Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Приморского края от 24.12.2002 № А51-11487/2002 20-173
<ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2002 г. № А51-11487/2002 20-173

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:
Рассматривается исковое заявление ГУ "Чугуевский лесхоз" о признании частично недействительным решения МИМНС РФ № 4 по Приморскому краю № 5389 от 19.09.2002.
Суд приступил к предварительному заседанию, в ходе которого стороны представили все необходимые документы, изучив которые суд пришел к выводу о том, что дело подготовлено к рассмотрению спора по существу. Суд с согласия сторон завершил предварительное судебное заседание и приступил к судебному заседанию по рассмотрению спора по существу.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и просит признать ненормативный акт налогового органа недействительным по пункту 1.1 в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания 20% штрафа от суммы неуплаченного налога на прибыль в размере 23627 руб., по налогу на пользователей автодорог в сумме 100 руб., по налогу с продаж в сумме 996 руб., по пункту 1.3 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу с владельцев транспортных средств в налоговый орган более 180 дней в сумме 19950 руб., по пункту 1.4 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль в налоговый орган в сумме 29534 руб., по пункту 2.1 в части предложения перечислить не полностью уплаченный налог на прибыль в сумме 118137 руб., налог с продаж в сумме 4979 руб., налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 500 руб. и пункту 2.1 "в" в части предложения уплатить пени по налогу на прибыль в сумме 9262 руб., по НДС в сумме 13124 руб., по налогу с продаж в сумме 3096 руб., по налогу на пользователей автодорог в сумме 570 руб., так как он не соответствует действующему налоговому законодательству, а именно:
Налог на прибыль
ГУ "Чугуевский лесхоз" является некоммерческой организацией, владеет федеральным имуществом на праве оперативного управления. Согласно Инструкции "О порядке финансирования расходов предприятий и организаций лесного хозяйства", утвержденной МФ СССР от 14.07.1987 № 159/183/116-87, финансирование операционных расходов лесхозов производится за счет ассигнований из федерального бюджета и за счет собственных средств. Пункт 10 данной Инструкции к собственным средствам относит суммы за отпущенную лесхозами лесопродукцию, семена, посадочный материал и другие материалы, за оказание услуг. Статья 42 БК РФ предусматривает, что все доходы бюджетного учреждения в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества.
Так как лесхоз при списании основных средств оприходовал металлолом, который был отпущен по счет-фактуре № 51 от 21.05.2001 ЗАО "Уссурийскагропромсбыт" на сумму 50000 рублей, доход от этой сделки был учтен в доходной части сметы и использован для выполнения основных задач Истца. Таким образом, данный доход не является объектом налогообложения.
Вывод налогового органа о том, что начисленные неустойки за нарушение лесных требований в сумме 287536 рублей являются внереализационным доходом, также не соответствует действующему законодательству.
Ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Начисление неустойки за нарушение лесных требований не относится к исполнению договорных обязательств.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. № 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства в РФ" предусматривает, что предприятия и организации лесного хозяйства вправе использовать в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесов, развития социальной сферы предприятий и организаций лесного хозяйства до 50 процентов сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства. Постановлением Администрации Приморского края от 15 февраля 1994 года № 58 предусмотрено, что 50% от сумм неустоек зачисляется на счета "Суммы по поручению" подведомственных Примуправлению лесами предприятий (лесхозов) для оперативного дополнительного финансирования работ по воспроизводству и охране лесов. Следовательно, эти средства являются целевыми, т.е. дополнительным бюджетным финансированием.
Налог с продаж и налог на пользователей автодорог имеют ту же налогооблагаемую базу в части выручки, поступившей в кассу лесхоза. Согласно письму МНС РФ от 31.12.1999 в бухучете сумму налога с продаж следует отражать с использованием счета 46 "Реализация продукции", а поскольку доход за отпущенную лесопродукцию является дополнительным источником бюджетного финансирования, то у Истца отсутствует объект налогообложения. Следовательно, допричисление налога с продаж и налога на пользователей автодорог неправомерно.
С 2001 года лесхоз не является плательщиком НДС в силу положений ст. 146 НК РФ, поэтому не обязан исчислять налог с авансовых платежей, пени, начисленные за несвоевременную уплату НДС, незаконны.
Ответчик иск не признал, считая принятый ненормативный акт правомерным, письменные возражения в материалы дела не представлены, в судебном заседании было пояснено следующее:
Налогоплательщик в нарушение п. 3 Инструкции ГНС РФ от 20.08.1998 № 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и предоставлении отчетности в налоговые органы" не вел раздельного учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности в целях налогообложения, что привело к искажению отчетности по налогу на прибыль по форме № 2. Под предпринимательской деятельностью Истца понимается реализация металлолома. Налоговая декларация "Расчет налога от фактической прибыли" за 2001 год в налоговый орган не представлена.
Налогоплательщик в нарушение ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пунктов 12, 14 Инструкции ГНС РФ № 48 не учитывал в целях налогообложения доход от реализации металлолома и суммы штрафов (неустоек) за нарушение условий лесопользования, которые в размере 50% от указанных сумм зачислялись на внебюджетный счет учреждения.
В нарушение пункта 18 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС" предприятием при получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров не составлялись и не регистрировались в книге продаж счета-фактуры на указанные платежи, вследствие чего несвоевременно уплачивался НДС с указанных платежей. Реализация древесины является объектом налогообложения и предприятие в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ обязано уплачивать НДС.
Налог с продаж - в 1999 году в нарушение п. 7 Закона ПК № 35-КЗ Истец занизил налогооблагаемую базу за счет невключения в нее стоимости лесопродукции, реализованной за наличный расчет, что послужило основанием для доначисления налога, пени и применения налоговых санкций.
Налог на пользователей автомобильных дорог - в результате занижения налогооблагаемой базы за счет невключения дохода, полученного в результате реализации металлолома, налог доначислен правомерно.
Факт представления в налоговый орган декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год документально не подтвержден, налоговая ответственность применена правомерно.
Из материалов дела установлено, что в результате выездной налоговой проверки ГУ "Чугуевский лесхоз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления) за период с 01.01.1999 по 31.03.2002 были установлены нарушения действующего налогового законодательства, что нашло отражение в акте проверки № 89 от 17 июля 2002 года, а по результатам рассмотрения материалов акта проверки и возражений налогоплательщика Ответчиком было принято решение № 5389дсп от 19.09.2002 о привлечении к налоговой ответственности ГУ "Чугуевский лесхоз" в виде взыскания доначисленных налогов, пени и штрафных санкций. Истец, частично не согласившись с принятым ненормативным актом, обратился с иском в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит заявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим налогам:
Налог на прибыль:
Согласно п. 10 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
По мнению суда, Ответчик неправильно квалифицировал деятельность Истца как коммерческую и включил полученные им доходы в состав выручки от предпринимательской деятельности с соответствующими налоговыми последствиями, поскольку неправильно оценил фактические обстоятельства дела.
Статья 42 Бюджетного Кодекса РФ предусматривает, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов как доходы от использования имущества.
Согласно учредительных документов Государственное учреждение "Чугуевский лесхоз" является территориальным органом федерального органа Министерства природных ресурсов РФ и является специально уполномоченным госорганом.
Финансирование Истца осуществляется за счет федерального бюджета на основании утвержденной сметы доходов и расходов в соответствии с бюджетным классификатором РФ.
Согласно пункту 10 Инструкции "О порядке финансирования расходов предприятий и организаций лесного хозяйства", утвержденной МФ СССР от 14.07.1987 № 159/183/116-87, финансирование операционных расходов лесхозов производится за счет ассигнований из федерального бюджета и за счет собственных средств. К собственным средствам относятся суммы за отпущенную лесхозами лесопродукцию, семена, посадочный материал и другие материалы, за оказание услуг.
Поскольку лесхоз при списании основных средств оприходовал металлолом, отпущенный по счет-фактуре № 51 от 21.05.2001 ЗАО "Уссурийскагропромсбыт" на сумму 50000 рублей, то доход от этой сделки был учтен в доходной части сметы и использован для выполнения основных задач Истца. Следовательно, данный доход не является объектом налогообложения.
Вывод налогового органа о том, что начисленные неустойки за нарушение лесных требований в сумме 287536 рублей являются внереализационным доходом, не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 14 Положения № 552 в состав внереализационных доходов включаются присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
Статья 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Начисление неустойки за нарушение лесных требований не относится к исполнению хозяйственных договорных обязательств.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. № 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства в РФ" предусмотрено, что предприятия и организации лесного хозяйства вправе использовать в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесов, развития социальной сферы предприятий и организаций лесного хозяйства до 50 процентов сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства. Постановление Администрации Приморского края от 15 февраля 1994 года № 58 предусматривает право лесхоза 50% от сумм неустоек зачислять на свои счета для оперативного дополнительного финансирования работ по воспроизводству и охране лесов. Следовательно, эти средства являются целевыми, т.е. дополнительным бюджетным финансированием.
Поскольку представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что все полученные средства направлены Истцом на финансирование работ и обязанностей, вмененных ему Положением (Уставом) и являются целевым бюджетным финансированием, следовательно, не являются объектами налогообложения по налогу на прибыль и налогу на пользователей автодорог в силу п. 16 Инструкции ГНС РФ № 48 от 20.08.98 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
Налог на пользователей автомобильных дорог
Согласно пункту 25 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Поскольку суд установил, что у Истца отсутствует выручка от предпринимательской деятельности, следовательно, нет оснований для доначисления указанного налога, пени и штрафа.
НДС:
В соответствии с п. 4 ч. 2 с. 146 НК РФ не признаются реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
Поскольку Истец в соответствии с учредительными документами, является специально уполномоченным государственным органом в областях госуправления использования, охраны, защиты лесного фонда РФ и воспроизводства лесов, следовательно, реализация древесины, вырубленной в ходе санитарной очистки леса, не является объектом обложения НДС.
В то же время суд не может согласиться с доводами Истца по следующим налогам:
Налог с продаж
В соответствии со ст. 2 Закона ПК № 35-КЗ "О налоге с продаж" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, за исключением товаров (работ, услуг), указанных в пункте 2 настоящей статьи. Ссылка налогоплательщика на письмо МНС РФ от 31.12.1999 № 131-6-01/930 судом не принимается, поскольку в соответствии с НК РФ и Постановлением ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 года № 41/9 письма и разъяснения не относятся к законодательству о налогах и сборах, тем более данное письмо определяет порядок ведения бухгалтерского учета предприятий и организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Ни указанный Закон ПК, ни пункт 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" не содержат условие, освобождающее бюджетные организации и учреждения от уплаты налога с продаж".
Налог с владельцев транспортных средств
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О бухгалтерском учете" день представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Истец документально не смог подтвердить факт предоставления в налоговый орган расчета по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год, следовательно, Ответчик правомерно привлек его к налоговой ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

Признать решение Межрайонной налоговой инспекции МНС РФ № 4 по Приморскому краю от 19.09.2002 № 5389 ДСП недействительным по пункту 1.1 в части привлечения ГУ "Чугуевский лесхоз" к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль, по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 23627 руб., по налогу на пользователей автодорог в сумме 100 руб., по пункту 1.4 в части привлечения к налоговой ответственности, по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль в налоговый орган в сумме 29534 руб., по пункту 2.1 в части предложения перечислить не полностью уплаченный налог на прибыль в сумме 118137 руб., налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 500 руб. и пункту 2.1 "в" в части предложения уплатить пени по налогу на прибыль в сумме 9262 руб., по налогу на пользователей автодорог в сумме 570 руб., по НДС в сумме 13124 руб. как не соответствующее Налоговому кодексу РФ, в остальной части иска отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 16.04.2003 № Ф03-А51/03-2/645 решение Арбитражного суда Приморского края по данному делу оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
   ------------------------------------------------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru