РЕШЕНИЕ Межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 10.04.2003
"О ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ОТ 20.03.2002 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2003 года
О ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ОТ
20.03.2002 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Рассмотрев информацию по выполнению решения Межведомственной комиссии от 20.03.2002 "Об обеспечении безопасности при осуществлении туристической деятельности", Межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае рекомендует:
Государственной инспекции труда в Приморском крае обобщить результаты проверки туристских фирм по охране труда и проинформировать Межведомственную комиссию по охране труда в Приморском крае в сентябре 2003 года.
Председатель комиссии
В.М.РЕШЕТНИКОВ
Приложение 1
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Председателю Межведомственной
комиссии по охране труда в
Приморском крае В.М. Решетникову
На Ваш № 51/190-6-15 от 12.02.2003 направляем информацию "Об обеспечении безопасности при осуществлении туристской деятельности".
В феврале 2002 года в сфере государственного регулирования туристской деятельности произошли принципиальные изменения. Если до этого периода обязательному лицензированию подлежал только международный туризм, независимо от того являлась туристская организация оператором или агентом, то после вступления в силу с 11 февраля Постановления Правительства Российской Федерации № 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" все действующие лицензии на осуществление международной туристской деятельности подлежали переоформлению в срок до 10 апреля. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" тур операторская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. В связи с этим, лицензионные требования и условия при осуществлении туроператорской деятельности и, прежде всего, требования к профессиональному составу работников, включая руководителя, гораздо выше. При этом, лицензирование туроператорской деятельности Минэкономразвития России в лице департамента туризма оставило за собой.
На основании Соглашения от 14 февраля 2002 года между Минэкономразвития России и Администрацией Приморского края на комитет по туризму возложены полномочия по лицензированию турагентской деятельности и контролю за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиатами, получившими лицензии в комитете. Осуществление контроля за туристскими организациями, получившими лицензии в департаменте, или другом субъекте Федерации, но осуществляющими деятельность на территории края, возможно только при получении соответствующего разрешения органа, выдавшего лицензию. Следует сказать, что нами неоднократно направлялись предложения в департамент туризма о делегировании комитету по туризму полномочий по лицензированию туристской деятельности в полном объеме. Для осуществления функций лицензионного органа при комитете создана на постоянно действующей основе лицензионная комиссия с функциями экспертного совета, в комиссию входят, помимо сотрудников комитета представители Приморского ТУ МАП России, УВД Приморского края, ООО "Приморский центр сертификации", данная комиссия работает с 1994 года.
Согласно ст. 4 Положения "О лицензировании турагентской деятельности" лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются:
а) наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;
б) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента - индивидуального предпринимателя;
г) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
д) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;
е) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчества должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.
В компетенцию комитета по туризму входит осуществление контроля за соблюдением перечисленных условий действия лицензии, а также требований Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
При выявлении нарушений комитет выносит решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, в случае не устранения нарушений, приостанавливает действие лицензии. Если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, комитет вправе подать заявление в суд об аннулировании лицензии.
Кроме обязательного наличия лицензии при осуществлении туристской деятельности до 2002 года действовала обязательная сертификация туристских услуг на безопасность, которую осуществлял до недавнего времени Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации. С 1 августа 2002 года сертификация туристских услуг переведена в разряд добровольной и осуществляется ООО "Приморский центр по сертификации". При проведении сертификации обязательным условием является наличие оборудованного рабочего места для работы с клиентом. Следует отметить, что большинство туристских предприятий, несмотря на добровольный характер сертификации, сертификат имеют.
По состоянию на 1 февраля в Приморском крае зарегистрировано 202 туристских предприятия, из них около 80 процентов расположено в г. Владивостоке. Кроме этого на территории края работает 2 предприятия со стопроцентными иностранным капиталом.
В течение 2002 года комитетом было проведено около 90 проверок деятельности туристских предприятий края, из них 20 проверок проведено совместно с Приморским ТУ МАП России и ООО "Приморский центр сертификации". При проведении проверок особое внимание уделяется наличию соответствующим образом оборудованного офиса и в случае каких-либо нарушений, либо смене офиса без информирования комитета по туризму принимается решение о приостановке действия лицензии. В настоящее время решением лицензионной комиссии комитета приостановлено действие лицензии на осуществление турагентской деятельности у 5 предприятий (ООО "Соллинг Плюс", ООО "Мирада", ООО "ВостокИнтур", ЗАО "Примкоринвест", ООО "Трамп Экзотик Турс"), кроме этого, в текущем году решением арбитражного суда аннулирована лицензия ООО "Ларик ЛТД".
В отношении обеспечения безопасности российских туристов на китайской территории и особенно в городе Суйфэньхэ, следует отметить, что эти вопросы комитет держит на постоянном контроле и все обращения руководителей туристских предприятий по конкретным фактам доводятся до китайской стороны с требованием принятия мер.
В начале 2002 года главным специалистом комитета был проведен мониторинг безопасности российских туристов на территории КНР, с выездом в г. Суйфэньхэ. По информации Правительства г. Суйфэньхэ, в городе создано специальное подразделение милиции при городском Управлении общественной безопасности, которое занимается исключительно делами, связанными с иностранцами (тел. 399 - 9937), в штате есть переводчик русского языка. Кроме этого, летом 2001 г. специально для российских туристов ввели телефон доверия "110", на котором находится русскоговорящий сотрудник. Однако, статистику происшествий и преступлений против российских туристов за последний год китайская сторона предоставить отказалась, сославшись на то, что эти сведения относятся к разряду информации для служебного пользования. Тем не менее, китайская сторона признала, что в отношении российских туристов продолжают допускаться противоправные действия.
14 - 15 февраля текущего года совместно с Управлением по туризму провинции Хэйлунцзян и Правительством г. Суйфэньхэ проведено 6-е ежегодное Совещание по вопросам приграничного туризма между провинцией Хэйлунцзян и Приморским краем. На совещании были подведены итоги туристского сезона 2002 года и состоялся обмен мнениями по поводу имеющихся и вновь возникших трудностей, включая проблемы с обеспечением безопасности российских туристов, качества обслуживания, работы пунктов пропуска и другие.
Председатель комитета
B.C.СОИН
Приложение 2
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В дополнение информации комитета по туризму администрации края от 21.02.03 № 52/105 необходимо отметить, что выборочной проверкой организаций, осуществляющих туристическую деятельность в крае, выявлено ряд нарушений законодательных, нормативных правовых актов по охране труда. Так, при повторной проверке организаций в городах Владивосток, Находка, Уссурийск, Дальнереченск (туристических компаний "Восток-экспресс", ООО "Владивостокское бюро путешествий и экскурсий", ООО "Владимир-В", "МБА-Пасифик", ООО "Вояж", ООО "Спектр-Люкс" ОАО "Амурский залив", ООО "Дальинтурист", ЗАО "Турсервис", ООО "Влад Турбизнес", ООО "Тихоокеанская туристическая компания Восток", ОАО "Приморское агентство авиационных компаний", ООО "Дальтур", ООО "Интурист") только у 15% туристических компаний проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (ОАО "Приморское агентство авиационных компаний", ООО "Владимир-В" ) и руководители 30% компаний прошли обучение и проверку знаний по охране труда (ООО "Владимир-В", ОАО "Приморское агентство авиационных компаний", ЗАО "Турсервис", ООО "Дальинтурист"). Остальные руководители организаций не выполняют требования Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 № 181-ФЗ, а также действующие на территории Российской Федерации нормативные правовые акты по охране труда. Первичная документация не приведена в соответствие с требованиями ГОСТ ССБТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда". Отсутствуют инструкции по охране труда.
В целях наведения должного порядка по вопросам охраны труда в организациях, осуществляющих туристическую деятельность в Приморском крае, предлагается:
- руководителям туристических организаций пройти обучение и проверку знаний по охране труда в срок до конца 2003 года, а также провести процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда;
- просить комитет по туризму администрации края при проведении процедуры лицензирования вида деятельности обеспечить выполнение соискателями лицензий требований законодательных актов, в том числе и по охране труда.
Ведущий специалист отдела
экспертизы условий труда
комитета по труду и демографической
политике администрации края
В.Г.КУЗЬМИН