Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2003 № А51-13312/2002-29-329
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ВЛАДИВОСТОКА ОТ 05.09.2002 № 1707 "О РЕОРГАНИЗАЦИИ СБОРА ПЛАТЕЖЕЙ С НАСЕЛЕНИЯ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ (ХОЛОДНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ВОДООТВЕДЕНИЕ, ОТОПЛЕНИЕ И ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ), А ТАКЖЕ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПУНКТА 1.1 УКАЗАННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 23.06.2003 № Ф03-А51/03 1/1377 данное решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2003 по данному делу оставлены без изменений, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2003 № А51-13312/2002-29-329 данное решение изменено.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 января 2003 г. Дело № А51-13312/2002-29-329

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании 13 января 2003 г.
дело по заявлению зампрокурора Приморского края в защиту
государственных и общественных интересов:
ОАО "Владморторгпорт", ООО "Примстройинвест", ООО "Котельный комплекс Эгершельд", ГУП "Котельная с тепловыми сетями ДВО РАН", ФГУП "92 СРЗ (в/ч 9726)", ГУ комбинат "Восток", ОАО "Пивоиндустрия Приморья", ООО "Санаторий Моряк", ООО "Энергия-70", В/часть 2459, ОАО "Владморрыбпорт", МУП "Тепловые сети", МУП "ВКХ"
К администрации г. Владивостока
3 лицо на стороне ответчика: УЖКХ администрации г. Владивостока
О признании недействительным постановления от 05.09.02 в части,

установил:

Зам. прокурора Приморского края обратился в арбитражный суд в порядке ст. ст. 52, 198 АПК РФ с заявлением о признании недействительными пункта 1.1 постановления администрации г. Владивостока от 05.09.02 № 1707 "О реорганизации сбора платежей с населения за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и горячее водоснабжение) и пункта 2 указанного постановления в части обязания истцов заключить с ООО "Программы учета" договор на начисление, печать квитанций и абонентскую плату с населением.
Ответчик предложил истцам заключить мировое соглашение по делу, представив его текст. Однако истцы не выразили согласия на заключение мирового соглашения. Спор рассмотрен судом по существу.
В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал в полном объеме, указав на нарушение законодательства и прав истцов и потребителей коммунальных услуг оспариваемым постановлением, поскольку предприятия-истцы не являются собственниками или владельцами муниципального жилищного фонда, то они не могут быть признаны исполнителями коммунальных услуг и соответственно не вправе взимать с населения плату за оказанные услуги. Администрация города в нарушение принципа свободы договора незаконно налагает на истцов обязанность по выполнению несвойственных им функций.
Кроме того, оспариваемыми пунктами постановления от 05.09.02 нарушаются права потребителей коммунальных услуг, которые будут лишены возможности предъявлять претензии по качеству оказанных услуг непосредственно наймодателю.
Все истцы, присутствующие в судебном заседании, за исключением МУП "Тепловые сети", поддержали требования прокурора в полном объеме, пояснив, что не имеют жилого фонда ни в собственности, ни на балансе, не являются исполнителями коммунальных услуг, возлагаемые на них администрацией города функции не входят в их уставную деятельность. Оспариваемые пункты противоречат Постановлению Правительства от 02.08.99 № 887, регулирующему отношения между гражданами, проживающими в жилищном фонде независимо от формы собственности, и наймодателем.
Представитель МУП "Тепловые сети" поддержал доводы прокурора и истцов в части требований о признании недействительными п. 2 и частично п. 1.1 (в п. 1.1 не оспаривает право на получение платежей с населения, но не согласен с представлением права на взыскание задолженности).
Ответчик требования прокурора просил оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемым постановлением администрация г. Владивостока как собственник жилого фонда предоставила указанным в п. 1.1 постановления предприятиям право получать платежи с населения за предоставленные услуги и взыскивать задолженности по платежам. Данное право не накладывает на них никаких обязанностей, в том числе и в части заключения договора, предусмотренного п. 2 постановления.
УЖКХ администрации г. Владивостока поддержало доводы ответчика, добавив, что права граждан оспариваемым постановлением не нарушаются, так как в договоре социального найма стороной по-прежнему остается администрация города, что не лишает граждан возможности предъявлять претензии стороне по договору, т.е. администрации г. Владивостока.
Из материалов дела судом установлено, что 05.09.02 администрацией г. Владивостока было принято постановление № 1707 "О реорганизации сбора платежей с населения за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и горячее водоснабжение)".
В соответствии с п. 1.1 данного постановления исполнителям коммунальных услуг: ОАО "Владморрыбпорт", ООО "Примстройинвест", ООО "Котельный комплекс Эгершельд", ДВО РАН, в/ч 9726, комбинат "Восток", ОАО "Пивоиндустрия" (в судебном заседании выяснено, что подразумевалось ОАО "Пивоиндустрия Приморья"), СОЦ "Моряк", ООО "Энергия-70", ОКПП "Владивосток", ОАО "Владмоторгпорт", МУП "Тепловые сети", МУПП "ВКХ" предоставлено право получать платежи с населения за предоставленные услуги и взыскивать задолженность по платежам.
Пунктом 2 указанного постановления перечисленным выше предприятиям предписано заключить договоры с ООО "Программы учета" на начисление, печать квитанций и абонентскую работу с населением.
Зампрокурора Приморского края, полагая, что пункты 1.1, 2 постановления от 05.09.02 противоречат действующему законодательству и нарушают права указанных предприятий и граждан, обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. 52, 198 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования зампрокурора подлежащими удовлетворению в части признания недействительным п. 2 постановления № 1707 от 05.09.02.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.08.99 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" установлено, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры".
Администрация г. Владивостока, как собственник жилого фонда, предоставила указанным в п. 1.1 оспариваемого постановления предприятиям право получать платежи с населения за предоставленные услуги и взыскивать задолженность по платежам.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он противоречит закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и других лиц, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия. При этом необходимо наличие двух перечисленных признаков в совокупности.
Анализ п. 1.1 оспариваемого постановления не позволяет суду сделать вывод о нарушении прав и законных интересов истцов или граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде.
Предоставленное истцам право не налагает на них никаких обязанностей или обязательств. Неиспользование предоставленного права не может повлечь для истцов каких-либо неблагоприятных последствий, не создает иных препятствий для осуществления ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Права граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, также не нарушаются оспариваемым пунктом постановления от 05.09.02, т.к. он не вносит изменений в договор социального найма жилья, стороной по которому остается администрация г. Владивостока, что не лишает граждан разрешать возникающие споры по представлению услуг со стороной по договору, т.е. с администрацией города.
В связи с изложенным требования о признании недействительным п. 1.1 постановления от 05.09.02 № 1707 удовлетворению не подлежат.
Пункт 2 указанного постановления предписывает предприятиям, перечисленным в п. 1.1, заключить договор с ООО "Программы учета" на начисление, печать квитанций и абонентскую работу с населением.
Суд признает указанный пункт недействительным по следующим основаниям.
Истцы оказывают услуги по водоснабжению, водоотведению и отоплению на основании договоров, заключенных с администрацией г. Владивостока.
Муниципальный жилищный фонд и его системы водоснабжения, отопления и канализации находятся в ведении администрации г. Владивостока.
Согласно п. 1.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 № 1099, исполнителем услуг по теплоснабжению, водоснабжению, канализации являются предприятия или учреждения, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.08.99 № 887 сбор оплаты за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.
Поскольку предприятия-истцы не являются собственниками или владельцами муниципального жилищного фонда, то они не могут быть признаны исполнителями коммунальных услуг.
Пунктом 2 постановления от 05.09.02 администрация г. Владивостока незаконно возлагает на истцов обязанность по заключению договора, т.к. в силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к договору не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством. При этом суд исходит из буквального значения содержащихся в п. 2 постановления слов и выражений и признает несостоятельным довод ответчика о предоставлении права, а не возложении обязанности по заключению договора.
От уплаты госпошлины стороны освобождены в силу ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным п. 2 постановления администрации г. Владивостока от 05.09.02 № 1707 "О реорганизации сбора платежей с населения за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и горячее водоснабжение)" как противоречащего нормам ГК РФ.
В удовлетворении требования о признании недействительным п. 1.1 указанного постановления отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru