РЕШЕНИЕ Межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 19.06.2003
"О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ"
(Вместе с "ИНФОРМАЦИЕЙ О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2003 года
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Заслушав и обсудив информацию "О профилактической работе по предупреждению несчастных случаев на предприятиях строительной отрасли" межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае отмечает, что руководители предприятий строительной отрасли не в полном объеме выполняют Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, Закон Приморского края "Об охране труда в Приморском крае" от 8 октября 1997 г. № 98-КЗ, ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации" и рекомендует:
1. Руководителям предприятий строительной отрасли края обеспечить выполнение комплекса мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе:
1.1. Разработать и внедрить систему управления охраной труда (положение, стандарт предприятия и др.);
1.2. Обеспечить работающих сертифицированными средствами индивидуальной защиты с организацией ее ремонта, стирки, химчистки и других профилактических обработок;
1.3. Обеспечить проведение периодических медицинских осмотров работников;
1.4. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями "Положения о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденного постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12;
1.5. Организовать обучение и проверку знаний по охране труда работников и общественного актива;
1.6. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях по охране труда выделение средств на профилактику травматизма и профзаболеваний;
1.7. Организовать общественный контроль за охраной труда в организации;
1.8. Обеспечить безопасные условия труда при выполнении строительно-монтажных работ;
1.9. Разработать планы противопожарной защиты строящихся и реконструируемых объектов, обеспечить их необходимым количеством первичных средств пожаротушения.
2. Администрации Пожарского района изыскать средства на финансирование целевой программы "Пожарной безопасности на период 2001 - 2005 гг.".
3. Учитывая пожелания руководителей строительных организаций края, Департаменту строительства и архитектуры Администрации Приморского края (Гопша) организовать проведение совещаний с предприятиями строительной отрасли.
Председатель комиссии
В.М.РЕШЕТНИКОВ
Приложение
к решению
Межведомственной комиссии
по охране труда
в Приморском крае
ИНФОРМАЦИЯ
"О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ"
По данным ГУ Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации строительной деятельностью в 2002 г. в крае занимались 3073 организации, в 2001 г. - 2508 (рост на 22,5%).
Специалистами по охране труда и государственными экспертами по условиям труда муниципальных образований края проверена работа 120 строительных организаций по профилактике несчастных случаев на производстве.
Проверка осуществлялась по следующим направлениям:
1. Организация работы по охране труда на предприятиях: наличие Положения о системе управления охраной труда в организации, службы охраны труда, делопроизводство по охране труда, обучение и проверка знаний по охране труда, наличие комитета по охране труда (комиссии), уполномоченных по охране труда коллектива, Соглашения по охране труда;
2. Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, наличие технической и технологической документации, сертификатов соответствия на оборудование и установки;
3. Обеспечение работающих бесплатной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ), наличие сертификатов соответствия СИЗ, организация своевременного ремонта, чистки, стирки и других профилактических обработок СИЗ;
4. Соответствие зданий и сооружений предприятий требованиям безопасной эксплуатации, наличие комиссий по проверке и осмотру зданий (сооружений), ведение технического журнала на эксплуатацию здания (сооружения), обеспеченность работников организаций санитарно-бытовыми помещениями;
5. Организация работы по аттестации рабочих мест (рабочих зон) по условиям труда;
6. Предоставление компенсаций работникам за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;
7. Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
8. Состояние производственного травматизма в отрасли.
Наиболее характерные нарушения законодательства по охране труда:
1. Организация работы по охране
труда на предприятиях строительной отрасли
1.1. На 40 предприятиях не разработано Положение о системе управления охраной труда в организации;
1.2. При численности более 100 работающих не имеют инженеров по охране труда 3 предприятия;
1.3. Руководители 6 предприятий не прошли обучение и проверку знаний по охране труда;
1.4. Обучение и проверка знаний по охране труда не проводится в 15 организациях;
1.5. Уполномоченные (доверенные) по охране труда коллективов не избраны в 8 организациях, на 3-х предприятиях они не прошли обучение и проверку знаний по охране труда;
1.6. Не все организации имеют планы номенклатурных мероприятий по охране труда, не обеспечено плановое финансирование затрат на охрану труда, в коллективных договорах ряда предприятий отсутствуют соглашения по охране труда.
2. Обеспечение безопасных условий труда
на рабочих местах
2.1. Техническая и технологическая документация в организациях имеется, сертификаты соответствия на оборудование и установки имеются частично.
3. Обеспечение работающих бесплатной спецодеждой,
спецобувью и другими средствами индивидуальной
защиты (СИЗ)
3.1. В 59 организациях работающие обеспечены СИЗ не в полном объеме, выдаются без оформления личных карточек учета выдачи, СИЗ заказываются без разделения на мужскую и женскую;
3.2. В 30 организациях отсутствуют Сертификаты соответствия на все средства индивидуальной защиты;
3.3. На 85 предприятиях не организованы ремонт, стирка, химчистка и другие профилактические обработки спецодежды.
4. Соответствие зданий и сооружений
организаций требованиям безопасной эксплуатации
4.1. В 11 организациях не созданы комиссии по проверке и осмотру зданий и сооружений, не назначены ответственные за техническое состояние производственных объектов;
4.2. Технические журналы на эксплуатацию зданий (сооружений) не ведутся в 10 организациях.
5. Организация работы по аттестации рабочих мест
(рабочих зон) по условиям труда
К работе по аттестации рабочих мест по условиям труда не приступали в 74 организациях, в 8 организациях отрасли аттестация рабочих мест по условиям труда проведена. На оставшихся предприятиях эта работа в начальной стадии (созданы аттестационные комиссии, определен перечень рабочих мест), поэтому определить количество работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях труда не представляется возможным.
6. Предоставление компенсаций работникам за тяжелую
работу и работу во вредных или опасных условиях труда
50% от всех работающих в отрасли получают компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях труда.
7. Организация работы по проведению предварительных
и периодических медицинских осмотров работников
В 6 организациях не проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников. В 15 организациях до 20% работников проходят предварительные медицинские осмотры, 80% работников проходят периодические медицинские осмотры.
8. Состояние производственного травматизма
В 2002 г. по данным ГУ Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на предприятиях отрасли уменьшилось количество несчастных случаев: 115 против 131 в 2001 г. Вместе с тем увеличился смертельный травматизм: в 2001 г. на производстве погибло 10 работников, в 2002 г. - 13. На 15,3 % уменьшился коэффициент частоты: 3,03, в 2001 г. - 3,58. Однако на 6,8% увеличился коэффициент тяжести травмирования, он составил 37,6 в 2002 г., в 2001 г. - 35,2. Увеличилось количество получателей возмещения вреда: в 2001 г. их было 653 чел., в 2002 г. - 666 чел. На 60,7% увеличилась сумма обеспечения пострадавших по страхованию, она составила 29 669,8 тыс. руб. в 2002 г., в 2001 г. - 18 467,8 тыс. руб.
В 1-м квартале 2003 г. совместно с комитетом по труду и демографической политике Администрации Приморского края Приморский филиал Государственного учреждения "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" проводил проверки соблюдения требований и условий в 93 организациях. Было приостановлено действие лицензий у 68 организаций, предупреждение получили - 3, аннулированы лицензии, приостановлено их действие лицензии до решения суда в 2 организациях.
2002 г. ни одна строительная организация не обратилась в исполнительные органы Фонда за разрешением использовать на мероприятия по охране труда до 20% годового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, либо по поводу скидок к тарифу на страхование.
Вместе с тем в 2002 г. 4-м организациям была установлена надбавка 40% к тарифу на страхование за неудовлетворительное состояние охраны труда по показателям, превышающим среднеотраслевые. В 2002 г. 8 организаций получили надбавки к тарифным ставкам, а сумма надбавок за отчетный период составила 185,1 тыс. руб. В 2003 г. установлена надбавка 11 предприятиям.
Управлением государственной противопожарной службы МЧС Приморского края проведено пожарно-техническое обследование противопожарного состояния 463 строящихся объектов. В 2002 г. в крае на новостроящихся объектах произошло 8 пожаров, погибло 2 человека. Основными причинами пожаров явились неосторожное обращение с огнем, неосторожность при курении, нарушения правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации электрооборудования.
В ходе проведенных обследований выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не монтировались в установленные сроки внутренний противопожарный водопровод и системы автоматического пожаротушения на 5-ти объектах;
- электрооборудование эксплуатируется с нарушениями Правил устройства электроустановок;
- в период возведения зданий своевременно не производилась огнезащита несущих конструкций на 7-ми объектах;
- отсутствуют наряды-допуски на проведение огневых работ;
- отсутствуют планы противопожарной защиты новостроящихся объектов;
- нет необходимого количества первичных средств пожаротушения.
В 2003 г. за нарушения требований пожарной безопасности на указанных объектах привлечено к административной ответственности 38 руководителей и специалистов, органами госпожнадзора вручены предписания на приостановку 19 новостроящихся объектов, находящихся в пожароопасном состоянии, отключено 113 неисправных электроустановок и участков электросетей.
Управлением Государственной противопожарной службы МЧС России Приморского края передана информация на заседание МВК по охране труда в Приморском крае "О выполнении законодательства в области пожарной безопасности в МО Пожарский район". Администрацией Пожарского района принята целевая программа "Пожарной безопасности на период 2001 - 2005 гг.", утвержденная постановлением от 11 июля 2000 г. № 442, принята без финансирования. В результате отсутствия финансовых средств не приобретено ни одной единицы пожарной техники, средств связи, ПТВ, индивидуальных средств защиты органов дыхания, а также пожарных рукавов, боевой одежды пожарных, огнетушащих средств для нужд муниципальной пожарной части № 56.
В целях профилактики травматизма, обеспечения выполнения требований промышленной безопасности, инспекторским составом Приморского управления Госгортехнадзора России в период 2002 - 2003 гг. проведено 177 обследований предприятий строительной отрасли, при этом выявлены и предписаны к устранению 1272 нарушения требований Норм и Правил. Привлечено к ответственности 12 руководителей, из них 4 подвергнуты штрафным санкциям на общую сумму 1600 рублей.
По данным Государственной инспекции труда в Приморском крае в 2002 - 2003 гг. на предприятиях строительной отрасли инспекторами по охране труда было проведено 428 проверок. Общее число выявленных нарушений, связанных с охраной труда составило 4294. По результатам проверок выдано 286 предписаний. За нарушения трудового законодательства привлечено к административной ответственности и оштрафовано 198 руководителей и специалистов на общую сумму более 300 тысяч рублей.
В выше указанном периоде чаще всего травмировались работники предприятий муниципальных образований (групповые, тяжелые, смертельные несчастные случаи на производстве):
г. Владивосток - 24 чел.;
г. Уссурийск и Уссурийский район - 14 чел.;
г. Находка - 10 чел.;
г. Артем - 7 чел.;
г. Лесозаводск и Лесозаводский район - 6 чел.;
г. Спасск - Д. и Спасский район - 6 чел.;
г. Арсеньев - 4 чел.;
г. Фокино - 3 чел.;
Кавалеровский район - 9 чел.;
Хорольский район - 3 чел.;
Партизанский, Тернейский, Шкотовский, Черниговский районы - по 1 случаю.
Анализ деятельности работодателей отрасли по соблюдению законодательства по охране труда подтверждает остроту ее социально-экономической значимости, требует пристального внимания и принятия мер к решению вопросов охраны труда, как руководства предприятий, так и органов власти муниципальных образований края.
Зам. руководителя государственной
инспекции труда в Приморском крае
Г.Ф.ЛОБЕЕВ
Главный специалист комитета по труду и
демографической политике Администрации
Приморского края
Л.В.УДОВИКИНА