ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного Собрания от 28.05.2003 № 345
"О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОТ НАВОДНЕНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Законодательного Собрания Приморского края", № 23,
2 июня 2003 года
На документ принесен Протест прокурора Приморского края от 28.01.2009 № 7/3-4-09, который удовлетворен Постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 25.02.2009 № 1459.
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОТ НАВОДНЕНИЙ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В
ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Законодательное Собрание Приморского края постановляет:
1. Утвердить краевую целевую программу "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы (прилагается).
2. Осуществлять на 2003 год финансирование краевой целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы в рамках краевого бюджета на 2003 год.
3. Предложить Губернатору Приморского края включить вышеназванную программу в перечень краевых целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств краевого бюджета.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
И.о. председателя
Законодательного Собрания
И.С.ПУШКАРЕВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Приморского края
от 28.05.2003 № 345
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗАЩИТА ОТ НАВОДНЕНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ,
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
И ДРУГИХ ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
НА 2003 - 2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ
КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗАЩИТА ОТ НАВОДНЕНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ,
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
И ДРУГИХ ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
НА 2003 - 2010 ГОДЫ
----------------T-------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Краевая целевая программа "Защита от наводнений ¦
¦Программы ¦населенных пунктов, народнохозяйственных ¦
¦ ¦объектов, сельскохозяйственных и других ценных ¦
¦ ¦земель в Приморском крае" на 2003 - 2010 годы ¦
¦ ¦(далее - Программа) ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Основание ¦Постановление Губернатора Приморского края от 3 ¦
¦разработки ¦мая 2000 года № 378 "О координации работ по ¦
¦Программы ¦подготовке федеральной целевой программы "Защита ¦
¦ ¦от наводнений населенных пунктов, ¦
¦ ¦народнохозяйственных объектов, ¦
¦ ¦сельскохозяйственных и других ценных земель в ¦
¦ ¦Приморском крае на 1995 - 2000 годы" к продлению ¦
¦ ¦срока ее реализации до 2010 года" ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Государственный¦Администрация Приморского края ¦
¦заказчик ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Обеспечение нормальных условий проживания ¦
¦Программы ¦населения, охрана и рациональное использование ¦
¦ ¦земельных и водных ресурсов и, как следствие, ¦
¦ ¦повышение эффективности производства и ¦
¦ ¦благосостояния жителей Приморского края. ¦
¦ ¦Обеспечение возможности выполнения Приморским ¦
¦ ¦краем государственных функций федеральной ¦
¦ ¦значимости ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2003 - 2010 годы: ¦
¦реализации ¦I этап (программные мероприятия) - 2003 - 2005 ¦
¦Программы ¦годы; ¦
¦ ¦II этап (программные мероприятия) - 2006 - 2010 ¦
¦ ¦годы ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Перечень ¦Защита от наводнений городов и поселков ¦
¦подпрограмм и ¦городского типа; ¦
¦основных ¦защита от наводнений народнохозяйственных ¦
¦мероприятий ¦объектов; ¦
¦ ¦защита от наводнений сельских населенных пунктов ¦
¦ ¦и сельскохозяйственных угодий; ¦
¦ ¦адаптационные мероприятия ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Определяются на конкурсной основе ¦
¦подпрограмм и ¦ ¦
¦основных ¦ ¦
¦мероприятий ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Общая стоимость программных мероприятий - 7757 ¦
¦источники ¦млн. рублей в ценах 2003 года, в том числе: ¦
¦финансирования ¦защита от наводнений городов и поселков ¦
¦ ¦городского типа - 5099 млн. рублей; ¦
¦ ¦защита от наводнений народнохозяйственных ¦
¦ ¦объектов - 269 млн. рублей; ¦
¦ ¦защита от наводнений сельских населенных пунктов ¦
¦ ¦и сельскохозяйственных угодий - 2143 млн. рублей;¦
¦ ¦адаптационные мероприятия - 246 млн. рублей. ¦
¦ ¦Источники финансирования: ¦
¦ ¦федеральный бюджет - 2800 млн. рублей;¦
¦ ¦краевой бюджет - 3112 млн. рублей;¦
¦ ¦бюджеты муниципальных ¦
¦ ¦образований - 404 млн. рублей; ¦
¦ ¦внебюджетные источники - 1441 млн. рублей ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Защищаются от наводнений 21,56 тыс. га ¦
¦конечные ¦затапливаемой паводками территории Приморского ¦
¦результаты ¦края, на которой находится 31 населенный пункт с ¦
¦реализации ¦населением 1570 тыс. человек, из которых 190,75 ¦
¦Программы ¦тыс. человек проживает в зоне регулярного ¦
¦ ¦затопления, в том числе: ¦
¦ ¦7,95 тыс. га территории 11 городов и поселков ¦
¦ ¦городского типа с населением 1460 тыс. человек, в¦
¦ ¦том числе 104,1 тыс. человек в зоне регулярного ¦
¦ ¦затопления; ¦
¦ ¦2 народнохозяйственных объекта площадью 0,24 тыс.¦
¦ ¦га; ¦
¦ ¦10,85 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 2,52 ¦
¦ ¦тыс. га территорий 20 сельских населенных пунктов¦
¦ ¦с населением 110 тыс. человек, в том числе 86,6 ¦
¦ ¦тыс. человек в зоне регулярного затопления ¦
+---------------+-------------------------------------------------+
¦Система ¦В соответствии с Порядком разработки и реализации¦
¦организации ¦региональных целевых программ на территории ¦
¦контроля за ¦Приморского края, утвержденным постановлением ¦
¦исполнением ¦Губернатора Приморского края от 1 июня 2000 года ¦
¦Программы ¦№ 433 ¦
L---------------+--------------------------------------------------
1. Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей
решению на программной основе
Приморский край имеет благоприятные климатические условия и богатые земные недра. Это позволяет интенсивно развивать сельское хозяйство, морское судоходство и рыболовство, российский и международный туризм, санаторно-курортное обеспечение населения, горнодобывающую и пищевую промышленность. Основное препятствие на пути развития производительных сил края - ежегодные наводнения, создающие неблагоприятные условия проживания населения. Экономике края наводнения наносят значительный ущерб.
Зона затопления паводками с вероятностью превышения уровня воды на 1 процент на территории Приморского края занимает 11 тыс. кв. км, что составляет более 30 процентов равнинной части территории края, пригодной для заселения и сельскохозяйственного производства. В ней находятся 178 населенных пунктов с численностью населения более 2 млн. человек, из которых 190 тыс. человек подвержены регулярному затоплению паводковыми водами. В зоне затопления размещается также 311 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 750 км автомобильных дорог.
Ущерб от наводнений увеличивался с развитием экономики края, достигнув в 1989 - 1994 годах среднегодовой величины 11,8 млрд. рублей (в ценах 2003 года), среднемноголетний ущерб за период 1989 - 2000 годов составил 1,2 млрд. рублей. По отраслям экономики ущерб от наводнений распределяется следующим образом: население - 54,5 процента, промышленность - 5,5 процента, сельское хозяйство - 21,1 процента, дорожное хозяйство - 19,0 процента. Таким образом, ущерб от наводнений имеет преимущественно социальную и весомую экономическую направленность.
В целом по краю в последние годы величина ущерба от наводнений составляет около 25 процентов величины собственных доходов бюджетов, а по отдельным муниципальным образованиям (г. Дальнереченск, Анучинский, Дальнереченский, Красноармейский, Октябрьский, Партизанский, Чугуевский, Шкотовский, Яковлевский районы) превышает ее в 2 - 6 раз. То есть значительная часть капитальных вложений в экономику края, направляемых на решение социально-экономических проблем в прошлые годы, расходовалась неэффективно. В последние годы идет процесс уничтожения паводками созданных ранее основных фондов экономики края. Развитие экономики края в будущем без проведения противопаводковых мероприятий становится невозможным.
Реализация противопаводковых мероприятий в крае программно-целевым методом была начата в 1995 году в рамках федеральной целевой программы "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае на 1995 - 2000 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 340, однако недостаточное финансирование программных мероприятий не позволило получить заметных результатов. Ни один из начатых строительством объектов вышеуказанной программы к концу 2000 года, сроку окончания действия программы, не был завершен. Объем реализации программных мероприятий составил около 3 процентов.
2. Цели и задачи программы
Главной целью реализации Программы является обеспечение нормальных условий проживания населения, охрана и рациональное использование земельных и водных ресурсов и, как следствие, повышение эффективности производства и благосостояния жителей Приморского края. Для достижения поставленной цели требуется выполнение ряда задач, основными из которых являются следующие:
максимально возможное снижение ущерба от наводнений на территориях края, подверженных затоплению паводковыми водами;
создание гарантированных от затоплений территорий для стабильного развития экономики, повышения надежности расположенных на них сооружений транспорта и связи.
В первую очередь программные мероприятия направлены на решение задач общегосударственной федеральной и краевой значимости, а именно: обеспечение возможности гарантированного выполнения в экстремальных условиях важнейших государственных функций Приморского края, к которым относятся оборона, транспортный транзит, продовольственная безопасность.
3. Перечень мероприятий и работ по реализации
программы
Направление и состав противопаводковых мероприятий определены на основе анализа опыта защиты от наводнений прошлых лет и природно-экономического районирования территории Приморского края.
В основу выделения первой ступени районирования зон положена современная и перспективная аграрно-промышленная специализация территории края, определяемая комплексом ее природно-экономических условий. При этом перспективы промышленного развития и сельскохозяйственного производства приняты на основе сложившейся специализации.
С учетом вышеизложенного на территории Приморского края в Программе выделены 4 зоны: Приморская промышленно-пригородная, Центральная горно-таежная, Приханкайская равнинная и Приморская горно-таежная. Агропромышленная специализация и уровень экономического развития этих зон определяют степень освоения их земельного фонда, плотность и характер распределения населения, потребность в хозяйственно-питьевом и техническом водоснабжении, необходимость и возможность регулирования стока рек для этих целей, необходимость и возможность применения многоцелевой (комплексной) концепции противопаводковых мероприятий.
Приморская промышленно-пригородная зона, границы которой совпадают с границами гидрологического бассейна первого порядка залива Петра Великого, включает в себя города Владивосток, Находку, Уссурийск, Артем, Партизанск, Фокино, Большой Камень, а также Октябрьский, Уссурийский, Партизанский, Шкотовский, Надеждинский и Хасанский районы.
Центральная горно-таежная зона занимает бассейн реки Уссури и включает в себя города Дальнереченск, Лесозаводск, Арсеньев, а также Пожарский, Красноармейский, Дальнереченский, Лесозаводский, Кировский, Чугуевский, Яковлевский и Анучинский районы.
Приханкайская равнинная зона, расположенная в бассейне озера Ханка и реки Сунгача, включает в себя г. Спасск-Дальний, а также Ханкайский, Пограничный, Хорольский, Михайловский, Черниговский, Спасский, частично Кировский и Лесозаводский районы.
Приморская горно-таежная зона занимает бассейны рек Японского моря и включает в себя г. Дальнегорск, а также Тернейский, Кавалеровский, Ольгинский и Лазовский районы.
Выделение второй ступени районирования (гидрологические бассейны второго порядка) сделано с учетом современного уровня развития отраслей народного хозяйства, так как именно уровень развития промышленности и сельского хозяйства определяет плотность населения и характер его расселения, потребность в водоснабжении и мероприятиях по охране водных ресурсов.
Для технических решений защитных сооружений и их унификации принята третья ступень районирования - участок или часть бассейна реки, который по своему значению соответствует типу местности.
Наличие ряда водохозяйственных проблем в Приморской промышленно-пригородной зоне и потребность одновременного их решения создают предпосылки реализации многоцелевых комплексных проектов. С целью минимизации потерь земель в долинах рек и затрат на переустройство инженерных коммуникаций первоочередным является регулирование паводкового стока рек водохранилищами, располагаемыми в горах, где возможно создание зон санитарной охраны, и использование их в целях водоснабжения населенных пунктов.
Защита земель в нижнем бьефе водохранилищ включает в себя регулирование русел рек путем их одамбования, спрямления и увеличения пропускной способности, а также защиту от склонового стока нагорными каналами и водоотведение с защищенной территории.
Противопаводковые мероприятия в Центральной горно-таежной зоне включают в себя строительство локальных систем для защиты групп сельских населенных пунктов с прилегающими сельскохозяйственными угодьями. Проекты защиты от наводнений, как правило, одноцелевые. Конструктивно они включают в себя регулирование русел рек одамбованием, с устройством руслоисправительных и берегоукрепительных сооружений, защиту от склонового стока нагорными каналами и водоотведение с защищаемых площадей.
Реки зоны имеют достаточно большие гидроэнергетические ресурсы. Здесь возможно строительство гидроэлектростанций с водохранилищами в верховьях рек. Однако, учитывая, что основные населенные пункты и сельскохозяйственные угодья находятся в нижнем и среднем течении рек, где влияние водохранилищ сказывается мало, а эффективность одамбования высока, противопаводковые мероприятия следует начинать именно со строительства защитных дамб.
Направление противопаводковых мероприятий в Приханкайской равнинной зоне по всем предпосылкам одноцелевое с одамбованием рек, защитой нагорными каналами от склонового стока и водоотведением с защищаемых территорий.
В бассейне реки Спасовки, имеющем развитое промышленное производство, целесообразна реализация комплексных водохозяйственных проектов, обеспечивающих защиту от наводнений совместно с развитием водоснабжения г. Спасска-Дальнего.
Основное направление противопаводковых мероприятий в Приморской горно-таежной зоне - адаптационное. Защита от наводнений должна быть локальной для населенных пунктов и небольших площадей наиболее ценных сельскохозяйственных угодий. При эколого-экономическом обосновании возможно строительство водохранилищ комплексного противопаводкового гидроэнергетического назначения в бассейнах рек, не имеющих централизованного электроснабжения населенных пунктов.
Тип местности позволяет унифицировать технические решения противопаводковых мероприятий. На равнинных участках рек самым эффективным и достаточно надежным способом защиты от наводнений является одамбование. На предгорных участках рек для сохранения степени надежности защитных дамб требуются дополнительные мероприятия по их укреплению, удорожающие строительство, что снижает эффективность мероприятия. На горных участках рек техническая сложность и стоимость одамбования вырастает, что повышает эффективность регулирования паводкового стока водохранилищами. Эффективность противопаводковых водохранилищ очень высока в верховьях рек, в значительно меньшей степени проявляется в среднем течении и практически не сказывается в низовьях реки.
Для всех вышеназванных зон требуются адаптационные противопаводковые мероприятия, которые включают в себя создание информационной системы прогнозирования наводнений и оповещения населения края и создание системы регламентации хозяйственной деятельности в зоне затопления паводковыми водами с целью снижения ущерба от наводнений до завершения строительства защитных сооружений.
В основу выбора состава противопаводковых мероприятий, реализация которых планируется в период до 2010 года, положены социально-экономические и политико-экономические критерии их оценки:
численность населения в зоне затопления;
среднегодовой прямой ущерб от наводнений на одного человека в населенных пунктах и на 1 га территории сельскохозяйственных угодий;
удельная стоимость строительства на 1 га защищаемой территории и на 1 рубль среднегодового прямого ущерба от наводнений;
потребность и наличие конкретных планов первоочередного решения смежных водохозяйственных проблем (водоснабжения и гидроэнергетики);
ускоренное развитие отдельных районов края (особые экономические зоны и центры горнорудной и угольной промышленности);
выполнение важнейших государственных функций (места базирования воинских частей, оборонных предприятий, железнодорожные узлы и комплексы, важнейшие морские порты);
бонитет защищаемых от наводнений сельскохозяйственных угодий.
Ввиду разномерности критериев приоритетности выбор мероприятий проведен по балльной системе.
Данные критерии оценки использованы также при выборе первоочередных программных мероприятий.
На основании вышеизложенного в Программу до 2010 года включено 30 мероприятий общей стоимостью 7757 млн. рублей в ценах 2003 года, в том числе по защите от наводнений городов и поселков городского типа - 11 мероприятий стоимостью 5099 млн. рублей, по защите от наводнений народнохозяйственных объектов - 2 мероприятия стоимостью 269 млн. рублей, по защите от наводнений сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий - 15 мероприятий стоимостью 2143 млн. рублей, 2 адаптационных мероприятия стоимостью 246 млн. рублей. Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 1.
4. Механизм осуществления программы
4.1. Правоотношения в области защиты от наводнений
Согласно Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", целями которого являются предупреждение возникновения и развития катастроф, снижение размеров ущерба от них и ликвидация их последствий, вопросы защиты населения при катастрофах природного и техногенного характера, в том числе и наводнениях, подняты на уровень государственной политики.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит территории, постоянно подвергающиеся затоплению паводковыми водами, к территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию. В соответствии с этим для территорий, подверженных затоплению паводковыми водами, должны разрабатываться специальные схемы и проекты защиты, направленные, прежде всего, на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и снижение ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.
На основании указанного Федерального закона финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от наводнений относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Организация, разработка и реализация программ, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Законом Приморского края "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" возлагается на Администрацию Приморского края.
4.2. Управление строительством и эксплуатацией защитных объектов
Методы и формы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - Администрацией Приморского края. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком Программы с исполнителем программных мероприятий.
Учитывая потенциальную опасность хозяйственной деятельности в зоне затопления паводковыми водами, многие ее аспекты должны регулироваться как путем регламентации, так и путем создания мотиваций. Главной задачей регламентации хозяйственной деятельности является снижение экономического и экологического ущерба от наводнений в адаптационном режиме, а задачей создания мотиваций - строительство защитных сооружений.
Ввиду отсутствия действующей федеральной целевой программы защиты от наводнений, мероприятия Программы необходимо включить в действующие федеральные целевые программы, позволяющие решать вопросы противопаводковой защиты: "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года", "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", Федеральная адресная инвестиционная программа и другие.
5. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Финансовые ресурсы
Стоимость программных мероприятий составляет 7757 млн. рублей (в ценах 2003 года), из них защита от наводнений городов и поселков городского типа - 5099 млн. рублей, защита от наводнений народнохозяйственных объектов - 269 млн. рублей, защита от наводнений сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий - 2143 млн. рублей и адаптационные мероприятия - 246 млн. рублей.
За первый период реализации программных мероприятий (2003 - 2005 годы) планируется выполнить работ на сумму 1251 млн. рублей, за второй период (2006 - 2010 годы) - 6506 млн. рублей.
По источникам финансирования стоимость программных мероприятий распределяется следующим образом: из федерального бюджета - 2800 млн. рублей (36,1 процента), из краевого бюджета - 3112 млн. рублей (40,1 процента), из бюджетов муниципальных образований - 404 млн. рублей (5,2 процента) и из внебюджетных источников - 1441 млн. рублей (18,6 процента).
Распределение стоимости программных противопаводковых мероприятий выполнено для каждого объекта и приведено в прилагаемом перечне мероприятий.
Внебюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется за счет следующих источников:
внебюджетного финансово-инвестиционного фонда защиты края от наводнений;
средств от реализации защищенных от наводнений территорий в собственность или предоставления их в долгосрочную аренду собственникам создаваемых на этих территориях производств, жилых и культурно-бытовых объектов и сельскохозяйственных угодий;
средств от обязательного (государственного) и добровольного (коммерческого) страхования зданий и сооружений, промышленного и сельскохозяйственного производства на затапливаемых наводнениями территориях.
Внебюджетный финансово-инвестиционный фонд защиты края от наводнений был учрежден постановлением Администрации Приморского края от 6 февраля 1995 года № 61 "О создании внебюджетного финансово-инвестиционного фонда защиты Приморского края от наводнений" во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года № 1438 "О первоочередных мероприятиях на 1995 - 1996 годы по защите от наводнений г.г. Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск и пос. Покровка, а также населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, расположенных в долине р. Партизанская Приморского края". Отмена пункта 4 указанного постановления Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 1995 года № 450 "О приостановке действия и признании утратившим силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 226 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета" была нецелесообразной, так как создание фонда не влекло за собой сокращение доходной базы федерального бюджета, включая льготы по уплате налогов, таможенных платежей и других обязательных платежей в федеральный бюджет, а его отмена ликвидировала единственный реальный источник внебюджетного финансирования программных мероприятий. Для организации внебюджетного финансирования программных мероприятий региональный внебюджетный финансово-инвестиционный фонд необходимо восстановить, что не противоречит ныне действующему Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 года № 554 "О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации".
Внебюджетное финансирование программных мероприятий за счет реализации в собственность или предоставления в долгосрочную аренду защищаемой от наводнений земли реально уже в настоящее время в крупных городах с положительной динамикой развития: Владивостоке, Находке, Уссурийске и в районах, имеющих перспективы экономического развития, в первую очередь в результате создания свободных экономических зон - Партизанском и Хасанском районах. С ростом экономического развития края будет расти спрос на землю и, соответственно, интенсивно развиваться земельный рынок. Средства от реализации защищенных от наводнений земель станут основой для запуска механизма реинвестирования финансовых средств в реализацию программных мероприятий.
Страхование как источник финансирования программных мероприятий может рассматриваться для двух этапов их реализации. На первом этапе, когда здания, сооружения, сельскохозяйственные угодья и другие народнохозяйственные объекты, находящиеся в зоне затопления, еще не защищены от наводнений, система страхования является одним из источников финансирования адаптационных мероприятий, обеспечивая функционирование информационной системы прогноза наводнений и оповещения населения и компенсируя нанесенный наводнениями ущерб. Рационально построенная система водохозяйственного страхования в этом случае будет сдерживать рост основных фондов и стимулировать рациональное землепользование в зоне затопления, что в конечном счете будет создавать объективные предпосылки для снижения ущерба от наводнений и проведения защитных мероприятий.
На втором этапе, когда защитные противопаводковые сооружения будут уже построены, целью водохозяйственного страхования должно быть обеспечение финансирования работ по поддержанию защитных сооружений в эксплуатационном состоянии под гарантию недопущения их разрушения и затопления территории паводками расчетной обеспеченности.
5.2. Материальные ресурсы
Защитные противопаводковые сооружения строятся в основном из грунта, природного камня и железобетона, поэтому обеспечение программных мероприятий осуществляется в преобладающем большинстве за счет местных материальных ресурсов. Из других субъектов Российской Федерации и из зарубежных стран предполагаются поставки горюче-смазочных и битумных материалов, оборудования осушительных насосных станций и металлического проката.
6. Координация программных мероприятий
С целью координации действий, направленных на реализацию Программы, целесообразно создание при Администрации Приморского края координационного совета. В состав координационного совета должны входить представители органов исполнительной власти, формируемых Администрацией Приморского края, участвующих в реализации Программы, а также представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, являющихся государственными заказчиками федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на решение задач Программы.
Координационный совет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
7. Оценка эффективности осуществления программы
Экономическая эффективность программных противопаводковых мероприятий складывается из предотвращения ущерба от наводнений, стабилизации сельскохозяйственного производства и освоения территории под перспективную застройку и перспективные сельскохозяйственные угодья.
Расчетная величина предотвращаемого ущерба от наводнений принята в виде доли суммарного ущерба от наводнений, включающего в себя прямой (учитываемый) и косвенный (неучитываемый) ущерб. При этом величина прямого ущерба от наводнений определена для каждого муниципального образования Приморского края путем обработки фактических данных за период с 1989 года, а величина косвенного ущерба принята в процентах от величины прямого.
Реализация предусмотренных Программой противопаводковых мероприятий не обеспечит полного предотвращения ущерба от наводнений на защищенных территориях. В населенных пунктах после строительства защитных противопаводковых сооружений останется учитываемый в настоящее время ущерб при нарушении ливнями кровель зданий, водными потоками дорог и тротуаров и т.д. Точный учет этой части ущерба определить не представляется возможным, поэтому по экспертной оценке она принята в размере 20 процентов. С учетом данного предположения величина предотвращаемого прямого ущерба составит 80 процентов его расчетной величины.
В сельском хозяйстве заметной составляющей расчетной величины ущерба от наводнений является гибель урожая вследствие вымокания растений, даже без затопления поля. Для его предотвращения, кроме строительства защитных противопаводковых сооружений, требуется проведение осушительных мелиораций, которое в составе программных мероприятий не предусматривается. С учетом данного обстоятельства величина предотвращаемого прямого ущерба в сельском хозяйстве по экспертной оценке принята равной 70 процентам его расчетной величины.
При защите от затопления дорог величина предотвращаемого ущерба принята равной его расчетной величине.
Величина предотвращаемого косвенного ущерба принята равной для населенных пунктов 30 процентам предотвращаемого прямого ущерба, а для сельского хозяйства - 60 процентам предотвращаемого прямого ущерба.
Определенная по вышеназванной методике величина предотвращаемого ущерба от наводнений в результате реализации программных мероприятий составляет 3559 млн. рублей (в ценах 2003 года), в том числе населенным пунктам - 3415 млн. рублей, сельскохозяйственным угодьям - 144 млн. рублей.
При оценке экономического эффекта от стабилизации сельскохозяйственного производства на защищенных от наводнений землях использованы данные Приморского краевого управления сельского хозяйства и Приморского краевого комитета государственной статистики. Суть экономического эффекта от стабилизации сельскохозяйственного производства заключается в том, что вследствие постоянной угрозы потери урожая на затапливаемых землях сельскохозяйственное производство на них не может быть интенсивным, существуя на экстенсивном уровне, и только после защиты земель от наводнений появится стимул интенсификации сельскохозяйственного производства.
Таким образом, эффективность защиты от наводнений сельскохозяйственных угодий, кроме предотвращения прямого и косвенного ущерба, заключается в стабилизации сельскохозяйственного производства, повышении среднегодовой урожайности сельскохозяйственных культур, а также в развитии кормовой базы, стабилизации и повышении продуктивности животноводства.
Значительная часть зон затопления в городах края в настоящее время не застроена, еще большая застроена одноэтажными домами усадебного типа. Наличие этих площадей в пределах городов нарушают их архитектурный облик, принцип функциональности зон, снижают надежность инженерных коммуникаций. При проведении противопаводковых мероприятий путем регулирования русел водотоков в пределах городов резко сокращается площадь занимаемой рекой территории. В результате появляется свободная площадь, до 80 процентов которой можно использовать под городскую застройку, а остальные 20 процентов - под городские коммуникации.
Составляющие экономического эффекта противопаводковых мероприятий подразделяются на две группы: группа ежегодного эффекта и группа разового эффекта. К составляющим ежегодного экономического эффекта относятся предотвращение ущерба от наводнений и стабилизация сельскохозяйственного производства, а к составляющим разового экономического эффекта - создание территорий перспективной застройки в населенных пунктах и создание территорий перспективных сельскохозяйственных угодий. При оценке суммарного экономического эффекта составляющие разных групп приводятся к общему знаменателю путем их суммирования за период, равный сроку окупаемости.
Социально-политическая эффективность противопаводковых мероприятий включает в себя обеспечение возможности заселения и дальнейшего освоения Приморского края, а также обеспечение возможности развития территорий, экономического роста в крае.
Защита населения края от наводнений направлена на улучшение условий проживания населения края, а также на создание условий для увеличения населения края за счет переселения жителей из других районов страны. Проводимое в 1960 - 1980 годах переселение не дало заметного эффекта, так как число приезжающих переселенцев не превышало число возвратившихся обратно в западные районы страны. Заметную роль в этом сыграли повторяющиеся почти ежегодно наводнения, создающие в населенных пунктах края экстремальные условия. Для развития экономики Приморского края и решения указанных задач необходимо опережающее проведение противопаводковых мероприятий.
При важности противопаводковых мероприятий для всей территории края особое значение они имеют для развития территорий наибольшего потенциального экономического роста в крае. К таковым в первую очередь относятся города-порты, железнодорожные узлы и комплексы, перспективные для размещения особых экономических зон районы и приграничная с КНР 30 - 40-километровая полоса Приморского края.
Программные мероприятия по защите от наводнений территорий края являются комплексными. Способы защиты городов и крупных населенных пунктов приняты с учетом особенностей их размещения и включают увеличение пропускной способности рек и каналов, расположенных в пределах застройки, устройство локальных дамб обвалования, строительство ливневой канализации, нагорных каналов, систем водоотведения ливневых, дренажных и сточных вод. Наряду с обеспечением нормальных условий проживания населения и повышением социально-экономического потенциала края реализация программных мероприятий позволит обеспечить охрану и рациональное использование земельных и водных ресурсов края, сохранение природной среды, улучшение экологического состояния.
В целях снижения воздействия транспортных магистралей на подпор уровня воды в реках в Программе предусматриваются мероприятия по реконструкции дамб, дорог и мостов. Предотвращению аварийного загрязнения рек будет способствовать создание и развитие информационной системы прогнозирования наводнений и оповещения населения Приморского края, а также создание системы регламентации хозяйственной деятельности в зоне затопления. Регламентация использования паводкоопасных территорий предусматривает трансформацию части сельскохозяйственных угодий в пределах зон затопления с заменой пашни на сенокосы и луга.
Детальная оценка экологических последствий от реализации программных мероприятий должна производиться в процессе разработки проектов и их государственной экологической экспертизы. Социально-экономические показатели Программы приведены в приложении 2.
8. Организация, формы и методы управления программой
Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации региональных целевых программ на территории Приморского края, утвержденным постановлением Губернатора Приморского края от 1 июня 2000 года № 433.
Сроки реализации и объемы финансовых средств, предусмотренные в Программе, на очередной финансовый год подлежат уточнению на основе утвержденных федерального и краевого бюджетов, заключенных инвестиционных договоров о долевом участии с администрациями муниципальных образований в порядке, установленном Администрацией Приморского края.
Первоочередные программные мероприятия приведены в приложении 3.
Приложение 1
к краевой целевой программе
"Защита от наводнений населенных
пунктов, народнохозяйственных
объектов, сельскохозяйственных и
других ценных земель
в Приморском крае"
на 2003 - 2010 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА ОТ
НАВОДНЕНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2003 - 2010 ГОДЫ
<*> Для каждого населенного пункта разрабатывается самостоятельный проект.
Приложение 2
к краевой целевой программе
"Защита от наводнений населенных
пунктов, народнохозяйственных
объектов, сельскохозяйственных и
других ценных земель
в Приморском крае"
на 2003 - 2010 годы
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
МЕРОПРИЯТИЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА ОТ
НАВОДНЕНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Приложение 3
к краевой целевой программе
"Защита от наводнений населенных
пунктов, народнохозяйственных
объектов, сельскохозяйственных и
других ценных земель
в Приморском крае"
на 2003 - 2010 годы
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
НА 2003 - 2005 ГОДЫ ПО КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА
ОТ НАВОДНЕНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ЦЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2003 - 2010 ГОДЫ