Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокурора Приморского края от 03.07.2003 № 7/3-3-03
"О ПРАКТИКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО БИОРЕСУРСАМ, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 3 июля 2003 г. № 7/3-3-03

О ПРАКТИКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО
БИОРЕСУРСАМ, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Проведенный Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой анализ правоприменительной практики правоохранительных органов края при расследовании уголовных дел, связанных с причинением ущерба водным и лесным биоресурсам, вызывает необходимость в разъяснении отдельных положений действующего законодательства при установлении размера нанесенного ущерба с целью его единообразного применения.
В соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России и Рослесхоза от 14.05.1997 № 25/7 "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями федерального лесного законодательства и порядке оформления и передачи материалов о лесных пожарах и лесонарушениях в правоохранительные органы", а также Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Роскомрыболовства и ФПС России от 19.12.1996 № 7/4-1-1318 "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с посягательствами на рыбные запасы, о порядке оформления и передачи материалов о нарушениях правил охраны рыбных запасов и незаконной добыче водных животных и растений в правоохранительные органы", на государственные природоохранные контролирующие органы возложена обязанность по расчету и обоснованию суммы причиненного ущерба.
Расчет ущерба должен составляться в полном соответствии с требованиями следующих нормативных актов:
- Постановления Правительства РФ от 25.05.1994 № 515, от 26.09.2000 № 724 "О таксах для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биоресурсам (а также постановлением Губернатора Приморского края от 22.11.2000 № 738, с изм. и доп. согласно постановлению Губернатора края от 19.01.2001 № 17, о таксах взыскания за ущерб, причиненный водным биоресурсам, не предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ), а также постановлением Губернатора Приморского края от 22.11.2000 № 738 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный биологическим ресурсам в рыбохозяйственных водоемах Приморского края" (с изм. и доп. согласно постановлению Губернатора края от 19.01.2001 № 17),
- Постановления Правительства РФ от 21.05.2001 № 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ".
Между тем, органами следствия зачастую дается ошибочное толкование такс, указанных в данных нормативных документах, как дополнительной меры гражданско - правовой ответственности, вследствие чего природоохранным службам необоснованно указывается производить расчет сумм ущерба исходя из минимальной стоимости незаконно добытого объекта - так называемый "прямой ущерб".
Такая позиция не основана на требованиях закона и противоречит действующему природоохранительному законодательству.
Согласно части 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пункт 4.7 "Методических указаний по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений" (утв. Госкомэкологией России 06.09.1999) также говорит о том, что размер взыскания за вред, причиненный незаконным выловом, добычей или уничтожением биологических ресурсов, определяется на основании действующих методик и такс.
Учитывая изложенное, ущерб, причиненный государству незаконной добычей биологических ресурсов, надлежит рассчитывать по установленным Правительством РФ таксам в полном объеме.
При этом, при расчете сумм ущерба, причиненного водным биоресурсам и лесным ресурсам, необходимо учитывать ряд характерных отличительных особенностей.
Так, при расчете ущерба, причиненного животному миру, следует руководствоваться ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", в соответствии с частью четвертой, которой государству возмещается ущерб, нанесенный животному миру незаконным изъятием только в случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания.
Тем самым, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, были ли приняты природоохранными органами все зависящие от них меры по возврату незаконно добытых животных в среду обитания. Подробное описание состояния животных в момент выявления правонарушения в обязательном порядке документируется, в случае возвращения животных в естественную среду обитания фиксируется время, место и способ выпуска.
Согласно разработанным в 2003 г. в ФГУП "Тихоокеанский научно - исследовательский рыбохозяйственный - центр" (ТИНРО - центр) "Методическим рекомендациям по определению видового состава и возможности возвращения в среду обитания крабов и других морских биоресурсов, добытых с нарушениями правил рыболовства или незаконным путем" сам факт изъятия из среды обитания морских животных является нетипичной для них ситуацией и мощным стрессовым фактором, неизбежно нарушающим нормальное протекание жизненных процессов, сопряженным с механическими и физиологическими повреждениями животных, т.е. они травмируются.
В связи с чем, даже в случае возврата в среду обитания жизнеспособных особей некоторых видов морских животных (крабы, трепанги, гребешки, морские ежи и т.п.), на основании пункта 1 Примечания к Постановлению Правительства РФ от 26.09.2000 № 724 взыскивается 50 процентов таксы за экземпляр соответствующего вида.
При расчете ущерба, причиненного государственному лесному фонду, имеется другая существенная особенность, предусмотренная действующим законодательством.
В соответствии со ст. 111 Лесного кодекса РФ граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящее время такой порядок определен "Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства" (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 № 1 и согласован с Верховным Судом, Генеральной прокуратурой, МВД, Минсельхозом, Минфином СССР), которая действует в части не противоречащей действующему законодательству.
Указанной Инструкцией лесонарушения делятся на два вида:
- влекущие материальную ответственность по таксам для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству,
- влекущие материальную ответственность в виде неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 № 551).
Инструкцией прямо не оговорено, возможно ли привлечение лесонарушителя сразу к двум видам материальной ответственности, в связи с чем нарушителя можно привлечь лишь к одному из перечисленных видов ответственности.
К лесонарушениям первого вида относятся согласно разделу 2 Инструкции:
- рубки леса предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами,
к лесонарушениям второго вида:
- рубки леса лесопользователями, т.е. предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, получившими участки лесного фонда в пользование на законных основаниях.
В данном случае Государственный комитет СССР по лесному хозяйству установил для лесопользователей особую материальную ответственность. В Кодексе РФ об административных правонарушениях данное разграничение получило объективное подтверждение в статьях 8.25 "Нарушение правил лесопользования" и 8.28 "Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан", которые предусматривают различную ответственность за совершение практически однородных лесонарушений.
В практике территориальные прокуроры руководствуются частью 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", в которой под незаконной порубкой понимается:
- рубка деревьев без лесорубочного билета,
- рубка по лесорубочному билету, выданному с нарушением действующих правил рубок,
- рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, как указано в лесорубочном билете, до или после установленных в лесорубочном билете сроков рубки,
- рубка деревьев, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню,
- рубка деревьев после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
В части 5 п. 13 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что разграничение уголовно наказуемой незаконной порубки деревьев с тождественным административным правонарушением проводится по предмету - исходя из размера исчисленного по установленным таксам ущерба.
Ущерб, исчисленный в виде неустойки, не является основанием для привлечения к уголовной ответственности, в связи с чем при привлечении виновных лиц к уголовной ответственности за совершение незаконной порубки деревьев необходимо руководствоваться не Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, а Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ".

Первый заместитель прокурора края
Государственный советник юстиции 3 класса
С.Г.ДЖАВАДОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru