "Семираф", НДС - 5225 рублей;
- № РК-37 от 30.05.02 р/к "Огни Востока", НДС - 58328,01 рублей;
- № 91 от 12.11.02 ООО "Семираф", НДС - 6750 рублей;
- без номера от 30.11.01 АКБ СБ РФ Приморский банк, НДС - 100 рублей;
в связи с отсутствием счетов-фактур,
- № 48 от 17.08.01 ООО "Орион-Прим", НДС - 84443,33 рублей;
- № 62 от 10.10.01 ООО "Орион-Прим", НДС - 35466,67 рублей;
- № 37 от 05.11.01 ООО "Сиэл", НДС - 31315,60 рублей;
- № 000233 от 10.07.01 ООО "Стройгазинвесткомплект", НДС - 640000 рублей;
- № 99 от 12.11.01 ООО "Химсбыт", НДС - 1114,17 рублей;
- № F 428513 от 30.09.01 ООО "ТелеРосс", НДС - 6028,49 рублей;
- № 110 от 06.08.01 ООО "Лик", НДС - 334196,16 рублей;
- № 000102 от 18.10.01 ПБОЮЛ Илькинов Е.В., НДС - 90,65 рублей, в связи с несоответствием счетов-фактур требованиям п. 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Остальные счета-фактуры, указанные в приложении № 1 к акту камеральной проверки № 652 от 18.11.02, а также некоторые из вышеперечисленных не были приняты налоговым органом в связи с несоответствием требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса РФ на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 Налогового кодекса РФ. Согласно части 1 данной статьи Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся во всех случаях на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса и на основании отдельной налоговой декларации.
Таким образом, для подтверждения права налогоплательщика на возмещение из федерального бюджета налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, последний должен предоставить:
- документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и подтверждающие фактический вывоз товара за пределы РФ;
- отдельную налоговую декларацию по НДС;
- счета-фактуры, отвечающие требованиям статьи 169 НК РФ;
- платежные документы в подтверждение уплаты поставщикам товаров (работ, услуг) налога на добавленную стоимость;
- доказательства принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Отсутствие одного из перечисленных доказательств лишает налогоплательщика права на налоговые вычеты.
Данным положением налоговый орган руководствовался при принятии обжалуемого заявителем решения, о чем свидетельствует следующее.
Факт вывоза ООО "Акваресурсы" товара за пределы Российской Федерации нашел свое подтверждение пакетом документов, перечисленных в п. 4 ст. 165 НК РФ, как в ходе камеральной налоговой проверки, так и в ходе судебного разбирательства.
Заявителем были представлены:
- контракт № FSC-10/2001 от 04.10.01 между ООО "Акваресурсы" и компанией "Global SF Imp&Exp Corporation" (Республика Панама) на поставку икры лососевой ястычной мороженной на условиях FOB;
- приложение № 1 от 04.10.01 к контракту и спецификация от 12.10.01 к контракту;
- ГТД № 01701/181001/0004218 от 18.10.01 с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен";
- коносамент;
- доказательства поступления валютной выручки;
- паспорт сделки.
Условие о заполнении отдельной налоговой декларации по НДС заявителем также выполнено.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 настоящего Кодекса, является счет-фактура.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, не отвечают требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ следующие счета-фактуры, НДС по которым ООО "Акваресурсы" предъявляет к вычетам:
- счет-фактура ООО "Марин Техникс" № 171с от 16.10.01, НДС - 503,00 рубля - отсутствуют наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- счет-фактура ООО "Влад-море ДВ" № 909 от 13.11.01, НДС - 32272,73 рубля - отсутствует адрес грузополучателя;
- счет-фактура ООО "Судор" № 1005 от 04.06.01, НДС - 1126,98 рублей - отсутствует цена, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- квитанция 214487 от 22.11.01 Владивостокского пограничного контрольного ветеринарного пункта, НДС - 78 рублей - отсутствует счет-фактура;
- счет-фактура № 43/1363 от 30.11.01 ВМТС ОАО "Электрическая связь" Приморского края, НДС - 1012,86 рублей - отсутствуют единицы измерения, количество товара;
- счет-фактура ООО фирма "Крафт" № 281 от 14.11.01, НДС - 633,33 рубля - отсутствует наименование и адрес грузополучателя;
- счет-фактура ООО "Маброн ДВ" № АД-000118 от 09.11.01, НДС - 1250,00 рублей - отсутствует адрес продавца, покупателя, грузоотправителя и грузополучателя;
- счет-фактура ООО "Энергопром" № СТ-003894 от 15.10.01, НДС - 288,00 рублей - отсутствует ИНН покупателя;
- счет-фактура ООО "Владкомпас" № ВК-0026 от 31.10.01, НДС - 201899,02 рубля - отсутствует адрес грузоотправителя и грузополучателя, единицы измерения, количество и цена товаров.
- счет-фактура АК СБ РФ Приморский банк от 30.11.01, НДС - 100,00 рублей - отсутствует счет-фактура;
- счет-фактура ПБОЮЛ Илькинова Е.В. № 000102 от 18.10.01, НДС - 90,65 рублей - отсутствует адрес грузополучателя.
По данным счетам-фактурам налоговый орган правомерно отказал в возмещении НДС на основании п. 2 ст. 169 НК РФ.
При проверке остальных счетов-фактур на соответствие их требованиям пунктов 5 и 6 ст. 169 НК РФ судом установлено: подтверждается материалами проверки и заявителем не оспаривается следующее.
Представленные ООО "Акваресурсы" в ходе камеральной налоговой проверки счета-фактуры, указанные в приложении 1 к акту камеральной проверки № 652 от 18.11.02, не отвечали требованиям п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, в связи с чем ответчик правомерно не принял к возмещению суммы налога по ним на основании п. 2 ст. 169 НК РФ.
При обозрении подлинников счетов-фактур судом установлено, что налогоплательщиком были устранены выявленные налоговым органом недочеты в заполнении счетов-фактур. Порядок внесения исправлений в счета-фактуры, установленный постановлением Правительства РФ от 02.12.00 № 914, заявителем соблюден: недостающая информация, обязательная к указанию в счетах-фактурах в соответствии с п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, внесена поставщиками товаров, выставившими данные счета-фактуры; внесенные исправления подтверждены подписью руководителя поставщика товаров и скреплены его печатью; указана дата исправления.
Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на внесение исправлений в счета-фактуры и не связывает возможность внесения таких исправлений с временным фактором, то суд принимает данные счета-фактуры в исправленном виде в качестве основания для принятия предъявленных по ним сумм НДС к возмещению.
При проверке обоснованности непринятия к возмещению НДС по счетам-фактурам ООО "Семираф" № 88 от 06.11.01 (НДС - 5225,00 рублей) и № 91 от 12.11.01 (НДС 6750,00 - рублей), в связи с отсутствием самих счетов-фактур и доказательств их оплаты, судом установлено, что данные счета-фактуры были полностью оплачены заявителем платежными поручениями № 1354 от 08.11.01 и № 1386 от 27.11.01 соответственно. Подлинники платежных поручений и счетов-фактур № 88 и № 91 обозревались судом в ходе судебного разбирательства.
Не представленная в ходе камеральной проверки счет-фактура № 1330 от 08.11.01 ОАО "НЖБФ" также была представлена суду в ходе судебного разбирательства в подлиннике.
Указание налоговым органом в качестве причины непринятия к возмещению НДС по счету-фактуре № 15 от 30.09.01 ООО "Владорион" на несоответствие наименования покупателя и грузополучателя суд считает неправомерным, поскольку ст. 169 НК РФ такого соответствия не требует.
Суд также считает необоснованным отказ ИМНС РФ по Хасанскому району Приморского края в возмещении НДС по счету-фактуре № 000102 от 18.10.01 предпринимателя Илькинова Е.В. по причине отсутствия реквизитов свидетельства о государственной регистрации предпринимателя. Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ при выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов Свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Счет-фактура № 000102 от 18.10.01 подписана предпринимателем, сведения о государственной регистрации предпринимателя отражены в счете-фактуре путем проставления печати предпринимателя с указанием всех реквизитов Свидетельства, хорошо читаемых.
В соответствии с Приказом об учетной политике и бухгалтерском учете на 2002 год ООО "Акваресурсы" предъявление к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации экспортной продукции, предусмотрено по удельному коэффициенту к общему объему выручки, полученной от реализации продукции.
Представленными заявителем в ходе судебного разбирательства документами подтверждается, что из заявленной к возмещению из бюджета суммы НДС за ноябрь 2001 года в размере 789437 рублей ООО "Акваресурсы" подтвердило право на возмещение из бюджета НДС в сумме 779601,31 рубль.
При таких обстоятельствах следует признать, что ИМНС РФ по Хасанскому району Приморского края неправомерно отказала ООО "Акваресурсы" в возмещении из бюджета НДС в сумме 120669 рублей (779601,31 руб. - 658932 руб).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по Хасанскому району Приморского края № 11 от 19.11.02 в части отказа в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за ноябрь 2002 года в сумме 120669 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
--> примечание.
Постановлением ФАС Дальневосточного округа № Ф03-А51/03-2/3010 от 17.12.2003 решение Арбитражного суда Приморского края по данному делу оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.